Народные традиции
план-конспект занятия (средняя группа)
формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров, вызывать гордость своими умениями.
Задачи:
- Образовательные:
- Знакомство детей с русским бытом, утварью;
- Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.
- Развивающие:
- Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;
- Развитие интереса к познанию нового материала.
- Воспитательные:
- Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_narodnye_traditsii_29_05.docx | 41.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА г.СПб
Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста на тему:
«Народные традиции»
Воспитатель группы №3 «Незабудки»
Дюбенко Анастасия Валерьевна
Санкт-Петербург
2020 год
Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров, вызывать гордость своими умениями.
Задачи:
- Образовательные:
- Знакомство детей с русским бытом, утварью;
- Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.
- Развивающие:
- Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;
- Развитие интереса к познанию нового материала.
- Воспитательные:
- Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.
- Речевые:
- Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.
- Словарь: предметный – изба, сени, горница, половик, ручник, ухват, чугунок, потешка; определения – чугунный, деревянный, глиняный, хлопковый; глагольный – плясать, петь, стряпать, обмазывать, месить.
- Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных множественного числа.
- Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.
Методы и приёмы:
- Практические: прослушивание русских народных песен, мелодий; сюрпризный момент (появление домовёнка Кузьки); дидактические игры «Отгадай из какой сказки герой»; физминутка.
- Наглядные: карточки с изображением русской избы, утвари.
- Словесные: дидактические игры «Один-много», «Узнай потешку».
Материалы: аудиозаписи русских народных песен; игрушка домовёнок Кузька; картинки с изображением русской избы, русской утвари; дидактическая игра «Отгадай из какой сказки герой».
Ход занятия
Звучит русская народная мелодия, под неё появляется домовёнок Кузька.
Кузька: ой, бяда – бяда – огорчение. И некуда мне, несчастному податься. И негде мне – горемыке укрыться...
Воспитатель: ребята, это кто такой к нам в гости пожаловал?
Ответы детей (это домовёнок Кузька)
Воспитатель: верно! Кузька, да ты нас не бойся, мы тебя не тронем. Наши мальчики и девочки добрые, никого не обижают, они со всеми дружно живут. Проходи к нам в гости!
Дети зовут Кузьку погостить у них.
Кузька: ну если не тронете, тогда ладно, тогда погощу немного у вас. Садитесь на стульчики, будем знакомится. Меня Кузькой кличат. А вас? Ну-ка все хором скажите – как вас зовут?
Дети произносят свои имена.
Воспитатель: Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим.
Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не понимаете!
Воспитатель: вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?
Кузька: так я ж давно родился. Мне семь веков, восьмой пошёл. Или по-вашему – 700 лет.
Воспитатель: Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?
Кузька: а почто не знать-то! Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?
Ответы детей (конечно хотим!).
Кузька: ну тогда смотрите и слушайте!
Кузька вместе с воспитателем сначала показывают дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари, рушники, посуду.
Воспитатель: ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах. Делался дом из глины, крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней (в современных домах это помещение называется коридор или прихожая). Потом шла горница (у нас это – комната). Давайте повторим название дома и его помещений.
Дети называют избу, сени и горницу.
Кузька: ваши мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки?
Ответы детей (да, они пекут и пироги, и булочки, и торты).
Кузька: ах, какие стряпуньи – молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди горницы.
Воспитатель показывает на картинке русскую печку.
Кузька: хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые.
Физминутка
Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Кузькой поплясать, используя движения русского народного танца – прясядка, кружение, взмахи платочками.
Воспитатель: славно детки поплясали. А теперь давайте дальше посмотрим картинки, приготовленные Кузькой.
Воспитатель показывает картинки с изображением русской утвари – чугунок, рушник, ухват и т.д. Проводится игра «Один – много».
Кузька: вы молодцы, детишки! А кто из вас знает русские народные сказки? Давайте-ка вспомним сказки и их героев. Ведь их придумали именно в старину. Матушки и батюшки рассказывали своим деткам сказки, а они в свою очередь, когда подрастали, рассказывали своим детушкам. Так вот сказки по традиции и идут друг по дружке.
Дети называют сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».
Воспитатель предлагает детям игру «Из какой сказки герой?».
Кузька: да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку
Расти коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косынька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся!
Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).
Кузька: какие догадливые ребятишки! А ну-ка следующие потешки отгадаете?
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Тушки — тутушки,
На столе пампушки.
На столе пампушки,
А в печи ватрушки.
Пампушки, ватрушки —
Нашему Андрюшке!
Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток).
Кузька: эх, и с этой справились! Давайте-как ещё одну вам расскажу! Ох и весело мне с вами!
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ответы детей (при умывании)
Воспитатель: молодцы, ребята! Все потешки от Кузьки узнали. А теперь давайте и я вам потешку скажу, а вы угадайте – когда её говорят?
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
Ответы детей (когда тетки засыпают).
Кузька: баю-баюшки-баю, баю Кузеньку мою! Чегой-то я спать зохотел. Пойду посплю немного под печкой у бабушки в избе.
Воспитатель: иди, Кузенька, отдохни! Мы рады были тебя увидеть. С тобой было очень интересно и весело. До свидания!
Дети прощаются с домовёнком. Воспитатель вспоминает с детьми – что на картинках у Кузьки было нарисовано, название русских народных сказок и что такое – потешки, для чего они использовались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями
Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»
Данный проект направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки их традиции, их обычаи»...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?
Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...