Выступление на педагогическом совете на тему: «Событийное планирование ДОУ».
статья (старшая группа)

Потапенко Каролина Витальевна

Комитет образования администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 г. Балаково Саратовской области

                413841, Саратовская область, г. Балаково, Набережная Леонова, д.6, 8-(8453)-62-00-21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на педагогическом совете на тему: «Событийное планирование ДОУ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Потапенко К.В

 

 

 

 

2020 г.

            Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки.

                  В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «событийное планирование», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка. В чём же состоит сущность понятия «событийного планирования»? Сущность событийного планирования заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели. При этом любой из участников образовательного процесса – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

          Событийный подход рассматривается нами как продуктивная педагогическая организация и осуществление значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, используя которую, мы можем обеспечить достижение целевых ориентиров, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.( 2)

           Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.

           Построение образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.

          Действительно, ведь на практике образовательный процесс в ДОУ строится на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволяет сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным ( 3). Можно перестать ориентироваться на традиционные перечни обязательных образовательных центров и уделить внимание тому, что действительно интересует детей и важно для их развития. Если для детей не актуальна игра в «Почту», тогда не нужно отнимать этим полезную площадь.

       У педагогов есть возможность развивать регуляторные способности детей не через «сели ровненько, глазки на меня, слушаем внимательно», а через предоставление детям возможности высказываться, принимать решения, планировать свою жизнь в группе. Хочется отметить, что для педагогов работающих по программе « От рождения до школы» очень важно выстраивать деятельность с детьми с учетом зоны ближайшего развития, а так же с учетом пространства детской реализации. Образовательное событие становится тем пространством возможностей, в котором ребенок является инициатором собственной образовательной деятельности.

При переходе на событийную форму организации неизбежно встает вопрос о планировании. Как запланировать образовательное событие , во- первых с учетом формирования универсальных способностей и, во – вторых с ориентировкой на интерес детей? Как можно предугадать возникновение интереса и подготовится к нему? Конечно не имея экстрасенсорных способностей предвидеть это невозможно. Но многое можно предугадать.

  Так, например, к предсказуемым образовательным событиям относятся сезонные изменения: темы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»- вечные. У каждого воспитателя есть целый арсенал интересных методов и приемов, которые он может включить в календарное образовательное событие, не упуская из виду образовательные задачи. Образовательное событие, как и любая образовательная единица имеет свою структуру. Оно состоит из завязки, решения задач через виды деятельности, кульминации, рефлексии.( 4) Однако начинается образовательное событие с планирования .Конечно ,важно идти от интереса ребенка, поскольку тот самый интерес пораждает аффект ,который согласно Выготскому ,тесно связан с развитием интелекта.Планирование же в нашем понимании – жесткий процесс  котором регламентирован каждый шаг.Поэтому,любое образовательное событие независимо оттого запланировано ли оно воспитателем или возникло спонтанно поо инициативе детей начинается – с обсуждения между взрослыми участниками –организаторами образовательного события.

Особенность событийного планирования в том, что в основе лежит не перечень планируемых мероприятий, а вопросы, возникшие в результате анализа в группе, которые педагоги задают сами себе. Проработка этих вопросов уже половина плана.

Вопросы:

Как будет называться наше образовательное событие?

Название должно быть кратким: «Весна», «Богатыри». Оно должно нести в себе понятный смысл и быть легко воспроизводимым детьми.

Актуально ли это для детей?

Ответ на этот вопрос может быть двояким. Актуальность может определяться самими детьми. К примеру ребенок принес в группу набор фигурок динозавров, чем привлек внимание большей части группы. В данном случае тема является актуальной.

Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе?

В контексте подготовки к событийному планированию под организацией жизни детей в группе подразумеваются появившиеся предметы, которые помогают детям воспринимать через образовательную призму себя, время, культуру.

Время, изменения в среде, я- открытие себя, культура.

Есть ли в образовательном событии место проблеме?

Вопрос крайне важен, отсутствие проблемной задачи обесценивает событие.

Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события?

