Программа ПО САМОРАЗВИТИЮ Тема: «Развитие диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки
рабочая программа (старшая группа)

Залетина Елена Анатольевна

                                                     Самообразование – целенаправленная работа

педагога по расширению и углублению

своих знаний, совершенствованию

имеющихся и приобретению новых

профессиональных навыков и умений

         Тема по саморазвитию: «Развитие диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки»

 

 

         Актуальность.

           Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к внедряемым изменениям.

 

 

 

Цель: Создание условий для развития диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки

 

 

 

Задачи:

 

  1. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать сказочные диалоги
  2. Совершенствовать диалогическую формы речи у детей. Обогащать речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик.
  3. Привлекать внимание детей к диалогам героев сказок, осваивать разные диалоги через подражание героям
  4. Обучать детей различным формам инициативных и ответных реплик, воспроизведению соответствующей интонации
  5. Побуждать детей к обыгрыванию сказок

 

Основные формы и методы работы:

         - анализ психолого-педагогической и методической литературы;

         - анализ продуктивной деятельности детей;

         - наблюдение

         - обучающие и развивающие РОД;

         - индивидуальная работа;

         - досуговые мероприятия;

         - создание предметно-развивающей среды в соответствии с программой.

Планируемые результаты:

Дети научатся

  1. Связно, последовательно и выразительно пересказывать сказочные диалоги
  2. освоят разные диалоги через подражание героям
  3. Обучатся воспроизведению соответствующей интонации в диалоге
  4. Устанавливать причинно-следственные связи в диалоге и выразительно их исполнять

 

 

 

Этапы изучения темы:

Программа рассчитана на реализацию в течение 2018-2021 учебного года, предполагает работу по её дополнению, корректированию и совершенствованию.

1 этап реализации плана – на уровне МБДОУ

( 2018-2019 учебный год)

Направление и формы работы

Содержание работы

сроки

Практические выходы

Повышение теоретической компетентности

 

 

 

 

 

 

 

Изучить методическую, теоретическую литературу по теме: «Создание условий для развития диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки»

 

Октябрь-декабрь

 

 

 

 

 

 

 

Создание картотеки

«Создание картотеки сказочных диалогов»

 

Изучение литературы по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Современность, 1999

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999.

Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи //Коммуникативные навыки ребенка в диалоге.//Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство “Мозаика - синтез”, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посещение занятия

 

 

 

Посетить занятия воспитателей, занимающиеся данной проблемой (Клиповой Н Н гр№ 9)

 

декабрь

 

 

Обмен опытом

Консультация для воспитателей

Систематизировать накопленные материалы по теме: «Развитие диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки»

Январь

Повышение компетентности воспитателей по данной теме.

 

 

Диагностика

 

 

 

 

Самообразование

Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

 

Обновить средства  обучения с учетом избранной темы (картотеки, схемы, карточки)

Январь

 

 

 

 

Февраль

Определение уровня подготовленности детей

 

Создание картотеки

«Сказочные диалоги»

Самообразование

Составить конспект РОД по Развитию речи

 

 

Диагностика ППРС

 

март

 

 

 

апрель

Повышение своего профессионального уровня

Мониторинг

Провести мониторинг детей  с учетом темы по самообразованию

май

Определения уровня подготовленности

 

 

2 этап реализации плана – на уровне МБДОУ

(2019-2020 учебный год)

 

Направление и формы работы

Содержание работы

сроки

Практические выходы

 

Самообразование

 

 

 

 

 

 

Составление перспективного плана по теме «Создание условий для развития диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки»

 

сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план

 

 

 

 

 

 

Самообразование

 

 

 

 

 

 

 

Изучение опыта работы педагогов региона; (через публикации в периодической печати, сайты)

 

октябрь

 

 

 

 

 

Повышение профессиональной компетенции

 

Работа с родителями: Анкетирование

 

 

Консультация

 

 

 

Анкетирование – «Сказка в жизни семьи и ребёнка»

 

 

«На что необходимо обращать внимание в пересказывании сказки»

 

Ноябрь

 

 

 

Декабрь

 

 

 

Выявление интересов родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с воспитателями:

Применение ИКТ

 

«Развитие диалогической речи при помощи мнемотаблиц» для воспитателей

 

январь

 

 

Повышение компетентности воспитателей по данной теме

Проведение праздников, досугов

Театрализованное мини-выступление «Соловей и вороненок» Э.Шима

 

 

 

 

Выступление на пед.часе по теме самообразования

Январь

 

 

 

 

февраль

 

 

 

 

 

Повышение уровня профессиональной компетенции

Мониторинг

 

 

 

 

Мониторинг в динамике за 2 года

1.ЗУН детей по своей проблеме: входной контроль, итоговый контроль.

