Развиваем партнёрские отношения с социально-культурными институтами
методическая разработка (старшая группа)
Развиваем партнёрские отношения с социально-культурными институтами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_partnyorskie_otnosheniya_s_sotsialno-kulturnymi_institutami.docx | 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
Развиваем партнёрские отношения с социально-культурными институтами
Щеглова Анна Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
2017г.
Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в детском саду должна быть ориентирована на «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство – взаимовыгодное сотрудничество различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Законодательную основу социального партнерства в сфере образования даёт Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г., Концепция модернизации российского образования до 2020г., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами даёт дополнительный импульс духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Сотрудничество дошкольной организации с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:
- для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа)
- для формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
воспитания уважения к труду взрослых.
Наше дошкольное учреждение работает над решением задач социального развития своих
воспитанников через социальное партнерство в двух направлениях:
Первое направление - использование средств и возможностей окружающего социума;
Второе направление - активное взаимодействие с различными социально-культурными институтами.
Целью является - установление социального партнерства с различными организациями и учреждениями села для успешной социализации выпускника детского сада в окружающем мире.
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
-создать систему взаимодействия ДОУ с социально-культурными объектами по расширению воспитательного пространства;
- знакомить с деятельностью и функционалом объектов социального окружения села;
- установить позитивные отношения с родителями и общественностью.
Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума. Социальными партнёрами в воспитании и развитии детей нашего детского сада стали:
- образовательные учреждения: коррекционная школа-интернат, краеведческий музей Вознесенской СОШ;
- культурно-общественные учреждения: Дом культуры и сельская библиотека ;
- Пожарная часть;
- семьи воспитанников детского сада.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
- Установление интересов каждого из партнера;
- Совместное формирование целей и задач деятельности;
- Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
- Выработка чётких правил действий в процессе сотрудничества;
- Значимость социального партнёрства для каждой из сторон.
Организация социального партнерства в рамках культурно-социального комплекса, позволяет создать новые условия для воспитания и развития подрастающего поколения, повысить культуру и творческую активность всех участников социального партнерства.
Основными формами организации социального партнерства являются:
- Совместные мероприятия;
- Коллективно-творческие мероприятия;
- Информационно-просветительские мероприятия;
- Разработка и реализация совместных проектов, акций;
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования личностной культуры мы установили тесные связи с сельской библиотекой. Библиотеке принадлежит весьма важная роль в процессе социализации личности ребенка. Наряду с другими учреждениями она осуществляет весьма серьезную по своим последствиям работу, помогающую ребѐнку через источники информации усвоить те ценности и нормы, которые характерны для данной общественной формации или социальной структуры. В течение учебного года библиотекарь регулярно проводит беседы, познавательные мероприятия с играми, литературные викторины с просмотром презентаций, посвященные творчеству русских писателей и поэтов. Для повышения интереса к чтению и ознакомлению с художественным творчеством организуются выставки детской художественной литературы. Ребята узнают много нового о книгах, писателях, у них возникает желание записаться в библиотеку и посещать её вместе с родителями.
Мы, воспитатели, хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народа, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания. Большое влияние на формирование в сознании подрастающего поколения патриотических чувств, изучение героического прошлого старших поколений, оказывает взаимодействие детского сада с краеведческим музеем.
С 2013 года наше образовательное учреждение сотрудничает с краеведческим музеем, который находится в Вознесенской СОШ. Дети подготовительной подгруппы совершают экскурсии в этот музей, где знакомятся с историей родного края. Такие познавательные экскурсии, в ходе которых используется взаимодействие с игровыми персонажами, с действиями музейных предметов, способствуют более глубокому представлению об истории нашего села, воспитывают в детях чувство патриотизма, гражданственности. Ребята с замиранием сердца рассматривают старинные предметы. Через знакомство с предметами быта и старины дети узнают уникальность своего народа, его трудолюбие, мудрость. Эффективными методами, активизирующими восприятие детей, обеспечивающими их речевую активность, являются слайд - презентации. После посещения музея дети делятся с родителями, друзьями своими эмоциями, от увиденного и услышанного, а также передают свои впечатления в рисунках.
Ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям через произведения народного творчества– сказки. Сказка способствует развитию межличностных отношений, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка. Доброй традицией в нашем детском саду стало партнёрство с коррекционной школой- интернатом, её воспитанники приходят к нам в гости с кукольным театром, с различными играми. Сотрудничество помогает детям окунуться в мир сказок. Яркими и незабываемыми бывают представления кукольного театра. Полученные впечатления надолго остаются в памяти дошкольников, тем самым способствуя его всестороннему развитию. Ребята с нетерпением ждут новых встреч.
Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с Домом культуры даёт дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Сотрудничество детского сада и Дома культуры позволяет сделать процесс музыкального развития и социализации детей более успешным. Совместная работа ДОУ и культурного центра приобщает детей к искусству, обогащает эмоциональные переживания. Участие в праздниках, концертных программах формирует у детей раскрепощённость, веру в себя, в свою значимость для окружающих, помогает усвоить основы культуры поведения. Выступления помогают детям раскрыться, почувствовать свои безграничные творческие возможности. Участие в праздничных концертах способствует развитию музыкально-творческих способностей у дошкольников в различных видах музыкальной и театрализованной деятельности, формирует интерес к музыкальной деятельности, дарит им радость результата своей работы, повышая самооценку и способность к самореализации, а также стремление к достижению успеха. Наши дети активно участвуют в различных концертных программах, проводимых в Доме культуры: День Матери , Праздник 8 Марта , День Победы и др. Дошкольники исполняют танцевальные номера, читают стихи, поют песни.
Опыт работы нашего детского сада с учреждением культуры показывает, что активная позиция дошкольного учреждения делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Способствует обогащению эмоционального мира ребенка, активному развитию познавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и умений. Это, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для своевременного социального и личностного развития дошкольника. Одновременно это способствует росту профессионального мастерства специалистов детского сада, удовлетворяет потребность и запросы родителей, поднимает престиж детского сада в глазах общественности.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.
В целях знакомства детей с профессиями и их особенностями ежегодно проводим экскурсии в пожарную часть. Особый интерес вызывают у детей эти экскурсии , после которых большинство наших воспитанников хотят стать пожарными.
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Во всех событиях - они непосредственные участники, ведь это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться одним приятным делом, а еще вместе с этим происходит передача опыта одного поколения другому.
Родители по отношению к дошкольному учреждению выступают не только как потребители и заказчики, но и в роли партнеров: участвуют в досуговых мероприятиях, праздниках, выставках, оказывают помощь в благоустройстве детского сада (ремонт, обновление развивающей среды). Очень важным условием взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Для сближения родителей с окружающим социумом реализуется ряд мероприятий, предусматривающих общение в детско-родительском клубе «Капитошка» Мероприятия организуются и проводятся библиотекарем сельской библиотеки.
В родительском клубе используются совместные детско-родительские досуги, праздники, спортивные мероприятия, конкурсы. На сегодняшний день сложилась определенная система взаимодействия с родителями - они стали активными участниками и помощниками, создана атмосфера сотрудничества. Занимаясь в клубе, развиваются способности ребёнка, родители учатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений.
Сотрудничество ДОУ с социальными партнерами позволяет создать атмосферу взаимопонимания и доверительных отношений; создается благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного пространства. Знания, умения, навыки, приобретённые детьми, рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития личности в контексте освоения им жизненного и социокультурного опыта. У воспитанников развивается творческое мышление, умение разрабатывать и решать проблемы, принимать решения, делать выбор, сотрудничать в коллективе. Выпускники детского сада легко адаптируются в новых социальных условиях (при поступлении в школу), активно участвуют в различных мероприятиях, являются постоянными посетителями библиотеки, различных кружков и секций.
Мы надеемся, что существующий опыт социального партнерства будет способствовать дальнейшему развитию нашего учреждения и привлечет новых социальных партнеров.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для создания партнёрских отношений между педагогами и родителями детей в условиях детского сада.
Цель: Снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы....
«Семья как социально-культурный институт развития личности ребенка»
В истории человечества сложилось два направления воспитания: семейное и общественное....
Статья: "Формирование партнёрских отношений между воспитателями и родителями группы,путём вовлечения их в образовательный процесс.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института, которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны....
"Формирование системы нравственных ценностей дошкольников через партнёрские отношения ДОУ с семьёй и общественными организациями"
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников. Для организации такого пространства и его полноценного функциониров...
Консультация для педагогов "Партнёрские отношения с семьёй и формирование социальной ответственности. Преодоление сложных ситуаций в работе с родителями".
Описана ситуация, сложившаяся в работе с семьёй в последнее время. Приведены формы работы, задачи и рекомендации по работе с родителями на основе обебщения и систематизации научно методической литерат...
«Семья как социально-культурный институт развития личности ребенка»
В статье рассказано, как семья влияет на развитие личности ребенка....
Взаимодействие с семьёй с построением партнёрских отношений как способ повышения эффективности образовательного процесса
В данной методической разработке я описала мой подход к решению проблемы о взаимодействии воспитателя с семьёй её воспитанника, с помощью построения партнёрских отношений . Общение педагогов с родител...