Какую бы игровую форму ни принимало образовательное событие в нем должны решаться и образовательные так называемые предметные задачи, свои для каждого возраста. Нужно четко выяснит какие задачи встраиваются в образовательное событие, а какие нет.

Какие коммуникативные навыки будут развиты?

Нужно продумать, какого рода коммуникативный навык в дефиците у данной группы.

Как будет развиваться драматургия события?

С чего начинается образовательное событие…какой будет развязка…

Как будет организована рефлексия?

Отвечая на вопрос, педагог должен понимать, отчёт какого вида подойдет к предшествующему образовательному событию? Есть ли в отчете место субъективности ребенка? (чему я научился?).

    В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы:

 • яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;

• яркое событие в литературном художественном произведении;

 • яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов.

Список примерных тем для включения в событийное планирование:

• события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества);

• явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);

 • явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);

• мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);

 • традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери); • наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).

           Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе проведения образовательной деятельности, в процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм и т. д.             Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnoe_sobytie.pptx124.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на педагогическом совете на тему: «Событийное планирование ДОУ».

Слайд 2

Событийный подход рассматривается нами как продуктивная педагогическая организация и осуществление значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, используя которую, мы можем обеспечить достижение целевых ориентиров, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Слайд 3

На практике образовательный процесс в ДОУ строится на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволяет сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.

Слайд 4

Образовательное событие, как и любая образовательная единица имеет свою структуру. Оно состоит из завязки, решения задач через виды деятельности, кульминации, рефлексии.

Слайд 5

Особенность событийного планирования в том, что в основе лежит не перечень планируемых мероприятий, а вопросы, возникшие в результате анализа в группе, которые педагоги задают сами себе. Проработка этих вопросов уже половина плана.

Слайд 6

Как будет называться наше образовательное событие? Название должно быть кратким: «Весна», «Богатыри». Оно должно нести в себе понятный смысл и быть легко воспроизводимым детьми. Актуально ли это для детей? Ответ на этот вопрос может быть двояким. Актуальность может определяться самими детьми. К примеру ребенок принес в группу набор фигурок динозавров, чем привлек внимание большей части группы. В данном случае тема является актуальной.

Слайд 7

Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе? В контексте подготовки к событийному планированию под организацией жизни детей в группе подразумеваются появившиеся предметы, которые помогают детям воспринимать через образовательную призму себя, время, культуру. Время, изменения в среде, я- открытие себя, культура. Есть ли в образовательном событии место проблеме? Вопрос крайне важен, отсутствие проблемной задачи обесценивает событие.

Слайд 8

Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события? Какую бы игровую форму ни принимало образовательное событие в нем должны решаться и образовательные так называемые предметные задачи, свои для каждого возраста. Нужно четко выяснит какие задачи встраиваются в образовательное событие, а какие нет. Какие коммуникативные навыки будут развиты? Нужно продумать, какого рода коммуникативный навык в дефиците у данной группы.

Слайд 9

Как будет развиваться драматургия события? С чего начинается образовательное событие…какой будет развязка… Как будет организована рефлексия? Отвечая на вопрос, педагог должен понимать, отчёт какого вида подойдет к предшествующему образовательному событию? Есть ли в отчете место субъективности ребенка? (чему я научился?).

Слайд 10

Список примерных тем для включения в событийное планирование: • события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества); • явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей); • явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных); • мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра); • традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери); • наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Духовно – нравственное воспитание и семейные ценности в психолого-педагогических воззрениях святителя Феофана Затворника".

Выступление на педсовете на тему: "Духовно - нравственное воспитание и семейные ценности в психолого - педагогических воззрениях святителя  Феофана Затворника". Этот материал будет интересен не только...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»

Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных  интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Планирование и реализация образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами»

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовы...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Повышение педагогической компетентности в контексте ФГОС ДО"

Выступление на педагогическом совете на тему"Повышение педагогической компетентности в контексте ФГОС ДО."...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Личностные и профессиональные качества педагога и их влияние на педагогическую деятельность»

...Педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования и обучения. Содержание профессии пе...