Консультация по учебно-методическому комплекту для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»
консультация

Перевертнева Наталия Ивановна

Организация образовательной деятельности в области  художественно-эстетического развития(изобразительной, театрализованной  деятельности) по образовательной программе дошкольного образования «Теремок»

для детей от двух месяцев до трёх лет

Соответствует ФГОС ДО

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

  центр развития ребёнка -  д/с «Фантазия»  

Консультация по учебно-методическому комплекту для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»

Организация образовательной деятельности в области  художественно-эстетического развития(изобразительной, театрализованной  деятельности)по образовательной программе дошкольного образования «Теремок»

для детей от двух месяцев до трёх лет

Соответствует ФГОС ДО

Подготовила: воспитатель

изобразительной деятельности

Перевертнева Н.И.

Пыть-Ях

 2019 год

        «Теремок» - современная образовательная программа для детей от двух месяцев до трёх лет, ориентирована на создание оптимальных условий для становления социокультурного опыта ребёнка с учётом его индивидуальных способностей и образовательного запроса семьи. Программа носит стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер, соответствует ФГОС ДО, соответствует санитарным правилам и нормам, а также с учётом Примерной основной образовательной программы  дошкольного образования. Описывает целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». В качестве профессиональных инструментов предлагает вариативную модель образовательной среды, модель развития взаимоотношений педагога и детей, технологию проектирования образовательной деятельности.

             Программа «Теремок» разработана в ответ на вызовы времени, изменяющие отношение взрослых к миру детства. Идея самоценности и уникальности раннего детства как важнейшего периода в жизни растущего человека позволяет очертить круг актуальных вопросов:

  • Как современное общество относится к человеку, только что вошедшему в этот мир, каким видит его будущее?
  • Как помочь маленькому ребенку стать человеком, войти в социум и культуру, сохраняя при этом свою индивидуальность?
  • Как организовать образовательную среду, гибко отвечающую индивидуальным и возрастным особенностям ребенка, образовательному запросу его семьи? Можно ли создать образовательную среду для малышей по модели культуры и социума?
  • Какие черты определяют «современный портрет» педагога раннего детства?
  • Каким видится взаимодействие педагога с ребенком и его семьей?

            Указ Президента №240 от 29 мая 2017 года «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» нацеливает на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализацию программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. В указе Президента № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года» чётко поставлена задача: «…достижение к 2021 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет». В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из важнейших направлений является создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организации, осуществляющих образовательную деятельность.

               Программа имеет чёткую структуру, включает Введение, три основных раздела (Целевой, Содержательный, Организационный), десять приложений и список источников.

        Цель программы «Теремок» - создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребёнком социокультурного опыта по векторуамплификации развития с учётом его возрастных возможностей и образовательного запроса его семьи.

Планируемые результаты освоения программы

             Результаты освоения Программы формулируются в виде  целевых ориентиров образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений  ребёнка к концу раннего детства. Основные характеристик развития ребёнка представлены в форме описания прогнозируемых (возможных, но не обязательных) достижений воспитанников на разных возрастных этапах раннего детства.

Целевые ориентиры к концу первого полугодия жизни ребёнка:

  • Обнаруживает выраженную потребность в общении с близкими взрослыми: проявляет интерес и положительные эмоции в ответ на обращения взрослого, сам инициирует обращение, привлекая взрослого с помощью гуления, улыбок, движений (протягивает руки, ритмично приседает), охотно включается в обыгрывание пестушек, радуется играм-забавам;
  • Проявляет поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению: с интересом рассматривает игрушки и другие предметы, следитза их перемещением, прислушивается к издаваемым ими звукам, радуется, стремится взять игрушку в руки, обследовать её и манипулировать ею (трясти, стучать, бросать).

