Статья "Воспитание патриотизма через развитие экологических представлений"
статья (подготовительная группа)

Бородачева Елена Борисовна

Данная статья представляет интерес для воспитателей, которые взяли в работу сложнейшую тему воспитания патриотов своей Родины.В ней демонстрируется какими методами можно решить эту проблему через развитие у детей экологических представлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx782.07 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

 «Воспитание патриотизма через развитие экологических представлений»

Какой будет экология нашего города через десятилетия? Это во многом зависит от тех основ, которые мы-педагоги заложим в разум будущего поколения.

К сожалению, деятельность человека, подчас безграмотная, с экологической точки зрения, ведет к нарушению дисбаланса в природе.

Каждый из тех, кто причиняет вред окружающей среде был ребенком. Поэтому так важна роль дошкольного учреждения в установке правильных основ экологического сознания детей, начиная с самого раннего возраста. Именно, в младшем возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Эстетика окружающего мира природы рождает чувство привязанности к тому месту где родился и проживаешь, и в конечном счёте любовь к Отечеству. Таким образом, без участия экологического фактора не может состояться полноценное развитие настоящего патриота.

Поэтому, очень важно начать формировать экологические представления у детей с создания условий для ознакомления их с природой родного дома, улицы города. То есть, одновременно воспитывать эколога, защитника природы и человека, любящего свою Родину.

Учитывая актуальность вышесказанного тема «Развитие экологических представлений через воспитание любви к родному городу» показалась педагогам нашего детского сада очень интересной. Взяв ее в работу, мы поставили перед собой цель –создать условия для формирования у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, любви к природе родного края. Реализовать ее мы пытались путем решения следующих задач:

1.Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе родного края; обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а так же об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Учить обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях. Узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.

2.  Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе обращения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

4. Иметь представление об объектах природы родного города, осознавать их значимость.

В первую очередь воспитатели нашего ГБДОУ наметили следующий план работы:  

• Создание необходимой РППС

• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с основной программой.

• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой родного края, вовлечение их в активную природоохранную деятельность.

• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Работу мы начали с создания и дальнейшего обогащения РППС

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремились сделать её максимально насыщенной, полуфункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группах оформлены уголки природы, которые знакомят детей с временами года, животными, растениями и климатическими явлениями родного края. Создан мини-музей «Природа родного края», «Парки Пушкина», «Красная книга Ленинградской области», лепбуки «Волшебное дерево», «Береги природу».

Собрана коллекция плодов и семян, спилов деревьев местных пород , при непосредственной помощи детей изготовлен гербарий деревьев и растений Ленинградской области.

https://pp.userapi.com/c850728/v850728263/e966/6Kzh_WjQ0uM.jpg   https://pp.userapi.com/c851028/v851028496/d697d/Wsrg09B0RI8.jpg

Все знания дети закрепляли в различных дидактических играх- настольно-печатных, словесных, дидактических, подвижных- «С какого дерева листочек», «Скажи не ошибись» «1.2.3. к дереву беги» и т.д.

                               C:\Users\пк\Desktop\фотки экология\DSC_1819.jpg     

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого во всех группах оформлены уголки экспериментирования «Лесной доктор» - с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок. В дошкольном возрасте основной формой организации исследовательской деятельности являются опыты. Опыт – это специфическое, организованное педагогом, но осуществляемое самими детьми наблюдение за теми специфическими изменениями, которые происходят с объектами природы под влиянием определённых, искусственно созданных условий. На прогулках наши ребята пытались найти подтверждение выводам полученным в ходе проведения экспериментов. Этому немало способствовала природные условия нашего города- ребята с интересом наблюдали за наступлением нового времени года, за изменениями происходящими в растительном и животном мире.

https://pp.userapi.com/c851232/v851232035/10776b/zCsQ7Bwdu9o.jpg    https://pp.userapi.com/c850124/v850124213/ec819/_kvHrBTkOW0.jpg

Наблюдения продолжались на экскурсиях по улицам родного города, где ребята не только знакомились с близлежащими улицами, их архитектурой , но и развивали экологические представления, знания о деревьях, кустарниках, насекомых, птиц.

