Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста
рабочая программа (средняя группа) на тему
Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_4-5_let.docx | 399.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет «Ягодки»
Содержание
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||||
1.1. | Пояснительная записка | ||||
1.1.1. | Цель и задачи реализации Программы | ||||
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | ||||
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | ||||
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | ||||
1.2.1. | Портрет выпускника образовательной организации | ||||
1.2.2. | Система оценки результатов образовательного процесса | ||||
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||||
2.1. | Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в образовательных областях) | ||||
2.1.1. | «Социально-коммуникативное развитие» | ||||
2.1.2. | «Познавательное развитие» | ||||
2.1.3. | «Речевое развитие» | ||||
2.1.4. | «Художественно-эстетическое развитие» | ||||
2.1.5. | «Физическое развитие» | ||||
2.1.6. | Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если планируется коррекционная работа или инклюзивное образование детей с ОВЗ) | ||||
2.2. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | ||||
2.3. | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | ||||
2.4. | Способы и направления поддержки детской инициативы | ||||
2.5. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | ||||
2.6. | Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность | ||||
2.7. | Описание парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива | ||||
2.8. | Сложившиеся традиции Организации или Группы. | ||||
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||||
3.1. | Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания | ||||
3.2. | Описание финансовых условий реализации программы | ||||
3.3 | Описание кадровых условий реализации Программы | ||||
3.4. | Описание психолого-педагогический условий реализации Программы | ||||
3.5. | Проектирование образовательной деятельности: | ||||
3.5.1. | Режим дня | ||||
3.5.2. | Учебный план | ||||
3.5.3 | Календарный учебный график | ||||
3.5.4. | Расписание непрерывной образовательной деятельности | ||||
3.5.5. | Нормативы времени, затраченного на реализацию программы (соотношение обязательной и формируемой частей программы) | ||||
3.6. | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | ||||
3.6.1. | Комплексно-тематическое планирование | ||||
3.7. | Взаимодействие различных учреждений и организаций в условиях введения ФГОС дошкольного образования | ||||
ПРИЛОЖЕНИЯ | |||||
1 | Паспорт группы | ||||
2 | Перспективный план НОД | ||||
3 | Перспективный план по программе «Социокультурные истоки» | ||||
4 | Перспективный план инструктажей по технике безопасности воспитанников дошкольного отделения | ||||
5 | Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если планируется коррекционная работа или инклюзивное образование детей с ОВЗ) |
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет «Ягодки» дошкольного отделения МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова определяет содержание методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ДО и обеспечивает развитие личности детей среднего возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Образовательная программа дошкольного отделения муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии имени Ф.К.Салманова разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Декларацией прав ребенка ООН (1959);
- Конвенцией ООН о правах ребенка (1989);
-Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
-Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15));
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26);
-Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
-Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.
1.1.1.Цель и задачи реализации Программы
Обязательная часть Программы разработана с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой - так как они соответствуют идеям и логике ФГОС дошкольного образования и гармонично дополняют дидактический принцип развивающего обучения
Цель – проектирование социальных ситуаций развития ребёнка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Основная цель программы реализуется через решение следующих задач, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:
- охрана и целенаправленное укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; формирование у детей устойчивых позитивных представлений о ценности здорового образа жизни;
- формирование общей культуры детей на основе первичного усвоения ими представлений о духовно-нравственных и социокультурных ценностях, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование у каждого ребёнка устойчивой позитивной мотивации к ведущим видам детской деятельности на основе пробуждения интереса к объектам этой деятельности и самой деятельности как процессу;
- развитие творческой активности детей и их позитивной социализации на основе амплификации (обогащения) детского развития;
- развитие форм речи и её функций, овладение дошкольниками навыками речевого общения на основе соответствующих возрасту форм совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
- формирование социокультурной развивающей среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей;
- развитие у детей способности к сотрудничеству, коммуникативной деятельности с учётом возрастных особенностей дошкольного детства;
- создание необходимых условий для реализации взаимодействия субъектов образовательных отношений, в котором должны быть соблюдены интересы ребёнка, педагога, родителей (законных представителей);
- организация взаимодействия с семьями и их психолого-педагогической поддержки; повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений дошкольного отделения МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова (педагогами, воспитанниками, родителями) - включает в себя:
Программа «Социокультурные истоки» под редакцией И.А. Кузьмина,
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Н. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной,
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы (см. соответствующий раздел программы).
1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет
- Ребенок пока не осознает социальные нормы и правила поведения, но у них начинают складываться обобщенные представления о том, как надо или не надо себя вести.
- Навыки самообслуживания. Ребенок хорошо осваивает алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Он знает и использует по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
- Ребенок имеет дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументирует её по ряду признаков, проявляет стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью.
- Развивается моторика: как крупная (освоение основных движений), так и мелкая (нанизывание бусин, начала штриховки).
- Продолжается освоение сенсорных эталонов. Ребенок хорошо владеет представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться определённой последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части.
- Развитие психических процессов:
Восприятие постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Мышление связано с действиями, но связь уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.
Внимание становится все более устойчивым. В деятельности ребёнка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
Память интенсивно развивается. В 5 лет ребенок способен запомнить 5-6 предметов из 10-15 изображенных на предъявляемых ему картинках.
Воображение преимущественно репродуктивное, воссоздающее образы, которые передаются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах, книгах.
- Развитие инициативности и самостоятельности – прежде всего в общении. Со взрослыми от эмоционального общения ребенок переходит к конструктивному, необходимому с целью получения новой информации познавательного характера. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
- Речь. Развивается словотворчество. Речь обогащается сравнениями и эпитетами. Ребенок умеет согласовывать слова в предложении и способен к элементарному обобщению, объединяя предметы в видовые категории, называет различия между предметами близких видов. Речь становится более связной и последовательной. С помощью воспитателя дети могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта.
- При активной позиции взрослых чтение может стать устойчивой потребностью.
- Деятельность:
Игровая деятельность. В игре ребенок называет свою роль, действует в соответствии с ней, понимает условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. Растет привлекательность совместных игр со сверстниками.
В трудовой деятельности активно развиваются целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет ребенку осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности ребенок эмоционально откликается на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.
