Технология "Круговая тренировка"
учебно-методический материал

Походенко Наталья Алексеевна

Технология "Круговат тренировка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.Б. Шарманова

Круговая тренировка

в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

 

Актуальность

Необходимость поиска путей повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста обусловлена следующим. С одной стороны, в общей системе дошкольного образования физическое воспитание занимает особое место, являясь важным фактором укрепления здоровья и всестороннего развития личности ребенка. С другой – сложившаяся в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях система физического воспитания оценивается многими специалистами как недостаточно эффективная.

В последние годы отмечена тревожная тенденция прогрессивного ухудшения здоровья детей. По данным НИИ гигиены и здоровья детей и подростков, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди детей поступающих в школу. Среди функциональных отклонений наибольший удельный вес составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата: около 70 – 80% детей имеют признаки соединительнотканных дисплазий – нарушение осанки, деформацию стоп, ребер, избыточную подвижность суставов, ранний остеохондроз межпозвонковых дисков, замедление темпов созревания скелета.

В проведенных ранее исследованиях (Х.Л. Виленкина, И.А. Аршавский, Г.А.Сухарев) установлена тесная зависимость между уровнем заболеваемости и уровнем двигательной активности человека на различных этапах онтогенеза. Сопоставление представленных выше данных об ухудшении состояния здоровья детей с показателями, характеризующими уровень двигательного навыка дошкольников, в определенной мере подтверждает эту зависимость.

По данным А.А. Антонова, двигательная активность детей во время пребывания в ДОУ составляет около 30%, в то время как ее нормируемая продолжительность - не менее 50% времени бодрствования. Согласно результатам исследования М.А.Руновой, потребность детей в двигательной активности удовлетворяется во время их пребывания в ДОУ лишь на 45-50%;

В настоящее время физическое воспитание детей дошкольного возраста регламентируются разнообразными программами. Анализ их содержания позволяет заключить, что они ориентированы главным образом на формирование у детей основных двигательных навыков и в меньшей степени способствуют целенаправленному развитию двигательных качеств, а также не оказывают непосредственное воздействие на системы и функции организма детей и их здоровье. В связи с этим реальное развитие физических качеств детей дошкольного возраста оказывается чаще всего необоснованно заниженным. Так согласно результатам исследований С.Б.Шармановой и Т.В.Поповой, по обобщенному среднему показателю значительное количество дошкольников(28 – 40%) имеют ниже среднего и низкий уровень физической подготовленности. Как следствие показатели функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем свидетельствуют о снижении резервных возможностей организма детей.

Одним из наиболее эффективных средств совершенствования физических качеств  является круговая тренировка благодаря следующим возможностям:

- широкого выбора упражнений различной направленности, позволяющих оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся, совершенствовать различные двигательные навыки и развивать различные двигательные качества;

- обеспечения высокой моторной плотности занятия;

- индивидуализации педагогических воздействий;

- относительно точного дозирования физической нагрузки;

- согласования содержания упражнений на «станциях» с программным материалом;

- применения в различных частях занятия, в зависимости от содержания упражнений и поставленных задач;

- одновременного и самостоятельного выполнения упражнений большим числом занимающихся с использованием максимального количества оборудования и инвентаря.

Для совершенствования физических качеств детей в соответствии с образовательной областью «Физическая культура» при её планировании преимущество должны иметь  физические упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект. Одним из перспективных путей реализации тренирующего эффекта в физическом воспитании является применение круговой тренировки.

        Круговая тренировка – это не что иное, как постоянная смена одного вида физической нагрузки на другой. В результате использования нескольких видов физической нагрузки и повторения их в одном и том же порядке много раз круг замыкается, и получается круговой метод тренировки.

         Таким образом, круговая тренировка – это  выполнение нескольких видов физических упражнений сериями, по кругу.

       Классическая круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсом. Её название происходит оттого, что первоначально места, где выполнялись упражнения (станции), располагались по замкнутому кругу. Суть метода в серийном выполнении знакомых, технически не сложных упражнений, подобранных и объединённых в комплексы по определённой схеме. Подбор упражнений предполагает соблюдение разнообразия и последовательности в нагрузке на разные группы мышц и системы организма. Упражнения каждой станции воздействуют на определённую группу мышц - ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины. Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется при выполнении каждого упражнения, в то время как одна группа мышц получает импульс для развития, другая - активно отдыхает.

        Методической основой круговой тренировки является многократное выполнение определенных движений, в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму образовательной деятельности, направленной в основном на комплексное развитие двигательных и физических  качеств.

Основу круговой тренировки составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соответствии с определенной упорядочивающей схемой — символом круговой тренировки. Упражнения обычно выполняются в порядке последовательного прохождения 6 — 8 «станций» (мест для каждого из них с соответствующим оборудованием), которые расположены в зале или на площадке по кругу либо похожим образом, так чтобы путь через них образовывал замкнутый контур. На каждой «станции» повторяется один вид движений или действий; большинство из них обычно имеет относительно локальную или региональную направленность, но есть и 1 — 2 упражнения общего воздействия. Число повторений на каждой «станции» устанавливается индивидуально, в зависимости от так называемого максимального теста (МТ), или максимума повторений (МП) — предварительного испытания на доступно предельное число повторений (часто в качестве тренировочной нормы берут 1/2 или от 1/3 до 2/3 МТ).

           Как правило, в комплексы круговой тренировки включают технически сравнительно несложные и предварительно хорошо разученные движения, Хотя преобладающая часть этих движений имеет ациклическую структуру, в ряде вариантов круговой тренировки им придают искусственно циклический характер путем слитных повторений и таким образом дозируют по типу циклической работы. Весь «круг» проходят в отдельном занятии от 1 до 3 раз слитно или интервально, в зависимости от избираемого метода, дозируя общее время прохождения, интервалы отдыха и число повторений

В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства и избирательно направленного и общего, комплексного воздействия, а также строго упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект переключения (смены деятельности), что создает благоприятные возможности для проявления высокой работоспособности.

Круговая тренировка имеет ряд методических вариантов рассчитанных на комплексное воспитание различных физических качеств.

 К основным из них относят следующие:

1. Круговая тренировка по типу непрерывного длительного упражнения, с преимущественной направленностью на развитие выносливости (непрерывно-поточный вариант).

Этот вариант круговой тренировки строится в режиме непрерывной длительной работы умеренной интенсивности, а его основной особенностью является серийное выполнение упражнений на «станциях» без пауз отдыха. Упражнения, составляющие «круг» подбираются по принципу последовательного воздействия на все основные мышечные группы. Время, выделяемое для прохождения «круга» и число повторений «кругов» определяют по показателям максимального теста. Существует несколько разновидностей данного типа круговой тренировки, различия между которыми, главным образом, включаются в разном подходе к увеличению нагрузки: за счет объема работы или интенсивности выполнения упражнений.

1) Исходное время работы устанавливают с таким расчетом, чтобы занимающиеся могли в отдельном занятии пройти целиком хотя бы один «круг» без пауз, повторив каждое упражнение в объеме от 1/3 до 1/2 МТ. В течение каждых 3—6 недель увеличивают число повторений упражнений на «станциях» (например, до 3/4 МТ), по возможности не слишком удлиняя исходное общее время прохождения «круга», а также число прохождений кругов (например, до 2—3). Эффект тренировки контролируется поэтапно по приросту этих показателей, а также по увеличению показателей МТ и уменьшению функциональных сдвигов, в частности, частоты сердечных сокращений (ЧСС) на стандартную нагрузку, в качестве которой может служить прохождение исходного круга на каждом этапе.