Целевые ориентиры к концу первого года жизни

  • Активно проявляет потребность в эмоциональном общении и поиске разнообразных впечатлений, чувствительность у эмоциям и смыслам слов взрослых, избирательное отношение к близким и посторонним людям (взрослым и детям);
  • Активно обследует игрушки, бытовые предметы, разные материалы и вещества (бумага, ткань, песок, снег, тесто и др.), интересуется ими и разнообразно манипулирует, пытается подражать действиям взрослых; проявляет инициативу и настойчивость в желании получить ту или иную игрушку и действовать с ней по своему усмотрению;
  • Во взаимодействии с близким взрослым использует разнообразные средства общения: мимику, жесты, голосовые проявления (лепечет, произносит первые слова); стремится привлечь взрослого к совместным действиям с предметами; различает поощрение и порицание взрослым своих действий;
  • Охотно слушает потешки, детские стихи, песенки, исполнение произведений на музыкальных инструментах; рассматривает предметные картинки  и иллюстрации в детских книгах; узнаёт, что на них изображено,; по просьбе взрослого может показать названный предмет или его изображение; пытается самостоятельно использовать карандаши, мелки, пальчиковые краски;
  • Стремится проявлять самостоятельность  при овладении навыками самообслуживания (есть ложкой, пить из чашки, снимать шапку,  и пр.);
  • Проявляет двигательную активность: свободно изменяет позу; ползает; садится; встаёт на ножки, переступает ногами. Держась за опору; ходит самостоятельно или при  поддержке взрослых.

Целевые ориентиры в раннем возрасте

К трём годам ребёнок:

  • Активно познаёт окружающий мир, интересуется бытовыми и природными объектами, разнообразно действует с ним, исследует их свойства и функции, апробирует способы действий, экспериментирует; проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
  • Использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, знает назначение предметов (ложки, расчёски, зубной щётки, карандаша, кисти и пр.) и умеет пользоваться ими;
  • Стремится к общению с другими людьми; (взрослыми и детьми), активно подражает им, осваивая культурные способы и нормы; умеет согласовывать свои действия и поведение с приятными нормами и действиями других людей; начинает проявлять интерес к сверстникам;
  • понимает речь взрослых, обращается к ним с вопросами  и просьбами,  участвует в диалогах(может выступить  инициатором разговора;
  • владеет связной речью, может выразить мысль, желание, чувство; знает названия знакомых игрушек и бытовых предметов; называет признаки, функции, действия с ними;
  • в игре воспроизводит действия и речь взрослого, использует не только игрушки, но и предметы-заместители;
  • проявляет самостоятельность в бытовых ситуациях  и разных видах деятельности;
  • владеет простейшими навыками самообслуживания;
  • любит слушать потешки, стихи, песни, народные и авторские сказки рассматривать иллюстрации, двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на эстетические объекты (красивые игрушки, бытовые предметы, объекты и явления природы);
  • охотно включается в конструирование и разные виды изобразительной деятельности (лепку, аппликацию, рисование), экспериментирует;
  • с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится самостоятельно осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание,  ходьба по лестнице и пр.); пытается использовать приобретённые двигательные навыки в новых предлагаемых условиях (преодоление препятствий, расстояний в изменившихся условиях);
  •  знает и называет членов своей семьи; ориентируется в отношении  возраста людей(бабушка, дедушка, тётя, дядя); имеет начальные представления о некоторых профессиях (воспитатель, врач, продавец, водитель).

Организация образовательной деятельности в области  художественно-эстетического развития (изобразительной, театрализованной деятельности) по образовательной программе дошкольного образования «Теремок»

для детей от двух месяцев до трёх лет

Область художественно-эстетического развития включает в себя:

  • Изобразительную деятельность
  • Театрализованную деятельность, включая детскуюхудожественную  литературу и фольклор
  • Музыкальную деятельность

           Рассмотрим организацию изобразительной и театрализованной  образовательной деятельности детей от 2 месяцев до 3 лет.

При организации образовательной деятельности по направлению художественно-эстетического развития, необходимо следовать принципам Программы.Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии сэтими принципами, следует принимать во внимание значительные индивидуальные  различия между детьми, разнообразие их интересов и мотивовдеятельности, особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников.

Реализация содержания изобразительной деятельности осуществляется в таких видах детской деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструирование.

Театрализованная деятельность – театр кукол, пальчиковый, теневой, настольный,бибабо а также включает детскую художественную литературу и фольклор и др.

