«Одаренные дети – проблемы и перспективы»
статья

Шипулина Наталья Валерьевна

Среди самых интересных и загадочных явлений природы является детская одаренность, она несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий, как в нашей стране, так и за рубежом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский                               сад присмотра и оздоровления № 123 Адмиралтейского района  г. Санкт – Петербурга

Консультация для воспитателей

«Одаренные дети – проблемы и перспективы»

Подготовила:

Воспитатель Шипулина Н.В.

2020 год

Среди самых интересных и загадочных явлений природы является детская одаренность, она несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий, как в нашей стране, так и за рубежом.

Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка, нередко испытывает определенные трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми требует особых знаний и особого подхода.

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей в разных областях.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об одаренности.

Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники.

В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.

Методы выявления одаренных детей

1. Анализ результатов педагогического мониторинга;

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Частые проявления одаренности:

  • Физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;
  • Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;
  • Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.
  • Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные;
  • Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо;
  • Ребенок способен к нестандартным решениям;
  • Ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий);
  • Ребенок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции;
  • В художественной деятельности одаренный ребенок рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;
  • В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте).

Одаренность определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренные дети  — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка педагогов и создание условий для развития способностей детей.

Работу в детском саду необходимо организовать по нескольким направлениям, которые позволили бы решить ряд задач:

• Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;

• Создание системы выявления, поддержки и психолого-методического сопровождения одаренных детей

• Создание педагогически эффективных условий, обеспечивающих высокие достижения детей, способные удовлетворять потребность детей в занятиях по интересам

  • Проведение мероприятий по повышению компетентности родителей одарённых детей: консультации, мастер-классы, индивидуальные беседы – рекомендации.

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуться.

Из-за своих особенностей в поведении их зачастую причисляют к трудным детям. Педагоги иногда просто боятся таких детей. Обладая большим запасом знаний и стремлением познавать что-то новое, они часто срывают занятия, не давая педагогу проводить работу с детьми. Задавая много вопросов, или постоянно дополняя и поправляя педагога. Также таким детям просто не интересно то, что дается другим, так как для них это слишком просто, и им сложно долго удерживать свое внимание на этом скучном занятии.

 

При организации работы с одарёнными детьми главное помнить 3 правила:

• Помоги, но не навреди.

• Заинтересуй, но не настаивай.

• Учитывай индивидуальность. 

 

Таким образом, в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам.  Особое значение в развитии одаренности имеет среда, в которой прибывает ребенок.

В заключении, хотелось бы отметить, работа с одаренными детьми  это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Она требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости.

Необходимо напомнить, что основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проблемы и перспективы дополнительного образования детей в ДОУ"

Статья посвящена вопросам развития системы дополнительного образования. Авторы раскрывают перспективы реализации вариативных форм обучения и воспитания дошкольников, специфику программного обеспечения...

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ в ДОО

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Для ребенка дощкольного возраста характерна высокая познавательная активност...

Выступление на тему: «Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подро...

Детский сад и дети с ОВЗ: проблемы и перспективы развития

В последнее время увеличивается число детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов.Еще в недавнем прошлом большинство из них вынуждены были сидеть дома.Федеральный Государственный Образовательный Станда...