2) Порядок формирования «круга» аналогичен, с тем отличием, что, во-первых, подбираются менее трудные упражнения, которые выполняются сначала в меньшем темпе, но с большим числом повторений (например, 3/4 от МТ) и, во-вторых, число прохождений «круга» с самого начала составляет не менее двух. На протяжении определенного периода тренировки (например, 3—6 недель) ставится задача сократить время, затрачиваемое на прохождение «кругов», не уменьшая их числа и количества повторении упражнений на каждой «станции», что достигается увеличением темпа выполнения упражнений и суммарной моторной плотности занятий. Эффект тренировки контролируется поэтапно по степени сокращения времени, а также увеличению показателей МТ и уменьшению функциональных сдвигов на стандартную нагрузку.2. Круговая тренировка по типу интервального упражнения с напряженными интервалами отдыха, с преимущественной направленностью на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости.

Этот вариант круговой тренировки строится в режиме интервальной работы субмаксимальной и переменной интенсивности, а его основной особенностью является серийное выполнение нений на «станциях» с напряженными интервалами отдыха между ними. Продолжительность напряженного интервала отдыха настолько невелика, что очередная нагрузка как бы совмещается с остаточной функциональной активностью определенных систем организма, вызванной предыдущей нагрузкой, в результате чего воздействие очередной нагрузки увеличивается, причем, в ряде случаев это происходит с нарастающими сдвигами во внутренней среде, затрудняющими выполнение упражнения.

Для этого варианта круговой тренировки обычно подбираются сравнительно кратковременные упражнения, определенная часть которых выполняется с дополнительными отягощениями, нормированными с таким расчетом, чтобы сохранялись довольно значительный темп движений и возможность неоднократных повторений.

Существует несколько разновидностей данного типа круговой тренировки.

1) Каждое из упражнений, подобранных по принципу последовательного воздействия на все мышечные группы, выполняется в течение 30—45 с, с постоянными интервалами отдыха между сериями в пределах 60 с. При этом необходимо обращать внимание на точность выполнения упражнений, так как увлечение темпом ущерб качеству недопустимо.

      Число «кругов» в одном занятии первоначально 1—2 с интервалом отдыха между кругами 3—5 минут. На протяжении 3—4 недель занятий число «кругов» увеличивают, оставляя постоянными интервалы отдыха как между «кругами», так и между упражнениями, входящими в круг.

2) Большинство упражнений в «круге» выполняется с дополнительными отягощениями, достигающими 50—70 % от индивидуального максимума, серийно (например, по 10—20 повторений в серии), с затратой на одну серию 15—30 с. и с интервалами отдыха между сериями в пределах 90 с. Весь «круг» воспроизводится 2—3 раза, с промежуточным отдыхом между «кругами» 3—5 минут. По мере роста тренированности время, отводимое на каждую серию или на интервалы отдыха, сокращают.

3. Круговая тренировка по типу интервального упражнения с ординарными (полными) интервалами отдыха, с преимущественной направленностью на развитие ловкости, скоростно-силовых и скоростных способностей в сочетании с воздействием на другие компоненты общей физической работоспособности.

    Этот вариант круговой тренировки строится в режиме интервальной работы с максимальной интенсивностью (с мощностью до 75 % от максимальной), а его основной особенностью является серийное выполнение упражнений на «станциях» с ординарными интервалами отдыха между ними. Продолжительность ординарного интервала отдыха соразмерна продолжительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма, следующей за выполнением упражнения. Уровень оперативной работоспособности к концу такого интервала отдыха приближается к бывшему до предыдущего упражнения настолько, что оно может быть повторено без ущерба для качества и количества работы, требующейся для его выполнения.

     Для этого варианта круговой тренировки подбираются сравнительно кратковременные упражнения, часть которых выполняется с дополнительными отягощениями, нормированными с таким расчетом, чтобы сохранялся довольно значительный темп движений.

Существуют следующие разновидности данного типа круговой тренировки, различия между которыми заключаются, в основном, в дозировании нагрузки.

1) Упражнения на каждой станции выполняются в течение 10—15 с, а интервалы отдыха составляют 30—90 с, в зависимости от величины нагрузки и уровня подготовленности занимающихся.

      Повышение нагрузки осуществляется за счет сокращения тренировочного времени при условии сохранения прежнего количества повторений.

2) Упражнения на каждой станции выполняются 8—10 раз в среднем темпе, без ограничений во времени, а интервалы отдыха составляют 30—180 с, в зависимости от величины нагрузки, уровня подготовленности занимающихся. Повышение нагрузки осуществляется за счет сокращения тренировочного времени при условии сохранения прежнего количества повторений постоянном интервале отдыха.

       При использовании круговой тренировки по типу интервального упражнения с ординарными (полными) интервалами отдыха количество занимающихся на станциях подбирается таким образом, чтобы один-двое из них выполняли упражнение, а остальные — отдыхали или выполняли упражнение на расслабление таким образом, чтобы не нарушался полный цикл работы и отдыха. Этот способ проведения занятий формирует у занимающих навыки взаимопомощи, учит вести взаимный контроль качества выполнения станционных заданий.

        При начальном применении круговой тренировки рекомендуется подбирать относительно простые упражнения, не связанные с освоением сложных навыков. Дозировка должна быть рассчитана на «среднего» и «слабого» занимающегося и первоначально составлять 1/4—1/3 на каждой станции. Выполнение упражнении на разных станциях. должно занимать одинаковое время, чтобы не было задержки во время переходов. Последовательность перехода по общепринятому порядку осуществляется против часовой стрелки [29, с.23].

       Круговая тренировка зарекомендовала себя как весьма эффективная форма физической подготовки учащихся общеобразовательных школ благодаря следующим возможностям:

  • широкого выбора упражнений различной направленности, позволяющих оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся, совершенствовать различные двигательные навыки и развивать различные двигательные качества;
  • обеспечения высокой моторной плотности занятия;
  • индивидуализации педагогических воздействий;
  • относительно точного дозирования физической нагрузки;
  • согласования содержания упражнений на «станциях» с программным материалом;
  • применения в различных частях занятия, в зависимости от содержания упражнений и поставленных задач;
  • одновременного и самостоятельного выполнения упражнений большим числом занимающихся с использованием максимального количества оборудования и инвентаря.

Наряду с достоинствами, В.А. Романенко и В.А. Максимович выделяют также ряд недостатков круговой тренировки:

  • не всегда учитываются физиологические закономерности нормирования двигательных качеств в одном тренировочном занятии, обеспечивается лишь комплексное их развитие без строгого дифференцирования;
  • непрерывно-поточный метод выполнения упражнений предполагает стандартное (одинаковое для занимающихся с различными функциональными возможностями) время отдыха;
  • требуется большое количество нестандартного оборудования и инвентаря.

Обобщая выше изложенное, Е.А. Черепов выделяет следующие характерные черты круговой тренировки как самостоятельной организационно-методической формы построения занятия:

  • последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных «по кругу»;
  • использование хорошо освоенных упражнений;
  • периодическая смена тренировочных упражнений на «станциях»;
  • последовательное включение в работу различных мышечных групп;
  • регламентация работы и отдыха на каждой станции;
  • индивидуализация тренировочной нагрузки;
  • систематическое и постепенное повышение тренировочных требований.

Круговая тренировка – способ организации образовательной деятельности, используемый в основном в работе со школьниками, однако наука и практика показали возможность применения их и со старшими дошкольниками.

При использовании круговой тренировки в дошкольном возрасте следует учитывать следующие особенности:

  • Учет возрастных особенностей позволяет осуществлять выбор средств и методов физического воспитания, адекватных возможностям организма в тот или иной возрастной период.
  • Степень индивидуализации и дифференциации программ тренировки зависит от состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей.
  • Необходимость комплексной оценки мониторинга физического состояния детей (на основе медицинских карт определяется группа здоровья, группа допуска к занятиям по физической культуре; выявляется наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений; определяется гармоничность развития; изучаются врачебные рекомендации по организации двигательного режима)
  • Определяются особенности детей (осанка, развитие мышечного корсета, гибкость)

      В качестве основных задач на занятиях с применением круговой тренировки для детей старшего дошкольного возраста можно выделить:

  • сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
  • совершенствование физических качеств,
  • закрепление двигательных умений и навыков.

