Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ
консультация

Ракитина Валентина Николаевна

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ

С появлением ФГОС работа музыкального руководителя наполняется новыми ориентирами – развитие ребенка с определенными социальными и психологическими характеристиками личности. Содержание образования меняется и ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.

Повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника положительно, так как в последние годы усиленная подготовка ребёнка к обучению в школе, вытесняет игру. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Поэтому наша педагогическая деятельность призвана вернуть игру в детство. Для этого музыкальное воспитание дошкольников должно быть направлено на целостное развитие личности ребенка, музыка должна стать средством развития интегративных качеств, развития творческого потенциала ребенка.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Л.С. Выготский).

Игровые методы - это система последовательных взаимосвязанных приемов деятельности педагога и детей, направленных на достижение определенных задач и навыков. Это способ организации активной познавательной деятельности, в которой с легкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки, усваиваются новые понятия, осуществляется умственное, эмоциональное, нравственное развитие личности. К игровым методам относятся: дидактические игры, упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры и др.

Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности детей. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, побуждает потребность общения с музыкой, желание активно и творчески проявлять себя в музыкальной сфере.

Музыкальная игра может быть средством активизации творческих способностей детей, а их деятельность в процессе игры можно охарактеризовать как музыкально- игровую.

Содержанием музыкально - игровой деятельности являются:

  • ценностное отношение детей к миру музыки, накопление опыта восприятия музыкальных произведений с целью осмысления их эмоционально- образного содержания;
  • взаимодействие с миром музыки, нахождение способов передачи музыкально - игровых образов, составление танцевальных композиций, нахождение вариантов инструментальных импровизаций;
  • накопление знаний о мире музыки и самостоятельное применение их в решении новых игровых задач.

Играя в музыкальные игры, дети получают возможность активного творческого самовыражения, что способствует достижению цели – активизации творческих способностей дошкольников в музыкально – игровой деятельности.

К задачам, направленных на достижение данной цели, относятся:

- подбор игр музыкальным руководителем и наполнение ими музыкальной предметно – развивающей среды;

- накопление музыкального опыта детей в процессе музыкально - игровой деятельности;

- развитие у дошкольников умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, комбинировать и импровизировать (И.П. Равчеева).

Основная роль в успешном проведении музыкальной игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности. Педагог должен способствовать тому, чтобы детям было в игре легко и комфортно. Объяснение правил игры желательно начинать с беседы, которая связана с игровой ситуацией. Лучше провести его по ходу игры, учитывая ряд требований: ясность и четкость изложения, эмоциональная выразительность.

Продолжительность игры зависит от уровня интереса детской аудитории к ней. При подведении итогов необходимо помнить о том, что выйти из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости от участия в ней. Поэтому не стоит давать резких оценок качества игровой деятельности ребенка, наоборот – необходимо внушить ему надежду на успех.

К педагогу – организатору игры предъявляется ряд требований: высокая культура речи, доброжелательное отношение и внимание к каждому ребенку, профессиональный подход к подготовке и проведению игры.

Музыкальные игры предоставлены в разнообразных типах, видах и формах. Согласно традиционным взглядам ведущих психологов и педагогов на типизацию игры музыкальные игры делятся на дидактические, музыкально-познавательные, развивающие, интеллектуальные, а также сюжетно-ролевые игры.

В процессе музыкального образования целесообразно использовать стремление детей к сюжетно-ролевым играм. Разыгрывая определенную роль или участвуя в определенной игровой ситуации, ценной в воспитательном отношении, ребенок переживает разыгрываемые события, добровольно вступает в отношения с окружающими и совершает действия, которые в обычной обстановке кажутся ему непривлекательными или недоступными. При этом он, увлекаясь игрой, проявляет активность, организаторские способности, волю, целеустремленность, находчивость, смелость, эмоциональность, артистизм, более высокий уровень специальных (музыкальных) и общих (мыслительных) способностей и другие личностные качества.

Опираясь на анализ музыкально-педагогической литературы, можно предложить следующие классификации музыкальных игр:

1. Сюжетно-ролевые:

– хороводные;

– подвижные;

– вокальные;

2. Игры с предметами:

– с музыкальными инструментами;

– настольные.

Другая классификация делит музыкальные игры на:

– музыкально-дидактические;

– ассоциативные;

– медитативные;

– интерактивные.

Обширна типология игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Я применяю в своей практической деятельности игры имитационные, ролевые, сюжетные.

Игра «Музыкальное приветствие».

Цель: помочь осваивать способы песенной импровизации; закреплять певческие умения.

Первый шаг освоения импровизации – приветствие, когда ответы детей чаще дублируют интонацию педагога. Со временем дошкольники становятся более уверенными в своих возможностях, а также приобретают певческие умения. Сначала педагог поет на одной ноте, затем варьирует мелодию приветствия:

Педагог: Добрый день! Или Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Игра «Музыкальное знакомство»

Цель: сформировать умение использовать песенные импровизации в новой игровой ситуации, расширять певческий диапазон детей.

В начале игры можно использовать задание спеть свое имя. Пример демонстрирует педагог, затем обращается с просьбой дать ответ на музыкальный вопрос «Как тебя зовут?». Ребенок нараспев поет свое имя.

Игра «Музыканты»

Цель: побуждать детей экспериментировать в подборе музыкальных инструментов, добиваясь созвучия с музыкальным произведением, способствовать накоплению музыкальных впечатлений.

Педагог предлагает детям назвать , лежащие перед ними инструменты, и показать способы игры на них. Затем дается задание – подобрать инструменты для сопровождения знакомого музыкального произведения. Выбрав инструменты дети исполняют свой вариант сопровождения под аудиозапись. К каждому музыкальному произведению осуществляется свой подбор музыкальных инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей.

Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей....

Игровые методы музыкальной деятельности детей в детском саду

Речь идет о применении игровых методов в музыкальной деятельности детей-дошкольников...

Технология использования игровых приемов при обучении детей дошкольного возраста

Технология использования игровых приемов при обучении детей дошкольного возраста Целевое назначение игровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают п...

Технология использования игровых методов в формировании представлений основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания.За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые в той или иной степени проис...

Технология использования игровых методов в формирования лексико-грамматических компонентов речи и навыков самостоятельного высказывания у дошкольников с ОНР

Данная технология применяется в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Использование игровых методов в обучении детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации....

Консультация для педагогов. «Использование развивающих театрализованных игровых технологий в совместной образовательной музыкальной деятельности детей и педагога.»

Игра - это любимое занятие детей. Играя, ребенок раскрывается, раскрепощается, становится свободным, веселым.Всем известно, что театр-искусство коллективное, и изначально первой моей задачей, на ...