Изобразительная деятельность: в рисунках появляются детали; замысел рисунка может изменяться по ходу изображения; ребенок владеет простейшими техническими умениями и навыками. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм ребенок переходят к фризовой композиции – располагает предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз.
Конструктивная деятельность: конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности – ребенок замысливает будущую конструкцию и осуществляет поиск способов исполнения замысла.
Индивидуальные особенности группы
Дети-инвалиды | 0 |
ОВЗ (с заключением ТПМПК) | 1 |
Речевые нарушения | |
ОНР | 1 |
ФФНР | - |
НПОЗ | - |
ЗРР | - |
Группы здоровья | |
I | 9 |
II | 18 |
III | 2 |
Учет по состоянию здоровья | |
ЧБД* | - |
ПВС* | - |
Нарушение осанки | - |
Пищевые аллергии | 2 |
Адаптация | |
Вновь прибывшие дети | - |
С легкой степенью | - |
Средней степенью | - |
Тяжелой степенью | - |
Итоги мониторинга | |
Оптимальный (чел. / %) | - |
Достаточный (чел. / %) | 22чел. \ 77.84% |
Низкий (чел. / %) | 7 чел. \ 22.16% |
ОВЗ*- ограниченные возможности здоровья
ОНР*- общее недоразвитие речи
ФФНР* - фонетико-фонематическое недоразвитие речи
НПОЗ* - нарушение произношения отдельных звуков
ЗРР* - задержка речевого развития
ЧБД*- часто болеющие дети
ПВС*- плоско-вальгусная стопа
Социальный паспорт семей
Национально-культурные особенности семей воспитанников
Образование родителей воспитанников | Национальная принадлежность родителей воспитанников | ||||||||
Неполное среднее | Среднее | Среднее профессиональное | Неполное высшее | Высшее | русские | украинцы | армяне | нет информации | |
Кол-во человек | - | 1 | 9 | - | 47 | 52 | - | - | 5 |
% | - | 1,8% | 15,8% | - | 82,4% | 91% | - | - | 9% |
Социально-демографические особенности семей воспитанников
Семья | Количество детей в семье | ||||||
полная | неполная | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Количество | 28 | 1 | 7 | 13 | 8 | 1 | - |
% | 96,5% | 3,5% | 24,1% | 44,9% | 27,5% | 3,5% | - |
1.2.Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
«Физическое развитие»:
Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд. Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м. Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м). Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет поворот переступанием, поднимается на горку. Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны. Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений. Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме.
«Социально – коммуникативное развитие»:
Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения. Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги. Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет. В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам. В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры. Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ. В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит. Имеет простейшие представления о театральных профессиях. Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой, поласкает рот после еды). Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле). Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети» Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
«Познавательное развитие»:
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение). Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество. Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице). Определяет части суток.
Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение. Называет признаки и количество предметов. Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку. Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
«Речевое развитие»:
Коммуникация - понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница). Умеет выделять первый звук в слове. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.
Чтение художественной литературы - может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним. Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
«Художественно – эстетическое развитие»:
Рисование - изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов. Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Лепка - создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.
Аппликация - правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата. овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Музыка - узнает песни по мелодии. Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми — начинать и заканчивать пение. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Продуктивная (конструктивная) деятельность - умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога. Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
1.2.1.Портрет выпускника образовательной организации (см. соответствующий раздел программы).
1.2.2.Система оценки результатов освоения программы (см. соответствующий раздел программы)
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в образовательных областях)
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, в содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного отделения МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова было включено:
- описание ведущих видов деятельности для детей дошкольного возраста в обязательной части Образовательной программы;
- описание системы воспитательно-образовательной работы в дошкольном отделении гимназии по пяти образовательным областям: физическое развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие.
Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)
Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
№ п/п | Дети дошкольного возраста |
1 | Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры |
2 | Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) |
3 | Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) |
4 | Восприятие художественной литературы и фольклора |
5 | Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) |
6 | Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, |
7 | Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) |
8 | Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) |
9 | Двигательная (овладение основными движениями) |
(подробно см. соответствующий раздел программы)
2.1.1. «Социально-коммуникативное развитие» (см. соответствующий раздел программы)
2.1.2. «Познавательное развитие» (см. соответствующий раздел программы)
2.1.3. «Речевое развитие» (см. соответствующий раздел программы)
2.1.4. «Художественно-эстетическое развитие» (см. соответствующий раздел программы)
2.1.5. «Физическое развитие» (см. соответствующий раздел программы)
2.1.6. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если планируется коррекционная работа или инклюзивное образование детей с ОВЗ) (см. Приложение программы 5)
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Весь воспитательно-образовательный процесс в МБОУ условно подразделен на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту - «организованная образовательная деятельность»);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В практике используются разнообразные формы работы с детьми.
Направления развития и образования детей (далее – образовательные области): | Формы работы |
Средний дошкольный возраст | |
Физическое развитие | Игровая беседа с элементами движений/Игра/Утренняя гимнастика Интегративная деятельность/Упражнения/Экспериментирование Ситуативный разговор/Беседа/Рассказ/Чтение/Проблемная ситуация |
Социально - коммуникативное | Игровое упражнение/Индивидуальная игра/Совместная с воспитателем игра/Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) Игра/Чтение/Беседа/Наблюдение/Рассматривание/Чтение/Педагогическая ситуация/Праздник/Экскурсия/Ситуация морального выбора/Поручение Дежурство/Проектная деятельность |
Речевое развитие | Рассматривание/Игровая ситуация/Дидактическая игра/Ситуация общения/Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых)/Интегративная деятельность/Хороводная игра с пением/Игра-драматизация/Чтение/Обсуждение/Рассказ/Игра |
Познавательное развитие | Рассматривание/Наблюдение/Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность/Конструирование/Развивающая игра/Экскурсия/Ситуативный разговор/ Рассказ/Интегративная деятельность/Беседа Проблемная ситуация |
Художественное – эстетическое развитие | Рассматривание эстетически привлекательных предметов/ Игра Организация выставок/Изготовление украшений/ Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки/Экспериментирование со звуками/Музыкально-дидактическая игра/Разучивание музыкальных игр и танцев/Совместное пение |
Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья
Возраст детей | Регламентируемая деятельность (НОД) | Нерегламентированная деятельность, час | ||
совместная деятельность | самостоятельная деятельность | |||
4-5 лет | 2 по 20 мин | 7 | 3-3,5 |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (см. соответствующий раздел программы).