Можно выделить следующие этапы применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста:

Первый этап - выбор содержания круговой тренировки, который обусловлен:

  • возрастом и особенностями физического состояния детей
  • задачами физического воспитания
  • содержанием программы по физической культуре
  • наличием физкультурного оборудования, инвентаря и пособий
  • местом круговой тренировки в различных формах физического воспитания

      Второй этап - подготовка к круговой тренировке, которая предусматривает:

  • разметку площадки, подготовку необходимого оборудования и инвентаря, определение рациональной последовательности их размещения
  • создание станционных плакатов с запрограммированной в них текстовой и образной графической информацией
  • продумывание методов организации занимающихся, приемов раздачи и сбора пособий и инвентаря
  • определение параметров физической нагрузки и способов её дифференцирования с учетом индивидуальных особенностей детей
  • подбор музыкального сопровождения, соответствующего движениям, темпу их выполнения и создающего положительный эмоциональный настрой

       Третий этап круговой тренировки – создание у детей интереса к круговой тренировке, который предполагает применение заранее продуманных организационно-методических приемов:

  • использование сюжетных комплексов круговой тренировки, приемов имитации и подражания и комплексов с предметами (мячом, обручем, скакалкой и др.)
  • красочное оформление «станций»
  • применение различных пособий и атрибутов
  • использование соответствующих загадок, стихов, песенок, занимательных задач.

      Следующий этап это организация и объяснение круговой тренировки, который включает

  • размещение занимающихся в том месте зала или площадки, откуда хорошо просматриваются все «станции» и выполняемые на них упражнения
  • создание у детей интереса и мотивации к выполнению круговой тренировки
  • объяснение двигательных заданий на каждой «станции» и последовательности прохождения «станций» одновременно с показом выбранными для этого детьми различных вариантов упражнений
  • размещение детей по  «станциям»
  • выполнение детьми упражнений на «станциях» под наблюдение преподавателя

       Пятый этап это – руководство деятельностью детей в процессе круговой тренировки, который заключается в :

  • наблюдении инструктора за действиями занимающихся, исправлении ошибок, поощрении правильного выполнения упражнений, оказании помощи и страховки
  • в контроле и регулировании нагрузки

              Дифференцировать нагрузку во время занятий можно осуществлять следующим образом:

  • Изменять продолжительность выполнения и количество повторений упражнений на «станциях», количества «станций», количество «кругов»
  • Изменять темп выполнения упражнений
  • Изменять интервалы отдыха
  • Вводить дополнительные «станции» с облегченной или, наоборот, более высокой нагрузкой
  • Варьировать способы и условия выполнения упражнений.

Таким образом, можно сделать вывод, что для совершенствования физических качеств детей, одним из перспективных путей реализации тренирующего эффекта в физическом воспитании является применение круговой тренировки.

Методической основой круговой тренировки является многократное выполнение определенных движений, в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее изменения и чередования с отдыхом.

Основу круговой тренировки составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соответствии с определенной упорядочивающей схемой — символом круговой тренировки.

В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства и избирательно направленного и общего, комплексного воздействия, а также строго упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект переключения (смены деятельности), что создает благоприятные возможности для проявления высокой работоспособности.

Занятия с использование круговой тренировки проходят в старшей и подготовительных группах 1раз в две недели, один комплекс упражнений выполняется 2 месяца (4 раза). Каждый раз упражнения усложняются, увеличивается нагрузка. Всего использовалось 5 комплексов в каждой возрастной группе.

При разучивании выбранного комплекса круговой тренировки с детьми дошкольного возраста мы использовали следующий алгоритм действий :

  • мы размещали занимающихся в том месте зала или площадки, откуда хорошо просматриваются все «станции» и выполняемые на них упражнения.
  • стремились вызвать интерес вызвать у детей интерес и игровую мотивацию к выполнению круговой тренировки. Учитывая рассеянное внимание дошкольников, использовали специальные организационно-методические приемы, такие как художественное слово, показ ребёнком движений, использование схем-моделей, способствующие сосредоточению занимающихся, иначе невнимательное отношение к объяснению и просмотру упражнений приведет к недополучению части информации и в конечном итоге к ошибкам.  
  • выбирали двух-трех ловких, уверенных в своих возможностях детей из разных подгрупп, которые будут одновременно с объяснениями воспитателя выполнять различные варианты упражнений на «станциях» с последовательным прохождением одного «круга». Воспитатель отчетливо произносил название каждой «станции», объяснял двигательное задание, а выбранные для показа дети выполняли упражнение. Педагог не всегда показывал каждое задание сам: во-первых, упражнения, включаемые в содержание круговой тренировки, были предварительно освоены всеми детьми; во-вторых, применяемое оборудование и инвентарь по своим размерам обычно рассчитаны на детей, а не на взрослого; в-третьих, во время показа движений детьми воспитатель обращал внимание занимающихся на те или иные детали техники, варианты выполнения двигательных заданий для детей из разных подгрупп, подчеркнуть правила выполнения упражнений, порядок перехода на последующие «станции» и т.д.
  • после объяснения заданий и прохождения выбранными для показа детьми одного «круга» воспитатель уточнял представления занимающихся о порядке выполнения упражнений и размещал их по «станциям» (по 3-4 человека на каждой, в зависимости от количества «станций» и детей), акцентируя внимание на правильном исходном положении.

По сигналу занимающиеся начинают одновременно делать упражнения, а инструктор и воспитатель  наблюдают за ними, дают дополнительные словесные указания, объяснения, исправляют ошибки, добиваясь правильного выполнения двигательных заданий на всех «станциях».

Календарное  планирование занятий в старшей и подготовительной группах

Сентябрь-октябрь

Ноябрь-декабрь

Январь-февраль

Март-апрель

Май-июнь

Старшая группа

«В стране игрушек»

 «Веселый зоосад»

«Матросы на корабле»

«Морское царство»

«Физкульт Ура»

(на спортивной площадке)

Подготовительная группа

«Озорные котята»

 

«Путешествие на парусном корабле»

«Природные ландшафты»

 «Любимые игрушки»

«Спортландия»

(на спортивной площадке)

Результаты применения технологии «Круговая тренировка»

 В старших и подготовительных группах,  на основе результатов диагностики физической подготовленности детей, оценка темпов прироста физической подготовленности значительно увеличилась. Дети стали более собранные, уверенные в себе. Некоторые дети которые были неуверенны в своих физических возможностях, стали более уверенны и активны.



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

занятий с использованием круговой тренировки

Занятие «В стране игрушек»

Задачи: Совершенствовать навыки лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом и перехода с пролета на пролет приставными шагами, навык ползания на четвереньках «змейкой» между предметами. Совершенствовать функцию равновесия, ходьбы в приседе, навык ползания на четвереньках животом вверх с опорой на стопы и ладони.

Создание игровой ситуации: Преподаватель приглашает детей в Страну Игрушек, но прежде чем дети попадут в эту волшебную страну и встретятся с разными игрушками, они должны отгадать соответствующие загадки.

Вводная часть: Ходьба и бег по кругу, с выполнением различных заданий

Основная часть: Музыкально-ритмическая композиция «Кукляндия»

Название станции

Оборудование

Описание упражнения

Организационно-методические указания

Способы дифференцирования нагрузки

«Плюшевые медвежата»

гимнастическая стенка, маты.

влезть чередующимся шагом на первый пролет гимнастической стенки, приставными шагами переходить на последующие пролеты, на последнем пролете спуститься вниз, используя чередующийся шаг.

при влезании и слезании не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями — четыре пальца сверху, большой — снизу; переходить с пролета на пролет, переступая приставными шагами в сторону и перехватывая руки с перекладины на перекладину в горизонтальном направлении; при спуске доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая; можно предложить детям, спустившись вниз, тихонечко «порычать» — произнести звук «р-р».

1) варьировать число преодолеваемых пролетов гимнастической стенки;

2) ограничивать нагрузку за счет уменьшения высоты лазанья (переход с пролета на пролет на третьей-четвертой перекладине).

