Как помочь ребенку, с особенностями развития?
методическая разработка по коррекционной педагогике

Миндубаева Светлана Василовна


В этой авторской разработке даны советы воспитателям, как можно помочь детям, с различными особенностями в развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку, с особенностями развития?

    За последние годы отмечается резкий  рост количества детей с особенностями развития. Это дети с Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, леворукие дети, дети с различными нарушениями эмоциональной сферы (тревожность и различные страхи, агрессивность, аутизм и др.) и поведения, одаренные дети, дети с ослабленным здоровьем, дети с физическим или психологическим недоразвитием.

      Такие дети, попадая в ДОУ, требуют особенного внимания со стороны воспитателей. Мы, воспитатели, сталкиваясь с такими детьми, часто испытываем страх и беспомощность. С одной стороны очень редко можно встретить понимание у родителей, что их ребенок «особенный», с другой стороны требуется определенная коррекционная работа т.к. детский сад готовит детей к очень важному процессу – обучению в школе. А таким детям, как правило, очень тяжело справляться с режимом и учебной программой школы. И, конечно же, им нужна помощь и воспитателя,  и психолога, и родителей.

      Использование арт-технологий в детском саду-это путь к психологическому здоровью ребенка. Если разложить термин «арт-технология», на составляющие, то получим Арт( от англ.art)-визуальное искусство, технология- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор методов, способов, приемов и воспитательных средств. Таким образом арт-технология это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.

      В чем же ценность данной технологии? В том, что процесс творчества, дает возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии, которые, очень сложно озвучить, тем более маленькому ребенку. Это способ, позволяющий безопасно разрядить напряжение, кот. проявляет малыш. Он дает возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого, но в условиях безопасного пространства и безусловной поддержке со стороны педагога. Использование арт-технологий позволяет развивать чувство внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовать окружающее пространство. А не это ли нужно будет будущему ученику?

     Существуют разные виды арт-технологий (сказко-терапия, музыко-терапия, фото-терапия и т.д.). Так как я являюсь по своей специализации изо руководителем, для своей работы я взяла то, что мне ближе-это изо-терапия.

    ИЗо-искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изотерапия - один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации. Рисование — это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями.

Хочу Вас познакомить  с упражнениями арт-терапии для детей дошкольного возраста, которые использую я в своей работе с малышами. Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.

  1. Песочная арт-терапия – пожалуй, самое распространенное и любимое младшими дошкольниками упражнение, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям. Сектор песочной арт-терапии есть в каждой студии Монтессори-педагогики, во многих развивающих центрах. Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.
  2. Каракули – самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребенок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т.д.
  3. Монотипия (дословно «один отпечаток») – еще одна очень интересная разновидность изотерапии. Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску, поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т.д.) делается рисунок: пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нем в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок. Ребенок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его.  Мы рисуем на пене для бритья и раскрашиваем ее.
  4. Рисование в манной крупе. Нужно большой поднос засыпать манной крупой и предложить ребенку различные приспособления для рисования( крышечки, мячики, мелких животных, стеклярусы, камешки, ракушки и т.д).
  5. Рисование парафином помогает детям не бояться цвета, замкнутого пространства

  1. Рисование на льдине красками с солью. Успокаивает детей, формирует усидчивость, направляет ребенка получение конечного результата

  1. Кляксография, доступное упражнение, для которого нужны только бумага и краски и трубочки. Ребенок свободно, не задумываясь о результате, выдувает краски на лист бумаги, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры

  1. Рисование бусами. Прекрасный способ развивать мелкую моторику рук, речь. Снимает напряжение, успокаивает, развивает фантазию

  1. Разные виды пластики (бумага -пластика, работа с глиной, тестом, желейной массой и т.д.)

        Самое главное понять отличие занятий, с использованием нетрадиционных техник, от арт-технологий: арт-технологии направлены на сам процесс творения, чем на конечный результат, в ней нет цели, поставленной  педагогом. Нельзя высказывать сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

 

    Таким образом, арт-технология  позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми.  

Список  литературы.

1.Архарова, Н. В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования: Н. В.Архарова - Мосальск, «Воспитатель года», 2006. - 30 с.

2.Баранова, Е. В.   От  навыков  к  творчеству:  обучение   детей   2-7  лет технике  рисования:  учебно-методическое  пособие / Е. В. Баранова, А. М.

 Савельева. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. – 64 с.

3.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:

  психологический очерк: книга для  учителя / Л.С. Выготский, -3-е  изд. - М.:  

   Просвещение, 1991- 93с.

4. Горяева, Н. А. Маленький художник: пособие работы с детьми 5-6 лет/ Н. А. Горяева.  – М.: Просвещение, 2011.- 96с.

5. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2: Г. Н.Давыдов.- М.,«Издательство Скрипторий 2003», 2007. -72 с.

6. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные  техники, планирование, конспекты занятий: [Текст] / пособие для работы с детьми / Р. Г. Казакова, Е. М. Сайганова. – М.:Владос, 2001. – 126с.

7. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Электронный ресурс]: программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 200 с. - 978-5-86775-320-7. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=21186

8.Утробина, К. К. Увлекательное  рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: / Методическое  пособие / К. К. Утробина. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.- 64

9.   Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000.-60с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...

Консультация для педагогов на тему: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?» педагог-психолог: Диденко М.В.

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему ...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому....

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника или Как помочь ребенку научиться свои эмоции и эмоции окружающих

В статье представлены теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Разобраны условия развития эмоций и чувств у дошкольников. Даны практические советы и ряд упражнений для ро...