Снижение агрессии у детей посредством игр
консультация

Юдина Татьяна Юрьевна

Эффективным способом снижения агрессивного поведения детей дошкольного возраста является  игра, так как в дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности.

 «Агрессия» (от латинского «aggredi» - нападение) – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное  на нанесение физического или  психологического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы».

Игра является средством коммуникации, спонтанного самовыражения. Чувство, которое социальное окружение не поощряет, ребенок может открыто выразить в игре, проецируя на игрушку. В игре можно отшлепать куклу, разрушить постройку, наказать «преступника» и т.д. Вне зависимости от мотивов такого поведения, игра приносит ребенку эмоциональное облегчение. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

В ходе сюжетно-ролевой игры ребенок сам движется по наиболее комфортному пути. Игра не подчиняется взрослому. А воспитатель наблюдает за процессом игры, выделяя стиль его поведения, особенности сюжета и организации игры, игрушки и материалы, которые предпочитает ребенок. Особенности игры ребенка могут многое рассказать о его реальной жизни, хотя прямой перенос игровых действий в качестве интерпретации поведения ребенка в жизни редко бывает уместен.

Предлагаю нижеследующие игры, которые помогут ребенку выплеснуть отрицательные эмоции посредством игры. Выбирайте игры на свой вкус и применяйте их дома. И пусть агрессия у детей выплескивается только в игре или на спортивной площадке!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snizhenie_agressii_u_detey_posredstvom_igr.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Снижение агрессии детей посредством игр»

Составила:

Юдина Татьяна Юрьевна, воспитатель.

Воронеж, 2020.

Эффективным способом снижения агрессивного поведения детей дошкольного возраста является  игра, так как в дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности.

 «Агрессия» (от латинского «aggredi» - нападение) – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное  на нанесение физического или  психологического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы».

Агрессивных детей с каждым годом становиться все больше. Ранее детская агрессия изучалась только в связи с разрешением конфликтов, так как бытовало мнение, что агрессивные реакции могут возникнуть только у педагогически запущенных детей. В настоящее же время, испытывать отрицательные эмоции считается нормальным. Всё большее внимание уделяется нахождению причин агрессии. Необходимо нивелировать причины агрессии, а также дать агрессии выход в «мирное русло».

Если ребенок часто проявляет агрессию, можно предложить игры и упражнения, в которых эту агрессию можно применить, без ущерба для окружающих людей и предметов.

Когда человек злится, челюсть его сжимается, напрягаются лицевые мышцы. Для их расслабления можно использовать следующую технику. Лечь на кровать или пол, широко открыть рот и покричать, попробовать достать языком до потолка, луны, насколько вам позволит фантазия.

Выходом агрессии может быть крик, битье дивана, подушки, боксёрской груши или фитбола. Прыжки на батуте или кровати, тоже отличный способ снять напряжение. Эти способы подходят не только для детей, но и для взрослых. Делать это можно совместно с родителями, по очереди или одновременно. Стоит только ненадолго забыть о рамках, установленных социумом.

Также полезно при выходе агрессии называть свои отрицательные эмоции «я злюсь на …», «я раздражён из-за…», «меня расстраивает, что …»". Бросок или удар может сопровождаться эмоцией, криком.

Кроме того, агрессивным детям будут полезны игры с песком и пластилином, большинство подвижных игр с мячом, бадминтон, теннис. При этом игра должна нравится ребенку. Нельзя заставлять играть в ту или иную игру.

Игра является средством коммуникации, спонтанного самовыражения. Чувство, которое социальное окружение не поощряет, ребенок может открыто выразить в игре, проецируя на игрушку. В игре можно отшлепать куклу, разрушить постройку, наказать «преступника» и т.д. Вне зависимости от мотивов такого поведения, игра приносит ребенку эмоциональное облегчение. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

В ходе сюжетно-ролевой игры ребенок сам движется по наиболее комфортному пути. Игра не подчиняется взрослому. А воспитатель наблюдает за процессом игры, выделяя стиль его поведения, особенности сюжета и организации игры, игрушки и материалы, которые предпочитает ребенок. Особенности игры ребенка могут многое рассказать о его реальной жизни, хотя прямой перенос игровых действий в качестве интерпретации поведения ребенка в жизни редко бывает уместен.

Предлагаю нижеследующие игры, которые помогут ребенку выплеснуть отрицательные эмоции посредством игры. Выбирайте игры на свой вкус и применяйте их дома. И пусть агрессия у детей выплескивается только в игре или на спортивной площадке!

«Прогулка с компасом»

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Ход игры: формируется пара, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Ведомому  завязывают глаза, он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "турист не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий. После окончания игры ребенок может описать, что он чувствовал, когда был с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

«Рубка дров»

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры.

Ход игры: скажите следующее: "Ты рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встань так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"" Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Бумажные мячики»

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Ход игры: перед началом игры ребенок должен скомкать несколько больших листов бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Разделиться на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

 «Маленькое привидение»

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Ход игры: «Мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку делать руками вот такое движение: (поднять согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить "У", если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить". Затем хлопнуть в ладоши: "Молодец! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!"

«Разговор с руками»

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Ход игры: если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

 «Ловим комаров»

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Ход игры: скажите ребенку: "Давай представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам налетело много комаров. По команде "Начали!" мы будем ловить комаров. Вот так! Взрослый в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: родитель показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!"

«Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Ход игры: взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

«Уходи, злость, уходи!»

Цель: снятие психо-физического напряжения.

Ход игры:   играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты.

 «Каратист»

Цель: снятие физической агрессии.

Ход игры:  положить обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Родитель, стоящий недалеко произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

 «Упрямая подушка»

Цель: снятие общей агрессии, негативизма, упрямства.

Ход игры: взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

Список литературы:

  1. Дмитриева С.В. Игры для агрессивных детей ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/05/15/igry-dlya-agressivnyh-detey, 2018.
  2. Игры для агрессивных детей ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://86ds7-nyagan.edusite.ru/p106aa1.html.
  3. Ширшова М.С. Игра как способ снижения агрессии у детей старшего дошкольного возраста (научно-исследовательская работа) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskaya-rabota-po-teme-igra-kak-sposob-snizheniya-agressii-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-3778772.html, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы воспитателям по снижению агрессии у детей дошкольного возраста

Представлены советы воспитателям по работе над снижением агрессии у дошкольников....

Игровой тренинг для снижения агрессии и ослабления негативных эмоций у детей

Тренинг состоит из 5 занятий, направлен на снижение агрессии у детей, обучение навыкам конструктивного взаимодействия, развитие сплоченности в группе....

Консультация для родителей "Игры на снижение агрессии у детей"

Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в описанные в данном разделе игры, полезными будут и игры из разделов о нарушениях в общении и использовании методов художес...

Коррекционная программа по снижению уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью «Ежики»

В данной работе был проведен обширный теоретический анализ литературы по проблемам исследования, проанализированы причины, механизмы и формы проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возра...

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ

целенаправленная работа по снижению агрессии у детей...

Картотека игр для детей на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций

В данной картотеке представлены игры для детей дошкольного возраста на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций...

Картотека игр на снижение агрессии у детей дошкольного возраста

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.Только поняв и приняв это, взрослые «догадаются», что реб...