2. мониторинг уровня удовлетворенности детей состоянием учебно-воспитательного процесса в садике.

Январь

 

Май

 

 

 

 

Взаимодействие со специалистами ДОУ Постановка муз. Сказки

Разработать организационный план по работе постановки муз.спектакля «Царевна-лягушка» русская народная сказка

 

Февраль

 

март

 

 

 

Сказка в подарок любимым мамам

Работа с родителями. Консультация

"Основы эмоционального чтения". «Как читать детям»,

 

март

Выявление интересов родителей

 

 

Отчет о проделанной работе

Подготовка статей для публикации в

педагогических изданиях.

 

Соотношение полученных результатов с запланированными.

Самоанализ

 

Апрель

 

 

 

май

 

 

 

3 этап реализации плана – на уровне МБДОУ

(2020-2021 учебный год)

 

Направление и формы работы

Содержание работы

сроки

Практические выходы

 

Самообразование

 

 

 

 

Составление перспективного плана по теме «Создание условий для развития диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки»

 

сентябрь

 

 

 

 

 

Перспективный план

 

 

 

Выступление на пед. совете с опытом работы

 

Система работы по развитию диалогической речи детей с помощью сказки

 

октябрь

 

Обмен опытом

 

Организация проведение праздников, досугов

 

 

Театрализованное- мини выступление «Соловей и Вороненок».

 

январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями. Консультация

Родительское собрание - тренинг

 

 

 

Родительские собрания:

«Речь старшего дошкольника»,

Тренинг «Как обучать диалогу»

 

 

февраль

Повышение компетенции родителей в вопросах воспитания детей по данной теме

Публикация на  сайте

 

Конспекта по Развитии речи  «Крылатый, мохнатый, масляный» для публикации на педагогический сайт.

 

В течение года

 

Обмен опытом

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по данной теме

 

Консультация для воспитателей

 

Презентация « Развитие диалогической речи посредством сказки»

 

Апрель

 

 

Повышение компетентности воспитателей по данной теме

 

Мониторинг

Мониторинг педагогической деятельности в динамике за 3 года:

1.ЗУН детей по своей проблеме: входной контроль, итоговый контроль.

2. анализ   удовлетворенности родителей состоянием учебно-воспитательного процесса в детском саду

Май

Выявление качества уровня по данной теме

Практический выход:

  • Участие в конкурсе  подделок с детьми «Сказочные герои из губок»
  • Создание картотеки диалогов из сказок и мнемотаблиц
  • Театрализованное представление «Царевна-Лягушка»

 

Реализация программы:

       Реализация программы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов. На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме саморазвития.

 

Ожидаемый результат:

Созданы условия для формирования развития диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки, педагогическое исследование позволило решить задачи и общую цель.

Перспективы данной работы могут послужить основанием для дальнейшей разработки проблем, связанных с развитием речи детей.

Повышение  профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в организации образовательного пространства.

Внедрение в работу новых форм и методов воспитания и обучения детей.

Плодотворное сотрудничество с родителями в процессе формирования доброжелательных отношений у детей.
 

Список изучаемой литературы:

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС)
  2. Закон об образовании РФ
  3. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Современность, 1999
  4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999.
  5. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи //Коммуникативные навыки ребенка в диалоге.//Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство “Мозаика - синтез”, 2003.
  6. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001
  7. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002
  8. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 255с
  9.  Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1982.
  10. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. - Свердловск:
  11. Истоки диалога: Книга для воспитатей/ Под ред. А.Г. Арушановой. - М.: “Мозаика-синтез”, 2003.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано на                                                 Утверждено:

педагогическом совете                                    Заведующий МБДОУ

протокол от ___№___                                     д/с №13 «Вишенка»

                                                                        ____________/ Жерновкова Н.А./

Программа ПО САМОРАЗВИТИЮ

Тема: «Развитие диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки»

2018 – 2021г.г.

