Информационно-творческий проект по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Моя Родина - Россия».
проект (подготовительная группа)

Завадская Татьяна Викторовна

Цель проекта:
Формирование у детей морально-патриотического чувства через воспитание любви к своей семье, родному городу, родному краю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_rodina.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78

города Калининграда

Информационно-творческий
проект по патриотическому воспитанию детей

в подготовительной группе «Акварелька»

«Моя Родина - Россия»





Авторы проекта: 

Воспитатели

Войтова И. М.

Завадская Т. В.

г. Калининград – 2020г.

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

А.Н.Толстой


Актуальность проекта.
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

Цель проекта:
Формирование у детей морально-патриотического чувства через воспитание любви к своей семье, родному городу, родному краю. 

Задачи проекта:
Закрепить знания о государственной символике РФ.
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Воспитывать интерес к истории своей Родины.
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством.
Закреплять знания о праздниках России.
Расширять знания о малой Родине.
Расширять предметно-развивающую среду.
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Воспитывать активную жизненную позицию.
Расширять словарный запас.

Участники проекта:
- дети подготовительной группы,
- воспитатели,
- родители.
Вид проекта:
- групповой,
- информационный,
- среднесрочный.
Срок реализации:
- 2 месяца (октябрь, ноябрь). 
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Ожидаемый результат:
Для детей: 
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, Калининградской области.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Для педагогов: 
Повышение уровня педагогического мастерства.

Формы работы
Работа с детьми
•Организованная образовательная деятельность
•Виртуальные экскурсии
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации
Работа с родителями
•Консультации
•Совместная работа с детьми

I этап проекта (основные шаги по реализации проекта - 1.10 – 15.10)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.

Анкетирование родителей.

II этап проекта (основной – 16.10 -30.11)

1 Блок – «Моя семья» (16.10 – 31.10)

Беседа: «Моя семья», «Профессии родителей», «Кем быть?».

Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, мультимедиа файлы:

«Профессии», иллюстрации «Помощники», фотовыставка «Моя семья».

Художественное творчество: 

Рисование «Моя семья», «Профессии моих родителей».

Чтение художественной литературы: 

«Кем быть? » И. Карпова, «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари,

Я. Аким «Моя родня», В. Драгунский «Моя сестра Ксения», В. Осеева «Сыновья», пословицы, поговорки о семье.

Дидактические игры:

«Кому что нужно для работы?», «Угадай профессию».

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Дочки-матери», «Встречаем папу».
Работа с родителями:

Беседа с детьми о своих профессиях.

Оформление альбома «Профессии моих родителей».

Создание «Герб Семьи».

Ноябрь.
2 Блок – «Мой город» (02.11 – 08.11)

Беседа:

«История города Калининграда», «Калининград – Кёнегсберг».

Праздник «День народного единства», «Заповедные места родного края», «Что такое парки?», «На какой улице ты живешь?».

НОД: 
«Наш родной город», «Необычная экскурсия по городу».
Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, мультимедиа файлы: 

«Флаг и Герб Калининграда», «История моего города», «Достопримечательности города Калининграда», «Природа родного края».

Художественное творчество:
Рисование по замыслу «С чего начинается Родина?» (оформление коллективного альбома).

Песни и стихи о Калининграде.
Работа с родителями:
Беседа «Знает ли ребенок свой домашний адрес?»

Семейная прогулка и фотовыставка: «Достопримечательности нашего города».

3 Блок – «Россия - Родина моя» (09.11 – 15.11)
Беседы:
«История возникновения России». 
«Государственные символы России».  
«Богатства России».

НОД:

«Мы живём в России», «Столица России».
Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, мультимедиа файлов: 

«Россия – моя страна», Карта России, «Народы России», «Армия России», «Символика РФ», «Правители России».
Художественное творчество:

Рисование «Кремль».
Аппликация «Флаг России».

Аппликация «Во поле берёза стояла», «Деревенька».

Чтение художественной литературы:

Ф. Глинка «Москва».

Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники».

А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей».

И. Токмакова «Красная площадь».

З. Александрова «Дозор».

С. Алексеев «Первый ночной таран».

Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза».

В.Брюсов «Москва».

А.Прокофьев «Нет на свете Родины прекрасней».

Н.Рубцов «Привет, Россия!».

Дидактические игры:
«Узнай флаг России», «Узнай, где я нахожусь?», «Кто в какой стране живет?», «Собери герб».

Подвижные игры:
РНИ «Горелки с платочком»
Работа с родителями:
Консультации:
«Как воспитать маленького патриота?».

