рабочая программа кружка по развитию речи "Виммельбух"
рабочая программа (старшая группа)

Говорушко Ольга Викторовна

Предлагаемая  программа развития речи старших дошкольников, разработанная на основе технологии Виммельбух,  рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.  Первый тип  рассказа носит реалистический характер, второй фантастический. Программа построена на использовании комплекса дидактических игр и творческих заданий для освоения дошкольниками алгоритмов работы с картиной.

Виммельбух — это книжка, на страницах которой множество мелких изображений, а задача ребенка — рассмотреть их. Далее педагогу предоставляется простор для творчества. Меня заинтересовали эти книги, как что-то новое, интересное, которое поможет развивать речь ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vimmelbuh.docx493.42 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Home\Desktop\фон рамки\2095590.jpg

 ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ДОУ

Рабочая программа кружка по развитию речи

 «Виммельбух»

(развитие речи детей старшего дошкольного возраста

 через технику Виммельбух)

http://faynobox.com.ua/upload/products/gallery/img/3giph3ledow1481907916.jpg

Разработала Говорушко О. В.

Солнечногорск

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Актуальность
  2. Цель и задачи рабочей программы
  3. Принципы организации кружковой работы
  4. Ожидаемые результаты
  1. Содержательный раздел
  1. Формы организации кружковой работы
  2. Календарно-тематический план
  1. Список литературы

Пояснительная записка

  1. Актуальность

«Усвоение языка детьми – это не ознакомление

со словами, не простая закладка их в памяти

и не подражательное, лепечущее повторение их,

а рост языковой способности с годами и  упражнением».

Ф. Гумбольдт

ФГОС предъявляет определенные требования к дошкольному образованию. Для этого были определены основные направления в работе – образовательные области. Одна из образовательных областей – речевое развитие.

Речь - является средством общения, познания и социального взаимодействия и в зависимости от формы общения делится на устную и письменную. В соответствии с ФГОС речевое развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:

  • Овладение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащения активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • Формирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

Развитие связной речи – одна из центральных задач развивающей работы с детьми. Связная речь является показателем того, насколько ребёнок владеет лексическим богатством родного языка, отражает уровень эстетического, умственного, эмоционального развития ребёнка (О.С.Ушакова, Ф.А.Сохин).

  • Развитие связной речи является одной из основных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста и включает решение задач:  
  • словарная работа: у детей формируется обширный запас слов, умений ими пользоваться, это помогает выразить дошкольнику мысль наиболее точно и правильно;
  • формирование    грамматического    строя    речи,    включает    умение    выражать      свои     мысли     простыми     и     сложными     распространенными   предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа;
  • воспитание звуковой культуры речи, предусматривает формирование четкой, внятной, выразительной речи.

Традиционная методика не ведёт к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно пополнение словаря, формирование грамматического строя речи, а тем более составление собственного речевого продукта за короткое время, отведённое на ООД  (15-30 мин.).  Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст – им отводится роль пассивного слушателя. Не решается задача формирования обобщённого способа составления рассказа по сюжетной картине, т.к. ребёнок не понимает, по каким правилам он строится. Но такой вид работы необходим!

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на ООД по обучению дошкольников составлению рассказов по картине.

Предлагаемая  программа развития речи старших дошкольников, разработанная на основе технологии Виммельбух,  рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.  Первый тип  рассказа носит реалистический характер, второй фантастический. Программа построена на использовании комплекса дидактических игр и творческих заданий для освоения дошкольниками алгоритмов работы с картиной.

Виммельбух — это книжка, на страницах которой множество мелких изображений, а задача ребенка — рассмотреть их. Далее педагогу предоставляется простор для творчества. Меня заинтересовали эти книги, как что-то новое, интересное, которое поможет развивать речь ребенка.

Таким образом, Виммельбух может с успехом применяться в таких  образовательных областях, как  речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

  1. Цель и задачи рабочей программы

Цель 

совершенствование методов и приёмов работы по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;
  • Формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;
  • Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;
  • Упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;

Развивающие:

  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;
  • Формировать интерес к поисковой деятельности.
  • Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор
  • Воспитывать интерес к творческой деятельности.

  1. Принципы организации образовательного процесса

В основу программы положены принципы:

1. Принцип развивающего обучения.

Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Этот принцип предполагает, чтоб изложение учебного материала педагогом доводится до уровня системности в сознании воспитанников, чтобы знания давались не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Установление взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого - к сложному, от близкого - к далекому, от конкретного - к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности.

Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход)

В организации непосредственно-образовательной деятельности необходимо стремится подходить к каждому ребенку, как к личности.

Каждое мероприятие строится в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитывается тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп. Уровень сложности определяется строго для каждого ребенка.

6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Стиль взаимодействия педагога и детей – демократический, партнёрский.

Общение – на уровне глаз ребёнка. Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет (в старшем возрасте совместно с детьми) задачи образовательной деятельности, темп. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию, как ученика, так и учителя.

7. Принцип связи с жизнью.

Педагог с детьми должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи; уметь применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

  1. Ожидаемые результаты:

Ребенок может:

  • выделить объекты, изображенные на картине;
  • установить взаимосвязь между объектами;
  • характеризовать объекты (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств);
  • представить объект в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после);
  • описать местонахождение объектов на картине;
  • представить себя на картине в качестве одного из объектов;
  • составить творческий текст с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.

Содержательный раздел

2.1.        Форма организации кружковой деятельности

Программа «Виммельбух» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей старшего дошкольного возраста.

Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая.

Занятия по данному виду (технология Виммельбух) предлагается проводить один раз в месяц. Остальные виды занятий по обучению связной речи (составление загадок, сочинение творческих рассказов с использованием фокального метода) проводятся в соответствии с перспективным планированием – один раз в неделю.

Занятия проводятся в подгруппе (8-10 человек). Продолжительность занятий 25-30 минут, программа рассчитана на один год.      

Занятия состоят из нескольких частей, объединённых одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности. Интенсивность работы на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая» гимнастика, упражнения для глаз, или упражнения на релаксацию в конце каждого занятия подводится итог.

Формы работы с детьми:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Работа по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картинам с использованием техники Виммельбух включает несколько последовательных этапов:

I. Определение состава картины. Цель: обучение детей выявлению, группировке и обобщению объектов картины.

Для детального рассматривания картины и побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используются игровые приемы «подзорная труба», «фотоснимок», а также упражнения типа «Кто самый внимательный?», «Аукцион», «Охота за подробностями». Последовательность называния объектов при этом произвольная, главное сосредоточить внимание детей на содержании картины. Далее можно провести анализ выделенных объектов и их группировку по заданным признакам. Например, по цвету, форме, функциональности, живое – неживое и др. Группы предметов обязательно обозначаются обобщающим словом.

II. Установление взаимосвязей между объектами картины. Цель: упражнение детей в умении устанавливать и объяснять разнообразные взаимосвязи между объектами (причинно-следственные, временные, групповые, общие, противоположные).

Здесь могут использоваться игровые ситуации, типа «волшебная линия», с помощью которой объединены два предмета, детям надо объяснить, почему они соединены линией. А также игры и упражнения, например: «Найди пару» (по принципу сходства или противоположности), «Что сначала, что потом», «Кто не может друг без друга». На этом этапе у детей формируется умение рассуждать и выражать свои мысли развернутыми, связными высказываниями.

III. Описание картины. Цель: научить детей составлять рассказы-описания на основе восприятия картины разными органами чувств.

На данном этапе уместно воспользоваться приемом «вхождения в картину», который рекомендовала еще Е.И.Тихеева. Можно предложить детям превратиться в волшебников, которые могут войти в картину и почувствовать запахи, попробовать на вкус, ощутить рукой свойства изображенных предметов и явлений. На основе ощущений от каждого их анализаторов предложить детям составить речевые зарисовки: «Я слышу, как…», «Здесь пахнет…», «Когда я трогаю руками…». Таким образом, детей побуждают использовать слова и выражения, передающие собственное отношение к описываемым объектам. На основе речевых зарисовок составляется рассказ-описание – либо коллективный, либо одним ребенком.

IV. Преобразование объектов во времени. Цель: обучение детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени, составление рассказа о конкретном объекте с точки зрения его прошлого и будущего с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки.

Начинать работу можно используя прием «машина времени»: детям предлагают выбрать объект и рассказать, кем или чем он был в прошлом и что с ним произойдет в будущем. При составлении рассказа дети учатся употреблять словесные обороты, характеризующие временные отрезки: утро – вечер, было – будет, летом – зимой, до того – после того.