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с возрастными особенностями среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Приоритетная сфера инициативы - познание окружающего мира.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
- Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявляя уважение к его интеллектуальному труду.
- Создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»).
- Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку.
- Создавать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр.
- Негативные оценки давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы.
- Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
- Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
- Привлекать детей к украшению группы к праздникам
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Одним из важных условий реализации основной образовательной программы дошкольного отделения МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса.
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Перспективный план работы с родителями на 2017 – 2018 уч. г.
в группе среднего дошкольного возраста 4 – 5 лет
«Ягодки»
Месяц | Мероприятие | Отметка о выполнении |
Сентябрь | Родительские собрания. Круглые столы. Тематические вечера Родительское собрание | |
Консультации (письменные)
| ||
Наглядная информация Оформление стенда «Для вас, родители» Выпуск групповой газеты (Тема выпуска «Мой любимый детский сад») | ||
Беседы Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по воспитанию и обучению дошкольников | ||
Содружество Привлечение родителей к созданию развивающей среды группы Выставка совместного творчества «Мой любимый детский сад» Фотовыставка «Мои родители – профессионалы» Почтовый ящик «Поздравь любимого педагога» | ||
Октябрь | Родительские собрания. Круглые столы. Тематические вечера Осенний утренник Семинар – практикум (тематика по выбору родителей) | |
Консультации (письменные)
| ||
Наглядная информация Групповая выставка «Золотая осень» Фотоотчет о проведенном утреннике | ||
Беседы Знакомство с результатами мониторинга в индивидуальных беседах Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по воспитанию и обучению дошкольников | ||
Содружество Оформление группы и музыкального зала к празднику, приобретение подарков, изготовление костюмов | ||
Ноябрь | Родительские собрания. Круглые столы. Тематические вечера Родительское собрание Праздничный концерт «Для любимой мамы» | |
Консультации (письменные)
| ||
Наглядная информация Фотоотчет о проведенном празднике Выпуск праздничной газеты «Моя маленькая мама» Выпуск групповой газеты (тема выпуска «Вода. Какая она?») | ||
Беседы Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по воспитанию и обучению дошкольников | ||
Содружество Конкурс дорожек для закаливания «По дорожкам босиком» | ||
Декабрь | Родительские собрания. Круглые столы. Тематические вечера Новогодний утренник | |
Консультации (письменные)
| ||
Наглядная информация Фотоотчет о проведенном утреннике Выставка поделок «Парад снеговиков» Выпуск буклета | ||
Беседы Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по воспитанию и обучению дошкольников | ||
Содружество Оформление группы и музыкального зала к празднику, приобретение подарков, изготовление костюмов Акция «Письмо Деду Морозу» Акция «С новым годом, малыши!» | ||
Январь | Родительские собрания. Круглые столы. Тематические вечера Викторина для детей и родителей «Здоровье детей в наших руках» Развлечение «Рождественские колядки» | |
Консультации (письменные)
| ||
Наглядная информация Фотовыставка «Мой ребенок в автокресле» Выпуск буклета | ||
Беседы Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по воспитанию и обучению дошкольников | ||
Содружество Акция «Моя любимая книга» Изготовление книжки – малышки «Сказка про снеговика» Пополнение уголка сюжетно – ролевых игр | ||
Февраль | Родительские собрания. Круглые столы. Тематические вечера Праздничный концерт «Военный парад» Развлечение «Широкая масленица» | |
Консультации (письменные)
| ||
Наглядная информация Выпуск праздничной газеты «Я люблю своего папу, потому что…» | ||
Беседы Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по воспитанию и обучению дошкольников | ||
Содружество Шашечный турнир (среди пап и дедушек) | ||
Март | Родительские собрания. Круглые столы. Тематические вечера Утренник «Самая красивая мама у меня» Семинар – практикум (тематика по выбору родителей) | |
Консультации (письменные)
| ||
Наглядная информация Фотоотчет о проведенном утреннике Выпуск праздничной газеты «О милой маме…» Выпуск групповой газеты (тема выпуска «Театр – это здорово!») | ||
Беседы Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по воспитанию и обучению дошкольников | ||
Содружество Оформление группы и музыкального зала к празднику, приобретение подарков, изготовление костюмов | ||
Апрель | Родительские собрания. Круглые столы. Тематические вечера Семинар – практикум (тематика по выбору родителей) | |
Консультации (письменные)
| ||
Наглядная информация Фотовыставка «Смеются дети» | ||
Беседы Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по воспитанию и обучению дошкольников | ||
Содружество Акция «Подари книгу» Выставка совместного творчества «Космическое путешествие» | ||
Май | Родительские собрания. Круглые столы. Тематические вечера Родительское собрание Утренник «День рождения группы» | |
Консультации (письменные)
| ||
Наглядная информация Выпуск буклета | ||
Беседы Знакомство с результатами мониторинга в индивидуальных беседах (дать рекомендации по работе с детьми на летний период) Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по воспитанию и обучению дошкольников | ||
Содружество Акция «Голубь мира» Пополнение выносного материала | ||
Анкетирование «Ваши пожелания» |
2.6.Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность (см. соответствующий раздел программы).
2.7.Описание парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
С целью создания в дошкольном отделении МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова системы духовно - нравственного воспитания на отечественных традициях с учетом современного опыта будет реализовываться программа «Истоки» (программа рекомендована Министерством образования РФ).
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Н. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной реализуется воспитателями во всех возрастных группах (с 3 до 7 лет) в совместной деятельности педагога с детьми, а также при осуществлении режимных моментов в виде бесед, дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых игр, художественно-продуктивной деятельности.
Перечень методического обеспечения части, формируемой участниками образовательных отношений, находится в организационном разделе, подразделе «Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания».
2.8. Традиции, сложившиеся в МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова (см. соответствующий раздел программы).
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1.Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания (см. Приложение 1)
3.2. Описание финансовых условий реализации программы (см. соответствующий раздел программы).
