«Одаренные дети – проблемы и перспективы»
статья
Среди самых интересных и загадочных явлений природы является детская одаренность, она несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий, как в нашей стране, так и за рубежом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_shipulina_odarennye_deti_-_problemy_i_perspektivy.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 123 Адмиралтейского района г. Санкт – Петербурга
Консультация для воспитателей
«Одаренные дети – проблемы и перспективы»
Подготовила:
Воспитатель Шипулина Н.В.
2020 год
Среди самых интересных и загадочных явлений природы является детская одаренность, она несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий, как в нашей стране, так и за рубежом.
Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка, нередко испытывает определенные трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми требует особых знаний и особого подхода.
Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей в разных областях.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об одаренности.
Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники.
В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.
Методы выявления одаренных детей
1. Анализ результатов педагогического мониторинга;
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Частые проявления одаренности:
- Физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;
- Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;
- Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.
- Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные;
- Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо;
- Ребенок способен к нестандартным решениям;
- Ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий);
- Ребенок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции;
- В художественной деятельности одаренный ребенок рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;
- В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте).
Одаренность определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка педагогов и создание условий для развития способностей детей.
Работу в детском саду необходимо организовать по нескольким направлениям, которые позволили бы решить ряд задач:
• Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;
• Создание системы выявления, поддержки и психолого-методического сопровождения одаренных детей
• Создание педагогически эффективных условий, обеспечивающих высокие достижения детей, способные удовлетворять потребность детей в занятиях по интересам
- Проведение мероприятий по повышению компетентности родителей одарённых детей: консультации, мастер-классы, индивидуальные беседы – рекомендации.
Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуться.
Из-за своих особенностей в поведении их зачастую причисляют к трудным детям. Педагоги иногда просто боятся таких детей. Обладая большим запасом знаний и стремлением познавать что-то новое, они часто срывают занятия, не давая педагогу проводить работу с детьми. Задавая много вопросов, или постоянно дополняя и поправляя педагога. Также таким детям просто не интересно то, что дается другим, так как для них это слишком просто, и им сложно долго удерживать свое внимание на этом скучном занятии.
При организации работы с одарёнными детьми главное помнить 3 правила:
• Помоги, но не навреди.
• Заинтересуй, но не настаивай.
• Учитывай индивидуальность.
Таким образом, в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Особое значение в развитии одаренности имеет среда, в которой прибывает ребенок.
В заключении, хотелось бы отметить, работа с одаренными детьми это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Она требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости.
Необходимо напомнить, что основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Проблемы и перспективы дополнительного образования детей в ДОУ"
Статья посвящена вопросам развития системы дополнительного образования. Авторы раскрывают перспективы реализации вариативных форм обучения и воспитания дошкольников, специфику программного обеспечения...
Статья Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста.
статья в помощь педагогам доу...
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ в ДОО
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Для ребенка дощкольного возраста характерна высокая познавательная активност...
Выступление на тему: «Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подро...
Консультация для педагогов "Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста"
Вопрос ранней профориентации очень актуален....
Детский сад и дети с ОВЗ: проблемы и перспективы развития
В последнее время увеличивается число детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов.Еще в недавнем прошлом большинство из них вынуждены были сидеть дома.Федеральный Государственный Образовательный Станда...