4 Блок  - «Традиции нашего народа. Народное творчество» (16.11 – 22.11)
Беседы:

«Традиции и праздники нашего народа».
«Народные промыслы». 
«Устное народное творчество».
«Русская матрёшка». 
«Хороводные игры на Руси». 
НОД: «Наша Родина: Как жили люди на Руси?», «Традиции русской семьи».

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: 

Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование «Украшение кружки элементами  гжельской росписи», «Посуда хохломская». 
Лепка «Дымковская лошадка», «Филимоновская игрушка «Петушок».
Чтение художественной литературы: 

Русские народные сказки.
Подвижные игры:
РНИ «Гори, гори ясно».
РНИ «Золотые ворота».
РНИ «Ручеёк».
Работа с родителями:
Консультации:
«Какие русские народные сказки читать детям?»

4 Блок – Заключительный (23.11 – 30.11)
Презентация проекта.
Награждение благодарственными грамотами детей и родителей, принявших самое активное участие в работе над проектом.

Анкета для родителей

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • воспитание любви к Родине;     
  • воспитание уважения к старшему поколению;     
  • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • знание истории своей страны;
  • другое - _______________________________________________________________
  • затрудняюсь ответить.
  1. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • да;
  • нет; 
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
  • прививать детям уважение  к людям своей страны;
  • познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • расширять представления о родной земле, её столице, городах;  
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
  1. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________
  1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
  • да;  
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Рекомендации для родителей. 

«Как воспитать маленького патриота?»


        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный пыт.
         Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
         Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Консультация для родителей.

«Какие русские народные сказки читать детям?»

    В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой?

    На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.

    Но нам следует предостеречь родителей - не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста! Например, в сказках мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить ребенка. Поэтому, прежде чем рассказать (прочитать) своему малышу сказку, проанализируйте ее сами.

    Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку.

    В психологии есть даже отдельное направление - сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.

    Каждому возрасту ребенка подходит своя, особенная сказка. Кроме назидания малышам, она поможет высмеять лень или глупость, излишнее мечтательство или болтливость, хитрость, глупость, жестокость.

Известно, что дети любят слушать и читать русские народные сказки только лет до семи. Позднее этого возраста, их уже не привлекают слегка устаревшие герои. Хотя конечно есть и исключения.

   Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним. «Колобок», «Курочка-Ряба», «Репка», «Теремок» - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет,

   Дети (от 3 до 7 лет) дошкольного возраста понимают больше – и сказки для них должны быть сложнее. Сказки для детей от 3 до 7 лет должны содержать определенную мораль, не обязательно находящуюся на поверхности, быть поучительными для ребенка и заставлять его размышлять. После прочтения сказок для детей в этом возрасте неплохо бы провести небольшую беседу о том, как малыш понял сказку, и какие вопросы у него возникли. Для детей этого возраста подойдут такие сказки: русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Морозко», «Сивка-Бурка», «Снегурочка», «По Щучьему велению», «Три зятя», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка» и т. д.

    Дети до 5-6 лет со всей серьезностью верят в то, что магия существует, а волшебники живут среди нас. В связи с этим, во избежание смешения реальности и вымысла, волшебные сказки стоит начать рассказывать детям примерно к 6 годам.

     Полюбившиеся истории ребенок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои. Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела. «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Иван - вдовий сын», «Василиса Прекрасная», «Финист - ясный сокол», «Чудесные ягоды», «Марья Моревна», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке», «Липунюшка».

     

Уважаемые родители, не забывайте, что именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребенка какую-то информацию или правило намного проще в форме сказок, нежели в форме нудных и долгих нотаций.

Методическая литература:

  1. Мосалова Л.Л.  Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб.  и доп. – СПб: Детство-Пресс
  3. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет. Волгоград: «Учитель», 2012
  4. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И. Дорогою добра. Занятия детей 6-7 лет по социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию. ТЦ Сфера, 2018
  5. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Художественное творчество».: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей и гувернеров. - Воронеж: ООО «Метода», 2013
  6. Дубровская Н. В. Совместная деятельность с дошкольниками по изобразительному искусству. Подготовительная к школе группа Наглядно-методическое пособие для практических работников ДОО и родителей. – СПБ. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2019
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование , конспекты занятий, методические рекомендации, Подготовительная к школе группа. -М.: « Карапуз-Дидактика»,2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Моя родина - Россия"

Данная разработка направлена на воспитание у детей любви к родине, актуализацию знаний о государственных символах....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Моя Родина – Россия»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Моя Родина - Россия"...

Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша Родина - Россия"

Конспект занятия по нравственно -патриотическому воспитанию.Материал может быть интересен воспитателям ДОУ....

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наша Родина-Россия»

Это занятие для детей подготовительной группы  воспитывает любовь к Родине , к родному краю....