3.3.Описание кадровых условий реализации Программы
МБОУ гимназия имени Ф.К. Салманова дошкольное отделение, реализующая Программу, укомплектована квалифицированными руководящими, педагогическими, административно-хозяйственными работниками и учебно-вспомогательным персоналом. В группе с детьми работают: два воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и плаванию, педагог-психолог, учитель-логопед, младший воспитатель.
3.4.Описание психолого-педагогический условий реализации Программы (см. соответствующий раздел программы).
3.5.Проектирование образовательной деятельности
3.5.1.Режим дня (учебный период с 01.09.2017 по 31.05.2018)
Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Важное условие правильной организации режима дня дошкольника – это ощущение ребенком чувства комфорта и безопасности; любви и заботы со стороны взрослых. Повышенного внимания требуют дети, которые неохотно расстаются с родителями и не хотят оставаться в группе, особенно в период адаптации к детскому саду.
Непрерывная образовательная деятельность | Средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет | |
Понедельник | Вторник, среда, четверг, пятница | |
Прием детей, осмотр, беседы с родителями о самочувствии детей, игры, индивидуальная работа | 07.00-07.45 | |
Утренняя гимнастика, индивидуальная работа | 07.45-08.20 | |
Подготовка к завтраку, дежурство, завтрак | 08.20-08.50 | |
Игры, самостоятельная деятельность | 08.50-09.00 | |
Непрерывная образовательная деятельность | 09.00-09.50 | |
Второй завтрак, подготовка к прогулке | 09.50-09.55 | |
Игры, самостоятельная деятельность | 09.55-10.40 | - |
Подготовка к прогулке | 10.40-10.45 | 09.55-10.00 |
Прогулка (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам) | 10.45-12.05 | 10.00-12.05 |
Возвращение с прогулки, | 12.05-12.25 | |
Подготовка к обеду, обед | 12.25-12.50 | |
Релаксирующая гимнастика перед сном, подготовка ко сну | 12.50-13.00 | |
Сон | 13.00-15.00 | |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, подготовка к полднику | 15.00-15.20 | |
Полдник | 15.20-15.30 | |
Игры, развлечения, самостоятельная деятельность по интересам, индивидуальная работа | 15.30-17.15 | |
Подготовка к ужину, ужин | 17.15-17.35 | |
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельные игры детей, уход детей домой | 17.35 -19.00 |
Режимные моменты | Группа среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет |
Прием детей на прогулке, осмотр, игры, беседы с родителями о самочувствии детей | 07.00-08.20 |
Утренняя гимнастика, индивидуальная работа, | 08.720-08.20 |
Подготовка к завтраку, дежурство, завтрак | 08.30-09.00 |
Прогулка, развивающая деятельность, игры, самостоятельная деятельность | 09.00-10.00 |
Второй завтрак | 10.00-10.10 |
Прогулка, развивающая деятельность (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам), самостоятельная деятельность | 10.10-12.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры | 12.10-12.25 |
Подготовка к обеду, обед | 12.25-12.50 |
Релаксирующая гимнастика перед сном, подготовка ко сну | 12.50-13.00 |
Сон | 13.00-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры | 15.00-15.20 |
Полдник | 15.20-15.40 |
Развивающая деятельность | - |
Прогулка, игры, развлечения, самостоятельная деятельность по интересам | 15.40-17.15 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.15-17.35 |
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельные игры детей, общение, уход детей домой | 17.35 -19.00 |
Режим дня на летний период с 01.06.2018 по 31.08.2018
3.5.2.Учебный план на период 2017-2018 учебного года | |||||||||||
Образовательная область | Непосредственно образовательная деятельность | Количество НОД по возрастным категориям групп | |||||||||
младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет) | средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет) | старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет) | старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет) | ||||||||
в неделю | в год | в неделю | в год | в неделю | в год | в неделю | в год | ||||
Обязательная часть | |||||||||||
Познавательное развитие | Формирование элементарных математических представлений | 1 | 36 | 1 | 36 | 1 | 36 | 2 | 72 | ||
Познавательно-исследовательская деятельность | - | - | - | - | 0,5 | 18 | 0,5 | 18 | |||
Формирование целостной картины мира | 1 | 36 | 1 | 36 | 1 | 36 | 1 | 36 | |||
Речевое развитие | Развитие речи | 0,5 | 18 | 0,5 | 18 | 1 | 36 | 1 | 36 | ||
Приобщение к художественной литературе | 0,5 | 18 | 0,5 | 18 | 1 | 36 | 1 | 36 | |||
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация | 0,3 | 12 | 0,3 | 12 | 0,5 | 18 | 0,5 | 18 | ||
Лепка | 0,3 | 12 | 0,3 | 12 | 0,5 | 18 | 1 | 36 | |||
Конструирование | 0,3 | 12 | 0,3 | 12 | 0,5 | 18 | 0,5 | 18 | |||
Ручной труд | - | - | - | - | 0,5 | 18 | 0,5 | 18 | |||
Рисование | 1 | 36 | 1 | 36 | 1 | 36 | 2 | 72 | |||
Музыка | 2 | 72 | 2 | 72 | 2 | 72 | 2 | 72 | |||
Физическое развитие | Физическая культура/ плавание | 3 | 108 | 3 | 108 | 3 | 108 | 3 | 108 | ||
Итого: | 10 | 360 | 10 | 360 | 12,5 | 450 | 15 | 540 | |||
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | |||||||||||