Для успешной реализации поставленных задач в  художественно-эстетической деятельности   целесообразно использовать следующие организационные формы:

  • игры-занятия (игровые образовательные ситуации),
  • игры-забавы
  • дидактические игры
  • ситуационные беседы
  • экспериментирование
  • развивающие занятия, связанные с организацией таких  видов детской деятельности, как познание окружающего мира, конструирование, лепка, рисование, аппликация

Задачи для каждого возрастного периода

При подборе форм, методов, способов достижения планируемых образовательных результатов важно учитывать общие характеристики развития детей и образовательные задачи для каждого возрастного периода

Первая группа раннего возраста

Первый год жизни

Образовательные задачихудожественно-эстетического развития (изобразительной, театрализованной деятельности)

  • Создать условия для эстетизации образовательной среды (дизайн пространства, мебели, игрушек, одежды детей и педагога.
  • Развивать зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие; вызывать эмоциональный отклик на музыку, фольклор. Народные игрушки, книжные иллюстрации и другие виды искусства, доступные ребёнку по содержанию и средствам выразительности.
  • Расширять представления о мире в процессе восприятия потешек, песенок, картинок, народных игрушек; помогать устанавливать связи между формой, цветом, «голосом» (звучанием) и др. признаками знакомых предметов, игрушек, домашних животных.
  • Вызывать позитивную эмоциональную реакцию на эстетические качества объектов окружающего мира (красивых игрушек, бытовых предметов, явлений природы).
  • Проводить наблюдения за художественной деятельностью близких взрослых (лепка, рисование, конструирование, танец, пение, музицирование и др.).
  • Знакомить с доступными по возрасту художественными инструментами и материалами (карандашами, фломастерами, пальчиковыми красками, штампиками, солёным тестом, бумагой и др.).
  • Поддерживать интерес к художественному экспериментированию, вовлекать в игры-забавы,  содействовать первым «творческим» проявлениям в совместной художественной деятельности с близкими взрослыми.

Содержание образовательной деятельности художественно-эстетического развития (изобразительной, театральной деятельности)

До 3 месяцев. С первых дней жизни вводить искусство в жизненное пространство младенца. Радовать красивыми предметами и звучащими игрушками (погремушки, колокольчики ит. п.). Развивать зрительный и слуховой анализаторы (известно, что уже в два месяца ребёнок может дифференцировать цвета и качественно различные звуки).

3-6 месяцев. Показывать народные игрушки, силуэты изображения.

6-9 месяцев. Знакомить с динамичными игрушками (богородскими курочками), свистульками. Вовлекать в процесс рассматривания картинок в детской книге, стимулируя поиск взглядом и показ пальчиком знакомых изображений. Помочь установить связь между реальными предметами и их изображениями.

9-12 месяцев. С 9 месяцев развивать речевое подражание, опираясь на знакомые литературные и фольклорные произведения.  С 10 месяцев вовлекать ребёнка в совместные игры с пальчиками и ручками, выполняя движения в соответствии с текстом потешек («Ладушки», «Поехали-поехали», «Сорока-белобока», «По кочкам, по кочкам»). Знакомить с детской книгой (с прочными страницами), листая её вместе с ребёнком, рассматривая и трогая картинки, называя знакомые ребёнкуобъекты и их действия (котик спит, птичка летит),  задавая вопросы и побуждая к поиску изображений.  

В процессе восприятия художественных образов формировать эмоционально позитивное отношение к окружающему миру. Способствовать развитию зрительного внимания  и слуховой сосредоточенности. Знакомить с детской книгой, побуждая к поиску изображений. Показывать предметные и малосюжетные картины, предметы декоративно-прикладного искусства, народные игрушки (богородские, каргопольские, дымковские, семёновские).Знакомить с традиционными игрушками – тряпичной рукотворной пеленашкой и расписной деревянной матрёшкой. Поддержать элементарную «творческую» активность в лепке, (из солёного теста, мягкого пластилина), рисовании пальчиками и карандашами, конструировании из кубиков и кирпичиков.

Вторая группа раннего возраста

Второй год жизни

Образовательные задачи художественно-эстетического развития (изобразительной, театрализованной деятельности)

  • Создавать условия для эстетизации  образовательной среды (дизайн окружающего пространства, игрового и бытового оборудования. Одежды детей и близких взрослых и др.).
  • Содействовать развитию эстетического восприятия, поддерживать эмоциональные реакции на эстетические качества игрушек, бытовых предметов. Природных объектов и явлений.
  • Знакомить с видами и жанрами искусства в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей (фольклор, музыка, детская литература, книжная иллюстрация, народная игрушка, декоративно-прикладное искусство, скульптура малых форм, детский театр и др.)
  • Содействовать появлению первых ассоциативных образов, установлению связи между объектами реального мира и художественными образами (различение предмета и слова-названия, изображаемого и изображения, звуков природы и инструментальной музыки).
  • Поддерживать интерес к художественной деятельности взрослых и желание подражать им, включатся в совместное «творчество».
  • Инициировать практическое освоение доступных способов художественной деятельности, создавать условия для художественного экспериментирования с красками, звуками,  словами и пр.
  • Учить различатьконтрастные характеры и настроения художественных образов в народной игрушке, книжной иллюстрации(добрый или злой, весёлый или грустный, быстрый или медленный и др.).
  • Начинать знакомить детей с «языком» искусства – формой, линией, цветом, ритмом, интонацией, темпом  и др.

Содержание образовательной деятельности художественно-эстетического развития (изобразительной деятельности)

1 год – 1год 6 месяцев

Радовать и удивлять детей, организуя восприятие красивых предметов, игрушек, растений, явлений природы. Сопровождать наблюдения рассказыванием потешек, стихов, песенок для создания ярких, выразительных образов. Вызывать эмоциональный отклик на изделия народных промыслов (дымковского петушка, городецкую лошадку, семёновскую матрёшку). Показывать красивые картинки и книжные иллюстрации.

            Проводить дидактические игры на развитие восприятие цвета и формы. Предлагать для обследования предметы разного цвета (погремушки, колокольчики, лоскуты, ленты, мячи, карандаши и др.). Давать разные формы (кубы, конусы, пирамидки) для их обследования и обыгрывания (накрывать тканью, обворачивать фольгой, прятать, ощупывать и пр.). Вовлекать в создание композиций из предметов (положить муляжи фруктов на поднос, сложить муляжи овощей в корзинку, нанизать колечки на ленту, будто это бублики-баранки и др.).

Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами(бумага, ткань, глина, пластилин, тесто, песок и др.), инструментами (карандаш, фломастер, мелок, кисть и краски) в различных ситуациях (за столом, на полу, мольберте, песочном столе с подсветкой, в песочнице, на снегу и др.).

 Вызвать интерес к наблюдению за художественной деятельностью взрослого; вовлекать в совместное «рисование» карандашами, фломастерами, мелками, пальчиками, штампиками (техника «принт»); приглашать вместе полепить из солёного теста, мягкого пластилина (предназначенного для детей раннего возраста).

1 год 6 месяцев – 2 года

Обогащать эстетические впечатления, показывая красивые игрушки. Изделия народных промыслов (деревянные, керамические, лоскутные, берестяные, и др.).

Поддерживать интерес к разным видам художественно-продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Знакомить с доступными способами изображения в процессе совместного создания ярких композиций из мазков, пятен, штрихов, линий форм, готовых силуэтов (вырезанных воспитателем).

Помогать узнавать в «каракулях» предметы из ближайшего окружения и природные объекты (мячик, дорожка, листик, жучок, травка); осваивать технические навыки в рисовании: держатькисть, брать краску, вести кисть по ворсу, не прорывать лист бумаги, заполнять всё пространство листа, промывать кисть.

 Создавать образы самостоятельно (спонтанное рисование) или в сотворчестве с близким взрослым. Знакомить с базовыми способами лепки: круговое раскатывание  комка ладонями для получения шара (мячик, яблоко, колобок) и прямое раскатывание (туда-сюда) для получения цилиндра (конфетка, огурчик, карандаш).

Приобщать к аппликации в сотворчестве с педагогом: выбирать детали (наклейки, бумажные комочки, готовые силуэты), наносить клей и вкладывать на подготовленный фон, любоваться изображениями (цветок, тучка, цыплёнок, овечка), дополнять рисунками. Использовать создание композиции для оформления интерьера группы и блиц-выставок для родителей.

Содержание образовательной деятельности художественно-эстетического развития в театрализованной деятельности (детская литература и фольклор)

1 год – 1 год 6 месяцев

Рассказывать и читать детям потешки, присказки, стихи, небольшие сказки, поддерживая желание слушать, эмоциональнооткликаться на содержание произведений и выразительную речь. Учить различать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонации. Привлекать внимание   к иллюстрированной книге, учить листать странички, всматриваться в картинки, узнавать и называть изображения при помощи упрощённых слов-названий и звукоподражаний (ав-ав, мяу-мяу). Вовлекать детей в обыгрывание знакомых персонажей (кошка, собачка, петушок) и сюжетов (кошка пьёт молоко, собака бежит за кошкой, петушок клюёт зёрнышки). Показывать инсценировки по содержанию знакомых произведений, побуждая детей к речевым высказываниям.

1 год 6 месяцев – 2 года

            Использовать фольклор и стихи в разных образовательных ситуациях. Поддерживать эмоциональный отклик на ритм и музыкальность потешек, прибауток.

Развивать способность слушать художественный текст, понимать смысл коротких сказок, рассказов, стихов, потешек, небольших инсценировок, близких к опыту детей, эмоционально реагировать на их содержание. Читать книги. Побуждать ребёнка самостоятельно  листать книги, рассматривать иллюстрации, соотносить рисунки с предметами, живыми объектами, отвечать на вопрос «Кто это?». Вызывать сопереживание героям произведения, поощрять проявление сочувствия и участия, речевые высказывания. Вовлекать в активное проживание прочитанного: выполнять игровые движения («Ладушки», «Сорока-ворона»), показывать  жестами и мимикой, что делают персонажи (Барто А. «Бычок», Ивенсен М. «Поглядите, зайка плачет»), произносить звукоподражания, участвовать в инсценировании простых сюжетов с игрушками по мотивам знакомых произведений, подговаривая слова персонажа. Использовать произведения, в которых присутствуют диалоги персонажей (к концу года).

Первая младшая группа

Третий год жизни

Образовательные задачи художественно-эстетического развития (изобразительной, театрализованной  деятельности)

  • Создавать условия для эстетизации образовательной среды с применениемизделий народного декоративно-прикладного искусства, детских рисунков и коллажей, выполненных в сотворчестве с педагогом  и родителями.
  • Развивать эстетическое восприятие красивых предметов, объектов и явлений природы, произведений разных видов  искусства(литературы, музыки, народной игрушки, книжной иллюстрации, скульптуры малых форм и др). и разных жанров фольклора (потешек, прибауток, закличек, загадок, сказок и др.).
  • Продолжать знакомить с разными видами и жанрами искусства в соответствии с возрастными особенностями.
  • Содействовать установлению связи между объектами реального мира и художественными образами; развивать ассоциативное мышление.
  • Поддерживать интерес к художественной деятельности – самостоятельной или организованной в сотворчестве с близким взрослым и другими детьми.
  • Начинать знакомить с «языком» разных видов искусства (слово, интонация, цвет, форма, пятно, линия, ритм, динамика, пауза и др.).
  • Инициировать практическое освоение доступных способов художественной деятельности и культурных практик.
  • Создавать условия для художественного экспериментирования с цветом, формой, линией, ритмом, звуком, интонацией, словом и пр.
  • Учить различать внешний вид, характеры, состояния и настроения контрастных художественных образов в разных видах искусства (добрый/злой, ласковый/строгий, весёлый/грустный, светлый/тёмный, высокий/низкий, далеко/близко, быстрый/медленный и др.).

Содержание образовательной деятельности художественно-эстетического развития (изобразительной деятельности)

 Обогащать художественные впечатления детей. Знакомить с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, богородской) и книжной иллюстрацией(на примере творчества Ю. Васнецова, А. Елисеева, В. Лебедева, Е. Рачёва, П. Репкина и др.). В бытовых ситуациях использовать красивые, эстетично оформленные предметы.

              Проводить наблюдения за природными объектами (цветок, дерево, жук, бабочка, птичка) и явлениями (дождь, снег, ветер, листопад) для обогащения зрительных впечатлений. Развивать ассоциативное восприятие, устанавливать связи между объектами окружающего мира и их изображениями.

              Инициировать переход каждого ребёнка с доизобразительного этапа,на изобразительный.

        Учить «входить в образ», выбирать тему рисунка. Создавать условия для освоения способов изображения на основе доступных изобразительно-выразительных средств (цвет, пятно, линия, форма, ритм). Поддерживать художественное экспериментирование с различными материалами (глина, пластилин, тесто, краски, бумага, ткань, фольга, снег, песок), инструментами для изодеятельности  (карандаш, фломастер, маркер, кисть, стека, штампик) и предметами, выступающими в качестве   художественных инструментов (ватная палочка, зубная щётка, губка и пр.).

              Развивать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми  при создании коллективных композиций («Грибная полянка», «Праздничная ёлочка», «Солнышко в окошке» и др.). Интегрировать виды художественной деятельности (рисование и аппликация, лепка и конструирование). Размещать создание композиции  в интерьере группы. Оформлять блиц-выставки для родителей.

              В лепке продолжать знакомить детейс разнообразием пластических материалов (глина, пластилин, солёное тесто), знакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, масса, объём). Активизировать базовые способы лепки шара и цилиндра (валика, столбика). Показать способы их преобразования: шара в диск (сплющивание в лепёшку), цилиндра в тор (замыкание в кольцо) и др. Поддерживать интерес к лепке фигурок, состоящих из двух-трёх частей (грибок, птичка, самолёт).

В рисовании обеспечить переход от каракулей к осмысленному изображению различных линий и форм для отражения впечатлений о мире (дорожка, травка,  солнышко). Учить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок, палочку и создавать изображение на разных поверхностях (лист бумаги, песок, снег, доска, асфальт и др.). Знакомить с красками  и способами  живописного  изображения (цвет, пятно, силуэт).

В аппликации  знакомить с бумагой и её свойствами (тонкая, белая, или цветная, мягкая или жёсткая, сминать, складывать). Инициировать создание образов из бумажных кусочков и комочков, фантиков, силуэтов, вырезанных воспитателем из одноцветной и многоцветной бумаги.

Содержание образовательной деятельности художественно-эстетического развития в театрализованной деятельности

Художественная  литература и фольклор

            Продолжать знакомить с разными жанрами фольклора (пестушки, потешки, прибаутки, заклички, загадки, народные сказки) и детской художественной литературы (стихи, короткие рассказы, авторские сказки). Побуждать к выражению индивидуального эмоционального отклика на описываемые события, характер и действия персонажей, красоту слова, ритм и мелодику поэтического произведения. Знакомить с книгой как предметом культуры (люди придумали сказки, поэты сочинили стихи, художники нарисовали картинки, чтобы мы радовались и узнали много нового). Систематически читать детям книги поддерживать чувство удовольствия, радости от слушания  и рассматривания иллюстраций. Вовлекать в совместное «чтение»: повторять слова и фразы, исполнять песенки, выполнять игровые действия, находить изображения, соответствующие тексту. Задавать вопросы по содержанию картинок (Кто это? Что это? Где мышка? Где у лисы хвост? И др.) и побуждать отвечать жестом, словом, самостоятельно или с помощью взрослого. Подбирать тексты, в которых присутствуют диалоги персонажей, и вовлекать детей в обыгрывание, инсценировки. Одни и те же потешки, стихи, сказки читать и затем рассказывать многократно, в разных образовательных ситуациях (на занятиях, прогулках, в инсценировках).

Предлагать для самостоятельного рассматриваниякниги, специально изданные для детей раннего возраста (картонные или из прочной бумаги, с достаточно большими, красочными, лаконичными иллюстрациями). При выборе книг учитывать интересы и желания каждого ребёнка. Оставлять книги на столе для самостоятельного рассматривания картинок детьми. Рассказывать о правилах обращения с книгой 9 не рвать, аккуратно листать странички, не выхватывать из рук другого ребёнка, не бросать на пол).

 Постоянно применять художественное слово в разных образовательных ситуациях  и в повседневной жизни  детей (гигиенические процедуры, прогулки,  игры.). Включать имя ребёнка в потешку или песенку, подходящему к конкретному моменту («Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай, мою Олю не пугай»). Побуждать узнавать героев известных произведений в образных игрушках, на картинках, называтьих, используя фольклорные или устойчивые литературные обороты («котенька-коток», «зайчик-побегайчик»,«петушок-золотой гребешок», «птичка-невеличка», «солнышко-колоколнышко»). Советовать родителям иметь дома иллюстрированные книги, адресованные детям раннего возраста (народные, авторские сказки, стихи, потешки), показывать мультфильмы по сюжетам литературных произведений.

Театрализованная деятельность

          Проводить театрализованные игры и показать небольшие сценки с фигурками типа би-ба-бо, с Петрушкой. Продолжать знакомить детей с пальчиковым, кукольным театром. Начинать знакомство с театром теней. Поддерживать театрализованную игру в форме индивидуального подражания (хорошо знакомые персонажи потешек, сказок, образы животных). Инициировать участие ребёнка в дидактических играх-драматизациях (искупаем куклу Олю, оденем куклу Машу, уложим спать куклу Дашу, покорми собачку и др.). Помогать перенести опыт театрализованной игры и игры-драматизации в самостоятельные игры.

Методические рекомендации

          В начале учебного года педагог объединяет детей в группы по пять-шесть человек, садится за стол рядом с ними и эмоционально вовлекает малышей в совместную деятельность. Важно, чтобы у детей возник интерес к изобразительной деятельности, появилось желание действовать с художественными материалами и создавать что-то своими руками. Первые занятия проводятся в течение пяти-восьми минут с каждой подгруппой детей. Во второй половине года занятие может длится десять-двенадцать минут и быть фронтальным по способу организации детей.

          Основу художественного образования детей раннего возраста составляет сенсорное развитие. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Для этого необходимо создавать условия для познавательной деятельности (выявлять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного  и двигательного обследования, сравнения). Сенсорное воспитание предполагает решение следующих задач: развитие органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и др.); знакомство с сенсорными эталонами (формы, цвета, величина и др.); освоение способов обследования предметов (перцептивных действий).

           Все методы обучения детей третьего года жизни носят игровой и наглядно-действенный характер. Оптимальным является вариант образовательной ситуации, в которой дети сначала обследуют предмет, играют с ним и затем изображают. Желательно, чтобы сначала дети создали образ предмета в лепке, затем в аппликации и,  наконец, - в рисовании как самом сложном виде изобразительной деятельности.

             Работая с детьми раннего возраста, педагог может гибко подходить  к планированию задач и содержания изобразительной деятельности. Так, если планируется освоение нового способа  лепки или рисования, педагог может спланировать два занятия в неделю по одному виду деятельности для закрепления освоенного умения. Иначе через время оно может быть утеряно без подкрепления. По этой же причине важно проводить индивидуальную работу с детьми  и более тесно взаимодействовать с родителями – разъяснять им необходимость закрепления программного материала.

Примерный перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно-пространственной среды

Программа разработана для реализации  в условиях стандартных организаций, поэтому создание развивающей предметной среды не требует значительных финансовых вложений. Предложенный перечень является примерным и может корректироваться (расширяться, заменяться) в зависимости от возможностей образовательной организации, приоритетных направлений деятельности и других условий.

Художественно-эстетическое развитие

Младенческий возраст

Материалы и оборудование для изобразительной деятельности

Народные игрушки для рассматривания, игр-забав, обыгрывания потешек (дымковский петушок, городецкая лошадка, семёновская матрёшка, богородские курочки и медведь и др.); детские книги с красивыми, крупными иллюстрациями. Пальчиковые краски, восковые мелки, мягкий пластилин (солёное тесто), крупные магниты. Разноцветные, разнофактурные лоскуты ткани размером 40:40, 50:50 см. Песочный стол с подсветкой.

Ранний возраст

Материалы и оборудование для художественно-продуктивной деятельности

Изделия народного декоративно-прикладного искусства из разных материалов (дерево, глина, береста, солома, шерсть, лён и др.) с разными способами художественной обработки (резьба, роспись, плетение, валяние и др.). Пирамидки (в т.ч. классическая); матрёшки; неваляшки; волчки. Геометрические формы. Наборы муляжей овощей, фруктов; поднос, корзинка, туесок. Мольберты. Бумага разного формата, величины, цвета, фактуры; кисти №10,12, штампы, краски, (гуашь); цветные карандаши (мягкие), фломастеры с толстым цветным стержнем, чёрный жировой карандаш, восковые мелки и пр. глина, пластилин, масса для лепки, солёное тесто, клеёнки салфетки матерчатые; поворотный диск.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития (изобразительной, театрализованной деятельности) по образовательной программе «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия» город Пыть-Ях Подготовила: Перевертнева Наталия Ивановна воспитатель высшей категории

Слайд 2

Актуальность программы Как современное общество относится к человеку, только что вошедшему в этот мир, каким видит его будущее? Как помочь маленькому ребенку стать человеком, войти в социум и культуру, сохраняя при этом свою индивидуальность? Как организовать образовательную среду, гибко отвечающую индивидуальным и возрастным особенностям ребенка, образовательному запросу его семьи? Можно ли создать образовательную среду для малышей по модели культуры и социума? Какие черты определяют «современный портрет» педагога раннего детства? Каким видится взаимодействие педагога с ребенком и его семьей? 2

Слайд 3

Сущность программы « Теремок» « Теремок» — современная комплексная образовательная программа для воспитания и развития детей от двух месяцев до трех лет в специально смоделированной среде. Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации психофизического и социокультурного развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и образовательного «запроса» семьи. Описывает целевые ориентиры, ключевые задачи и базисное содержание пяти образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательно развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие 3

Слайд 4

Структура Программы включает 4

Слайд 5

Цель программы «Теремок» Создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребёнком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учётом его возрастных возможностей и образовательного запроса его семьи 5

Слайд 6

Задачи художественно-эстетического развития в изобразительной и театрализованной деятельности Первая группа раннего возраста первый год жизни 6

Слайд 7

Задачи художественно-эстетического развития в изобразительной и театрализованной деятельности Вторая группа раннего возраста второй год жизни 7

Слайд 8

Задачи художественно-эстетического развития в изобразительной и театрализованной деятельности Первая младшая группа третий год жизни 8

Слайд 9

Целевые ориентиры программы «Теремок» Целевые ориентиры к концу первого полугодия жизни ребёнка Целевые ориентиры к концу первого года жизни Целевые ориентиры к трём годам Целевые ориентиры в раннем возрасте 9

Слайд 10

Организация образовательной деятельности в изобразительной и театрализованной деятельности 10

Слайд 11

Формы организация образовательной деятельности в изобразительной и театрализованной деятельности 11

Слайд 12

Содержание образовательной деятельности в изобразительной и театрализованной деятельности первая группа раннего возраста первый год жизни 12

Слайд 13

Содержание образовательной деятельности в изобразительной и театрализованной деятельности вторая группа раннего возраста Второй год жизни 13

Слайд 14

Содержание образовательной деятельности в изобразительной и театрализованной деятельности первая младшая группа третий год жизни 14

Слайд 15

Парциальная программа художественно-эстетического развития в изобразительной деятельности « ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» И.А. Лыкова УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» 15

Слайд 16

Детская литература и фольклор УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» 16

Слайд 17

Примерный перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно-пространственной среды Младенческий возраст Материалы и оборудование для изобразительной деятельности Народные игрушки для рассматривания, игр-забав, обыгрывания потешек (дымковский петушок, городецкая лошадка, семёновская матрёшка, богородские курочки и медведь и др.); детские книги с красивыми, крупными иллюстрациями. Пальчиковые краски, восковые мелки, мягкий пластилин (солёное тесто), крупные магниты. Разноцветные, разнофактурные лоскуты ткани размером 40:40, 50:50 см. Песочный стол с подсветкой . Ранний возраст Материалы и оборудование для изобразительной деятельности Изделия народного декоративно-прикладного искусства из разных материалов (дерево, глина, береста, солома, шерсть, лён и др.) с разными способами художественной обработки (резьба, роспись, плетение, валяние и др.). Пирамидки (в т.ч. классическая); матрёшки; неваляшки; волчки. Геометрические формы. Наборы муляжей овощей, фруктов; поднос, корзинка, туесок. Мольберты. Бумага разного формата, величины, цвета, фактуры; кисти №10,12, штампы, краски, (гуашь); цветные карандаши (мягкие), фломастеры с толстым цветным стержнем, чёрный жировой карандаш, восковые мелки и пр. глина, пластилин, масса для лепки, солёное тесто, клеёнки салфетки матерчатые; поворотный диск. 17

Слайд 18

Спасибо за внимание ! Творческих успехов ! 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация комплексной образовательной программы "Школа 2100" в МБДОУ ЦРР-ДС № 28 "Золотой петушок" г. Тамбова

В презентации представлены основные аспекты реализации комплексной программы воспитания и обучения детей в детском саду "Школа 2100"....

Опыт апробации комплексной образовательной программы «Теремок» для детей раннего возраста

В материале описаны мероприятия (нормативно-правового, огранизационно-методического, кадрового, информационного обеспечения) по апробации комплексной образовательной программы «Теремок»...

Первые шаги. Апробация комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет» в МБДОУ д/с №14 г.Дивногорска Красноярского края

Апробация  комплексной образовательной программы  «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет» в МБДОУ д/с №14 г.Дивногорска Красноярского краяПервые шаги. П...

Делимся опытом инновационной деятельности по апробации нового содержания и новых технологий работы с детьми раннего дошкольного возраста по реализации комплексной образовательной программы «Теремок».

         Апробация методического пособия Экологическое воспитание детей, третий год жизни автор С.Н.Николаева.В методическом пособии представлена система образовательно...

Комплект учебно-методических материалов по разработке индивидуальной адаптированной образовательной программы на ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

В комплект учебно-методических материалов входит: психолого-педагогическая характеристика дошкольника с РАС, подбор методик для педагогической оценки особенностей развития ребенка с РАС, индивидуальна...

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы:  Смирнова Е...