Тьютор и ребенок с особенностями развития – успешное партнерство.
консультация (старшая группа)
Консультация для тьюторов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutor_i_rebenok_s_osobennostyami_razvitiya.docx | 15.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьютор и ребенок с особенностями развития – успешное партнерство.
От того, как сложатся отношения тьютора и ребенка с особенностями развития, зависит успешность включения ребенка в образовательную и социальную среду школы. Как тьютор может стать для ребенка с особенностями развития другом, партнером и помощником? Первое знакомство с ребенком. Необходимо выбрать подходящее место для первого знакомства. Это может быть комната в школе, в которой можно поиграть с ребенком, понаблюдать за ним, спросить, что ему интересно в комнате, во что вообще он любит играть, чем занимается в свободное время. Если ребенок пока не готов остаться наедине с тьютором, встреча может проходить в присутствии родителя. Важно, чтобы на первом этапе возникли первые симпатии тьютора и подопечного. Заинтересовать ребенка в себе: – Я твой помощник на уроках, буду с тобой сидеть, можно? – А еще мне интересно самому, как учат в твоем классе, это странно, что взрослый хочет быть на уроках среди детей, но мне это интересно! После первой беседы у тьютора формируется предварительное представление об особенностях ребенка. Следующий этап – формирование устойчивых партнерских отношений. Тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником». Для этого: часто обращается к ребенку по имени; часто смотрит ребенку в глаза; использует телесное подбадривание – похлопывание по плечу, направляет движения подопечного с помощью уверенного направленного прикосновения. (В присутствии других детей не желательно водить ребенка за руку, если только речь не идет о ребенке, который не может без поддержки самостоятельно ходить). использует приемы массажа пальцев руки, мышц плеч, спины для расслабления или, наоборот, активизации. следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден и т.д.). хвалит, подбадривает ребенка, вселяет уверенность, нередко на первых этапах формирует у ребенка представление, что обучение – это несложно, это очень просто и интересно. Как хвалить ребенка: «Ты молодец!», «Ну, ты герой, с таким большим заданием справился!», «Я тобой горжусь!», «А у меня не хватило бы терпения, а у тебя хватило!», «С тебя можно брать пример!». Можно похлопать по спине, говоря: «Отлично! Ты супергерой». Пожать крепко руку: «Ты совершил настоящий подвиг!». Приобнять со словами: «Молодчина! Умница!». Если ребенок понимает ценность цветных карточек как поощрения, то можно завести коробочку, куда тьютор за правильные ответы будет класть красные (отлично), синие (хорошо), зеленые (подумай еще раз) карточки. Или можно завести альбомчик для наклеек. Наклейки должны быть понятны и желаемы для ребенка. Через 2-3 недели можно приступать к составлению индивидуального образовательного плана (ИОП) ребенка. Делать это раньше не целесообразно, так как период адаптации ребенка может длиться достаточно долго, но примерно через месяц становится понятным «стиль поведения ребенка». Составляя ИОП, необходимо учесть общую нагрузку, возможность индивидуальных занятий, а также индивидуальные особенности ребенка (физические возможности). Тьютор участвует в составлении ИОП совместно с воспитателем, по необходимости – с психологом и другими специалистами. ИОП необходимо обсудить с родителями, возможно, придется внести коррективы. Будни тьютора проходят очень насыщенно, так как тьютор координирует общую деятельность ребенка, дозирует нагрузку. Варианты заданий необходимо, по возможности, заранее согласовать. Важно стимулировать внимание ребенка: «Смотри; давай послушаем, что Мария Ивановна говорит; послушай, что отвечает Таня» Также тьютор помогает подопечному отдохнуть – сопровождает в комнату отдыха, либо включает его в игры. Важно, чтобы тьютор учитывал желания ребенка, чувствовал его, придавал уверенности, либо давал своему подопечному возможность расслабиться, побыть в тишине. Важные принципы в работе с ребенком. Партнерство, дружеская позиция. Ты учишься, а я помогаю тебе. Это моя работа. Я тоже устаю, мне самому иногда нужна помощь. Когда есть трудность – давай преодолевать ее вместе – это приведет к успеху. Целеустремленность. Ребенок, благодаря тьютору должен понимать, к какой цели он идет. Смело отвечать на вопросы – это цель. То есть цели могут быть очень маленькими, но, главное, достижимыми «здесь и сейчас». Маленькая победа – большая радость. Для ребенка с особенностями развития очень важно чувствовать себя успешным. Поощрение должно быть ценно ребенку. Смысл этого принципа в данном случае в том, чтобы ребенку были понятны поощрения, похвала. Тьютору потребуется найти для ребенка именно то поощрение, которое будет для него самым ярким (и при этом, конечно, социально приемлемым). Тьютор и сам должен радоваться хорошему, сопереживать неудачам так, чтобы ребенку были понятны эмоции его помощника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какой он, мой ребенок.Возрастные особенности развития детей 5-6 лет.
Возрастныео собенности развития детей 5-6 лет....
Как помочь ребенку, с особенностями развития?
В этой авторской разработке даны советы воспитателям, как можно помочь детям, с различными особенностями в развитии...
Ребенок с особенностями развития. «Инклюзивное воспитание ребенка»
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок. В западной системе образования инклюзивный подход развивается несколько десятилетий, в России данный принцип находится на этапе стан...
Ребенок с особенностями развития в детском саду
Они особые дети и им нужна наша помощь...
Советы родителям ребенка с особенным развитием
Диагноз установлен, и теперь перед родителями стоит ответственный выбор: определиться, какое детское учреждение будет посещать их ребёнок, чтобы его обучение и воспитание было адекватным его индивидуа...
Всеобуч февраль 2022 Круглый стол «Социально-бытовые и коммуникативные навыки ребенка с особенностями развития»
Дети – это счастье для любой супружеской пары, но это счастье порой омрачается тем, что в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья....
6 правил общения с ребенком с особенностями развития (РАС)
6 правил общения с ребенком с особенностями развития (РАС) Количество детей, родившихся с аутизмом, растет с каждым годом, но готовы ли мы ко встрече с ними? Что должен знать каждый из нас, чтобы...