Социально-коммуникативное развитие | Формирование основ нравственного поведения | - | - | - | - | В течение всего времени, отведенного на реализацию ООП (в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей) | 1 | 36 | |||
Формирование основ безопасности | В течение всего времени, отведенного на реализацию ООП (в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей) | ||||||||||
Образовательная технология «Истоки» | В течение всего времени, отведенного на реализацию ООП (в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей) | ||||||||||
Речевое развитие | Подготовка к обучению грамоте | - | - | - | - | 0,5 | 18 | 1 | 36 | ||
Итого: | 10 | 360 | 10 | 360 | 13 | 468 | 17 | 612 |
3.5.3. Календарный учебный график на 2017-2018 учебный период
Содержание | Возрастная группа | |||||||
| Группа среднего дошкольного возраста | |||||||
| от 4 до 5 лет | |||||||
УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД | ||||||||
Календарная продолжительность учебного периода, в том числе: | 01 сентября 2017 - 31 мая 2018 | |||||||
36 недель 3 дня | ||||||||
1 полугодие | 17 недель 1 дня | |||||||
2 полугодие | 19 недель 3 дня | |||||||
Объем недельной образовательной нагрузки, в час., в том числе: |
| 3 ч. 20 мин. | ||||||
в 1-ю половину дня |
| 3 часа 20 мин. | ||||||
в 2-ую половину дня |
| 00 мин. | ||||||
Сроки проведения мониторинга реализации ОПДО | 19.09.2016-30.09.2016; 18.04.2017-28.04.2017 | |||||||
ЛЕТНИЙ ПЕРИОД | ||||||||
Календарная продолжительность летнего периода | 01 июня 2017 - 31 августа 2017 | |||||||
13 недель | ||||||||
Объем недельной образовательной нагрузки, в час., в том числе: |
| 3 ч. 00 мин. | ||||||
в 1-ю половину дня |
| 3 ч. 00 мин. | ||||||
в 2-ую половину дня |
| 00 мин. | ||||||
Праздничные дни | 01-10 января 2018; 23 февраля 2018; 08 марта 2018; 01,09 мая 2018; 12 июня 2018 |
Объем недельной образовательной нагрузки (организованной образовательной деятельности)
в группе среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)
Образовательные области | Образовательная деятельность | Время |
Физическое развитие Социально – коммуникационное развитие | Физическая культура / плавание | 60 мин |
Познавательное развитие Социально – коммуникационное развитие | Формирование элементарных математических представлений | 20 мин |
Ознакомление с окружающим миром (формирование целостной картины мира) | 20 мин | |
Речевое развитие Социально – коммуникационное развитие | Развитие речи / чтение художественной литературы | 20 мин |
Художественно-эстетическое развитие Социально – коммуникационное развитие | Рисование | 20 мин |
Лепка/аппликация/ конструирование | 20 мин | |
Музыкальное | 40 мин | |
Итого: | 3 часа 20 минут |
3.5.4. Расписание непосредственной образовательной деятельности на период 2017-2018 учебного года дошкольного отделения МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова
№ п/п | группа | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | количество НОД | Общая длительность НОД (мин.) | ||
Общее количество | 1половина дня | 2половина дня | ||||||||
1. | 4-5 года «Ягодки» | 1П плавание* 09.00-09.20 2П *лепка/ аппликация/ конструирование* 09.30-09.50 | ФЦКМ 09.00 - 09.20 | ФЭМП 9.00 - 9.20 | физическая культура 09.15 - 09.35 | музыка 09.00 - 09.20 | 10 | 10 | 0 | 200 |
физическая культура 09.45 - 10.05 | музыка 09.30 - 09.50 | развитие речи/ЧХЛ 09.45 - 10.05 | рисование 09.30 - 09.50 |
Расписание утренней гимнастики групп среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Дни недели | Младший возраст (4-5 лет) Незабудки | Младший возраст (4-5 лет) Крепыши | Средний возраст (4-5 лет) Ягодки | Средний возраст (4-5 лет) Ромашки | Средний возраст (4-5 лет) Мандаринки |
Понедельник | 7.50-7.56 Физкультурный зал № 1 | 7.50-7.56 Музыкальный зал № 2 | 7.50-7.56 Музыкальный зал № 1 | 7.50-7.56 Физкультурный зал № 2 | 7.39-7.45 Музыкальный зал № 2 |
Вторник | 7.39-7.45 Музыкальный зал № 2 | 7.50-7.56 Музыкальный зал № 2 | 7.50-7.56 Физкультурный зал № 1 | 7.50-7.56 Музыкальный зал № 1 | 7.50-7.56 Физкультурный зал № 2 |
Среда | 7.50-7.56 Физкультурный зал № 1 | 7.50-7.56 Физкультурный зал № 2 | 7.50-7.56 Музыкальный зал № 1 | 7.50-7.56 Музыкальный зал № 2 | 7.39-7.45 Музыкальный зал № 2 |
Четверг | 7.39-7.45 Музыкальный зал № 2 | 7.50-7.56 Музыкальный зал № 2 | 7.50-7.56 Физкультурный зал № 1 | 7.50-7.56 Музыкальный зал № 1 | 7.50-7.56 Физкультурный зал № 2 |
Пятница | 7.50-7.56 Музыкальный зал № 2 | 7.50-7.56 Физкультурный зал № 2 | 7.50-7.56 Музыкальный зал № 1 | 7.50-7.56 Физкультурный зал № 1 | 7.39-7.45 Музыкальный зал № 2 |
Перспективный план НОД (см. Приложение 2)
Перспективный план по программе «Социокультурные истоки» (см. Приложение 3)
Перспективный план инструктажей по технике безопасности воспитанников дошкольного отделения (см. Приложение 4)
Перспективный план по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (см. раздел 3.4.1. Комплексно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год)
3.5.5.Нормативы времени, затраченного на реализацию Программы
Во исполнение ФГОС ДО объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% В таблице представлены нормативы времени, затраченного на реализацию образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) по возрастным категориям детей.