Выполнила: Залетина Елена Анатольевна

                       

Г.о.г. Выкса2018г.

                                                     Самообразование – целенаправленная работа

педагога по расширению и углублению

своих знаний, совершенствованию

имеющихся и приобретению новых

профессиональных навыков и умений

        Тема по саморазвитию: «Развитие диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки»

         Актуальность.

           Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к внедряемым изменениям.

Цель: Создание условий для развития диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки

Задачи:

  1. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать сказочные диалоги
  2. Совершенствовать диалогическую формы речи у детей. Обогащать речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик.
  3. Привлекать внимание детей к диалогам героев сказок, осваивать разные диалоги через подражание героям
  4. Обучать детей различным формам инициативных и ответных реплик, воспроизведению соответствующей интонации
  5. Побуждать детей к обыгрыванию сказок

 

Основные формы и методы работы:

         - анализ психолого-педагогической и методической литературы;

         - анализ продуктивной деятельности детей;

         - наблюдение

         - обучающие и развивающие РОД;

         - индивидуальная работа;

         - досуговые мероприятия;

         - создание предметно-развивающей среды в соответствии с программой.

Планируемые результаты:

Дети научатся

  1. Связно, последовательно и выразительно пересказывать сказочные диалоги
  2. освоят разные диалоги через подражание героям
  3. Обучатся воспроизведению соответствующей интонации в диалоге
  4. Устанавливать причинно-следственные связи в диалоге и выразительно их исполнять

Этапы изучения темы:

Программа рассчитана на реализацию в течение 2018-2021 учебного года, предполагает работу по её дополнению, корректированию и совершенствованию.

1 этап реализации плана – на уровне МБДОУ

( 2018-2019 учебный год)

Направление и формы работы

Содержание работы

сроки

Практические выходы

Повышение теоретической компетентности

Изучить методическую, теоретическую литературу по теме: «Создание условий для развития диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки» 

Октябрь-декабрь

Создание картотеки

«Создание картотеки сказочных диалогов»

Изучение литературы по теме

Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Современность, 1999

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999.

Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи //Коммуникативные навыки ребенка в диалоге.//Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство “Мозаика - синтез”, 2003.

Посещение занятия

Посетить занятия воспитателей, занимающиеся данной проблемой (Клиповой Н Н гр№ 9)

декабрь

Обмен опытом

Консультация для воспитателей

Систематизировать накопленные материалы по теме: «Развитие диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки» 

Январь

Повышение компетентности воспитателей по данной теме.

Диагностика

Самообразование

Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

Обновить средства  обучения с учетом избранной темы (картотеки, схемы, карточки)

Январь

Февраль

Определение уровня подготовленности детей

Создание картотеки

«Сказочные диалоги»

Самообразование

Составить конспект РОД по Развитию речи

Диагностика ППРС

март

апрель

Повышение своего профессионального уровня

Мониторинг

Провести мониторинг детей  с учетом темы по самообразованию

май

Определения уровня подготовленности

2 этап реализации плана – на уровне МБДОУ

(2019-2020 учебный год)

Направление и формы работы

Содержание работы

сроки

Практические выходы

Самообразование

Составление перспективного плана по теме «Создание условий для развития диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки»

сентябрь

Перспективный план

Самообразование

Изучение опыта работы педагогов региона; (через публикации в периодической печати, сайты)

октябрь

Повышение профессиональной компетенции

Работа с родителями: Анкетирование

Консультация

Анкетирование – «Сказка в жизни семьи и ребёнка»

«На что необходимо обращать внимание в пересказывании сказки»

Ноябрь

Декабрь

Выявление интересов родителей

Работа с воспитателями:

Применение ИКТ

«Развитие диалогической речи при помощи мнемотаблиц» для воспитателей

январь

Повышение компетентности воспитателей по данной теме

Проведение праздников, досугов

Театрализованное мини-выступление «Соловей и вороненок» Э.Шима

Выступление на пед.часе по теме самообразования

Январь

февраль

Повышение уровня профессиональной компетенции

Мониторинг

Мониторинг в динамике за 2 года

1.ЗУН детей по своей проблеме: входной контроль, итоговый контроль.

