Научная статья: "Сказка с намеком"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Для детей сказка - это погружение в неизвестный волшебный мир, где разговаривают животные, насекомые, общаются деревья, происходят превращения и чудеса, а какое детство без веры в чудо, особенно если сюжет сказки так напоминает его собственную жизнь. Если ребёнку не рассказывать сказок, у него в определённый момент разовьётся " сказочное голодание" и малыш будет лишён возможности взглянуть на мир глазами героя, потеряет ниточку связывающую сказку с реальностью. Память, воображение, мышление, внимание, речь, умение слушать и слышать, фантазировать, логически мыслить, пересказывать – все эти познавательные процессы можно развить у ребёнка с помощью сказок. А самое главное, что сказками нельзя перенасытиться, они не могут надоесть, с ними учатся, взрослеют и живут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Земляницына Марина Николаевна
Педагог-психолог
ГБДОУ Детский сад №72
Россия, Санкт-Петербург
СКАЗКА С НАМЕКОМ
Для детей сказка - это погружение в неизвестный волшебный мир, где разговаривают животные, насекомые, общаются деревья, происходят превращения и чудеса, а какое детство без веры в чудо, особенно если сюжет сказки так напоминает его собственную жизнь. Если ребёнку не рассказывать сказок, у него в определённый момент разовьётся " сказочное голодание" и малыш будет лишён возможности взглянуть на мир глазами героя, потеряет ниточку связывающую сказку с реальностью. Память, воображение, мышление, внимание, речь, умение слушать и слышать, фантазировать, логически мыслить, пересказывать – все эти познавательные процессы можно развить у ребёнка с помощью сказок. А самое главное, что сказками нельзя перенасытиться, они не могут надоесть, с ними учатся, взрослеют и живут.
«РЯБИНКИНЫ ЛАДОШКИ»
Сказка о доброте, которая возвращается.
Когда – то листья у Рябины были самые обыкновенные – овальные и ягод на ней не было вовсе. Стояла Рябинка на самом краю леса – неприметная, с серым рыхлым стволом и мозолистыми ветками. Вокруг росли деревья всем известные: белоствольная берёза-красавица, дуб-крепыш, знаменитый своим сильным характером, долголетием и шалунами детками – весёлыми желудями. Ивушка мерцала серебряными, тонкими, изящными пальчиками – листочками. А клён – задира щекотал острыми листьями Рябинку и шептал ей:
-Ох и сера, ох и неприглядна, но добра, добра!
- Добра! – повторяли берёза, дуб и ива.
Действительно, Рябина была очень добрая, а самое главное – она умела слушать и сочувствовать. Со всего леса приходили к ней звери и прилетали птицы. Однажды прискакал Заяц. Он очень замёрз и никак не мог согреться. Пожалела его Рябинка, утешила:
- Вот были бы у меня ладошки, зайка, обняла бы тебя, погладила. Но ничего, прижмись к моему стволу, я тебя согрею.
В другой раз прилетел Дрозд и долго рассказывал Рябинке о далёких странах, путешествиях и диковинных деревьях с вкусными ягодами.
- Вот, а мне и угостить тебя нечем, Дрозд – вздохнула Рябина.
Ёж - трудяга устроился на отдых у корней Рябинки, поделился с ней своими заботами. Выслушала Рябина, посочувствовала. И решили звери и птицы помощи для Рябинки, за её доброту, у Старика – Лесовика попросить. Он всё в лесу может, он поможет. Выслушал Лесовик просьбу зверей, улыбнулся в свою моховую бороду и сказал:
- Будь по - вашему!
Наступило утро осеннего дня. Проснулась Рябинка и слышит, как деревья – соседи восхищаются кем – то:
- Вот красота, так красота! – говорит клён.
- Согласен, такие листочки ей к лицу! – подтверждает Дуб.
- Ой, а ягоды то, ягоды! Красные, да не по одной, а гроздями, гроздями! – восхищаются наперебой берёза с ивой.
