выступление на тему толлерантность
статья (старшая группа)

Цыганкова Светлана Петровна

выступление на областном педагогическом салоне на тему воспитания толлерантности у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_tolerantnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx89.28 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание основ толерантности у старших  дошкольников по средствам сказок

    В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Толерантность - это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.
      Дошкольном детстве формируются навыки уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения, социального статуса, физических возможностей. Они положительно влияют на человека, преображают его.
    Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. 
  В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. 


Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

Формы воспитания толерантности:

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, на мой взгляд, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Например, таких как:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2)  использование сюжетно-ролевых игр дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3)  использование в работе русские народные подвижные игры;

4) проведение фольклорных праздников, например, таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;

6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

Мы  используем разнообразные методические приёмы: 

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется», «Добрый – злой», «Улыбнись другу»;

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?» «Назови ласково»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга» «Трусливый зайчик», «Храбрый лев»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник» «Протяни руку».

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихотворений,пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

 

Работа с детьми:

  • —Беседы
  • —Проекты
  • —Конструирование
  • —Видеопросмотры
  • —Экскурсии
  • —Целевые прогулки
  • —Фольклорные и тематические праздники
  • —Театрализованные представления

 

Работа с родителями.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого используем  разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

  • Анкетирование
  • —Совместные праздники
  • —Круглые столы
  • —чаепития
  • —Конкурсы совместных рисунков
  • —Выставки

—  Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка, родителей и социума.

Одной из форм работы по воспитанию толерантности мы , в своей группе,избрали   чтение книг-сказок, так как жизнь неразрывно связана с книгой. К сожалению, в наш компьютерный век становится всё меньше людей, которые увлекаются чтением. А ведь сказка может многому научить. Целью нашей работы было, проанализировав некоторые произведения , вместе с детьми,показать какие именно ценности раскрываются в них и как они влияют на жизнь героев. 
   - В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти. Старуха посылала старика к рыбке пять раз.Старуха, получая все больше и больше, стремится стать владычицей морской, но жадность и властность не приносят ей ничего хорошего. Приобретая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека. 
   - А в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда, ради любви к ближнему, готова принести себя в жертву. Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи.
   - В сказке И.Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний и лишений. Но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми, кто имеет странную внешность – они тоже люди и имеют право на жизнь. По средствам этой сказке, хорошо демонстрируется взаимоотношения с детьми с ОВЗ. 
   - Сказка «Репка». И это сказка вовсе не про репку, а про дружную совместную работу. 
    - Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» учит быть добрым в любой ситуации. Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но не смотря на это он остался добрым. И ведь он был награжден – вырос в прекрасного лебедя. Чем не награда? 
Сказка большой помощник в воспитании толерантности. Чему только не учит сказка! 
   - Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые -  плохо заканчивают свою биографию. 
  - Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. 
   - Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. 
   - Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде.
   - Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж. 
  - Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча , но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой. 
   - Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство "полцарства в придачу”. 
  - Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков. 
  - Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. 
И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира? 

  Так же в рамках воспитания толерантности дошкольников в нашей группе    проводятся тематические недели. Например,

Неделя «Дружат дети всей Земли»:

Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».

Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов».

Проведение подвижных национальных игр.

Выставка детских работ «Мы разные, но мы дружим».

Музыкально- спортивное мероприятие «Дружат дети всей Земли».

Неделя Доброты

Воспитатели размышляли с воспитанниками о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Занятия по нравственному воспитанию каждому ребенку показали, как важны в жизни каждого человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.

В беседах   речь шла о дружбе, доброте, о хороших и добрых поступках. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Ведь добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. 

В результате, наши выпускники  знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

И в заключение , я хотела бы сказать, что любое воспитание, в том числе и воспитание толерантности следует начинать с себя! Нельзя научить тому, что не умеешь сам! Если мы взрослые, педагоги, родители будем милосердными, уважительными, добрыми, то и наши с вами дети будут такими. А говорить о том какими надо быть и при этом самим не быть такими, к сожалению , не принесет никаких результатов. Дети будут такими, какими мы с вами их воспитаем! И именно такое нас и будет ждать будущее! Я желаю вам успехов, в нашем нелегком, но очень важном деле!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Условия успешности проведения занятий по развитию речи»

Выступление на методическом объединении на тему: «Условия  успешности  проведения  занятий  по развитию  речи»...

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...

Конспект выступления на тему: «Представление собственного педагогического проекта в образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Весна пришла»

Конспект выступления на тему:«Представление собственного педагогического проекта в образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Весна пришла»...