Мастер-класс для педагогов на тему: «Составление творческих рассказов по картинкам»
консультация

Скворцова Мария Сергеевна

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

Детский сад  №10 «Колобок»

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Составление  творческих рассказов по картинкам»






                                                                                                            Подготовил воспитатель:

Скворцова Мария Сергеевна







Городской округ Химки

Московская область

 Ноябрь 2019г.

Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе с картиной.

-Побудить педагогов к использованию технологии ТРИЗ в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов по картине.

1 часть. Приветствие

-Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ».

2 часть. Теория.

Для успешной подготовки ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников включен раздел по формированию умений самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам.

По отзывам педагогов, можно сделать вывод, что более неинтересного вида деятельности в детском саду, чем составление рассказа по картине, нет. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказ по одной картине сначала воспитателя, как образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Но главное то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны.

И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по картине.

Возникшее противоречие можно решить с помощью адаптированной методики Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ, которая позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.

Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5-7 лет.

Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.

Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игр со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель.

Есть игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.

Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения.

Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.

Общие требования к организации работы с картиной

1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2.При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный.Результат этапарассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

На каждом этапе работы по картине детям предлагается алгоритм мыслительных действий, помогающий ребенку в составлении рассказа.

3 часть. Практическая деятельность.

Давайте рассмотрим некоторые игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины «Собака со щенятами».

1 этап Определение состава картины

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются конкретные объекты, изображенные на картине. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется игра "Подзорная труба".

Для этой игры нам нужен альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект.Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с кашей, дом, дерево, воробьи, трава.

Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.

Игра «Фотографирование»

Для того чтобы ничего не пропустить и не забыть, назовём, где находятся все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске выложу картинками.

-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?

Советы педагогу:

*воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей;

*темп работы должен быть достаточно быстрым,

*обязательным условием является обозначение «земля- небо»«пол - потолок».Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связь между объектами«Такой-то объект лежит на полу, а этот – летает в небе».

* по окончанию определения состава картинынеобходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;

*окончательным итогом данный игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».

2 этап: Установление взаимосвязей между объектами

- Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи.

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Для этого предлагаются творческие задания:

пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (сначала воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Затем дети самостоятельно объединяют объекты на картине.

Игра «Ищу друзей (недругов)»

Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами.

Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление.); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит.); родственных связей (брат — сестра, мама — дети.).

Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.

Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.

Примеры:

Собака — дом.

«Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее,заботятся о ней: приносят вовремя пищу».

3 этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Для обучения детей умению описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагогу поможет прием «вхождения в картину».

Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цели:

— учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;

— побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине»Составить рассказ «О чем говорят объекты»Составить диалоги «от имени» объектов.

Примерные варианты рассказов:

1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».

2. «Я слышу,как собака-мама разговаривает со щенками: «Посмотрите, к нам прилетели птицы. Это воробьи. Они тоже живут в нашем дворе».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»

Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Например:

«Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом. Пахнет шерстью собак и травой на лужайке».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Пример рассказа:

«Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки — жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле — жестко и больно».

Советы педагогу:

*Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора

*Работая с картиной,начинайте речевую зарисовку с фразы«Я слышу, как …»«Я чувствую запах…»«Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.

*Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.

*Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус» (не ко всем картинам)

Цели:

— учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;

— уточнить представления о способах и продуктах питания;

— побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.

Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т. п., и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).

Примеры рассказов:

1. «Я — мама - собака. Я грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых — жесткая, и я не могу ее разгрызть».

2. «Я — берёза. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни есть кашу. Мне это и невкусно».

Уважаемые педагоги, перед вами лежат карточки, посмотрите, каким волшебником вы будете«Войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.

Начинайте речевую зарисовку с фразы«Я слышу, как…»«Я чувствую запах…» и т. д.

Игра «Живые картинки» (выстраивание на ковре)

Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Для обучения детей пространственной ориентировке на картинемы используем такие игры как:

Игра «Да — нет»

Я загадала объект на картине, а вы с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, установите его местонахождение.

Вопросы задавайте таким образом, чтобы я могла отвечать только «Да» или «Нет»

Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).

Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5—7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.

Пример игры

Распределение ролей:

дом — Оля,

будка — Лена,

собака — Вася,

ель — Оксана,

веревка — Федя.

Дом—Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края.

Будка —Лена: Позади меня дом, а впереди — собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом.

Ель —Оксана: На картине я нахожусь далеко, дальше дома — в лесу. На ковре я встану позади дома.

Собака —Вася: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой.

Осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".

4 этап. Составление рассказов от лица разных героев

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Алгоритм мыслительных действий.

1. Выбрать героя на картине.

2. Определить его настроение или свойства характера.

3. «Войти» в образ героя (представить себя им).

3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

Для обучения составлению творческих рассказов от лица кого-либо объекта картины используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера.

Пример рассказа.

«Мудрая береза»

«Я — береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить дом, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно».

Советы педагогам:

• При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст детей.

• Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаз собаки).

• От простых и обобщенных эмоций (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный).

Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я тот то….»,потом описать свое эмоциональное состояние или настроение, характер, предложить решение проблемной ситуации…Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.

5 этап: Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени

Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как. ; после того, как. ; утром. ; потом. ; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной.).

Ход занятия:

1. Объекты на картинеразделяются на три категории:

а) рукотворный мир;

б) живая природа;

в) неживая природа.

2.Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориям и в следующей последовательности:

— Объекты животного мира, изображенные на картинерассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему «Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром», или «Я представлю, что было с ней поздно вечером».

— Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времен года,например: что было с березой зимой или что с ней будет ранней осенью.

— Неживая природа рассматривается в рамках крупных изменений окружающего ландшафта (это зависит от разумной или неразумной деятельности человека,например: как выглядело это место на картине, когда человека еще не было на земле; как будет выглядеть это место через сто лет.

— Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования.Например: кто, когда и зачем сварил кашу для собак; кем, когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила.

Пример рассказа.

«Миска с кашей»

«Хозяйка знает, что собачка Жучка и ее маленькие щенята очень любят кашу. Поэтому ранним утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает сварить свежую кашу. Если каша долго стоит под солнцем, то к ней могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить».

Игра «Путешествие на машине времени» - вне занятия

Цель: учить составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования.

Игровое действие: ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.

Правила игры:

— нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было;

— не обязательно подробно рассказывать о моменте существования объекта на картине.

Пример рассказа.

«Травинка»

«Жило-было маленькое семечко. Его носило ветром по миру. И вот однажды ветер опустил его на полянку, где только что построили будку для собаки. Всю зиму семечко лежало в земле.Ему там не очень нравилось: сыро и холодно. Как хорошо, что наконец наступила весна! Из семечка выросла травинка. Она радовалась дождю, но не любила, когда на нее наступали. Самые тяжелые существа — люди. Мама-собачка полегче, но все равно ее ноги сильно приминали травинку. А легкие и мягкие лапки щенят травка даже любила. Травинке было грустно, что скоро наступит осень, а потом зима. Снег хоть и укроет ее от мороза, но все же опять будет так холодно!»

4часть. Заключение.

Сегодня я познакомила вас только с частью этапов работы над картиной. Если вас заинтересовала данная методика, вы можете подробно ознакомиться с ней самостоятельно.

Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"

В своей работе, обучая детей рассказыванию, я использую современную образовательную технологию-мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц...

Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:-Раз...

Мастер – класс «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».

Мастер – класс  «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста.Це...

Мастер-класс "С мамой и папой вместе - составлять рассказ интересней"

Особенно сложным видом речевой деятельности для дошкольников является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что педагог успевает опросить только 4—6 детей, остальн...

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников»

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников»...