Захотелось и Рябинке на такое чудо посмотреть. Стала она по сторонам оглядываться. А и нет никого. Только все на неё, на Рябинку смотрят. Подняла тут Рябина ветки – руки, глядь, а они не простыми листьями увешаны, а разноцветными ладошками и вся макушка, у Рябинки, красными, сочными ягодами покрыта. Прибежали и звери на такое превращение глянуть. Радуются за Рябинку. А она, всех своими ладошками обняла, ягодами угостила и стоит, от смущения, листьями краснеет.
Незаметно и зима пришла. Уснула поляна до весны. Ветки у всех деревьев голые. Только у Рябинки всегда угощение готово. Приходи! Попробуй!
«СВЕТЛАЯ ДУША»
Любимая сказка детей. Многие узнают себя. И что, что невзрачный, зато друг настоящий.
Жил на листочке жучок-червячок и не было у него друзей, а ему так хотелось, чтобы с ним дружили.
Вот наступило утро нового дня. Ожила поляна, зажужжали жуки, застрекотали кузнечики, загудели мохнатые шмели, запорхали над цветами бабочки, расправив свои тоненькие крылышки. Выполз и жучок-червячок на свой листок. Одиноко ему и решил он найти себе друзей.
Видит жучок, муравей ползёт, на себе чешуйку от шишки тащит. Жучок к нему.
- Муравьишка, будь моим другом!
-Некогда мне с разными червяками дружить, надо муравейник до вечера достроить!
Побрёл жучок-червячок дальше. Смотрит, божья коровка летит торопиться.
-Коровка, коровка, давай дружить!- закричал жучок.
-Прочь с дороги, червяк! Некогда мне с тобой дружить, надо моим деткам молочка наносить.
Расстроился жучок и побрёл дальше. Вдруг слышит крылышки шуршат. Это бабочка-красавица летит.
- Бабочка, душечка, давай дружить!
-Что ты, червячок! Посмотри на себя, ты весь серый неприглядный, а я красавица, на меня любо дорого смотреть. Какие же мы друзья?
Сказала и мимо пролетела.
Вдруг подул ветер, зашумела трава, затянуло небо чёрная туча, потемнело вокруг и стали падать на землю тяжёлые капли дождя.
Жучок-червячок скорее под листок спрятался и сидит. Только слышится ему, что кто-то о помощи просит. Выглянул жучок из под листка и видит: муравьишка, с чешуйкой на спине, дорогу домой потерял. Выскочил жучок-червячок муравьишке на помощь, подпрыгнул в воздухе, щёлкнуло что-то у него на брюшке и засветилось оно ярким жёлтым огоньком. Свет не велик, а дорожку до муравейника осветил.
Дождь к тому времени совсем перестал, но темно стало, потому что вечер наступил.
Летит жучок-червячок, дорожку освещает. Глядь, а за ним на свет, божья коровка - не успела до дождя домой долететь к деткам своим малым. Проводил и её жучок до дома.
Устал, утомился бедный, к себе под листок собрался, да видит, бабочка ползёт, мокрые крылышки по земле волочит. Пожалел её жучок и тоже дорогу к дому осветил и так устал , что где стоял, там и уснул.
Проснулся жучок, когда солнце уже высоко было. Открыл глаза, смотрит, а около него муравьишка, бабочка и божья коровка стоят.
- Здорово, дружище! - кричит муравей.
- Здравствуй, друг! – гудит божья коровка.
- Доброе утро, дружочек! – шелестит крылышками бабочка.
- Спасибо тебе, Светлячок! – закричали они все хором.
- Светлячок? А кто это? – спросонья не понял жучок.
- Так это ж ты, ты наш светлый друг!
- Я? Я ваш друг? Я Светлячок?
- Да-да-да! – ответили насекомые и радостно запрыгали вокруг Светлячка.
Добрая душа – она светлая, такая что и другим от неё светло бывает.
Вот оно как!
«ПРО КАПЕЛЬКУ»
Сказка для снятия у ребёнка неуверенности в себе, поднятия самооценки.