Норматив на день | ||
Норматив времени по возрастным категориям детей, час. | ||
с 4 до 5 лет | ||
обязательная | формируемая | |
Норматив времени по ФГОС, % | 67% | 33% |
Норматив времени по ФГОС, час | 8 ч. 05 мин. | 3 ч. 55 мин. |
Примерная модель организации образовательной деятельности на неделю
Тема, Итоговое мероприятие: (заполняется в соответствии с Календарем тематических недель)
Дата проведения итогового мероприятия: (указывается дата пятницы)
Время | Время, фактически затраченное на реализацию ОП | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||||
7.00-7.45 | 45 мин О - 25 мин Ф - 20 мин | Утренняя встреча детей: самостоятельная деятельность детей (СК, Ф); ежедневная работа в календаре природы (П, Р) дежурство (П, СК) | |||||||||
Утренний сбор (П, Р, СК) Беседа по теме недели (П, Р, СК). Рассматривание иллюстраций (ХЭ, Р, П). Настольно-печатные игры (П, Р, СК). Игры экологического содержания (СК, П) | Утренний сбор (П, Р, СК) Беседа по теме здор-я (Ф, Р, П, СК). Индивидуальные трудовые поручения (СК). Работа в уголке книги (СК, Р, П). Игры на развитие мелкой моторики рук (П, Р). | Утренний сбор (П, Р, СК) Беседа о нравст-ти (П, СК). Чтение сказок (Р, СК, П). Словесная игра (Р, П). Игры – драматизации (ХЭ, П, Р, СК). | Утренний сбор (П, Р, СК) Беседа по ПДД (П, Р). Рассматривание иллюстраций по теме дня (П, Р, ХЭ, СК).Трудовые поручения (СК). Д/и по развитию речи (Р, П). Игры экологич. содержания (СК, П) | Утренний сбор (П, Р, СК) Чтение худ. лит (Р, СК, П). Рассматривание плакатов по ОБЖ (П, СК, ХЭ).Игры с конструктором на развитие конструктивных способностей (П, К). | |||||||
8.45-8.20 | 35 мин О -20 мин Ф - 15 мин | Встреча детей на улице (в хорошую погоду): самостоятельная деятельность детей (СК, Ф); взаимодействие с семьей (СК, Р); подвижные игры (Ф). Утренняя гимнастика (Ф). | |||||||||
8.20-8.50 | 30 мин О-30 | Подготовка к завтраку (СК, Р, П). Завтрак (П, Р, СК). | |||||||||
8.50-9.00 | 10 мин О - 10 мин | Совместная игровая деятельность, подготовка к НОД | |||||||||
9.00-9.50 | 50 мин О - 40 мин Ф - 10 мин | НОД (П, Р, СК). Физкультурные минутки во время НОД (Ф, Р) | |||||||||
9.50-10.00 | 10 м, О -5 мин Ф - 5 мин | Второй завтрак (СК, П, Р). Подготовка к прогулке: закрепление приемов одевания (П, Р); восп. Самостоят-ти, взаимопомощи (СК, П, Р); ежедневные беседы по охране безопасной жизнедеятельности детей на прогулке (П, Р, СК,). Прогулка (П, Р, СК). | |||||||||
10.00-12.05 | 125 мин О - 70 мин Ф - 55 мин | Подвижные игры на развитие двигательной активности (СК, Ф). Малоподвижные игры: развитие внимания, мышления (Ф, Р, П). Игры экологического содержания (П, Р) Сюжетно-ролевая игра: развивать замысел и сюжет игры (П, Р, СК). Труд в природе: воспитывать желание помочь (СК, П). Работа с детьми в индивидуальной форме (П, Р, СК, ХЭ). | Наблюдение за явлениями природы: расширение представления детей о различных природных объектах, явлениях (П, Р). Игры экологического содержания (П, Р) Подвижные игры на развитие двигательной активности (СК, Ф). Труд на участке: воспитывать желание помочь (СК, П). Сюжетно-ролевая игра на тему дня (СК, П, Р). Малоподвижные игры: развитие внимания, мышления (П, К, Ф) Игры-инсценировки (П, К, ХЭ, СК). Физические упражнения на ловкость (Ф). Индивидуальная работа по физ.раз.(Ф). | Наблюдение за соц. явлениями: взаимодействия людей (СК, П, Р). Углубление представлений детей о сезонных изменениях природы, о деятельности человека в природе (П, Р, СК). Трудовые поручения на участке: воспитывать желание помочь (СК, П).Самостоятельная игров. деятельность с выносным материалом (П, Р, СК). Игры эколог. содержания (П, Р) Подвижные игры Ф).Малоподвижная игра(Ф, Р). Инд. работа по изобразительной деятельности (ХЭ, П, Р). Сюжетно-ролевая игра на тему дня (П, Р, СК). | Наблюдение за средствами передвижения (П, Р). Трудовые поручения по уборке участка и ухода за растениями: воспитывать желание помочь (СК). Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом (П, Р, СК). Подвижные игры (Ф, СК). Игры экологического содержания (П, Р) Сюжетно-ролевая игра (СК, П, Р). Индивидуальная работа по физическому развитию (Ф). Малоподвижная игра (СК, Ф). | Беседы о безопасном поведении в природе или в быту (Р, П, СК). Подвижные игры: развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве (Ф). Малоподвижные игры (П, Р, Ф). Игры экологического содержания (П, Р) Трудовые поручения на участке: воспитывать желание помочь (СК, П) Сюжетно-ролевая игра на тему дня (СК, П, Р). Строительные игры (СК, П, Р). Работа с детьми в индивидуальной форме (П, Р, СК, ХЭ). | |||||
10.00-12.05 | 125 мин О - 70 мин Ф - 55 мин | Деятельность детей в актированные дни и дни сокращенных прогулок. | |||||||||
Дидактические игры (П, Р). Рассказ- беседа по теме дня (П, Р). | Занятия по интересам (лепка, рисование, аппликация) (П, Р, СК). Подвижные игры (Р, СК). | Отгадывание загадок (П, Р). Сюжетно-ролевые игр (П, Р, СК). | Чтение художественной литературы по теме дня (П, Р). Подвижные игры (Р, СК). | Чтение худож. литературы (П, Р). Музыкально-дид. игры (П, Р, ХЭ). | |||||||
12.05-12.25 | 20 мин О - 10 мин Ф - 10 мин | Возвращение с прогулки: закрепление навыков самообслуживания во время раздевания (П, СК); оказание помощи друг другу (СК, П); культура общения (С, К, П); контроль за выполнением гигиенических процедур (СК, Р). | |||||||||
Совместная игровая деятельность. | |||||||||||
Хороводные игры (СК, Ф) Игры экологического содержания (П, Р) | Сл. игры: обогащение словаря детей, разв. фонематического слуха (П, Р). Игры на раз социализации (П, Р) | Настольно-печатные игры (П, Р, СК) Игры экологического содержания (П, Р) | Матем. игры на развитие логического мышления (П, Р). Игры на разв логич. мышления(П, Р) | Малоподвижные игры (П, Р). Игры на раз нравственного воспитания (П, Р) | |||||||
12.25-12.50 | 25 мин | Подготовка к обеду. Обед. (П, Р, СК). | |||||||||
12.50-13.00 | 10 мин О-5 мин Ф-5 мин | Подготовка ко сну. Гигиенические процедуры (СК, П, Р). | |||||||||
13.00-15.00 | 120 мин | Сон | |||||||||
15.00-15.20 | 20 мин О - 10 мин Ф - 10 мин | Постепенный подъем. Закаливающие мероприятия: дыхательная гимнастика, закаливающие процедуры и прочее (П, Р, СК). Одевание детей. (П, Р). | |||||||||
15.20-15.30 | 10 мин | Подготовка к полднику. Полдник. (П, Р, СК) | |||||||||
15.30-17.15 | 105 мин О - 55 мин Ф - 50 мин | Совместная и самостоятельная игровая деятельность. Деятельность в центрах активности. | |||||||||
Строительные игры (П, Р, СК). Работа в уголке книги (П, Р, СК). | Работа с детьми в индивидуальной форме (П, Р, СК) Подвижные игры (Ф) Беседы, ОБЖ в картинках (П,Р) | Строительные игры (П, Р, СК). по ОБЖ «С.Истоки»(П, СК) | Индивидуальная работа по развитию речи (П, Р, СК).Сюжетно – ролевая игра (П, Р, СК). С.Истоки (П, Р) | Понорама добрых дел (П, Р, СК) Развлечение по теме недели (все области). | |||||||
17.15-17.35 | 20 мин О - 10 мин Ф - 10 мин | Подготовка к ужину. Ужин (Р, СК). Соблюдения осанки во время приема пищи. Гигиенические процедуры - полоскание ротовой полости (Р, П, СК). | |||||||||
17.35- 19.00 | 85 мин О - 40 мин Ф - 45 мин | Подготовка к прогулке. Прогулка (в хорошую погоду): наблюдение, игры экологического содержания, подвижные игры, малоподвижные игры, самостоятельная игровая деятельность детей (П, Р, Ф, СК). Совместная и самостоятельная игровая деятельность. | |||||||||
Дидактические игры назакрепление КГН (П, Р, СК). Чтение экологических сказок (П, Р) | Строительные игры (П, Р, СК). Экология в картинках (П, Р) | Подвижные игры (СК, Ф). Чтение экологических сказок (П, Р) | Малоподвижные игры (СК, Ф). Экология в картинках (П, Р) | Подвижные игры (СК, Ф). Чтение экологических сказок (П, Р) | |||||||
Уход детей домой. | |||||||||||
12 часов ( 720 мин.) | 720 мин О - 485 мин Ф - 235 мин | Время, затраченное на реализацию Программы, мин | |||||||||
I пол. дня | 350 мин | ||||||||||
II пол. дня | 240 мин | ||||||||||
сон | 120 мин |
Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин.,
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию организуется на открытом воздухе.
Модель двигательного режима в группах среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Виды деятельности | Средняя группа |
Подвижные игры во время приёма детей | Ежедневно 5-7 мин. |
Утренняя гимнастика | Ежедневно 5-7 мин. |
Физкультминутки | 2-3 мин. |
Музыкально – ритмические движения. | НОД по музыкальному развитию 8-10 мин. |
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию (2 в зале, 1 на улице) | 3 раза в неделю 15-20 мин. |
Подвижные игры: сюжетные; бессюжетные; игры-забавы; соревнования; эстафеты; аттракционы. | Ежедневно не менее двух игр по 7-8 мин. |
Оздоровительные мероприятия: гимнастика, пробуждения, дыхательная гимнастика | Ежедневно 6 мин. |
Физические упражнения и игровые задания: артикуляционная гимнастика; пальчиковая гимнастика; зрительная гимнастика. | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 6-8 мин. |
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц по 15-20 мин. |
Спортивный праздник | 2 раза в год по 15-20 мин. |
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня | Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под руководством воспитателя. |
3.6.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий (см. соответствующий раздел программы).
3.6.1.Комплексно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
месяц | Тема недели | Ресурсный круг | Беседы по основам безопасности жизнедеятельности детей | Мероприятия | Праздники | ||||
Группы младшего, среднего возраста 3-4 / 4-5 лет | Группы младшего, среднего возраста 3-4 / 4-5 лет | ||||||||
сентябрь | День знаний, ОБЖ в детском саду, на улице 01.09-08.09 | «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» | Выставка стенгазет «Летний калейдоскоп» | День Знаний. Тематическое развлечение, посвященное началу учебного года | |||||
Моя малая Родина. Золотая осень, листопад 11.09-15.09 | «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений» | ||||||||
Что нам осень принесла (овощи, фрукты, грибы) 18.09-22.09 | «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» | Музыкальный праздник «Мир такой прекрасный, но не безопасный» | |||||||
Труд людей. В гостях у Светофора 25.09-29.09 | Любимое имя/ Дружная семья | «Устройство проезжей части» | Мониторинг | Спортивный праздник «В гостях у светофора» | |||||
октябрь | Домашние животные, птицы 2.10-6.10 | «Контакты с животными» | Выставка детских рисунков «Золотая осень» | ||||||
Дикие животные, птицы 09.10-13.10 | «Загрязнение окружающей среды» | Экскурсия в отделение прогимназии группы 6-7 лет | |||||||
Животный и растительный мир разных стран 16.10-20.10 | Конкурс-выставка поделок из природного материала «Дары осени» | Музыкальный праздник «Осень золотая» | |||||||
Я живу в Сургуте! Моя семья (домашний адрес) 23.10-27.10 | Доброе слово/ Домашнее тепло | «Восстановление окружающей среды» | Выставка рисунков «Я живу в Сургуте!» | ||||||
ноябрь | Мой родной край Дружат дети на планете 30.10-3.11 | «Ребенок и другие дети» | Фотовыставка «Наша дружная семья» | 03.11.16 – день здоровья День народного единства, музыкальный праздник «Соцветие» | |||||
Транспорт. Правила пожарной безопасности 06.11-10.11 | «Как вести себя во время пожара» | Конкурс детских рисунков «Огонь-друг, огонь – враг!» | |||||||
В гостях у книги (2 апреля) 13.11-17.11 | «Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами» | Экскурсия в библиотеку отделения прогимназии групп 5-7 лет Конкурс- выставка «Моя первая книга» | |||||||
Вода и ее обитатели. 20.11-24.11 | «Здоровье – главная ценность человеческой жизни» | Выставка детских рисунков «Моя мамочка» | День Матери | ||||||