«Резвые мышата»

дорожка для ползания длиной 4—6 м; фишки, конусы или флажки на подставках.

ползание на коленях и ладонях «змейкой» между предметами.

ползти по дорожке заданным способом, не задевая предметы; можно предложить детям, заканчивая прохождение «станции», тихонечко «попи-щать» — произнести звукосочетание «пи-пи».

1) варьировать способы ползания — с опорой на стопы и ладони, с опорой на колени и предплечья;

2) варьировать преодолеваемое расстояние.

«Кукла»

бревно гимнастическое напольное, гимнастические маты.

ходьба по бревну.

выполнять упражнение в спокойном темпе; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед на конец бревна; заканчивая упражнение, сшагивать, а не спрыгивать с бревна; можно предложить детям, заканчивая прохождение «станции», произнести имя «своей куклы».

1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных вариантах руки фиксируются в заданном положении — в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.;

2) варьировать разновидности ходьбы: обычная, с носка, на носках, приставными шагами и др.

«Заводные утята»

размеченная дорожка длиной 6—10 м.

ходьба в приседе по прямой, на каждый шаг ритмично говорить: «Кря!»

выполнять упражнение в полном приседе; спина прямая; смотреть вперед; руки на колени или на пояс.

варьировать преодолеваемое расстояние.

«Паровозик»

доска с ребристой поверхностью.

ходьба по ребристой доске, ставя пятку одной ноги перед носком другой, руки согнуты назад, кисти в кулак, на каждые два шага круговое движение предплечьями вперед, ритмично говорить: «Чух-чух!»

спина прямая; смотреть вперед на конец доски; согласовывать движения рук и ног.

не предусмотрены.

«Заводной луноход»

размеченная дорожка длиной 6-10м.

ползание на четвереньках животом вверх с опорой на стопы и ладони.

таз и бедра не опускать; смотреть вперед.

варьировать преодолеваемое расстояние.

Подвижная игра: «Бездомный заяц»

Заключительная часть: малоподвижная игра «Найди и промолчи»

Занятие «Озорные котята»

Задачи: Совершенствовать навыки лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом, поднимаясь вверх по диагонали с пролета на пролет, проползания на животе под низко натянутой веревкой. Совершенствовать функцию равновесия, навыки ползания на четвереньках в сочетании с подползанием под дугами, навык ползания по скамейке на животе, подтягиваясь руками.

Создание игровой ситуации: Преподаватель включает фонограмму с записью мяуканья котят (музыкальный альбом «Голоса животных») и предлагает детям отгадать, кто издает эти звуки.

Затем показывает детям картинку с изображением котят и говорит, что сегодня на занятии дети будут озорными котятами. Маленькие котята очень непоседливы, они много двигаются и играют, любят лазать по деревьям, влезать на забор и даже на крышу, спускаются в погреб, где ловят мышей и т.д.

Вводная часть: ходьба и бег на носочках, ползание на четвереньках, с заданиями.

Основная часть: Музыкально-ритмическая композиция «Черный кот»

Название станции

Оборудование

Описание упражнения

Организационно-методические указания

Способы дифференцирования нагрузки

«Котенок лазает по деревьям»

гимнастическая стенка, маты.

лазать по гимнастической стенке чередующимся шагом, поднимаясь вверх по диагонали с пролета на пролет, на последнем пролете спуститься вниз чередующимся шагом.

при влезании и слезании не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями — четыре пальца сверху, большой — снизу; переход с пролета на пролет осуществляется одновременно с влезанием по диагонали; при спуске вниз доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая.

ограничивать нагрузку за счет уменьшения высоты лазанья и числа преодолеваемых пролетов гимнастической стенки.

«Котенок лезет под забор»

дорожка для ползания, веревка, натянутая над полом на высоте 30 см.

проползание на животе под веревкой.

выполнять упражнение в спокойном темпе; стараться не касаться веревки при про-ползании под ней.

дифференцировать высоту препятствия и способ проползания.

«Котенок на заборе»

бревно гимнастическое напольное, маты.

Примечание. Вместо бревна можно использовать гимнастическую скамейку.

ходьба по бревну.

выполнять упражнение в спокойном темпе; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед на конец бревна.

1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных — руки фиксируются в заданном положении — в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.;

2) варьировать разновидности ходьбы: обычная, с носка, на носках, приставными шагами и др.

«Котенок залез в погреб»

дорожка для ползания длиной 6 м; дуги высотой 40 см, установленные туннелем.

ползание на коленях и ладонях в сочетании с подползанием под дугами.

ползти по дорожке заданным способом; подползая под дугами, не задевать их.

1) варьировать способы ползания — с опорой на стопы и ладони, с опорой на колени и предплечья;

2) варьировать число преодолеваемых препятствий

«Котенок на крыше»

гимнастическая скамейка.

ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками.

держаться сбоку за края скамейки; правильный хват кистями — четыре пальца внизу, большой — сверху; ползти, подтягиваясь на руках.

дифференцирования нагрузки: варьировать количество подтягиваний.

«Котенок перебирается через лужи»

6—8 «кирпичиков», расположенных по прямой на расстоянии 15 см один от другого.

ходьба по «кирпичикам».

выполнять упражнение в спокойном темпе; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед; не ступать на пол.

1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных — руки фиксируются в заданном положении — в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.;

2) расположить «кирпичики» не по прямой, а по извилистой линии.

Подвижная игра: «Кот и мыши»

Заключительная часть: Релаксация «Ленивый котенок»

Занятие «Матросы на корабле»

Задачи: Закреплять и совершенствовать навыки лазания по гимнастической стенке, чередующимся шагом и перехода с пролета на пролет приставным шагом, в сочетании со спуском по наклонной лестнице. Совершенствовать навык ползания на четвереньках в сочетании с подлезанием под дугами; ползания по скамье на животе подтягиваясь руками; ходьбу между предметами. Совершенствовать функцию равновесия.

Создание игровой ситуации: Дети надевают поверх спортивных костюмов матросские воротнички, не стесняющие движений, но помогающие им ощутить себя в роли матросов, а преподаватель — фуражку капитана. Преподаватель включает фонограмму с записью шума морского прибоя и приглашает детей отправиться в плавание на старинном парусном корабле.

Вводная часть: Построение  в  шеренгу,  повороты  направо,  налево,  кругом.  Ходьба  обычная,  ходьба  по диагонали.  Бег  обычный,  бег  змейкой,  бег  с перепрыгиванием  через  препятствие,  бег  с ускорением  и  замедлением  темпа.

Основная часть: «Мы сигнальщики» Комплекс танцевально-ритмической гимнастики с флажками.

Название станции

Оборудование

Описание упражнения

Организационно-методические указания

Способы дифференцирования нагрузки

«По мачтам и реям»

Гимнастическая стенка, наклонная доска, маты.

Влезть чередующимся шагом на первый пролет гимнастич. стенки до 3 ступеньки , приставными шагами перейти на соседний пролет, спуститься вниз, используя чередующийся шаг; влезть на третий пролет, приставными шагами перейти на четвертый и скатиться вниз по наклонной доске.

 (пройти 2 раза)

При влезании и слезании не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями — четыре пальца сверху, большой — снизу; переходить с пролета на пролет, переступая приставными шагами в сторону и перехватывая руки с перекладины на перекладину в горизонтальном направлении; при спуске вниз доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая; при скатывании по наклонной доске приземляться на ноги, мягко сгибая колени.

1 неделя: выполнить задание 2 раза

2 неделя: выполнить задание 4 раза

3неделя: число пролетов гимнастической стенки увеличить до 6, выполнить задание 3 раза

4 неделя число пролетов гимнастической стенки увеличить до 6, выполнить задание 3 раза

«Спуск в трюм»

Дорожка для ползания длиной 6—8 м; дуги высотой 40 см, установленные туннелем.

Ползание на коленях и ладонях в сочетании с подползанием под дугами.

Ползти по дорожке заданным способом; подползая под дугами, не задевать их.

