Гендерное воспитание: правила и противоречия
статья

Трусова Елена Львовна

В настоящее время в подходе к гендерному воспитанию существуют противоречия между его необходимостью, начиная с дошкольного детства, и недостаточной теоретической разработанностью. Главный вопрос - нужно ли позволять детям играть в игры не по половому признаку или все же пресекать их. Материал дает характеристику периодов освоения гендерных ролей, а также заставляет задуматься о поставленном вопросе, знакомит с разными мнениями по этому поводу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gendernoe_vospitanie.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

 «Гендерное воспитание: правила и противоречия»

Проблема полоролевого воспитания будущих мужчин и женщин с акцентом на выполнение специфических социальных функций, обусловленных их гендерной принадлежностью, активно обсуждалась педагогами с начала двадцатого века и до 1930-х гг. Однако вскоре большее распространение получили идеи "бесполой" педагогики. В этот период вопросам полового воспитания детей и учета их психофизиологических особенностей в образовательном процессе внимания почти не уделялось. И только начиная с 1990-х гг. гендерному воспитанию начинает уделяться необходимое внимание.

Гендер - это совокупность социальных и культурных норм и ролей мужчин и женщин, которые определяют их поведение, а также социальные взаимоотношения между ними. Гендерный подход в образовании представляет собой традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками, воспитание мальчика и девочки соответственно тем нормам, требованиям, стандартам, которые предъявляет общество к человеку в данный конкретный культурно-исторический период. Гендерное воспитание предполагает правильное усвоение детьми гендерных ролей, подразумевающее в будущем гендерное равенство, отсутствие гендерных предрассудков и дискриминации по половому признаку.

Дошкольный возраст - особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка, организм растёт наиболее быстрыми темпами. Каждая возрастная группа детей по-разному осваивает гендерные роли.

От рождения до трёх лет закладываются основы полового самосознания ребенка, когда он начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. В этот период ребёнок учится управлять своим телом, стремится оценить свои возможности, понять свои чувства и эмоции.

Ребенок 3 лет имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическе и т.д.).

В 4 – 5 лет ребенок способен обозначать свою гендерную принадлежность, аргументировать ее по ряду признаков («я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина.

В 5 – 6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование отдельных ее сторон уже гораздо менее эффективны.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление от своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления, эмоций, чувств, специфика гендерного поведения). В 5-6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин.

К 6-7 годам ребенок признает окончательную необратимость своей половой принадлежности, у него складывается система половой идентичности, которая в дальнейшем будет развиваться и содержательно обогащаться за счет собственного опыта.

Гендерное воспитание – процесс длительный и разносторонний. Он начинается в семье, продолжается в ДОУ и школе, и завершается лишь тогда, когда ребенок проживает примерно два десятка лет своей жизни.

Гендерные подходы в ДОУ могут существенно поспособствовать процессам гендерной самоидентификации. Можно выделить несколько основных направлений, моментов гендерного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:

Тематические беседы. Дети могут искать друг у друга общее и различия, обсуждать, что значит быть девочкой, что значит быть мальчиком, и так далее.

Игры с распределением гендерных ролей. Девочки хотят быть балеринами и актрисами, мальчики – летчиками и программистами. Девочкам нравятся наряжать кукол в платья, мальчикам – выстраивать солдатиков на краю стола и сокрушать воображаемого врага. Игры, совмещающие девичьи и мальчишечьи пристрастия, позволяющие им проявить свою фемининность и маскулинность, могут показаться слишком банальными и категоричными со взрослой точки зрения, но для детей они очень важны и полезны.

Чтение сказок, словесные игры, разыгрывание сценок и другие способы вызвать ассоциации с персонажами своего пола. Девочки будут ассоциировать себя с Машенькой, кошечкой, лисичкой и т. д. Мальчики – с Петей, принцем, мишкой и т.п. И дело тут не в приписывании себе характеристик персонажа, а, например, в разыгрывании его роли в сценке. Помогать разбираться в таких вещах на первых порах детям должен воспитатель.

Грамотный поход к проведению занятий по физкультуре. Хороший физрук детского сада будет давать мальчикам больше силовых упражнений, а при работе с девочками делать уклон в аэробику и гимнастику. Конечно, никто не помешает девочке, выросшей в прекрасную девушку, ходить в спортзал, равно как и мальчику – заняться акробатикой. Но в ранние годы, в условиях детского сада, такое разделение по типу упражнений наиболее оправдано и в контексте особенностей физического развития девочек и мальчиков, и в связи с потребностями их гендерного воспитания.

Грамотное распределение задач при проведении танцевальных занятий, утренников, организации выступлений. Так, если речь идет о танцах, то девочки должны выполнять плавные и мягкие движения, тогда как мальчики могут задавать ритм и вести своих маленьких партнерш. Конечно же, при распределении костюмов ребята, опять же, должны выбирать персонажей своего пола.

В настоящее время в подходе к гендерному воспитанию существуют противоречия между необходимостью гендерного воспитания начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Главный вопрос - нужно ли позволять детям играть в игры не по половому признаку или все же пресекать их. Вот некоторые мнения…

 Большинство высказываний сводится к тому, что не следует запрещать ребенку играть в «чужие» игры:

-детей нужно знакомить с разнообразными играми, вызывать у них интерес, возможно, в будущем такой мальчик буде двигаться в гуманитарном направление (педагог, врач), а девочка станет спортсменкой, юристом;

- пусть мальчик играет в «дочки-матери: ведь в ней он учится играть роль отца, проявляющего доброту, внимание, чуткость, заботливое отношение к кукле;

- в игре ребенок познает окружающий мир, общается со сверстниками, получает опыт и не важно, игра эта в «дочки-матери или в «казаков-разбойников», главное, чтобы ребенок получал в ней удовольствие;

- пресекать такие игры не следует, поскольку мальчик учится быть хорошим семьянином, ухаживать за детьми, а девочка - постоять за себя, проявлять активность;

- нет ничего плохого в том, что мальчик играет с девочками в куклы, в дальнейшей жизни он, скорее всего, будет заботливым отцом, ведь в игре он подражает взрослому, а значит, дома так делает его папа.

Но есть и другое мнение:

- необходимо в мягкой форме пресекать такие игры, так как с раннего детства закладываются привычки, стереотипы поведения, что может привести к неправильной ориентации;

- ношение женщинами брюк уже привело к тому, что мы взяли на себя много мужских обязанностей, таких как зарабатывание денег, карьера. А мужчины, напротив, не умеют работать физически, ветрены, безответственны, теряют то плечо, на которое хочется опереться.

А как считаете вы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"

Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент  группА ЗДО-5-12,  факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

Гендерное воспитание дошкольников: правила и противоречия

Тема гендерного воспитания в последнее время набирает все большую популярность, причем исследователи и специалисты высказывают разные точки зрения на этот счет: от вполне адекватных до перех...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...