Подвижные игры с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития ( Примерный перечень подвижных игр и упражнений)
методическая разработка (средняя группа)

Галина Анатольевна Николаева

примерный переченьподвижный  игр и упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры с детьми дошкольного возраста

Примерный перечень подвижных игр и упражнений


Что такое подвижная игра?

Подвижная игра – это двигательная деятельность, основным содержанием которой является выполнение движений в изменяющихся условиях, а основной целью - решение двигательной задачи. Правила в игре определяют время выполнения двигательных действий и требования к их точности, и им должны подчиняться все участники.

Почему же так важны подвижные игры для дошкольников?

В  дошкольном возрасте у ребенка происходит развитие моторики и координации движений, а подвижные игры позволяют значительно ускорить формирование двигательных навыков.

Играя, ребенок не только становится ловким. Он учится слушать, выполнять определенные правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. К детям приходит умение подчиняться и руководить, побеждать и проигрывать, воспитывается выдержка. Особенно полезны подвижные игры застенчивым ребятам - они помогают преодолеть робость: в игре малыши забывают о своих стеснениях и начинают активно играть. Подвижные игры развивают координацию, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно-сосудистую систему, оказывают благотворное влияние на вестибулярный аппарат, насыщают клетки организма кислородом, повышают активность головного мозга, способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают психологическую разрядку. Также подвижная игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему, в течение игры нередко происходит смена одних движений другими, поэтому устраняется опасность быстрого утомления детей.  

Классификация подвижных игр

Подвижные игры для дошкольников разделяются на бессюжетные, сюжетные и игры-забавы.

Любая подвижная игра должна быть достаточно простой и иметь доступные для детского понимания правила, и желательно и активное участие в игре взрослого. Взрослому не только необходимо знать правила игры, но и руководить самим процессом игры, пользоваться «сигнальными» словами, определяющими выполнение действия, и, обязательно, отмечать успехи детей. Немаловажно продумать и конец подвижной игры – он должен регулировать дыхание и работу сердца, возбуждение нервной системы, и при этом сохранить положительный эмоциональный настрой. Взрослому следует вовремя и незаметно для детей задать игре новое, более спокойное направление. Это может быть переход к хороводным или малоподвижным играм, упражнениям на имитацию – походим как мишки, помашем крыльями как птички и др.

Для малышей наиболее доступны сюжетные игры и простые бессюжетные игры, и игры-забавы.

Сюжетные подвижные игры.

Они позволяют ребенку лучше узнать окружающий мир, его явления и предметы: различные средства передвижения, профессии, образ жизни и повадки птиц и животных, явления природы.

Также они направлены на развитие физических способностей ребенка, укрепление его здоровья и развитие интеллекта, развивают ловкость, точность, быстроту реакции, силу, выносливость, координацию движений, способность управлять своим телом.

Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих: дети, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени; прыгают, как зайчики; выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Дети действуют в соответствии с правилами игры и образами, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным, проводятся под руководством взрослого. В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаются ею.

Сюжетные игры для малышей имеют свои особенности: выполнение сложных движений в них происходит в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы - зайцы скачут на лужайке, когда нет волка; мышки бегают легко, пока спит кот. Можно привлечь внимание ребенка к правильному выполнению путем показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают. В сюжетных играх для малышей есть ответственные роли, чаще всего их выполняет взрослый.

Бессюжетные подвижные игры.

Такие игры обычно доступны детям старшего возраста, они близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников.

Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, а с выполнением конкретного задания.

Игры-забавы.

Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать с выполнением задания, выполнить движение с завязанными глазами и др.) Такие задания выполняют обычно двое-трое ребят или взрослые, а основная масса детей является зрителями.

Игры-забавы - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Речь с движением.

Особое место среди подвижных занимают игры, которые сочетают в себе выполнение действий по правилам игры с проговариванием текста стихотворений, в них осуществляется соотнесение речи с соответствующими движениями в течение всей игры.

В процессе таких игр происходит развитие общих речевых навыков детей (речевого дыхания, темпа и ритма речи, ее выразительности, эмоциональности и четкости), совершенствование общей координации их движений и мелкой моторики, дети учатся четко следовать правилам игры.

Подвижная игра - одно из немаловажных средств всестороннего развития детей дошкольного возраста. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять многократно с интересом одни и те же движения, не замечая усталости, что приводит к развитию у них выносливости.Активная двигательная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем.Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, просты, понятны и доступны восприятию и выполнению.


Примерный перечень подвижных игр и упражнений

Лексическая тема

Подвижные игры

Речь с движением

Сентябрь

Игрушки

средней подвижности: «Мой веселый звонкий мяч», «Игра в лошадки»;

малой подвижности: «Найди игрушки», «Большие и маленькие ноги»;

хороводная игра:«Карусели», «Каравай».

«Ладошки и ножки», «Мячик»

Детский сад

средней подвижности: «Солнышко и дождик»,  «Собери шарики»;

малой подвижности: «Большие и маленькие ноги»;

хороводная игра: «Карусели».

«Зарядка 3»

Деревья

средней подвижности: «Ветер и листочки»;

малой подвижности: «Большие и маленькие ноги»;

хороводная игра: «Пузырь».

«Осенние листья»

Октябрь

Овощи

средней подвижности: «Собираем овощи»;

малой подвижности: «Прятки»;

хороводная игра: «Пузырь».

«Заготавливаем капусту»

Фрукты

средней подвижности: «Кто больше соберет?»;  

малой подвижности: «Прятки»;

хороводная игра: «Затейники».

«Дождик 3», «Мы делили апельсин»

Фрукты - овощи

средней подвижности: «Кто быстрее соберет?», «Кто больше соберет?», «Найди свой цвет»;

малой подвижности: «Найди игрушку»;

хороводная игра: «Затейники».

«Осенью»,

«По ровненькой дорожке»

Ноябрь

Посуда

средней подвижности «Кто быстрее перенесет предметы»,  «Найди свой цвет»;

малой подвижности «Найди игрушку»;

хороводная игра: «Каравай».

«Зайка пироги печет», «Посуда»,  «Мишка косолапый»

Мебель

средней подвижности: «Найди свое место», «Солнышко и дождик», «Тише, тише, не шумите…»;

малой подвижности «Найди игрушку», «Большие и маленькие ноги»;  

хороводная игра: «Каравай».  

«Мама отдыхает», «Дождик», «Кроватка для Андрюшки»,

«Мишка косолапый»

Декабрь

Одежда, обувь и головные уборы

средней подвижности: «Найди свой цвет», «Собери предметы по цвету»;

малой подвижности: «Большие и маленькие ноги»;

хороводная игра: «Затейники»

«Платье для Наташи»,

«Дни недели»

Новогодняя неделя

средней подвижности: «Снежиночки», «Снежинки и ветер»;

малой подвижности: «Вороны»,«Большие и маленькие ноги»;

хороводная игра: «Снег кружится», «Елочка».

«Зима 1, 2»

Январь

Зимние забавы

средней подвижности: «Кто быстрее вокруг елочки?», «Снежки»;

малой подвижности «Найди  снежки», «Найди снеговика»;

хороводная игра: «Снег кружится».

«Снег-снежок»

Зимующие птицы

средней подвижности: «Воробушки»;

малой подвижности: «Вороны»;

хороводная игра: «Снег кружится».

«Мы во двор пошли гулять»

Февраль

Дикие животные

средней подвижности: «Вышли зайки погулять», «Зайцы и волк»;

малой подвижности: «Зайка беленький сидит»,  «Как на горке снег»;

хороводная игра: «Снег кружится».

«Зайка», «Мишка косолапый»

Домашние животные

средней подвижности: «Васька кот», «Лохматый пес», «Наседка и цыплята»;

малой подвижности: «Большие и маленькие ноги», «Найди игрушку»;

хороводная игра: «Затейники».

«Киска», «Котята», «Тузик», «Домашние, птицы», «Утка», «Петушок»

Март

Семья

средней подвижности: «Кто быстрее перенесет предметы», «Наседка и цыплята»;  

малой подвижности: «Найди игрушку»;

хороводная игра: «Каравай».

«Мама отдыхает», «Зайка пироги печет»

Человек

средней подвижности: «Мы веселые ребята»;  

малой подвижности: «Большие и маленькие ноги»;

хороводная игра: «Каравай».

«Это я», «Ладошки и ножки»

Профессии

средней подвижности: «Найди свой цвет», «Кто быстрее соберет»;

малой подвижности: «Большие и маленькие ноги»,«Найди предмет»;

хороводная игра «Каравай».

«Дни недели»

Апрель

Транспорт

средней подвижности: «Цветные автомобили», «Найди свой цвет», «Воробушки и автомобиль», «Найди свое место», «Самолеты»;

малой подвижности: «Найди игрушку», «Игра в поезд»;

хороводная игра: «Затейники».

«Грузовик», «Шофер», «Поезд», «Самолет».  

Май

Деревья, цветы

средней подвижности: «Пойдем гулять», «Солнышко и дождик»,«Кто быстрее до цветочка»,«Перебежки»;

малой подвижности: «По ровненькой дорожке», «Через ручеек», «Прогулка», «Поймай бабочку»;

хороводная игра: «Веснянка»,«Карусели».

«Светит солнышко», «Весенняя песня», «Деревья», «Береза», «Одуванчик»

Город

средней подвижности: «Собери шарики и кубики», «Кто больше соберет», Стой!»;

малой подвижности: «Кто раньше до середины», «Иголка и ниточка»;

хороводная игра: «Затейники», «Пузырь».

«Мы топаем ногами…», «Строим дом», «Дни недели»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

Развитие восприятия у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Работа содержит теоретическое обоснование проблемы развития восприятия у детей с задержкой психического развития, перспективный план работы учителя-дефектолога по сенсорному развитию в средней группе,...

КОНСПЕКТ совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему «Домашние животные».

Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развитияна тему «Домашние животные»....

конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Спешим на помощь животным жарких стран»

В данном материале отражен комплексный подход к построению структуры НОД  для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Основная цель - формирование элементарных математических представлений реа...

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье раскрывается актуальность проблемы развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Авторы раскрывают особенности организации работы в дошк...