                                 https://pp.userapi.com/c852236/v852236076/d1214/dnzXEMX1qco.jpg   

В работе по ознакомлению с природой Ленинградской области наши педагоги широко использовали художественную литературу, картотеки загадок, стихотворений, потешки, а также театрализованную деятельность. Все эти средства, как ничто другое  развивают интерес и представления детей о природе, животном мире, богатстве родного края ,его достопримечательностях. Использование в работе художественного слова позволяет ненавязчиво осуществлять экологическое образование дошкольников и способствует развитию представлений о региональном компоненте.

Большое значение в развитии знаний о городе , его природе имели проведенные проекты. Их было немало «Дары осени», «Осенний сундучок», «Кошечка», «Грибы и ягоды», «Зимние чудеса», «Ёлочка-живи», «Знакомимся с парками Пушкина». В рамках проектов были проведены НОД, просмотр презентаций на определённую тематику, продуктивная деятельность детей. Тематика занятий и  мероприятий с детьми варьировалась с учетом возможностей детского сада, географических и климатических условий края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природы и родного города.

Экологическое воспитание детей с учетом регионального компонента в нашем детском саду красной нитью проходит через все виды деятельности. Особое место занимает работа с родителями, которые каждый раз выступали в роли незаменимых помощников. С их помощью был проведен «Осенний бал», организованы выставки «Грибы-ягоды», «Осенние кружева», «Зимний пейзаж», «Елочка-живи». Были организованы мини-музей «Родной город», «Наша природа», фотовыставки «Осенние парки Пушкина», «Зимние прогулки в Александровском парке». Проведены мастер-классы «Грибы», «Выставка овощей», «Кошки Санкт-Петербурга», «Пушкинские экологи». Ряд мастер-классов был проведен в совместной работе с Пушкинской библиотекой, где родители и ребята нашей группы, не только участвовали в создании удивительных поделок на экологическую тематику, но и внесли свою лепту в концерт. Совместно с родителями были проведены природоохранные акции «Мы за чистый город», «Налетай-ка» -изготовление кормушек и скворечников.

Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей, активнее самим включиться в работу по обеспечению чистоты родного города, быть сознательным гражданином, патриотом с большой буквы.

Ну и конечно, праздники которые очень любят дети, воспитатели и родители нашего детского сада. Поскольку они тесно связаны с сезонными изменениями в природе нашего региона (Осенины, Новый год, Весенние праздники, день весеннего равнодействия) ребята невольно и их ярких красках черпают достаточно много нового о экологии.

 Знакомство с природой Пушкинского района осуществляется и через работу с общественными организациями города  Налажена совместная работа с сотрудниками  библиотеки, где наши педагоги очень часто проводят экологические мастер-классы вместе с детками и родителями , создавая замечательные поделки на экологическую тематику и даже показывали концерты. Все это очень сближает детей, родителей и педагогов и способствует лучшему усвоению знаний об окружающей среде Очень плодотворное сотрудничество сложилось у нашего детского сада с краеведческим музеем. Его хранители каждый месяц знакомят деток с традициями народов населяющих Ленинградскую область, с фауной и флорой нашего края, с праздниками свойственных нашему региону…..

После проведенной в течении года работе, мы убедились, что знания детей о регионе, родных городах Пушкин и Санкт-Петербург значительно улучшились. С другой стороны, экологические представления воспитанников нашего детского сада были существенно расширены. Наши ребята обладают отличными знаниями о флоре и фауне Ленинградской области, любят свой город и горят желанием сохранить его природу в чистоте и сохранности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие экологических представлений через естественно-научные знания(ознакомление с космосом),статья

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.Экологические проблемы прису...

Опыт работы по теме: «Развитие экологических представлений дошкольников через дидактическую игру».

Опыт работы по теме: "Развитие экологических представлений дошкольников через дидактическую игру"....

«Развитие экологических представлений у детей раннего возраста через знакомство с временами года»

Организованные занятия по экологическому воспитанию через знакомство с природой в различные времена года....

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово».

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово»....

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»...

"Развитие экологических представлений, чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

Экологическое воспитание дошкольника - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выроботка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Важне...