Программа дополнительного образования дошкольников по нетрадиционному рисованию «Юные художники»
рабочая программа (старшая группа)

Нестеренко Наталья Анатольевна

Старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования дошкольников

по нетрадиционному рисованию

«Юные художники»

(старшая группа)

на 2018-2019 учебный год

                                                                                                 Составитель:

Нестеренко Н. А.

I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

В федеральном законе «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяются основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Это дает ориентировку на личностное своеобразие ребенка, на развитие его способностей.

Согласно Приказа Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 в содержании образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.  Каждый ребенок рождается художником. Надо только помочь ему разбудить в себе творческие способности.

Использование нетрадиционных техник рисования даёт такую возможность.

Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.

Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования разработана для детей в возрасте от 5 до 6 лет. Она обеспечивает преемственность с основной программой ДОУ.

Содержание направлено на достижение цели: развитие художественно – творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности нетрадиционными техниками и способами изображения и решения следующих задач:

Развивающих:

  • формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
  • формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательных:

  • закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
  • знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательных:

  • воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию; совершенствуется речь, в том числе ее звуковая сторона.

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры):

(для детей 5-6 лет):

- проявилась творческая активность при выборе нетрадиционных способов изображения;

- повысились качественные характеристики детских работ: рисунки стали более содержательные, композиционно грамотные, образно-выразительные;

- повысился уровень коммуникативных способностей детей при творческом взаимодействии с педагогом и сверстниками; повысился у воспитанников уровень представлений о произведениях живописи и предметах народно-прикладного творчества.

II. Содержательный раздел

Формы работы: 

- коллективное творчество,

- самостоятельная и игровая деятельность,

- ситуации общения;

- игровые обучающие ситуации;

-интегрированные занятия.

Способы: Тампонирование, рисование поролоном по трафарету, рисование по мокрому, рисование солью, крупами, песком, фроттаж, восковые мелки + акварель и др.

Методы:

Наглядные методы: наблюдение (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях), иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плакаты).

Практические методы: упражнения, синхронное рисование, показ воспитателем новой техники рисования, прием пассивных движений с неуверенными детьми, экспериментирование с художественным материалом и техниками.

Средства: общение взрослых и детей, художественная литература, культурная языковая среда, изобразительное искусство, музыка, театр, ИКТ.

III. Организационный раздел

Программа рассчитана на 1 года обучения (сентябрь - май) и рекомендуется для занятий с детьми с 5 до 6 лет.

Занятия проводятся 1 раза в неделю, 4 занятия в месяц.

 Длительность занятия для детей 5-6 лет – 25 минут.

Используемый материал:

Альбомные листы, гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, кисти для рисования, для клея, клей-карандаш, клей ПВА, художественный и природный материалы.


Цель проведения диагностики

- выявить уровень овладения техникой изображения нетрадиционным способом (материалом), умением их сочетать;

- выявить умение создавать сюжет, наполненный выразительными образами с использованием нетрадиционных техник и средств изображения.

1. Уровень овладения детьми техническими навыками.

Низкий – ребенок не соблюдает технологию и последовательность выполнения выбранного нетрадиционного способа изображения.

Средний – ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, но выбирает технику случайно, техника не в полной мере раскрывает замысел, или ребенок прибегает к помощи педагога.

Высокий – ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, сочетает их, использует их для полного раскрытия своего замысла.

2. Уровень овладения детьми создания художественного образа.

Низкий – образного решения нет или используется бедное изолированное образное решение.

Средний – образное решение строится на отдельных не характерных деталях, выразительность приглушена стереотипами.

Высокий - образ создается через характерные особенности, и дополнительные штрихи и акценты, передано эмоциональное состояние.

3. Уровень овладения детьми композиционными навыками.

Низкий – изображение не соразмерно картинной плоскости, перспектива не прослеживается, композиция отсутствует.

Средний - изображение соразмерно картинной плоскости, есть простая перспектива.

Высокий - композиция интересная, найдены выразительные решения, пространство листа используется полностью и гармонично.

4. Уровень овладения детьми живописным решением пространства листа.

Низкий – живописное решение отсутствует (встречается редко);

Средний– цветная среда монотонна и не выразительна, не включена как средство раскрытия образов.

Высокий – живописная композиция включена в образный и смысловой строй работы, дополняет и обогащает эмоциональную выразительность решения темы.

5. Оригинальность рисунка.

Низкий – типичное содержание и стереотипное исполнение.

Средний - отражение событий с личной интерпретацией и индивидуальным способом исполнения.

Высокий есть элементы фантазийного, необычного; необычность содержания и исполнения, неповторимость, исключительность рисунка по различным параметрам, в том числе и особое художественное видение.

План работы кружка «Юные художники» с детьми 5-6 лет.

Сентябрь

1. «Листья в вазе» натюрморт
Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями. Фон – пастель.
Задачи: Познакомить детей с натюрмортом. Учить рисовать натюрморт с помощью отпечатка листьев. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, пастель.
2. «Домик у реки» пейзаж
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Задачи: Познакомить детей с техникой – монотипия. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисть.
3. «Яблоки в вазе» натюрморт
Нетрадиционная техника: Пуантилизм . Фон – пастель.
Задачи: Познакомить с техникой пуантилизм (рисование точками), учить работать в данной технике. Воспитывать аккуратность. Продолжать учить тонировать бумагу пастелью.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные палочки, пастель.
4. «Осенний сад»
Нетрадиционная техника: Набрызг.
Задачи: Знакомство с техникой «набрызг». Продолжать учить рисовать деревья. Развивать чувство цвета.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, зубные щетки, палочки, трафарет (кроны деревьев, опавшая листва).
Октябрь
1. «Дождик за окном»
Нетрадиционная техника: Рисование окрашенным шариком, штамп.
Задачи: Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение, мелкую моторику.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, крышка от коробки, шарики, заготовки оконных рам, вырезанные из цветной бумаги, клей.
2. «Кленовый лист»
Нетрадиционная техника: Рисование с помощью губки.
Задачи: Познакомить с рисованием с помощью губки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, поролон (губка), палитра, кленовый лист (вырезанный из картона).
3. «Белочка»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошкой, пальчиками.
Задачи: Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки.
4. «Грибы»
Нетрадиционная техника: Печать поролоном, отпечаток листьями.
Задачи: Продолжать учить рисовать с помощью поролона, совершенствовать технику печатания. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, поролон, листья деревьев, трафарет грибов, салфетки.
Ноябрь
1. «Ежи»
Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, штамп.
Задачи: Совершенствовать технику печатания, учить дорисовывать детали фломастером.
Оборудование: Листы бумаги, на которых нарисованы силуэты ежей, листья деревьев, яблоки (половинки), гуашь, кисти, фломастеры, пастель (фон), ватные палочки.

2.«Любимая игрушка»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм.
Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета.
Оборудование: Листы бумаги с изображением игрушек, гуашь, ватные палочки.
3. «Любимое животное»
Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью.
Задачи: Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь.

4. «Веселый зонтик»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм.
Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Силуэты зонтиков, гуашь, ватные палочки.

Декабрь
1. «Лиса»
Нетрадиционная техника: Фроттаж.

Задачи: Знакомство с данной техникой. Развивать наглядно-образное мышление.
Оборудование: Трафареты с изображением лисы, восковые мелки.
2. «Зимний лес»
Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой.
Задачи: Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Цветной картон (черный, синий), зубная паста, салфетки.
3. «Елочка»
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Задачи: Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисть.
4. «Новогодняя открытка»
Нетрадиционная техника: Фроттаж.
Задачи:  продолжать знакомить с нетрадиционным материалом для рисования.
Оборудование: Листы бумаги, шаблоны открыток.
Январь
1. «Зимний вечер»
Нетрадиционная техника: Граттаж.
Задачи: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихого зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
Оборудование: Подготовленная основа (свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки.
2. «Морозные узоры»
Нетрадиционная техника: Свеча + акварель.
Задачи: Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.
Оборудование: Листы бумаги, акварель, свеча.
3. «Снеговик»
Нетрадиционная техника: Рисование солью.
Задачи: Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги синего цвета, соль, клей, кисти.
4. «Метель»
Нетрадиционная техника: Ниткография.
Задачи: Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, нитки.