Поздравляем наших Мам 27.11-01.12 | Ласковая песня/ Дороги добра | «Экстремальные ситуации в быту» | |||||||
декабрь | Здравствуй Зимушка Зима (признаки зимы) 04.12-08.12 | «Изучаем свой организм» | Выставка детских рисунков «Паровоз из Солнечного города» | ||||||
В мире музыки и искусства Игрушки 11.12-15.12 | «Как разговаривать по телефону с незнакомыми людьми» | Конкурс на лучшее оформление группы к новогодним праздникам | |||||||
Русский фольклор. 18.12-22.12 | «О ценности здорового образа жизни» | Новогодние праздники «Новогодний карнавал» | |||||||
В гостях у бабушки. Праздник елки 25.12-29.12 | Праздничная песня/ Сказочный лес | Осторожно, фейерверк. Правила пожарной безопасности в зимний период» | |||||||
январь | Праздничная неделя | ||||||||
Неделя здоровья. Рождественские колядки. Святки 11.01-12.01 | «О профилактике заболеваний | 12.01.17 – день здоровья Тематический праздник «Святки. Рождественские колядки» | |||||||
Почемучкина неделя. Посуда, бытовая техника 15.01-19.01 | «О навыках личной гигиены» | Конкурс-выставка «Новогодние подарки» | |||||||
Азбука вежливости ПДД 22.01-26.01 | Любимый образ/ Добрая забота | «Дорожные знаки для водителей и пешеходов» | Музыкальный праздник «Светофор» | ||||||
29.01-02.02 ОБЖ. Здоровье ребенка. Советы доктора Градусника | |||||||||
февраль | Что из чего и для чего сделано? (посуда, одежда и т.д.) 05.02-09.02 | «Правила оказания первой помощи» | |||||||
ОБЖ. Советы доктора Градусника. Масленица 12.02-16.02 | «О роли лекарств и витаминов» | Выставка стенгазет «Здоровенок» совместно с родителями | Развлечение «Масленица» совместно с родителями | ||||||
Защитники Отечества 19.02-22.02 | «Детские страхи» | Выставка рисунков «Папин портрет» | Спортивный праздник «День защитника Отечества» | ||||||
Птицы и животные зимой. 26.02-02.03 | Образ света/ Праведный труд | «Прислушиваемся к своему организму» | |||||||
март | О любимых мамах Комнатные растения 05.03-09.03 | «Психическое здоровье» | Выставка рисунков «Букет для мам» | Музыкальный праздник «Мамочка любимая моя» | |||||
Весна (приметы весны) 12.03-16.03 | «В природе все взаимосвязано» | Спортивные соревнования между воспитанниками старшего возраста и учениками 1 класса прогимназии «Веселые старты» | |||||||
Общественный транспорт 19.03-23.03 | «Правила поведения в транспорте» | Конкурс рисунков «Зеленый огонек» | |||||||
Птицы и животные весной. Природа наш дом родной 26.03-30.03 | Добрый мир/ Любимая сказка | «Ухудшение экологической ситуации» | |||||||
апрель | День веселья и смеха Кто мы? Какие мы? 02.04-06.04 | «Конфликты и ссоры между детьми» | 06.04.2017 – день здоровья | ||||||
Покорение космоса. 09.04-13.04 | «О работе ГИБДД» | Выставка детских рисунков «Детское кресло – безопасность детей» | День открытых дверей | ||||||
Весна и природа. ОБЖ, ребенок и природа. 16.04-20.04 | «Правила езды на велосипеде» | Конкурс уголков природы «Огород на окне» | |||||||
Детям об огне и пожаре 23.04-27.04 | Добрая книга/ Благодарное слово | «Открытое окно, балкон как источник опасности» | Кукольный спектакль «Кошкин дом» | Встреча с почетными жителями города, ветеранами ВО войны, ветеранами труда (группы старшего дошкольного возраста) | |||||
май | День Победы 30.04-04.05 | «Зебра, светофор и другие дорожные знаки для пешеходов» | Выставка детских рисунков» Наши герои»; «Летопись моей семьи» | Праздник весны и труда. День Победы | |||||
Детям об огне и пожаре 07.05-11.05 | «Если ребёнок потерялся на улице» | Выпускной бал «До свидания, детский сад!» | |||||||
Скоро лето, травы, цветы 14.05-18.05 | «Ядовитые растения» | Спортивный праздник «Дорожную азбуку всем знать положено!» | |||||||
Ребенок дома 21.05-25.05 | Любимая книга/ Светлый праздник | «Если «чужой» приходит в дом» | Пушкинские дни |
| |||||
Насекомые 28.05-31.05 |
Комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности
(летний оздоровительный период с 01.06.2018 по 31.08.2018)
Месяц | Неделя | Тематика недели |
июнь |
| Неделя празднично-творческая |
| Неделя интеллектуальная | |
| Неделя спортивная | |
| Неделя пешехода | |
июль |
| Неделя игр |
| Неделя шутки и смеха | |
| Неделя юных экологов | |
| Неделя сказок | |
август |
| Неделя художников |
| Неделя концертная | |
| Неделя открытий и удивлений | |
| Неделя музыкальная | |
| Неделя театральная |
3.7.Взаимодействие различных учреждений и организаций в условиях введения ФГОС дошкольного образования (см. соответствующий раздел программы)
ПРИЛОЖЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа воспитателя...
Рабочая программ группы среднего дошкольного возраста
Рабочая программа по развитию детей группы среднего дошкольного возраста №1 (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с образовательной программой МБДОУ № 79 «Садко&raqu...
Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Пчелка» на 2017 – 2018 г.г.
Рабочая образовательная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ №56 «Искорка», и программы «От рождения до школы» (...
«Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста «Родничок»
Рабочая программы группы среднего дошкольного возраста "Родничок" 2020 год...
«Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста»
Рабочая программа по развитию детей среднего разработана в соответствии с основной основной образовательной программой дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, с учетом примерной общеобразова...
Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста
Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста общеразвивающей направленности для детей пятого года жизни на 2...
Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Группа 2 (2022-2023)
1. Ц ел ев о й раздел . 1.1.П оясн и тел ьн ая зап и ск а. Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по...