Формирование понятий экономии и бережливости у дошкольников через игровую деятельность
консультация (подготовительная группа)

Самойлова Татьяна Викторовна

В соответствии с ФГОС ДО в современных социокультурных условиях необходимо формировать бережливое мышление у детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Дошкольников с ранних лет приучают к тому, что время нужно тратить с пользой, что оно бесценно и его нужно экономить. На самых простых играх наглядно показывают, что такое «Бережливое производство», и как его можно применить в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ ЭКОНОМИИ И БЕРЕЖЛИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В соответствии с ФГОС ДО в современных социокультурных условиях необходимо формировать бережливое мышление у детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Дошкольников с ранних лет приучают к тому, что время нужно тратить с пользой, что оно бесценно и его нужно экономить. На самых простых играх наглядно показывают, что такое «Бережливое производство», и как его можно применить в детском саду.

В группе был разработан диагностический комплекс для выявления у детей 6-7 лет формирования бережливого мышления, в него входили: тест на сформированность бережливого мышления, анкета «Мое отношение к природе», диагностика сформированности механизмов знаково-символической деятельности по направлению «Знаки в окружающем мире»(диагностические ситуации проблемно-поискового характера).Основное внимание при разработке диагностического комплекса было уделено изучению особенностей формирования знаково-символической деятельности как функциональнойосновы бережливого мышления.

Далее мы разработали методические материалы по формированию бережливого мышления у детей 6-7 лет в них входили дидактические игры.Основной акцент дидактических игр направлен на развитие качеств «бережливого» мышления (скорость, критичность, самостоятельность, гибкость). Дидактические игры были разделены по темам «Энергосбережение», «Водосбережение», «Теплосбережение» и др... Например, дети поочередно находили 2-3 игрушки в коробке с игрушками, сложенными «как попало». Затем складывали игрушки аккуратно и предлагали выполнить то же самое задание. После, мы обращали внимание детей на то, что искать было легче, когда игрушки были сложены аккуратно. Затем перенесли это задание в бытовые условия. И объяснили детям, что в детской комнате намного легче найти одежду и игрушки, если всё сложено аккуратно. Также мы играли в игру «Ненужные вещи». Предлагали детям коробку с разными предметами и игрушками, среди которых есть вещи, необходимые для того, чтобы быть бережливым. В коробке находились: зубная щетка, мячик, полотенце, салфетки, бублик и т.д. Играли с детьми в игру «Лечим Книжку». Все вместе «лечили» потрепанные и порванные книжки.

Математические игры и упражнения (измерительная деятельность, занимательные игры с математическим материалом, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, знакомство детей с деньгами и др.). Нами былразработанкомплекс мероприятий, дающий дошкольникам первоначальные знания о бережливости.

Были разработаны «Бережливые» сказки, пословицы и поговорки, например, мы читали детям сказки «Васин ранец» Л. Лопатина и проводили беседу по ней, стихотворение«Я сама» И.Муравейко, после беседовали с детьми по содержанию данного стихотворения.Читали детям пословицу: «Жизнь не мука, коль бережливость -наука», разбирали её смысл.

Рассматривали с детьми новые вещи, и вещи, прослужившие уже многие годы, но очень хорошо сбережённые. Перечисляли преимущества этих вещей. Рассматривали сломанные, порванные и потрепанные вещи. Решали, как и чем можно помочь этим вещам и приводили в порядок все эти вещи.

Воспитание в ребенке бережливости проходит не только в детском саду,но и в домашних условиях. Поэтому нами были организованы методические мероприятия, направленные на повышение уровня оптимизации взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников по проблеме формирования бережливого мышления у детей старшего дошкольного возраста в ДОО в современных социокультурных условиях (наглядная информация, памятки, тематические информационные сообщения, практикумы и др.).

С участием родителей (законных представителей) воспитанников разрабатывались элементы развивающей предметно-пространственной среды групп, МБДОУ, обеспечивающей внедрение «бережливых технологий»: алгоритмы процессов деятельности, знаково-символические средства, навигация в пространстве МБДОУ и на участке детского сада, тематические лэпбуки («Теплосбережение», «Водосбережение», «Электросбережение», «Сбережение и укрепление здоровья», «Семейная экономика» и др.), игровые дидактические пособия (часы разных видов, календарь ожидаемых событий, схемы движения и др.), рисунки, стенгазеты, коллажи, презентации на «бережливые» темы и др.

Для успешного формирования основ бережливости у дошкольников особое внимание уделили созданию развивающей предметной среды. В подготовительной к школе группе в сентябре 2019 г., наряду с традиционными сюжетно-ролевыми играми, были оформлены сюжетно-ролевые игры экономической тематики: «Супермаркет», «Банкомат», «Детское кафе». Помимо основных центров деятельности детей в группе был создан центр «Берегоши». В нём детям предложены различные наглядные пособия тематической направленности, подобраны дидактические игры: «Рынок», «Семья», «Веселые повара», «Придумай рекламу», «В доме зарплата», «Береги все, что нас окружает», «Накорми животных», «Детки с чьей ветки?», «Что из чего изготовлено», «Подбери витрины магазинов», «На необитаемом острове», и другие.

Таким образом, в результате проведённой нами работы, дети уже за три месяца (сентябрь-ноябрь 2019 г.) стали внимательнее относиться к своим и к чужим вещам, к окружающей среде, что в дальнейшем станет основой для воспитания у детей бережного отношения к природе, к стране. Дети убедились в необходимости вовремя утеплять окна и двери, плотно их закрывать; не открывать слишком большую струю воды, хорошо закрывать водопроводный кран после пользования; следить за потреблением электроэнергии. Они приобрели навыки разумного потребления электроэнергии, стали активными «экономиками», «берегошами», научились замечать потерю тепла в жилище и сообщать об этом родителям, знакомым взрослым. Воспитанники осознанно стали ориентироваться в происходящем, бережно относиться к окружающей среде, приобрели навыки рационального природопользования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование доброжелательности у старших дошкольников через игровую деятельность «Шкатулка добрых дел»

Занятие педагога-психолога  с детьми старшего дошкольного возраста по формированию доброжелательности через игровую деятельность....

Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...

"Формирование экологической культуры дошкольников через игровую деятельность"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...

Формирование познавательно-математических представлений у дошкольников через игровую деятельность

Инновационный педагогический опытПо теме:                        « Формирование...