VI. Описание местонахождения объектов. Цель: научить детей ориентироваться на плоскости картины и обозначать словами местоположение объекта, переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

На данном этапе активизируется словарный запас детей за счет слов, определяющих пространственное расположение: слева, справа, в центре, вверху, внизу, ближе, дальше, спереди, сзади, около, между. Для определения местоположения объектов на картине можно использовать игры «Холодно - горячо», «Да - нет», в которых дети при помощи вопросов находят предмет на картине. В игре «Живая картина» детям предлагают выбрать для себя объект с картины и занять место на обозначенном пространстве комнаты (на ковре). Таким образом, выстраивается модель картины, дети должны рассказать о своем местоположении относительно других объектов.

VII. Составление рассказов с разных точек зрения. Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменений, упражнять в умении изменять свое настроение и составлять связный рассказ от первого лица.

Для составления рассказа от второго лица ребенку необходимо выбрать персонажа, определить его настроение, черты характера, войти в его образ, описать картину с его точки зрения, разрешить проблемную ситуацию и изменить эмоциональное состояние героя в сторону равновесия. При составлении рассказов дети пользуются словами, выражающими различные эмоциональные состояния (грустный – веселый, спокойный – возбужденный, радостный – сердитый) и черты характера (добрый – злой, вежливый – грубый, умный – глупый). Здесь используются игры и творческие задания типа: «Покажи настроение без слов», «Волшебные превращения», «Оживи предмет», в которых ребенку надо войти в образ какого-либо предмета или объекта с картины, принять его черты характера и настроение. Результатом таких творческих игр является составление рассказов от имени героев или объектов картины.

2.2. Календарно-тематический план

месяц

Тема

цель

Сентябрь

Диагностика

Определение уровня развития речевых навыков на начало года

Составление описательных рассказов об игрушке.

Учить детей последовательному рассматриванию и составлению рассказов об игрушке. Упражнять в словообразовании. Продолжать учить детей согласовывать существительные в роде, числе.

Воспитывать бережное отношение к игрушке.

Знакомство с Виммельбухами

Познакомить детей с техникой Виммельбух, учить внимательно рассматривать иллюстрации и отвечать на вопросы по ней

Октябрь

Составление рассказов об овощах и фруктах.

Учить детей составлять описательный рассказ об овощах и фруктах, используя опорную схему. Упражнять в подборе определений к существительным. Воспитывать интерес к работе на огороде.

«Уборка урожая»

Учить составлять рассказы по картине. Закрепить в активном словаре детей существительные по теме: «Овощи» и «Фрукты». Упражнять в умении составлять предложения по опорным словам.

«Осень наступила»

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Виммельбух: осень

Рассматривание иллюстрации и составление рассказов по ней

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Ноябрь

"Ежи"

Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему

Составление рассказов по серии сюжетных картинок "Медвежонок на прогулке"

Формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений. Упражнять в отгадывании слов путём подбора букв. Упражнять в подборе слов близких по значению

Виммельбух: в осеннем лесу

Формировать умение составлять описывающий картину рассказ, выделяя характерные признаки. Обогащать словарный запас определениями. Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Составление творческих рассказов на тему: «Поговорим по телефону».

Учить детей особенностям диалогической речи, связно, последовательно, выразительно строить ответы и вопросы. Активизировать в речи различные словесные формы вежливости. Воспитывать правила речевого поведения во время телефонного разговора.

Декабрь

Рассказывание по картине «Речка замерзла»

Формировать умение при описании событий  на картине указывать  место и время действия, используя разные типы предложений. Развивать монологическую форму речи,   внимание, наблюдательность

Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Как Миша варежку потерял"

Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Упражнять в выделении слов зимней тематики из текста. Развивать память, внимание.

Составление рассказов из личного опыта: «Подарок Деда Мороза»

Учить детей составлять рассказы, опираясь на личный опыт, руководствуясь планом и образцом.

Воспитывать активность, интерес к новогоднему празднику. Упражнять в умении подбирать однокоренные слова

Виммельбух: Новый год

Развивать связную речь. Учить отбирать для рассказа самое интересное и существенное, включая в повествование описания природы, окружающей действительности

Январь

Рассказывание о предмете. Рекламируем кафе «Лакомка».

Совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми. Активизировать в речи слова-прилагательные, образованные по аналогии. Упражнять в умении придумывать слова со сходным значением. Учить оценивать поступок по предложенным картинкам.