1неделя: способы ползания — с опорой на стопы и ладони, выполнить упражнение 3раза

2неделя: способы ползания с опорой на колени и предплечья, выполнить упражнение 3раза

 3и 4 неделя: чередовать задание 1 и 2 недели, выполнить задание по 2 раза каждый способ в чередовании.

«Из трюма на палубу»

Горизонтальная лестница, приподнятая от пола на 25—30 см.

Перешагивание через рейки лестницы.

Шагать чередующимся шагом; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед.

1неделя: дети  свободно балансируют  руками, выполнить 3 раза

2 неделя:  руки фиксируются в заданном положении - в стороны, выполнить 4 раза

3 неделя: руки фиксируются в заданном положении  на пояс, выполнить 3 раза

4 неделя : поочередно выполнить задание 1,2,3 недели

«По скользкой палубе в шторм»

Гимнастическая скамейка

Ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками.

Держаться сбоку за края скамейки; правильный хват кистями — четыре пальца снизу, большой — сверху; ползти, подтягиваясь на руках.

1 неделя: выполнить задание 2 раза в медленном темпе

2 неделя: выполнить 3 раза в среднем темпе

3 неделя: выполнить 3 раза в быстром темпе

4 неделя: выполнить 4 раза в  быстром темпе.

«Между подводными рифами»

(добавлена со 2 недели)

Стойки-ориентиры

Ходьба (бег) змейкой между кеглям.

Руки на поясе, спина прямая, смотреть вперед.

2 неделя: выполнить упражнение 3 раза в среднем темпе.

3 неделя: выполнить упражнение 3 раза в среднем темпе, с мешочком на голове.

4 неделя: бег между кеглями, в быстром темпе, не задевая кегли

Подвижная игра: «Акула»

Заключительная часть: Малоподвижная игра «Стоп, хлоп, раз».

Занятие «Природные ландшафты»

Задачи: совершенствовать навык лазанья по  гимнастической стенке чередующимся шагом, спускаясь вниз по диагонали с пролета на пролет, ползания на четвереньках в сочетании с подползанием под дугами, ходьбы «змейкой» и функцию равновесия. Совершенствовать навык прыжка в длину с места,

Создание игровой ситуации: Разучиванию этого варианта круговой тренировки предшествует формирование у дошкольников доступных знаний и представлений о различных природных ландшафтах.

Непосредственно перед освоением упражнений круговой тренировки преподаватель приглашает детей в увлекательное путешествие, в процессе которого им предстоит познакомиться с природными ландшафтами и преодолеть различные препятствия.

Прежде чем отправиться в путь, преподаватель предлагает детям отгадать загадки.

Вводная часть: Ходьба и бег под речитатив «Отправляемся в поход..»

Основная часть: Музыкально-ритмическая композиция «Матушка Россия»

Название станции

Оборудование

Описание упражнения

Организационно-методические указания

Способы дифференцирования нагрузки

«Гора»

гимнастическая стенка, маты.

влезть на первый пролет гимнастической стенки чередующимся шагом, спуститься вниз по диагонали с пролета на пролет чередующимся шагом.

при влезании и слезании не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями — четыре пальца сверху, большой — снизу; переход с пролета на пролет осуществляется одновременно со спуском по диагонали; при спуске вниз доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая

ограничивать нагрузку за счет уменьшения высоты лазанья и числа преодолеваемых пролетов гимнастической стенки.

«Пещера»

дорожка для ползания длиной 6 м; дуги высотой 40 см, установленные туннелем.

упражнения: ползание на коленях и ладонях в сочетании с подползанием под дугами.

ползти по дорожке заданным способом; подползая под дугами, не задевать их.

1) варьировать способы ползания — с опорой на стопы и ладони, с опорой на колени и предплечья;

2) варьировать количество дуг.

«В лесе по тропинке между деревьями»

размеченная дорожка длиной 6—8 м; фишки, конусы, кегли или флажки на подставках в количестве 8—12 штук; канат малого диаметра, расположенный «змейкой» на полу.

ходьба «змейкой» по шнуру — «тропинке» между предметами — «деревьями».

сохранять положение правильной осанки; смотреть вперед; не задевать предметы.

1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных — руки фиксируются в заданном положении — в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.;

2) варьировать способы ходьбы — приставляя пятку одной ноги к носку другой, приставными шагами правым и левым боком и т.д.;

3) варьировать расстояние между ориентирами и их количество.

«Болото»

6—8 «кирпичиков», расположенных по прямой на расстоянии 15—20 см один от другого.

ходьба по «кирпичикам».

выполнять упражнение в спокойном темпе; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед; не ступать на пол.

1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных — руки фиксируются в заданном положении — в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.;

2) расположить «кирпичики» не по прямой, а по извилистой линии.

«Ручей»

размеченный на полу «ручей» шириной 50—70 см в «узкой» части, 60—80 см — в «средней» и 90—110 см в «широкой».

прыжок в длину с места, перепрыгивая через «ручей».

занимать правильное исходное положение стоя, ноги врозь на ширине стопы, стопы параллельно; колени согнуты на уровне с носками ног; небольшой наклон туловища вперед, тяжесть тела слегка перенесена на переднюю часть стоп, руки отведены назад; отталкиваться быстро и энергично, выполняя мах руками вперед-вверх.

варьировать длину прыжка («ширину ручья») в зависимости от уровня подготовленности детей.

«По мосту через речку»

бревно гимнастическое напольное, маты.

Примечание. Вместо бревна можно использовать гимнастическую скамейку.

ходьба по бревну.

выполнять упражнение в спокойном темпе; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед на конец бревна.

1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных — руки фиксируются в заданном положении — в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.;

2) варьировать разновидности ходьбы: обычная, с носка, на носках, приставными шагами и др.

Подвижная игра:  «Разноцветный мячик»

Заключительная часть: Релаксация «Солнечный лучик»

Занятие «Физкульт Ура!»

Задачи: Совершенствовать навыки лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом и перехода с пролета на пролет приставными шагами, навык подлезания. Совершенствовать функцию равновесия. Укрепление мышц рук и плечевого пояса. Совершенствовать навык прыжка в длину с места.

Создание игровой ситуации: Преподаватель приглашает детей позаниматься физическими упражнениями на снарядах, чтобы они могли стать ловкими, сильными и выносливыми.

Прежде чем дети разойдутся по «станциям», они хором произносят слова:

                              Спорт, ребята, очень нужен! Мы со спортом крепко дружим!

Спорт помощник! Спорт здоровье!

                             Спорт игра! Физкульт-ура!

Вводная часть: Ходьба и бег по кругу, полуприседом, приседом, боковым галопом правым и левым боком, бег взахлест.

Основная часть: ОРУ без предметов

Название станции

Оборудование

Описание упражнения

Организационно-методические указания

Способы дифференцирования нагрузки

«Быстро влезай – переходи - слезай»

гимнастическая стенка.

влезть чередующимся шагом на первый пролет гимнастической стенки, приставными шагами переходить на последующие пролеты, на последнем пролете спуститься вниз, используя чередующийся шаг

при влезании и слезании не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями — четыре пальца сверху, большой — снизу; переходить с пролета на пролет, переступая приставными шагами в сторону и перехватывая руки с перекладины на перекладину в горизонтальном направлении; при спуске доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая.

1) варьировать число преодолеваемых пролетов гимнастической стенки;

2) ограничивать нагрузку за счет уменьшения высоты лазанья (переход с пролет на пролета на третьей-четвертой перекладине).

«Пролезай – не задевай»

ворота для подлезания.

подлезание под воротами.

выполнять упражнение в спокойном, а затем в ускоренном темпе.

варьировать количество преодолеваемых препятствий.

«Пройди – не упади»

комбинированное бревно (наклонное-горизонтальное-наклонное).

ходьба по комбинированному бревну.

выполнять упражнение в спокойном, а затем в ускоренном темпе; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед на конец бревна.

1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных — руки фиксируются в заданном положении — в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.;

2) варьировать разновидности ходьбы: обычная, с носка, на носках, приставными шагами и др.

