Современные технологии формирования у детей младшей группы ДОО навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)
статья по обж (младшая группа)
Безопасное поведение в младшей группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные технологии формирования у детей младшей группы ДОО навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работа по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности ведётся по разделам:
«Ребёнок и другие люди»;
«Ребёнок и природа»;
«Ребёнок дома»;
«Здоровье ребёнка»;
«Эмоциональное благополучие ребёнка»;
«Ребёнок на улицах города".
Формирование навыков безопасного поведения – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер.
В группе младшего дошкольного возраста показ сопровождается развернутыми комментариями, проговариванием взрослым собственных действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом. Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Просмотр обучающих мультфильмов - это метод наиболее привлекателен для детей. Мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят», «Три дровосека», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и др.), т.к. они обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью. По заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России созданы новые мультипликационные сериалы «Стасик и его друзья», раскрывающие темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе. Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий - современные разновидности наглядного метода. Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям - очень популярная у дошкольников форма наглядного метода. В группе младшего дошкольного возраста воспитатель ведет ролевые диалоги с куклой, демонстрирующие или поясняющие способы поведения в различных проблемных ситуациях. Например: как поступить, если разбилась чашка? И др. такие жизненные ситуации, обсуждаемые на примере персонажа, не несут личностной эмоциональной окраски и воспринимаются большинством детей достаточно адекватно. Напоминание о разыгранных ситуациях и о способах разрешения проблемных ситуаций, представленных в постановке кукольного театра, позволяет предупредить нежелательное поведение ребенка.
В обучении детей безопасному поведению в окружающем мире не обходимся мы без помощи родителей в достижениях своих целей и задач. С родителями я провожу анкетирование, беседы, опросы, совместные экскурсии, дни открытых дверей, развлечения. Для родителей готовлю консультации на интересующие их темы. Иногда дается совместное задание для родителей и детей. Устраивается конкурс рисунков. Родители нам активно помогают: кто изготавливает атрибуты, кто помогает организовать экскурсию… В свою очередь и нам родители говорят приятные для нас вещи, то, что их дети стали внимательнее на дорогах и делают им, родителям, замечания. В наш скоростной век мы часто нарушаем те правила, соблюдение которых требуем от наших детей.
Все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. С использованием средств моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей улучшился. Произошли существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание «правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.
Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Благодаря нашим стараниям дети ориентируются в окружающем пространстве, умеют с достоинством выходить из сложных ситуаций. А в связи с полученными знаниями в дошкольном возрасте им будет легко шагать по взрослой жизни.
Список использованных источников
1. Степаненко Э. Я., Филенко М. Ф. – Дошкольникамо правилах дорожного движения: Пособие для воспитателя дет. сада. - 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.-63с., ил.
2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. – Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-144с.
3. Саулина Т. Ф.Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.- 112с.: цв. вкл.
4. Белая К. Ю. – Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.- 64с.
5. Лукина Л. И. – Безопасность ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.-144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
6. Шалаева Г. П. Мои друзья – дорожные знаки. /Г. П. Шалаева – М.:СЛОВО: АСТ, 2009.-80 с. (школа раннего развития)
7. Шалаева Г. П. Большая книга для воспитанных детей/ Г. П. Шалаева. -М.: филологическое общество Слово, Эксмо, 2007 – 495 с.
8. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт. Сост. Н. В. Коломеец.- Волгоград: Учитель, 2011, 168с.
9. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры.- СПб: ООО «Издательство «Детство - пресс», 2010 – 128с.
10. Хромцова Т. Г. воспитание безопасного поведения быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России. 2005г.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз. 2004г.
12. Башинова С. Н., Матвеева Н. Г., Ульянова Э. Э. советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно – методический журнал для педагогов и родителей – 2006г. №4.
13. Мартынов С.Здоровье ребенка в ваших руках:Советы практического врача-педиатра: Книга для воспитателей и родителей. – М. 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирования у детей младшей группы ДОО навыков безопасного поведения.
Основные аспекты из личного опыта педагога...
Статья "Методы и приемы формирования у детей навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя средней группы)"
Методы и приемы формирования у детей навыков безопасного поведения....
Методы и приемы формирования у детей навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка — научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приоб...
Современные технологии формирования у детей старшей группы ДОО навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)
В материале описаны современные технологии формирования у детей старшей группы ДОО навыков безопасного поведения....
Современные технологии формирования у детей старшей группы ДОО навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)
Период дошкольного возраста – один из главных этапов становления здоровья и развития навыков безопасного поведения, а также физического и психического статуса, на базе которо...
"Современные технологии формирования у детей старшей группы ДОО навыков безопасного поведения"
quot;Современные технологии формирования у детей старшей группы ДОО навыков безопасного поведения"...
Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)
Захарова Юлия СергеевнавоспитательГБДОУ детский сад №55 общеразвивающего видаКалининского района Санкт-Петербурга Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возрас...