Виммельбух: зима в городе

Формировать умение детей составлять рассказ по  иллюстрации. При описании картины указать место и время действия. Упражнять в подборе однокоренных слов.

Составление рассказов по серии картин «Просто старушка».

Учить детей составлять рассказы по серии картин. Воспитывать чувство доброты, внимания к людям

Февраль

Составление описательного рассказа «Зимующие птицы»

Закреплять знания о  природе – зимующих  птицах, их внешнем виде и повадках. Учить составлять рассказ о птице по плану (схеме)

Виммельбух: зимние забавы

Продолжать учить детей составлять связный рассказ по иллюстрации и по впечатлениям из личного опыта, не отступая от заданной темы. Воспитывать любовь к природе и зимним развлечениям.

Составление рассказов по набору игрушек военной тематики.

Продолжать учить детей составлять рассказ по набору игрушек, самостоятельно осуществляя выбор. Систематизировать знания детей о транспорте, его видах.

Составление творческого рассказа «Изобретатели»

Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Развивать фантазию, память, воображение. Воспитывать

дружелюбие, вежливость.

Март

Составление описательных рассказов «Здравствуй, мамочка моя».

Учить составлять рассказы из личного опыта. Упражнять в правильном построении предложений. Воспитывать любовь и уважение к матери

Составление  загадок

Формировать у детей умения составлять загадки, опираясь на модель; с помощью набора картинок упражнять в умении анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения

Виммельбух: весна в городе

Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны;

Учить составлять сложные предложения, выражающие причину или цель действия; учить составлять предложения со словами, обозначающими действия в прошедшем, настоящем и будущем времени.

Составление рассказов на тему, предложенную воспитателем: «Как Сережа нашёл щенка»

Учить детей составлять рассказ по плану воспитателя, образно описывая место действия, настроение героя.

Развивать воображение, мышление

Апрель

Составление рассказов по картине «Грачи прилетели».

Учить составлять рассказы по пейзажной картине. Развивать эмоциональный отклик на весеннее проявление природы

Виммельбух «Путешествие в деревню»

Учить составлять описательные рассказы по фрагментам и по всему содержанию картины. Продолжать учить составлять разные типы предложений. Воспитывать эстетические чувства от пробуждающейся природы.

Составление рассказов по серии картин: «Заяц и морковь».

Учить составлять последовательный рассказ по серии картин.  Упражнять в умении находить первую, вторую, третью, четвертую картинку.

Виммельбух: «Путешествие в страну дорожных знаков»  

Способствовать развитию связной речи, обогащать и активизировать словарный запас, расширить и обобщить знания детей о правилах дорожного движения.

Май

Интеллектуальная игра «Что?Где?Когда?»

Способствовать формированию внимания, памяти,

связной речи, закрепление полученных знаний за год.

Виммельбух: лето за городом

Обогащать речь эмоционально окрашенной лексикой. Упражнять в согласовании местоимения с глаголами, придумывании предложений с определенным количеством слов и типом высказывания.

Диагностика

Определение уровня развития речевых навыков на конец года

3.Список литературы

  1. Занятия по развитию речи в детском саду. КН. Для воспитателей детского сада /Ф.А. Сохин, О.С.Ушакова/ под ред. О.С. Ушаковой.- М.: Просвещение, 1993.
  2. Иванова Т.В. Развитие связной речи, изд.  «Корифей», 2009.
  3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд.,- Просвещение, 1982.
  4. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки /методика рассказа по картинкам/.-Спб.: Изд.ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
  5. Ткаченко Т.А.  Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам.,  изд. «Владос», 2005.
  6. Сидорчук Т.А. Корзун А.К.  Формирование связной речи дошкольников средствами ОТСМ-ТРИЗ. Методическое пособие для воспитателей
  7. Ушакова О.С. программа развития речи детей дошкольного возраста  в детском саду.- М.: Изд. РАО, 1994
  8. Интернет-ресурсы
  9. Журналы по дошкольному воспитанию

Виммельбух

  1. Ротраут Сюзанне Бернер «Зимняя книга», «Весенняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга». Из-во Самокат - 2018
  2. Али Митгуш «Моя большая книжка-картинка. Виммельбух» Росмэн-пресс 2016
  3. Саввушкина Т. «Однажды в деревне. Виммельбух» Росмэн-пресс 2016
  4. Саввушкина Т. «Однажды в городе. Виммельбух» Росмэн-пресс 2016

Приложение 1

Диагностика по выявлению уровня развития речевых навыков детей страшего дошкольного возраста

  1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

Упражнение «Подбери картинки»

Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом. Разложи предметы из одной группы, что к чему подходит, и назови одним словом.

Упражнение «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Показываем последовательно картинки с изображением предмета и просим назвать: «Виноград – какой?». Называем предмет и просим определить, какой он. Показываем картинки и просим назвать, кто, что умеет делать.

3 балла – правильно раскладывает все картинки и называет обобщающие слова; правильно определяет лишний предмет на всех карточках и объясняет, почему он так считает; подбирает прилагательное к каждому слову.

2 балла – допускает 3-4 ошибки в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но сам исправляет ошибки; допускает 3-4 ошибки в определении лишнего предмета и названии обобщающих слов; подбирает не более 16 прилагательных.

1 балл – допускает 5 ошибок и затрудняется назвать некоторые обобщающие слова; допускает 5 и более ошибок в определении лишнего предмета и затрудняется в назывании некоторых обобщающих слов; подбирает менее 16 прилагательных.

Развитие речевого творчества

Упражнение «Машины на дорогах»

Задание: Показываем детям картинки и просим назвать предмет и определить его цвет. Посчитать машины.

Упражнение  «Что это и чего не стало?».

Предлагаем детям назвать предметы, изображенные на картинке. Последовательно убираем картинки и спрашиваем: "Чего не стало?»

3 балла – правильно согласовывает прилагательные с существительными; правильно согласовывает числительные с существительными; правильно образовывает уменьшительно-ласкательные формы существительных; использует все виды предложений; правильно ответил на все вопросы.

2 балла – допускает ошибки, но самостоятельно исправляет их; использует 1-2 вида предложений; правильно ответил на 16 вопросов.

1 балл – часто допускает ошибки и затрудняется согласовывать прилагательные с существительными; затрудняется в согласовании числительных с существительными; затрудняется образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного; использует часто простые предложения; ответил менее, чем на 16 вопросов.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Упражнение «Объяснение сюжетных картинок»

Расскажи, что здесь происходит». «Расскажи, что здесь смешное».

Упражнение «Разложи по порядку»

Разложи картинки по порядку, а затем по ним составь рассказ.

Упражнение «Цирк»

Рассмотреть иллюстрации о цирке. Спрашиваем ребенка:

- Ты был в цирке? Расскажи, как это было.

3 балла – составляет связные рассказы с элементами фантазирования; при анализе небылиц у ребенка возникают адекватные эмоциональные реакции, он определяет, что на рисунке смешно, объясняет, почему это изображение можно назвать небылицей; раскладывает все картинки правильно и составляет полный рассказ; свободно и правильно отвечает на все вопросы; свободно и последовательно составляет рассказ из личного опыта; придумал и рассказывает новую сказку последовательно, выразительно и интересно.

2 балла – составляет связные рассказы, часто использует простые предложения; при анализе нелепиц у ребенка возникает слабая адекватная эмоциональная реакция, он называет картинку нелепицей, но не может объяснить, почему ее так можно назвать; допускает ошибки при раскладывании картинок, но сам их исправляет. Рассказ составляет полный; затрудняется ответить на 2-3 вопроса, на остальные вопросы дает полные ответы; затрудняется последовательно составить рассказ; придумал и рассказывает новую сказку, но использует в основном простые предложения.

1 балл – затрудняется составить связный рассказ, называет отдельные предметы или явления, изображенные на картинке; при анализе нелепиц у ребенка возникают неадекватные эмоциональные реакции, хотя смешную картинку показывает, но не называет и не объясняет, почему она вызывает смех; часто допускает ошибки при раскладывании картинок и затрудняется составить рассказ; затрудняется ответить более чем на 3 вопроса; затрудняется составить рассказ из личного опыта, только отвечает на вопросы; затрудняется в придумывании новой сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"

Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста

Пояснительная записка   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у дошкольников "Умелые ручки"

Целью моей педагогической работы является достижение положительного развития мелкой моторики рук детей через использование разнообразных методов и приемов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» младшая группа

Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка по развитию речи "В стране красивой речи" для детей 5-6 лет

Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя...