Эффективные методы взаимодействия с семьей
методическая разработка
Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. Ребёнок – это огромный мир, который развивается и растёт по определённым законам. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, но ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых и, в первую очередь, от родителей.
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».
Важнейшее требование, которому сегодня должен отвечать современный детский сад, чтобы обеспечить целостное развитие личности ребенка- развитие конструктивного взаимодействия с семьей, обладающей, по мнению отечественных и зарубежных психологов , способностью передачи и поддержки присвоения личностью основ материальной и духовной культуры человечества.
Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей должно стать создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентность его родителей , заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций , связанных с воспитанием ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные методы взаимодействия с семьей.
Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. Ребёнок – это огромный мир, который развивается и растёт по определённым законам. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, но ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых и, в первую очередь, от родителей.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится:
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».
Важнейшее требование, которому сегодня должен отвечать современный детский сад, чтобы обеспечить целостное развитие личности ребенка- развитие конструктивного взаимодействия с семьей, обладающей, по мнению отечественных и зарубежных психологов , способностью передачи и поддержки присвоения личностью основ материальной и духовной культуры человечества.
Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей должно стать создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентность его родителей , заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций , связанных с воспитанием ребенка.
Для того чтобы воспитывать, не нарушая, а утверждая гармоничное, целостное развитие личности ребенка, родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, следует видеть в друг друге не средство решения проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Детский сад первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее всестороннее развитие ребенка.
Основными задачами взаимодействия детского сада и семьи являются:
1)знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития важных интегративных качеств ребенка, знакомство с трудностями возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
2) информирование об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития;
3) создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувство единения, радости, гордости за полученные результаты;
4)привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях;
5) поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Достичь конструктивного взаимодействия с семьей разовыми акциями невозможно, необходима целенаправленная длительная работа.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на
котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с
родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Необходим также индивидуальный подход не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель ,общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и,
конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей.
Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня
вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание
атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических
ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в
проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо
тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество
отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо
подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на
положительный имидж учреждения в целом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования,
представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения
социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные
запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы
детского сада с семьей.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы общения. Работая в этом направление много лет, мы провели большую работу с родителями. Родителей знакомим с жизнью д/сада и их ребенка через родительские собрания, анкетирование, уголки, информационные стенды и газеты, проводим консультации, беседы с показом видеозаписей, занятия с участием родителей ,тематические выставки, совместные мероприятия (семейные спортивные встречи; интеллектуальные, ринги детей и родителей; конкурс семейных талантов), семейные проекты, сайт ДОУ.
Большой отклик среди родителей нашла такая форма, как организация всевозможных выставок и акций . Например, выставка «Книжки- самоделки», где дети и родители не только представили свои книжки, но и читали друг другу стихи сочиненные ими. Были проведены конкурсы «Альтернативная елочка». Целью которой является работа по сохранению новогодних деревьев. Также экологические акции: «Носочкам вторая жизнь», «Поделки из бросового материала» и т. д.
Конечно, нельзя оставлять без внимания совместные досуговые формы: это и музыкально-развлекательные праздники с участием родителей, и спортивно-развлекательные мероприятия в спортзале, на улице.
В нашем саду не пропускают мероприятия, посвященные физическому развитию воспитанников. Каждый год проводиться «Зарядка с родителями», физкультурные развлечения. Традиционным проведение спортивных праздников, посвященных «23 февраля», «А ну ка девушки».
Также в целях вовлечения родителей в игровой диалог с детьми, для создания атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки на мероприятиях используется игровой тренинг. На встречу приглашаются дети с родителями, и тем и другим предлагается поучаствовать в качестве партнеров в занимательных играх-упражнениях. Каждый родитель должен использовать любой момент контакта с ребенком, чтобы показать ему, что он важен сам по себе, вне зависимости от его удач и просчетов.
Например игра «Город». Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола. Один удар колокола- здороваются ладонями, два удара спинами, три удара- берут друг друга за плечи и легонько потряхивают.
При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи.
Одним из методов взаимодействия семьи и детского сада является метод проектов, создание системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через применение технологии проектирования, вовлечение всех участников образовательного процесса в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования личности дошкольников. Комплексного взаимодействия с семьей через использование совместных социально-значимых проектов, которые привнесут изменения как в систему взаимодействия педагогов, родителей, детей и социальных партнеров, а также в содержание образовательного процесса. Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но также охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи; позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостного видения картины окружающего мира; позволяет задействовать различные виды детской деятельности.
В процессе педагогического проектирования воспитатель, совместно с родителями намечает программу и подбирает средства дальнейших совместных целевых действий для детей.
Приведем пример одного из таких проектов «Проект по нравственно- патриотическому воспитанию»
Работа по проекту начиналась с подтемы «Мой любимый детский сад». Тема призвана воспитать у ребёнка любовь к детскому саду. Тема важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду. Совместно с родителями мы сделали «Дерево желаний», на котором отражаются интересные события в жизни нашего сада. Темы меняются, фотографии обновляются. Также в группе сделана оригинальная фоторамка «Моя любимая 10 группа», где размещаются фотографии с мероприятий, утренников нашей группы. Родители совместно с детьми принимали участие в конкурсах, выставках. В рамках проекта оформлен участок группы, сама группа. Созданы все условия для того, чтобы детский сад действительно стал родным домом для детей.
Следующей подтемой проекта «Моя семья». Детям дается представление о семье, ее истории, профессиях родителей. В течении года пополнялись атрибуты к сюжетно- ролевым играм по профессиям, которыми знакомили детей. В итоге этого проекта был конкурс рисунков и семейных фото. Эти фотографии и рисунки размещены в семейный альбом нашей группы. Активное участие в осуществлении проекта, принимали родители воспитанников. Они охотно и с большим энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта, принимали участие в подборке фотографий из семейного архива. Также совместно сделан кукольный домик- семейный дом в миниатюре. Где дети играют в сюжетно- ролевые игры «Семья», «Дочки-матери». Был проведен конкурс поделок к дню матери. Конкурс макетов.
Следующая подтема «Природа нашего края»
Итогом тематических проектов стало совместное изготовление с детьми и родителями лэпбуков «Осень», «Зима», «Лето», «Весна».Лэпбук это вариативная, информативная, доступная тематическая папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать и таким образом в игровой форме запоминает и закрепляет пройденный материал. Материал лэпбуков дополняется в соответствии с возрастом. Также были проведены конкурсы «Вторая жизнь вещей», «Поделки из природного материала». Все изученные материалы мы вместе с детьми собрали и объединили в лэпбуке «Родина моя- Россия», также сделали папку передвижку «Мой город».
Составление проекта определялось с ритмом народного календаря. У каждого народа в ходе истории ритм событий годового круга, образованный чередованием будней и праздников, всегда зависел от климата, природного ландшафта, от ведущего типа сотрудничества с природой. Обряды и обычаи традиционного календаря любого народа- замечательная школа практического природоведения и природопользования, включающая и богатство традиционной кухни.
Традиционными стали праздники: Рождества, Масленицы, Навруза, Евдокии Плющихи, Пасхи, Карга боткасы , Ураза байрам, осенин, капустниц, Сомбеле, Курбан байрам, Сабантуя.
Все эти мероприятия проводятся совместно с родителями, а также со специалистами.
Народные традиции, культура неисчерпимо глубока, это должно побуждать к поиску новых форм и методов работы. Мы включили в работу Лего технологии. Занятия по ЛЕГО конструированию помогают дошкольникам на практике войти в социальный мир. С помощью ЛЕГО конструировали печку, лавки, народные инструменты, поделки к пасхе, масленице и т. д.
Также нельзя оставить без внимания работу в мультстудии. Совместная работа по сьемке и озвучиванию мультфильмов доставляет не только удовольствие, удовлетворение полученным результатом, но и создается доброжелательная атмосфера и сотрудничества между педагогом, детьми и родителями.
Результат применения проектного метода в работе педагога показывает, что проектная деятельность создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности дает возможность развить у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей — она становиться более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
В процессе взаимодействия с семьей повышается уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития. Устанавливаются партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создается атмосфера взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки, активизируются и обогащаются воспитательные умения родителей. Поддерживается их уверенность в собственных педагогических возможностях. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ
доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность,
заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно, необходимо для развития их детей.
Использованная литература.
1 . Закон РФ «Об образовании» / М. 2008. - статья 18.
2. Журнал «Управление Дошкольным образовательным учреждением». //2008. № 4. – С.19.
3. Котов Ю. Н. Народный календарь-г. Набережные Челны6, МП «Издатель»,1991.-60с.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д., Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» / О. Л. Князева, М. Д. Маханева,
5. Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет «Наследие»,
6. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду/ М. Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 320 с.
7. Косарева В. Н.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 – 7 лет/ авт. -сост. В. Н.Косарева - Волгоград: издательство «Учитель», 2014. – 166с.
8. http://www.lego.com/ru-ru/
9. http://www.int-edu.ru/
10. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
11. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO):
12. Методическое пособие /Л. Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности
13. Проектный метод как средство повышения качества образования. Бровлева А. В. // Управление ДОУ. -2006г. ,№7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные методы взаимодействия педагога и родителей воспитанников.
Эффективные методы взаимодействия педагога и родителей воспитанниковПамятки для воспитателей. Методы работы с родителями...
Мастер- класс для педагогов «Технология фасилитации, как эффективный метод взаимодействия с родителями»
Предлагается новая форма проведения родительского собрания- саммит....
Эффективные методы взаимодействия с ребенком
Помощь родителям в воспитании детей...
эффективные методы взаимодействия экологического воспитания и физического развития ребенка
Эффективные медоты взаимодействия экологического воспитания и физического развития ребенка...
Конспект НОД "Эффективные методы взаимодействия экологического воспитания и физического развития ребенка"
Непосредственная образовательная дея-ть по экологии...
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по работе с родителями воспитанников по теме: «Создание родительского клуба, как эффективного метода взаимодействия ДОУ и семьи»
Методические рекомендациидля воспитателей ДОУ по работе с родителями воспитанниковпо теме: «Создание родительского клуба, как эффективного метода взаимодействия ДОУ и семьи»...
Методическая разработка. «Гость группы», как эффективный метод взаимодействия детского сада и семьи.
laquo;Гость группы», как эффективный метод взаимодействия детского сада и семьи. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», при...