Жила- была маленькая Капелька – росинка. Жила она под лепестком очень красивого цветка. Цветок рос рядом с весёлым родником, который бил из- под земли, образуя маленькое круглое озерцо.
Каждое утро на цветок прилетала пчёлка. Пчёлка любовалась собой в отражении Капельки – росинки, пила из Капельки воду и умывалась чистой водой:
- Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Утро доброе скажу!
Я – мохнатая пчела
Мёд готовлю для себя.
Чтобы зиму пережить
Надо мёд и есть, и пить!
- А, что такое зима? – спрашивала Капелька – росинка.
- Не знаю – жужжала в ответ Пчела, - Я зимой на улицу не выхожу и в окошко не гляжу.
- Ой, как бы мне хотелось увидеть, что такое зима.
Днём Капельку – росинку навещал Заяц
- Здравствуй, Капелька – росинка! Как дела?
- Всё хорошо. – отвечала Капелька, -Только мне очень хочется знать, что такое зима?
- Зима? – Зима – здорово и весело. Зимой я становлюсь белым, как снег.
-Снег? А, что такое снег? – ещё больше удивлялась Капелька.
Вечером весёлая Ласточка прилетала к Росинке в гости попить чистой и вкусной воды из родника.
- Здравствуй, Капелька! Почему ты такая грустная?
- Да вот интересно мне, что такое зима и что такое снег?
- А я не знаю, что такое снег
И про мороз не знаю
Как только осень настаёт
На юг я улетаю.
Так и шло время своим чередом. Наступила осень. Совсем не стало слышно жужжания пчелы. Она накопила мёда и сидела в своём домике. Однажды утром к Капельке прилетела весёлая Ласточка попрощаться:
- Скоро зима и мы улетаем на юг, где не бывает снега и мороза, где всегда тепло. Прощай, Капелька! До весны!
Капелька стала чувствовать, что становится холодно. Она сползла со своего засохшего лепестка и устроилась на камушке, у самой воды.
Однажды утром Капелька проснулась от того, что перестала слышать, как журчит родник. Она увидела, что родник застыл и остановился. Он уснул, а земля стала вся белая, белая и пахло так, что защекотало у Капельки в носу.
- Ух ты, как красиво! - воскликнула Капелька и не узнала своего голоса. Он стал звонким и хрустальным.
Капелька зажмурилась. Когда она открыла глаза, около неё стоял Заяц. Он был весь белый.
- Заяц, тебя не узнать! Какой ты стал красивый! - сказала Капелька и опять удивилась своему голосу.
- Да, зима пришла, снег выпал, я шубку поменял – ответил Заяц и загадочно посмотрел на Капельку. – Да и ты изменилась. Стала не просто Капелька, а Льдинка – Снежинка! Вот здорово! Прямо чудеса превращения!
- Льдинка-Снежинка? Она посмотрела на себя, как в зеркало, в застывший родник и… увидела прозрачную Льдинку. Льдинка светилась мелкими кристаллами снежинок, переливаясь и горя разноцветными огоньками.
-Ах, какая хорошенькая! - воскликнула Льдинка-Снежинка.
- Просто замечательная! – подтвердил Заяц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Сказка помогает запомнить предлог"
Статья "Сказки про предлоги"....
Статья "Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит".
В данной статье описан проект "Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит". Приведены основные разделы учебного плана по программе азбука общения.В статье собраны авторские детские сказки на тему "Ког...
СТАТЬЯ "Сказка в жизни ребёнка"
Знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психическ...
Научная творческая статья"Сказки помогают развивать речь"
Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает в первые годы жизни разобраться в таких ...
Научно-методическая статья “Сказка как средство духовно-нравственного воспитания”.
В данной статье поднят вопрос возможности воспитания сказкой. Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь...
Статья. Сказки читаем. Сказки играем. (с детьми младшего дошкольного возраста) Аликулиева.Ф.М.
Чем больше вы читаете ребёнку сказок, обсуждаете происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться процесс чтения, работа с книгой....
Статья "Сказка - ложь, да в ней намек, добру молодцу – урок".
Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства...