Сообщение для воспитателей ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ
консультация
Сообщение для воспитателей ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsii_muz.ruka_i_vospitatelya.doc | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сообщение для воспитателей
ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ
Функции музыкального руководителя и воспитателя могут быть рассмотрены основываясь на общепедагогических функциях. Педагог, ученый А.И. Щербаков называет восемь функций: информационную, развивающую, мобилизационную, ориентационную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, исследовательскую, разделяя их на две группы. Первые четыре функции педагогические, остальные общетрудовые (относятся к любым видам квалифицированного труда). Выполняя педагогические функции, учитель передает ученикам знания, развивает их способности, мобилизует внимание, формирует систему ценностных ориентаций. Общетрудовые функции направлены на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.
Успех учебно-воспитательной деятельности педагога зависит, как подчеркивает А.И Щербаков, от его готовности выполнять свои функции и от умения устанавливать внутренние связи между ними, определять содержание своих действий и метода их реализации.
Рассмотрим деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию детей, опираясь на восемь общепедагогических функций.
Чтобы успешно выполнять информационную функцию, педагог должен иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести их детям, обладать культурой речи.
В деятельности музыкального руководителя содержание этой функции специфично. Музыкальную информацию педагог передает, прежде всего, исполняя музыкальные произведения. Слушатель воспринимает музыку, созданную композитором, только через исполнителя. Поэтому исполнение музыкальных произведений для детей — основное умение педагога — должно быть профессиональным, ярким. Грамзапись не всегда способна полностью заменить живое звучание инструмента.
Восприятие музыки углубляется при осознании ее эмоционально-образного содержания. Поэтому доступное детям пояснение содержания музыкального произведения также важнейшее умение, необходимое музыкальному руководителю.
Эти творческие умения предполагают высокий уровень исполнительской и общей музыкальной культуры.
Для накопления дошкольниками полноценных музыкальных впечатлений большое значение имеет качество репертуара, умение педагога отобрать высокохудожественные произведения народной и классической музыки.
Музыкальный руководитель должен также знать методические приемы, эффективные для определенной возрастной группы детей, уметь творчески их применять.
Информационные функции музыкального руководителя и воспитателя, не имеющего специального музыкального образования, неодинаковы, хотя некоторое сходство имеется.
Воспитатель, как правило, не умеет играть на фортепиано, поэтому он использует грампластинки или магнитофонные записи. Своеобразие информационных функций музыкального руководителя и воспитателя во многом объясняется также тем, что формы организации музыкальной деятельности, в которых они общаются с детьми, различны.
Музыкальный руководитель (при участии воспитателя) проводит музыкальные занятия, праздники, развлечения. Воспитатель общается с детьми в быту —руководит самостоятельной деятельностью, организует игры, слушание музыки, готовит инсценировки и т. д. Большую часть своей работы по музыкальному воспитанию детей он осуществляет под руководством музыкального руководителя или при его непосредственном участии.
Воспитатель может закрепить музыкальные впечатления детей, прослушивая с ними в грамзаписи произведения, звучавшие на занятиях. Такое повторное слушание не требует развернутой беседы о музыке, а предполагает лишь краткое напоминание ярких характеристик отдельных тем, музыкальных образов, различение смены настроений, средств музыкальной выразительности.
Воспитатель обогащает музыкальные впечатления, используя игры, инсценировки разучиваемых песен, предлагая детям повторить фрагменты праздничных утренников, наиболее понравившиеся им. Он может обращаться и к произведениям, не звучавшим на занятиях. Это музыкальные сказки, диапозитивы и диафильмы, озвученные музыкой. Они не требуют развернутой беседы о музыке, а лишь привлечения внимания детей к ее характеру, смене настроений.
Воспитатель слушает с детьми и фрагменты классических произведений, народную музыку. Он отбирает эти произведения вместе с музыкальным руководителем и согласует с ним методику проведения беседы.
Некоторые музыкальные досуги и развлечения воспитатель проводит самостоятельно или под руководством музыкального руководителя (кукольный театр, инсценировки).
Для того чтобы руководить самостоятельной деятельностью детей — обучать их игре на детских музыкальных инструментах, свободному музицированию в пении, музыкально-ритмическим движениям, воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (играть на музыкальных детских инструментах, петь, красиво двигаться), знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений.
Таким образом, для успешного выполнения информационной функции музыкальный руководитель и воспитатель должны обладать определенными качествами личности, знаниями и умениями. Конечно, знания и умения музыкального руководителя, имеющего специальное музыкальное образование, и воспитателя отличаются по качественному уровню. Воспитатель должен постоянно повышать свою музыкальную культуру — слушать музыку, совершенствовать исполнительские умения, быть в курсе новинок методической литературы. Многие знания и умения воспитатель приобретает с помощью музыкального руководителя.
Развивающая функция. Педагог любого профиля, обучая детей, должен развивать их способности, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.
В деятельности музыкального руководителя эта функция предполагает обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие их музыкальных способностей, творчества. Для ее выполнения необходимо знать диагностику музыкальных способностей детей, проблемные методы обучения, уметь применять их с учетом возраста детей, индивидуальных качеств личности.
Создание проблемных ситуаций, побуждающих детей к активному проявлению (сравнивать, обобщать, придумывать варианты), стимулирует их творческую самостоятельную деятельность. Исполняя произведения с различной степенью контрастности, педагог предлагает ребятам сравнить их, высказать свое отношение, «порассуждать» о музыке. Музыкальный руководитель должен владеть творческими умениями в различных видах музыкальной деятельности (показать несколько вариантов танцевальных движений, песенных импровизаций, сочинить попевки на музыкальных инструментах).
Для развития у дошкольников музыкальности важно использовать высокохудожественный репертуар в профессиональном исполнении, уметь ярким образным словом углубить впечатления детей. Педагог должен поощрять и развивать самостоятельные и творческие проявления детей в высказываниях о музыке. Одновременно он расширяет представления ребят о чувствах человека, выраженных в произведении и существующих в реальной жизни, совершенствует образную речь детей, что способствует взаимосвязи их эстетического, нравственного, умственного развития.
Музыкальное развитие детей будет успешным, если музыкальный руководитель применяет различные виды музыкальных занятий (доминантные, тематические, комплексные). Доминантные занятия позволяют ликвидировать отставание детей в формировании какой-либо способности, исполнительских умений, стимулируют творчество. Тематические занятия сосредоточивают внимание дошкольников на наиболее важных для их музыкального развития темах. Использование необычного сюжета делает такие занятия занимательными, поддерживает интерес ребят к музыке, их творческие проявления. Комплексные занятия расширяют представления детей о видах искусства, средствах их выразительности, они способствуют развитию основ музыкальной культуры. Сравнение выразительных возможностей различных видов искусства активизирует мышление, обогащает эстетические представления, формирует эталоны красоты.
Музыкальный руководитель должен уметь применять все формы организации музыкальной деятельности детей: разнообразные досуги (в том числе тематические концерты, беседы-концерты), развлечения, праздничные утренники.
В деятельности воспитателя эта функция выполняется в тесном контакте с музыкальным руководителем, под его руководством. Воспитатель должен знать методы диагностики, помогать музыкальному руководителю в ее проведении. Воспитатель может фиксировать некоторые показатели развития музыкальных способностей (например, внешние проявления детей во время слушания музыки, продолжительность внимания, высказывания о прослушанных произведениях, желание повторного слушания, соответствие движений ритму и характеру музыки и т. д.). Участие в диагностике позволяет воспитателю узнать сильные и слабые стороны развития каждого ребенка и в соответствии с этим строить свою работу.
Реальное участие воспитателя в музыкальном развитии детей определяется уровнем его музыкальной культуры, музыкальными способностями. Если воспитатель имеет слух, хороший голос, красиво двигается, может играть на детских музыкальных инструментах или просто интересуется музыкой и любит ее, знает методику музыкального воспитания детей, он способен во многом помочь музыкальному руководителю. Чтобы развивать творческие проявления детей, воспитатель должен сам уметь импровизировать попевки голосом, на музыкальных инструментах, находить варианты выразительных движений, соответствующих характеру музыки. Наблюдая за детьми в быту, организуя игры, драматизации, прослушивание музыки, направляя самостоятельную музыкальную деятельность, воспитатель должен обогащать музыкальные впечатления детей, развивать их способности, учитывая возможности каждого ребенка. Он поддерживает интерес детей к музыкальной деятельности, создает проблемные ситуации, активизирующие их самостоятельность и творческие проявления.
Воспитатель помогает музыкальному руководителю подготовить и провести различные виды занятий. Особенно важна его роль на комплексных занятиях. Только воспитатель может подсказать, на какие знания и умения детей в изобразительной деятельности, художественном слове следует опереться.
Возможности воспитателя не ограничиваются слушанием музыки в быту, организацией самостоятельной деятельности детей. Он может использовать музыку на других занятиях, особенно по изобразительной деятельности и художественному слову.
Качества личности, необходимые для выполнения этой функции, — способность к творчеству, инициативность, музыкальная культура, увлеченность — сходны у воспитателя и музыкального руководителя
Мобилизационная функция педагога предполагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности ребенка наиболее рациональным путем. Мобилизовать внимание можно и с помощью строгих указаний, но обучение будет носить развивающий характер только тогда, когда педагог заинтересует детей, увлечет их.
Музыкальный руководитель должен быть сам увлечен музыкой, которую он исполняет, о которой рассказывает. Педагог должен знать разнообразный репертуар, уметь отбирать яркие фрагменты музыкальных произведений, доступные детям по содержанию и продолжительности, находить интересные для сравнения музыкальные пьесы (или их фрагменты), создавая проблемную ситуацию уже при восприятии музыки. Важно владеть индивидуально-дифференцированным подходом, учитывать качества личности, уровень развития способностей, интересы детей. Для этого на музыкальных занятиях следует предлагать задания различной степени трудности, проводить индивидуальные занятия и занятия по подгруппам.
Для выполнения мобилизационной функции музыкальному руководителю необходимы такие качества личности, как артистизм, изобретательность, находчивость, способность к творчеству.
В деятельности воспитателя эта функция также предполагает увлеченность самого педагога музыкой, знание музыкального репертуара, интересных сведений о музыке, умение в увлекательной форме организовывать слушание произведений, самостоятельную музыкальную деятельность детей, находить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Еще одна функция педагогической деятельности - ориентационная. Она предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности. Ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки —рациональной или эмоциональной).
Одна из главных задач в деятельности музыкального руководителя —сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной), заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетические чувства, ощущение и понимание красоты музыки.
Музыкальный руководитель должен обладать высокой культурой, эрудицией, уметь передать воспитанникам свою увлеченность музыкой, сформировать в них начала музыкального вкуса и музыкальной культуры. Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспитываются па высокохудожественных образцах музыкального искусства, воспринимают «интонационный словарь» разных эпох и стилей, слушают музыку в профессиональном исполнении (на фортепиано или в грамзаписи). Яркий эмоциональный отклик на музыку рождает у детей положительное отношение к ней, что является непременным условием для формирования ценностных ориентации личности. Большое значение имеет форма преподнесения материала — тон речи, артистизм музыкального руководителя. Важен индивидуальный подход—внимание к склонностям и предпочтениям детей. Педагог должен помнить, что дошкольникам необходима новизна впечатлений, и уметь применять вариативную структуру занятий, разные формы организации музыкальной деятельности. Формируя способности к восприятию эмоционально-образного содержания музыки и ее элементарной оценке (эмоциональной и рациональной) на высокохудожественных произведениях мировой музыкальной классики и народной музыки, педагог закладывает в детях основы музыкального вкуса, музыкальной культуры. Эмоции включены в систему ценностей личности. Музыка в силу специфики ее содержания расширяет представления дошкольников о чувствах, воспитывает способность к сопереживанию и в жизни.
Воспитатель, чтобы успешно реализовать эту функцию, должен обладать музыкальной культурой, знать разнообразный музыкальный репертуар, интересные детям сведения о музыке, уметь передать свое увлечение ею. Поскольку воспитатель общается с детьми в быту в более свободной форме по сравнению с занятиями, он может использовать различные методические приемы, в том числе и придающие занимательность обучению. Воспитатель, организовывая самостоятельную музыкальную деятельность детей, должен учитывать их желания, склонности, качества личности. Тон речи, стиль общения должны быть доброжелательными. Воспитатель, пользующийся у детей авторитетом, может быстрее добиться успеха.
Для выполнения этой функции тоже необходимы (и музыкальному руководителю, и воспитателю) такие качества личности, как любовь к музыке, артистизм, изобретательность, находчивость.
Итак, музыкальный руководитель и воспитатель информируют детей о системе музыкальных ценностей на художественном языке музыкального искусства с помощью образного слова и других методов и приемов, развивают музыкальные способности, мобилизуют внимание, формируют положительное отношение к музыке, ценностные ориентации личности. Эти педагогические функции музыкальный руководитель и воспитатель могут успешно выполнять, если они обладают определенными качествами личности, знаниями и умениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей "Функции и обязанности"
Материал для педагогов....
Консультация для воспитателей "Сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии"
Обмен опытом....
Функции музыкального руководителя и воспитателя
За музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении ответственен не только музыкальный руководитель, но и воспитатели. Рассмотрим их функции и обязанности. 1. Информационная.2. Развивающая.3....
Сообщение на педсовете «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ по организации праздников»
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса...
Рекомендации для воспитателей от музыкального руководителя «Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей» 2024
laquo;Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей»...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях"
Консультация для воспитателей...