2. мониторинг уровня удовлетворенности детей состоянием учебно-воспитательного процесса в садике.

Январь

Май

Взаимодействие со специалистами ДОУ Постановка муз. Сказки

Разработать организационный план по работе постановки муз.спектакля «Царевна-лягушка» русская народная сказка

Февраль

март

Сказка в подарок любимым мамам

Работа с родителями. Консультация

"Основы эмоционального чтения". «Как читать детям»,

март

Выявление интересов родителей

Отчет о проделанной работе

Подготовка статей для публикации в

педагогических изданиях.

Соотношение полученных результатов с запланированными.

Самоанализ

Апрель

май

3 этап реализации плана – на уровне МБДОУ

(2020-2021 учебный год)

Направление и формы работы

Содержание работы

сроки

Практические выходы

Самообразование

Составление перспективного плана по теме «Создание условий для развития диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки»

сентябрь

Перспективный план

Выступление на пед. совете с опытом работы

Система работы по развитию диалогической речи детей с помощью сказки

октябрь

Обмен опытом

Организация проведение праздников, досугов

Театрализованное- мини выступление «Соловей и Вороненок».

январь

Работа с родителями. Консультация

Родительское собрание - тренинг

Родительские собрания:

«Речь старшего дошкольника»,

Тренинг «Как обучать диалогу»

февраль

Повышение компетенции родителей в вопросах воспитания детей по данной теме

Публикация на  сайте

Конспекта по Развитии речи  «Крылатый, мохнатый, масляный» для публикации на педагогический сайт.

В течение года

Обмен опытом

Отчет по данной теме

Консультация для воспитателей

Презентация « Развитие диалогической речи посредством сказки» 

Апрель

Повышение компетентности воспитателей по данной теме

Мониторинг

Мониторинг педагогической деятельности в динамике за 3 года:

1.ЗУН детей по своей проблеме: входной контроль, итоговый контроль.

2. анализ   удовлетворенности родителей состоянием учебно-воспитательного процесса в детском саду

Май

Выявление качества уровня по данной теме

Практический выход: 

  • Участие в конкурсе  подделок с детьми «Сказочные герои из губок»
  • Создание картотеки диалогов из сказок и мнемотаблиц
  • Театрализованное представление «Царевна-Лягушка»

 

Реализация программы:

       Реализация программы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов. На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме саморазвития.

Ожидаемый результат:

Созданы условия для формирования развития диалогической речи детей 5-6 лет посредством сказки, педагогическое исследование позволило решить задачи и общую цель.

Перспективы данной работы могут послужить основанием для дальнейшей разработки проблем, связанных с развитием речи детей.

Повышение  профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в организации образовательного пространства.

Внедрение в работу новых форм и методов воспитания и обучения детей.

Плодотворное сотрудничество с родителями в процессе формирования доброжелательных отношений у детей.

Список изучаемой литературы:

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС)
  2. Закон об образовании РФ
  3. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Современность, 1999
  4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999.
  5. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи //Коммуникативные навыки ребенка в диалоге.//Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство “Мозаика - синтез”, 2003.
  6. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001
  7. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002
  8. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 255с
  9.  Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1982.
  10. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. - Свердловск:
  11. Истоки диалога: Книга для воспитатей/ Под ред. А.Г. Арушановой. - М.: “Мозаика-синтез”, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию на тему: «Развитие диалогической речи детей 2-3 лет посредством театрализованной игры»

Пояснительная записка  Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И сре...

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В презентации представлены игры, используемые нами в работе по развитию диалогической речи дошкольников....

Программно – методический материал " РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ"

Всем хорошо известно, как важен для человека дар слова. К.С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание ид...

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

Мастер - класс. Тема: Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

  В своей педагогической практике, и конкретно в данном мастер-классе, применяю социо - игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к ...

Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...