Развития речи "Звуковой анализ слова "дом"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковой анализ слова дом. Подбор слова с заданным звуком"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovoy_analiz_slova_dom._podbor_slova_s_zadannym_zvukom.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по «Подготовке к обучению грамоте»
Звуковой анализ слова «дом». Подбор слова с заданным звуком.
Цели:
Образовательные задачи:
- Освоение умения делать звукобуквенный разбор слова «дом».
- Закрепление дифференциации твердых и мягких согласных звуков.
- Формирование умения сравнивать слова по их звуковой схеме
Развивающие задачи:
- Развитие фонематического слуха, мышления, памяти.
- Развитие умения строить предложения, отвечая на заданный вопрос.
- Развитие мелкой моторики рук
Воспитательные задачи:
- Воспитание внимательности, целеустремленности
Демонстрационный материал: доска, указка, таблица слова «дом», изображение дома, фишки зеленого, синего, красного цвета, гномы Тим и Том.
Раздаточный материал: рабочие тетради, фишки зеленого, синего, красного цвета.
Ход занятия
1.(Дети встают в кругу)
- Ребята, давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Я хочу построить дом».
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
Солнце было, дождик шел.
И тюльпан в саду расцвел.
- Дети садятся за стол.
- Какое главное слово было в пальчиковой гимнастике?(Дом)
Выставляется картинка дом.
- Но сначала вспомним: звуки мы слышим или видим? (Мы их можем слышать) Давайте их послушаем. Что вы слышите? (Мы слышим как работает дезар.)
- Произнесите слово дом, определите сколько в нем звуков. (В нем 3 звука)
Дети произносят слово Д-О-М за воспитателем.
1 звук –Д
2 звук – О
3 звук – М
- Какие бывают звуки?(Гласные- поющиеся, обозначаются красным цветом «а,о,у».Согласные, звуки которые не поются«м,к,д»).Они бывают твердые и мягкие.
Воспитатель выставляет схему на доску.
- Анализ слова «дом»
- Первый звук в слове дом - Д. Этот звук согласный или гласный? Он твердый или мягкий? (Твердый). Какую фишку мы поставим? (Синюю)
- Второй звук в слове – О. Он гласный или согласный? Он поется? (Да, попробуем пропеть) Каким цветом отметим его (Красным)
- Третий звук М. Какой это звук гласный или согласный?(Согласный)Он твердый или мягкий? (Твердый) Каким цветом его обозначим? (Дети кладут синюю фишку)
- Мы узнали, что слово «дом» состоит из трех звуков. Сколько гласных? Сколько согласных? Согласные твердые или мягкие? (1 гласная, 2 твердые согласные)
4.Физминутка
Стук-стук-постук, раздается где-то стук
Молоточки стучат, строят домик для зайчат
Вот с такою крышей, вот с такими окнами,
Вот с такою дверью,
И вот с таким замком.
5.Теперь присядьте на ковер. У нас есть 2 брата-гнома, одного зовут Том, другого зовут Тим. Сколько звуков в имени Том? (три) Сколько звуков ив имени Тим? В именах количество звуков одинаковое – три.
Разбор слова «Том»
- Какой первый звук? Он согласный или гласный? Он твердый или мягкий? (Т – согласный, твердый) К гному выставляем синюю фишку.
Второй звук О. Он гласный или согласный? Каким обозначим цветом? (Гласный, красный)
Третий звук М.- Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? (Согласный, твердый, синий)
Имя второго гнома Тим.
-Какой первый звук? Он согласный или гласный? Он твердый или мягкий? (Ть – согласный, мягкий) К гному выставляем зеленую фишку.
- Второй звук И. Он гласный или согласный? Каким обозначим цветом?(Гласный звук,обозначаем красным цветом)
- Третий звук М.- Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? (Согласный, твердый, синий)
Сравните первую и вторую схему. Чем они различаются? (первый звук твердый, второй звук мягкий.) Чем они схожи? (2 звук - гласный, 3 звук – синий, согласный твердый)
6. Игра «Назови слово» (в кругу с мячом)
Воспитатель просит назвать первый звук в слове «дом». Это звук «Д». Далее следуют названия слов со звуком «д» или «дь». По правилам игры слова не повторяем.
Примеры слов: дым, дуб, дыня, дорога, дверь, доска, дедушка, дятел.
7. Рефлексия
- Какие трудности вы испытали? Что было вам легко сделать? Что вам понравилось?
- Вы все молодцы. Занимались отлично.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для развития звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте
Подобраны задания для развития звукового анализа и синтеза ....
Развитие языкового анализа и синтеза у дошкольников.
Система работы по развитию языкового анализа и синтеза (звукового. слогового, отграничения речевых единиц) у детей дошкольного возраста с целью профилактики устной и письменной речи, коррекция голоса,...
Развитие фонематического анализа и синтеза //Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.
Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. ...
Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза
Готов ли мой ребенок в школу? Этот вопрос задает каждый родитель. И родители должны знать, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи, то есть мысленн...
Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии.
Актуальность выюранной темы, пример активной коррекционной деятельности воспитанников....
Памятка для родителей «Развитие фонематического анализа и синтеза у детей с временной задержкой психического развития»
Прежде чем учить ребенка читать, необходимо сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза....
Развитие фонематического анализа и навыков звукового анализа
В консультации предлагаются игры, развивающие фонематические процессы у детей дошкольного возраста...