выступление на тему толлерантность
статья (старшая группа)
выступление на областном педагогическом салоне на тему воспитания толлерантности у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tolerantnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 89.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание основ толерантности у старших дошкольников по средствам сказок |
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Толерантность - это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Формы воспитания толерантности: Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, на мой взгляд, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Например, таких как: 1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира; 2) использование сюжетно-ролевых игр дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; 3) использование в работе русские народные подвижные игры; 4) проведение фольклорных праздников, например, таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем; 5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран; 7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах; 8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок. Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности. Мы используем разнообразные методические приёмы: 1. Игры и игровые упражнения, направленные на: - развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»; - развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»; - развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется», «Добрый – злой», «Улыбнись другу»; - гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?» «Назови ласково»; - развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга» «Трусливый зайчик», «Храбрый лев»; - регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»; - проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник» «Протяни руку». 2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам. 3. Этюды и упражнения направленные на: - на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; - воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы». 4. Использование художественного слова: стихотворений,пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. 5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт. 6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля», 7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа с детьми:
Работа с родителями. Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого используем разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка, родителей и социума. Одной из форм работы по воспитанию толерантности мы , в своей группе,избрали чтение книг-сказок, так как жизнь неразрывно связана с книгой. К сожалению, в наш компьютерный век становится всё меньше людей, которые увлекаются чтением. А ведь сказка может многому научить. Целью нашей работы было, проанализировав некоторые произведения , вместе с детьми,показать какие именно ценности раскрываются в них и как они влияют на жизнь героев. Так же в рамках воспитания толерантности дошкольников в нашей группе проводятся тематические недели. Например, |
Неделя «Дружат дети всей Земли»:
Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».
Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов».
Проведение подвижных национальных игр.
Выставка детских работ «Мы разные, но мы дружим».
Музыкально- спортивное мероприятие «Дружат дети всей Земли».
Неделя Доброты
Воспитатели размышляли с воспитанниками о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Занятия по нравственному воспитанию каждому ребенку показали, как важны в жизни каждого человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.
В беседах речь шла о дружбе, доброте, о хороших и добрых поступках. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Ведь добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
В результате, наши выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.
И в заключение , я хотела бы сказать, что любое воспитание, в том числе и воспитание толерантности следует начинать с себя! Нельзя научить тому, что не умеешь сам! Если мы взрослые, педагоги, родители будем милосердными, уважительными, добрыми, то и наши с вами дети будут такими. А говорить о том какими надо быть и при этом самим не быть такими, к сожалению , не принесет никаких результатов. Дети будут такими, какими мы с вами их воспитаем! И именно такое нас и будет ждать будущее! Я желаю вам успехов, в нашем нелегком, но очень важном деле!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Условия успешности проведения занятий по развитию речи»
Выступление на методическом объединении на тему: «Условия успешности проведения занятий по развитию речи»...
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Педсовет на тему" Развивающая предметноо-пространственная среда ДОУ - это система условий, обеспечивающая воспитание любознательности у дошкольников". Выступление на тему "Требования к РППС в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает разнообразную деятельность воспитанников и повышает уровень их познавательного развития....
Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...
Конспект выступления на тему: «Представление собственного педагогического проекта в образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Весна пришла»
Конспект выступления на тему:«Представление собственного педагогического проекта в образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Весна пришла»...