Опыт работы: " Игровые макеты и игрушки - персонажи к ним".
материал (подготовительная группа)
Содержательно - насыщенное и трансформируемое пространство - одно из условий социальной ситуации развития дошкольников. Важное место в развитии игрового сюжета старших дошкольников занимает макет. "Оживает" он, когда в нем появляются мелкие игрушки - персонажи. Изготовление кукол из ниток вполне доступно для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра с мелкими игрушками как раз в значительной мере способствует сюжетосложению. | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые макеты и
игрушки – персонажи к ним»
(опыт работы)
В целях эффективной реализации ФГОС ДОУ развивающей предметно-пространственной среде групп предъявляется ряд требований. Содержательно - насыщенное и трансформируемое пространство – одно из условий социальной ситуации развития дошкольников.
Развивающая среда для игры включает в себя два основных фактора:
- играющий с детьми взрослый-партнер, задающий образцы сюжетосложения, как более сложного способа построения игры;
- собственно предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру без участия взрослого.
Важное место в развитии игрового сюжета старших дошкольников занимает макет. Это может быть кукольный дом, замок, ферма, парковка, комната. Макет может быть изготовлен из тонкой фанеры, плотного картона. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место и в любой момент использоваться детьми для игры.
Два-три «универсальных» макета имеет смысл держать в групповом помещении постоянно, время от времени обновляя населяющих их персонажей и антураж, в зависимости от ситуации.
Наполнение макета осуществляют сами дети, используя мелкий предметный материал. Воспитатель может помочь им, предлагая те или иные сочетания игровых предметов.
«Оживает» макет, когда в нем появляются обитатели воображаемого «мира» - мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности. Они могут обслужить любую задуманную ребенком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см., с условным телом и головой с намеченными в общем виде чертами лица. Ребенок может приписать им любые роли. Такого рода игрушки служат опорой для игры, как мальчиков, так и девочек. Данные в наборе, они часто используются ребенком для разыгрывания разного рода семейных коллизий (моделирования семейных конфликтов и изживания их, построения идеальных на его вкус отношений и пр.).
Для реализации семейной тематики достаточно, например, набора из трех условных человечков, намекающих на возможных членов семьи. Ребенок, приписав таким фигуркам привлекающие его роли, может подбирать остальной антураж для игры из уже имеющихся мелких игрушек или полифункциональных предметов (палочек, катушек, коробочек и пр.).
Игра с мелкими игрушками как раз в значительной мере способствует сюжетосложению, активизирует комментирующую речь. В активизации сюжетосложения в значительной мере и заключается педагогическая ценность игры с мелкими игрушками.
Обитатели-персонажи, как и дополнительный антураж, могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем. Сразу вспоминаются наши детские игры с бумажными куклами, то, какие чудеса можно создать с помощью ножниц, красок, карандашей, бумаги. Небольших куколок можно смастерить из картона, проволоки, пластилина, ткани, соленого теста, а еще из разноцветных ниток.
Изготовление кукол из ниток вполне доступно для детей старшего дошкольного возраста. При небольшой помощи взрослого за короткое время ребёнок может смастерить куколку, нарисовать или вышить ей лицо, вырезать из ткани наряд. Нужно только показать детям свою заинтересованность, войти с ними в детский мир игры.
Обычно, мы с девочками выбираем нитки для волос, туловища и украшения куклы. Сначала я показываю, как наматывать нитки на книгу, а затем аккуратно отделять их. Перевязываю ниткой заготовку куклы, обозначая голову, к которой привязываются волосы. Отделяю две части с обеих сторон, чтобы получились руки, кисти так же перевязываю нитками. Оставшуюся часть связываю по центру, чтобы получилась талия. Ноги у кукол-девочек не делаю, оставляя нитки в форме юбки. У куклы мальчика, ноги формирую по тому же принципу, что и руки. Чтобы юбка, руки и ноги были ровными, в конце работы подравниваю их ножницами.
В процессе работы мы ведём с детьми неспешную беседу о том, как будут звать куклу, что она любит, как оденется, куда пойдёт, что, где и с кем будет делать. В нашей группе коробка с мелким природным материалом, тряпочками, фольгой, ножницами всегда рядом. Дети могут смастерить дополнительные элементы декора.
Готовая кукла «поселяется» в домике и начинает развиваться игровой сюжет. Игра с макетом и нитяными куклами – это не застывшее явление. По ходу действия помогаю детям додумывать детали, реализовывать новые идеи, придумывать дополнительные роли. Часто возникает необходимость смастерить нового персонажа, и тогда игра продолжает своё течение в новом русле.
Куклами из ниток с удовольствием играют не только старшие девочки, но и дети помладше. На мой взгляд, играя в ролевые игры с куклами, происходит имитация взрослого мира, что развивает в детях как старшего, так и младшего возраста чувство партнёрства и ответственности, умение согласовывать ролевые действия, проявлять богатую гамму эмоций.
Научить ребенка творить в воображаемом мире можно, если целенаправленно вести его с помощью игрового моделирования. Ведь игра с маленькими самодельными куколками интересна, непредсказуема, необычна. Она развивает в детях творческое воображение, возникновение симпатий и привязанности друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщённый опыт работы "Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"
Описание опыта работы по теме. Театрализованные, дидактические, сюжетные игры для малышей, развиивающие их активный и пассивный словарь...
Опыт работы "Игровые педагогические технологии в интеллектуальном развитии детей"
В данном методическом материале представлен опыт работы воспитателя разновозрастной дошкольной группы по развитию интеллектуальных способностей детей, через современные игровые педагогичес...
Опыт работы "Игровой самомассаж рук"
Игровой самомассаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и ...
«Игровые макеты и игрушки – персонажи к ним» (опыт работы)
Содержательно - насыщенное и трансформируемое пространство - одно из условий социальной ситуации развития дошкольников.Изготовление кукол из ниток вполне доступно для детей старшего дошкольного возрас...
Опыт работы «Использование многофункциональной чудо-игрушки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Опыт работы c детьми подготовительной группы...
Опыт работы "Игровая форма работы в развитии речи дошкольников с использованием фольклорного материала"
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родн...
опыт работы 3 дня без игрушки
особенности организации развивающей-предметно пространственной среды группы при реализации технологии «Три дня без игрушек»...