«Крепче цепляйся – вперед продвигайся»

рукоход

продвижение по рукоходу, перехватывая руками перекладины.

не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями — четыре пальца сверху, большой — снизу; переходить с пролета на пролет, поочередно перехватывая руками перекладины; крепко держаться кистями за перекладины.

варьировать преодолеваемое расстояние.

«Через стойки шагай – выше ноги поднимай»

стойки для перешагивания.

перешагивание через стойки.

шагать чередующимся шагом; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед.

1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных вариантах руки фиксируются в заданном положении — в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.;

2) варьировать количество перешагиваний.

«Прыг-скок из кружка в кружок»

обручи малого диаметра, расположенные по прямой.

последовательные прыжки из обруча в обруч, отталкиваясь двумя ногами.

прыгать последовательно; отталкиваться энергично и быстро, одновременно двумя ногами, со взмахом руками вперед-вверх; не опускать голову, смотреть вперед; при отталкивании стараться полностью выпрямить ноги во всех суставах.

варьировать количество преодолеваемых препятствий.

Подвижная игра: «Мы веселые ребята»

Заключительная часть: Ходьба спокойная с выполнением заданий.

Занятие «Любимые игрушки»

Задачи: Совершенствовать навык лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом. укрепление мышц живота, мышц спины, ног, голени. Развитие функциональных возможностей, повышение уровня физической работоспособности, формирование навыка правильной осанки.

Создание игровой ситуации: Преподаватель показывает детям «волшебную палочку», которую «подарила Фея Игрушек». С помощью этой палочки она  может «превращать» детей в различные игрушки. Когда дети разойдутся по «станциям», преподаватель взмахивает «волшебной палочкой» и произносит «волшебные слова»: «Эне-бене-раба!Квар-та-квинта-жаба!», и круговая тренировка начинается.

Вводная часть: Ходьба и бег по кругу.

Основная часть: круговая тренировка

Название станции

Оборудование

Описание упражнения

Организационно-методические указания

Способы дифференцирования нагрузки

«Плюшевые медвежата»

гимнастическая стенка, маты.

влезать вверх и спускаться вниз чередующимся шагом.

при влезании и слезании не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями — четыре пальца сверху, большой — снизу; при спуске доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая.

1) ограничивать нагрузку за счет уменьшения высоты лазанья; 2) варьировать продолжительность выполнения упражнения.

«Ванька-встанька»

коврики по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — сидя, согнув ноги, руки за головой.

1—2 — лечь на спину.

3—4 — и.п.

стопы от пола не отрывать; в положении лежа на спине разводить локти и касаться плечами пола.

1) варьировать количество повторений;

2) в облегченных вариантах упражнения изменять положение рук — на пояс, в упоре сзади и т.п.

«Оловянные солдатики»

гимнастическая скамейка.

И.п. — стоя, ноги вместе лицом к скамейке, руки внизу.

1— согнуть правую ногу вперед на скамейку.

2— разгибая правую ногу, толчком левой встать на скамейку.

3— шагом правой ноги назад согнуть левую вперед на скамейку.

4— приставить левую ногу в и.п.

спина прямая; смотреть вперед; постепенно увеличивать темп движений.

1) варьировать количество повторений;

2) в облегченных вариантах выполнять упражнение на скамейке меньшей высоты; 3) облегченный вариант упражнения: 1 — поставить правую ногу на скамейку; 2 — и.п.; 3—4 — то же с левой.

«Качели»

коврики по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — лежа на животе, руки вверху.

1—2 — прогнуться, поднять руки, голову, верхнюю часть туловища.

3—4 — и.п.

5—6 — поднять ноги.

7—8 — и.п.

руки и ноги прямые; пятки вместе; постепенно увеличивать амплитуду движений.

1) варьировать количество повторений;

2) облегченный вариант упражнения — руки перед грудью, подбородок на кисти.

«Мячики»

не требуется

И.п. – о.с., руки на поясе

Прыжки на месте, выпрямившись

Спина прямая, затылком тянуться вверх; в фазе полета выпрямлять ноги, вытягивая носки, мягко приземляться с носков на всю стопу

1)Варьировать количество повторений;

2) усложненные варианты упражнения – выполнять прыжки в приседе, руки на коленях; выпрыгивать вверх из приседа

«Велосипед»

коврики по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — лежа на спине, ноги согнуты вперед, руки за головой.

Движениями ног имитировать педалирование.

плечи и локти прижаты к опоре; полностью разгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах.

варьировать продолжительность выполнения упражнения

«Кукла»

гладкая стена без плинтуса.

И.п. — стоя спиной к стене, руки внизу ладонями вперед.

Сохранять положение правильной осанки.

пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и спиной должно быть равно ширине ладони); смотреть вперед; ребенок представляет себя куклой, стоящей в коробке в витрине магазина игрушек.

варьировать продолжительность выполнения упражнения, чередуя напряжение мышц, участвующих в фиксации правильной осанки, с их расслаблением.

«Барабан»

коврики по количеству занимаются на «станции».

И.п. — сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади

1—4 — постукивать об пол носком правой ноги (пятки плотно прижаты к полу).

5—8 — то же левой ногой.

1—8 — то же носками обеих ног одновременно.

То же, постукивая пятками, а носки плотно прижаты к полу

постукивать точно в соответствии с ритмом музыкального сопровождения; спина прямая, смотреть вперед, сохранять положение правильной осанки.

варьировать продолжительность выполнения упражнения.

Основные движения: Выполняются поточным способом:

1. Ходьба змейкой между кеглями.

2. Ходьба по гимнастической скамье на носочках.

3.Пролезание в тоннель.

Подвижная игра: «Разноцветный мячик»

Заключительная часть: релаксация «Клоуны»

Занятие «Путешествие на парусном корабле»

Задачи: Укрепление мышц туловища,  спины, мышц ног, живота.

Создание игровой ситуации: Дети надевают поверх спортивных костюмов матросские воротнички, не стесняющие движений, но помогающие им ощутить себя в роли матросов, а преподаватель — фуражку капитана. Преподаватель включает фонограмму с записью шума морского прибоя и приглашает детей отправиться в плавание на старинном парусном корабле.

Вводная часть: Построение  в  шеренгу,  повороты  направо,  налево,  кругом.  Ходьба  обычная,  ходьба  по диагонали.  Бег  обычный,  бег  змейкой,  бег  с перепрыгиванием  через  препятствие,  бег  с ускорением  и  замедлением  темпа.

Основная часть: круговая тренировка

Название станции

Оборудование

Описание упражнения

Организационно-методические указания

Способы дифференцирования нагрузки

«У штурвала»

обручи малого диаметра по количеству занимающихся на «станции».

И.п. —стоя, ноги врозь, обруч вертикально перед грудью.

1— наклон вправо, поворачивая обруч вправо.

2— и.п.

3—4 — то же влево.

стопы от пола не отрывать; спина прямая; наклон точно в сторону; постепенно увеличивать амплитуду движений.

варьировать количество повторений.

«Поднимаем якорь»

мешочки с песком по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — стоя, ноги врозь, мешочек перед грудью.

1—2 — наклон вперед, коснуться мешочком пола между ног.

3—4 — и.п.

колени прямые; в исходном положении спина прямая.

1) выполнять упражнение из положения стоя ноги вместе;

2) варьировать количество повторений.

«Откачка воды из трюма»

гимнастические палки по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — стоя, ноги врозь, гимнастическая палка вертикально

на полу впереди хватом двумя руками за верхний конец.

1—2 — присесть.

3—4 — и.п.

стопы от пола не отрывать; спина прямая; смотреть вперед.

1) в облегченных вариантах уменьшать амплитуду движения — выполнять полуприсед;

2) варьировать количество приседаний

«Гребля»

коврики по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади.

1—2 — сгибая руки, коснуться лопатками пола.

3—4 — разгибая руки, и.п.

стопы от пола не отрывать

1) усложненный вариант — выполнять упражнение без помощи рук (руки перед грудью, при опускании на спину выполнять движения руками, имитирующие греблю веслами);

2) варьировать число повторений.

«Поднимаем парус»

детские эспандеры по количеству занимающихся на «станции».

Примечание. Вместо эспандера можно использовать резиновый бинт.

И.п. — стоя, ноги врозь, эспандер вверху.

1—3 — растянуть эспандер, вдох.

4 — и.п., выдох.

смотреть на эспандер; руки прямые.

варьировать число повторений.

«Плаваем брасом»

коврики по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — лежа на животе, руки перед грудью. 1—2 — прогнуться, поднять верхнюю часть туловища, голову, имитируя руками движения, как при плавании брассом. 3—4 — и.п.

ноги от пола не отрывать; пятки вместе; акцентировать внимание на движениях рук.

варьировать количество повторений.

Основные движения:

«Переход на соседнюю мачту»  Переход по канату лежащему на полу.

«По скользкому трапу» Проползание на животе по гимнастической скамье подтягиваясь на руках.

«Между подводными рифами Бег «змейкой», оббегая кегли.

Подвижная игра: «Акула»

Заключительная часть: Релаксация «Сон на берегу моря»

Занятие «Морское царство»

Задачи: Укрепление мышц рук, кисти и пальцев, увеличение подвижности лучезапястных и пястных суставов, развитие координации движений. Укрепление мышц живота, мышц спины и плечевого пояса, увеличение подвижности плечевых суставов и позвоночника. Формирование навыка правильной осанки.

Создание игровой ситуации: Разучиванию упражнений предшествует формирование у детей представлений о животных и растениях, обитающих в водной среде, на занятиях познавательного (природоведческого) цикла.

Непосредственно перед выполнением круговой тренировки преподаватель приглашает детей в увлекательное подводное путешествие. Но прежде чем дети попадут в «Морское Царство», они должны выполнить упражнение «Ныряние»: из положения стоя, руки вверху после обычного вдоха резко выдохнуть через рот, одновременно быстро присесть и закрыть нос пальцами {«нырнули под воду»), задерживая дыхание в течение нескольких секунд, в соответствии с индивидуальными возможностями. После этого преподаватель распределяет детей по «станциям», и круговая тренировка начинается.

Вводная часть: Медленный бег. Ходьба вперед спиной. Галоп правым и левым боком. Ходьба на ладонях и стопах. Бег широким шагом. Ходьба обычная.

Основная часть: Круговая тренировка

Название станции

Оборудование

Описание упражнения

Организационно-методические указания

Способы дифференцирования нагрузки

«Морские волны»

коврики по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — сед на пятках, руки перед грудью, пальцы переплести.

1—8 — волнообразные движения кистями и предплечьями, не разъединяя пальцы рук.

1—8 — то же в другую сторону.

спина прямая; постепенно увеличивать амплитуду движений.

варьировать продолжительность выполнения упражнения.

«Медуза»

коврики по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — лежа на спине, ноги врозь, руки в стороны-вверх.

1 — группировка лежа на спине.

2—3 — держать.

4 — и.п.

в положении группировки ноги согнуты вперед, колени разведены и подтянуты к груди, руки обхватывают середину голеней, голова наклонена вперед.

варьировать продолжительность выполнения упражнения.

«Ракушка»

коврики по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — сед на пятках, наклон вперед, руки за головой, локти вперед («ракушка закрылась»).

1—2 — выпрямляясь, наклон назад, локти отвести назад («ракушка открылась»).

3—4 — и.п.

акцентировать внимание детей на активных движениях в плечевых суставах.

1)варьировать продолжительность выполнения упражнения;

2) увеличивать амплитуду движений, вставая на колени и опускаясь на пятки.

«Дельфин»

коврики по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — лежа на спине, руки вверху.

1—2 — перекат на правый бок, прогнуться.

3—4— и.п.

5—8 — то же влево.

руки и ноги вместе; мышцы туловища и конечностей напряжены.

варьировать продолжительность выполнения упражнения.

«Русалочка»

коврики по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — стоя на коленях, руки в стороны.

1—2 — сесть на правое бедро, правую руку дугой вниз-влево.

3—4 — и.п.

5—8 — тоже в другую сторону.

спина прямая; сопровождать взглядом движения рук.

варьировать продолжительность выполнения упражнения.

«Морская звезда»

коврики по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — лежа на животе, руки вверху

1— прогнуться, поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги.

2— руки в стороны, ноги врозь.

3— руки и ноги вместе.

4— и.п.

руки и ноги прямые; сильнее прогнуть спину.

варьировать продолжительность выполнения упражнения.

Основные движения: (выполняются поточно)

 1.Ходьба перекатом с пятки на носки (как приятно ходить по влажному, теплому песку).

 2. Прыжки — перепрыгивание через шнур, положенный вдоль зала, справа и слева от        него, продвигаясь вперед на расстояние 4 м (оставим запуганные следы на песке).
3.Ходьба по гимнастической скамейке, на середине повернуться и пройти дальше (маленький водоворот).

Подвижная игра: «Море волнуется»

Заключительная часть: Релаксация «Рыбки отдыхают на дне»

Занятие «Веселый зоосад»

Задачи: Совершенствовать навык лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом. Укрепление мышц живота и ног, спины, рук. Развитие функциональных возможностей, повышение уровня физической работоспособности. Развитие гибкости, формирование правильной осанки.

Создание игровой ситуации: Разучиванию упражнений предшествует формирование у детей представлений о различных животных на занятиях познавательного (природоведческого) цикла.

Непосредственно перед выполнением круговой тренировки преподаватель приглашает детей в зоосад, в котором созданы максимально приближенные к природным условиям содержать животных, и они могут много двигаться и играть.

Прежде чем попасть туда, дети должны отгадать загадки.

Вводная часть: 

Собирайтесь-ка, друзья,                               Ходьба с пятки на носок, руки на поясе.

Отправляться в путь пора                            Ходьба со сменой темпа

На автобусе вперед                                       Бег

Едет озорной народ

Остановка – «Зоопарк»                                 Построение в круг

Основная часть: круговая тренировка

Название станции

Оборудование

Описание упражнения

Организационно-методические указания

Способы дифференцирования нагрузки

«Обезьянки»

гимнастическая стенка, маты.

влезать вверх и спускаться вниз чередующимся шагом («обезьянки лазают по деревьям»).

при влезании и слезании не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями — четыре пальца сверху, большой — снизу; при спуске доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая.

1) ограничивать нагрузку за счет уменьшения высоты лазанья;

2) варьировать продолжительность выполнения упражнения.

«Носорог»

коврики по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — лежа на спине, руки за головой.

1—2 — согнуть правую ногу вперед, подтягивая колено к груди, одновременно согнуть туловище вперед, стараясь коснуться локтями колена.

3—4 — и.п.

5—8 — то же с левой.

в положении лежа на спине разводить локти и касаться плечами пола; носки вытянуты.

1) варьировать количество повторений;

 2) облегченный вариант упражнения — выполнять только сгибание ног вперед поочередно, не сгибая туловище вперед;

3) облегченное исходное положение—лежа на спине согнув ноги, руки за головой.

«Тигренок»

коврики по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — стоя, в упоре на коленях,

1—2 — согнуть руки.

3—4 — и.п.

кисти рук направлены пальцами вперед; сгибая руки, касаться грудью пола; носки вытянуты, пятки вместе.

варьировать количество повторений.

«Туры-горные козлы»

гимнастическая скамейка. Частные задачи — развитие функциональных возможностей, повышение уровня физической работоспособности.

И.п. — стоя, ноги вместе лицом к скамейке, руки внизу.

1— согнуть правую ногу вперед на скамейку.

2— разгибая правую ногу, толчком левой встать на скамейку.

3— шагом правой ногой назад согнуть левую вперед на скамейку.

4— приставить левую ногу в и.п. («туры живут высоко в горах и в зоопарке любят взбираться на искусственные горы»).

спина прямая; смотреть вперед; постепенно увеличивать темп движений.

1) варьировать количество повторений;

2) в облегченных вариантах выполнять упражнение на скамейке меньшей высоты;

3) облегченный вариант упражнения: 1 — правую ногу вперед на скамейку; 2 — и.п.; 3-4 — то же с левой ноги.

«Тюлени»

коврики по количеству занимающихся на «станции».

И.п. — лежа на животе, руки перед грудью, подбородок на кистях рук

1—2 — прогнуться, поднимая голову и плечи («тюлень высунул голову из воды»).

3—4 — и.п.

пятки вместе, колени вместе, носки вытянуты.

1) варьировать количество повторений;

2) усложненный вариант упражнения — то же, но руки за головой.

«Кенгуру»

не требуется.

И.п. — стоя, ноги вместе, руки на пояс.

Прыжки на месте, выпрямившись.

спина прямая, затылком тянуться вверх; в фазе полета выпрямлять ноги, вытягивая носки; мягко приземляться с носков на всю стопу.

1) варьировать количество повторений;

2) усложненный вариант упражнения — выполнять выпрыгивания вверх из приседа.

«Лебеди»

коврики по количеству занимающихся на «станции»-«пруду».

И.п. — сидя, ноги врозь, руки внизу.

1— согнуть правую ногу (колено в сторону), не поднимая бедра.

2— с поворотом направо, полушпагат на правой ноге, руки в стороны.

3—6 — держать.

7—8 — и.п.

1—8 — то же на левой ноге.

спина прямая; руки точно в стороны, пальцы кистей собраны; носки вытянуты, сзади нога прямая; голову поднять, смотреть вперед.

1) варьировать количество повторений;

2) варьировать продолжительность выполнения упражнения.

Основные виды движений:

1.Лазание по гимнастической скамье  по-пластунски                                               «По реке плывет бревно, ох и злющее оно» (Крокодил)

 2. Прыжки на двух ногах через шнуры  с продвижением вперед                            «Скачут коняшки в морских рубашках» (Зебра)

3. Ходьба по кубам с фиксацией стойки  на одной ноге, руки вверх в стороны     «Веток рогами касаясь, ходит по лесу красавиц» (Олень)

Подвижная игра: «Зверолов»

Заключительная часть:

«Нам отправляться в путь пора.                        Ходьба обычная в среднем темпе с

 До встречи милые друзья»                                 выполнением движений для рук:

                                                                               Вверх, вперед, в стороны, вниз.

Занятие «Спортландия»

Задачи: Совершенствовать навык бега в среднем темпе, функцию равновесия. Совершенствовать навык лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом. Совершенствовать навык забрасывания мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди с места, навык прыжка в длину с места. Укрепление мышц рук.

Создание игровой ситуации: Разучиванию упражнений предшествует формирование у детей доступных представлений о спорте, различных видах спорта и спортивной тренировке.

Непосредственно перед выполнением круговой тренировки преподаватель приглашает детей в Спортландию—страну спорта и спортсменов — на спортивную тренировку.

Преподаватель:

Полюбуйтесь, поглядите

На веселых дошколят:

Олимпийские надежды

Нынче ходят в детский сад.

Дети (хором):

       Чтоб расти и закаляться,

        Будем спортом заниматься!

       Закаляйся, детвора,

       В добрый час, физкульт-ура!

Вводная часть: Построение, повороты вправо, влево, кругом. Ходьба обычная, на носках, на пятках. Бег обычный , взахлест, с высоким подниманием бедра.

Основная часть: Музыкально-ритмическая композиция «Аэробика»

Название станции

Оборудование

Описание упражнения

Организационно-методические указания

Способы дифференцирования нагрузки

«Легкая атлетика» (бег)

круговая беговая дорожка длиной не менее 100 м.

бег в среднем темпе.

бежать свободными широкими шагами; согнутая в колене нога ставится на грунт с пятки с последующим перекатом на всю стопу и затем на носок; при отталкивании колено и стопа разгибаются; туловище слегка наклонено вперед, грудь и плечи развернуты и не поворачиваются за движениями рук; руки полусогнуты в локтях, пальцы согнуты свободно.

1) варьировать преодолеваемое расстояние;

2) варьировать темп бега;

3) облегченный вариант упражнения — чередовать бег с ходьбой на отрезках дистанции.

«Спортивная гимнастика»

комбинированное бревно (наклонное горизонтальное-наклонное).

ходьба по комбинированному бревну.

выполнять упражнение в спокойном, а затем в ускоренном темпе; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед на конец бревна.

1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных — руки фиксируются в заданном положении — в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.;

2) варьировать разновидности ходьбы: обычная, с носка, на носках, приставными шагами и др.

«Альпинизм»

гимнастическая стенка

влезать вверх и спускаться вниз чередующимся шагом.

при влезании и слезании не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями — четыре пальца сверху, большой — снизу; при спуске доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая.

1) ограничивать нагрузку за счет уменьшения высоты лазанья;

2) варьировать продолжительность выполнения упражнения.

«Баскетбол»

баскетбольная корзина, мячи по количеству занимающихся на «станции».

забрасывать мяч в баскетбольную корзину двумя руками от груди с места.

из положения стоя, ноги врозь, удерживая мяч двумя руками на уровне груди, полуприседая, описать мячом небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить мяч в кольцо с одновременным разгибанием ног; кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину.

варьировать продолжительность выполнения упражнения.

«Легкая атлетика» (прыжки в длину)

сектор для прыжков (яма с песком).

прыжок в длину с места.

занимать правильное исходное положение — стоя, ноги врозь на ширине стопы, стопы параллельно; колени согнуты на уровне с носками ног; небольшой наклон туловища вперед, тяжесть тела слегка перенесена на переднюю часть стоп, руки отведены назад; отталкиваться быстро и энергично, выполняя мах руками вперед-вверх.

варьировать количество прыжков.

«Тяжелая атлетика»

детские гантели по количеству занимающихся на «станции» (по две на каждого ребенка)

1.И.п. — стоя, ноги врозь, гантели внизу.

1—2  дугами наружу, гантели вверх, вдох.

3—4 — и.п., выдох.

2.И.п. —тоже.

  1. — согнуть руки вперед, гантели к плечам, выдох.
  2. — и.п.,вдох.

3.        И.п. — стоя, ноги врозь, гантели к плечам.

  1. — гантели в стороны, вдох.
  2. — и.п., выдох.

4.И.п. — то же.

  1. — гантели вверх, вдох.
  2. — и.п., выдох.

спина прямая

1) варьировать количество повторений; 2) выполнять упражнение без гантелей.

Подвижная игра: «Ловишка с ленточкой»

Заключительная часть: Ходьба с выполнением заданий для рук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренировка отдельных групп мышц артикуляционного аппарата

В материалап дана подборка упражнений для губ, щек, а так же массаж  при обильном слюнотечении...

Физкультурное занятие по методу круговой тренировки

Конспект физкультурного занятия в подготовительной к школе группе, построенного по методу круговой тренировки...

"Сухой" бассейн, как средство релаксации и тренировки на занятиях ЛФК.

                                  ИГРЫ   В  «СУХОМ»  БАССЕЙНЕ....

ЭТЮДЫ НА ТРЕНИРОВКУ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП МЫШЦ

Этюды предназначены для обучения приемам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерически...

Сюжетное занятие "Космическая тренировка"

Занятие посвященное дню космонавтики. В нем представлены различные виды ходьбы и разнообразные эстафеты....

«Развитие и тренировка тонких движений пальцев руки у детей с нарушением речи – как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и развитие речи».

В работе говорится о влиянии на умственное развитие дошкольника, его речь - развитие мелкой моторики руки. Материал полезен для воспитателей. логопедов доу....

Визуальные тренировки в ДОУ для детей с нарушением зрения

Зрение можно улучшить так же, как это удается с другими частями тела, с помощью упражнений. Визуальная тренировка (т.е. зрительная гимнастика) это безопасный и эффективный способ профилактики зр...