Февраль
1. «Белая береза под моим окном»
Нетрадиционная техника: Свеча + акварель
Задачи: Совершенствовать умение рисовать в данной технике. Продолжать учить изображать дерево. Развивать чувство композиции
Оборудование: Листы бумаги, акварель, свеча.
2. «Синичка»
Нетрадиционная техника: Рисование крупой.
Задачи: Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Учить изображать птицу.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, манная крупа, клей, кисти.
3. «Забавные животные»
Нетрадиционная техника: Кляксография, пена.
Задачи: Учить рисовать с помощью пены, создавать образы животных. Развивать творческое воображение.
Оборудование: Листы бумаги, окрашенная мыльная пена, трубочки, акварель, кисти.
4. «Самолет»
Нетрадиционная техника: Пластилинография
Задачи: Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Цветной картон, пластилин.
Март
1. «Цветок для мамы»
Нетрадиционная техника: Рисование на мятой бумаге.
Задачи: Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения.
Оборудование: Листы бумаги, акварель, кисти.
2. «Сказочные цветы»
Нетрадиционная техника: Кляксография, выдувание трубочкой.
Задачи: Познакомить с техникой выдувания трубочкой (рисование цветов). Учить рисовать стебель, листья.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, трубочки, кисти.
3. «Волшебные цветы»
Нетрадиционная техника: Ниткография.
Задачи: Совершенствовать умение в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление
Оборудование: Листы бумаги, нитки, гуашь, кисти.
4. «Весенний пейзаж»
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти.

Апрель
1. «Звездное небо»
Нетрадиционная техника: Граттаж.
Задачи: Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения.
Оборудование: Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки.
2. «Веточка вербы»
Нетрадиционная техника: Пастель, уголь.
Задачи: Закреплять навыки рисования данными материалами. Учить изображать ветку вербы.
Оборудование: Листы бумаги, пастель, уголь.
3. «Пасхальное яйцо»
Нетрадиционная техника: Рисование ватными палочками, оттиск пробкой.
Задачи: Воспитывать интерес к народной культуре. Учить элементам декора, цветовосприятия.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные палочки, пробки.
4. «Цветущая ветка»
Нетрадиционная техника: Выдувание трубочкой.
Задачи: Учить детей рисовать в данной технике. Познакомить со способом изображения венчика цветка из 4-5 лепестков приемом «примакивание». Создавать условия для экспериментирования с цветом для получения розового оттенка путем смешивания белого с красным. Развивать воображение, ассоциативное мышление.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки, палитра.
Май
1. «Праздничный салют»
Нетрадиционная техника: Восковые мелки, акварель.
Задачи: Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.
Оборудование: Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти.
2. «Бабочки на лугу»
Нетрадиционная техника: Штамп.
Задачи: Учить рисовать бабочек, используя печатки из ластика. Развивать внимание, точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, штампы бабочек.
3. «Ромашки»
Нетрадиционная техника: Рисование на рельефной бумаге.
Задачи: Учить изображать цветы на рельефной бумаге. Развивать чувство цвета, композиции.
Оборудование: Рельефная бумага, трафареты, гуашь, кисти.
4. «Сохраним планету чистой!» плакат (коллективная работа)
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками.
Задачи: Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства и материалы.
Оборудование: Ватман, гуашь, кисти, салфетки, восковые мелки, пастель, карандаши, фломастеры.

Методические пособия:

1. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.

3. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.

4. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.

5. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. – Отв. ред. Комарова Т.С. Ярославль: Академия Развития, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Мастерилка" Программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Разроботана программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для детей 3-4 лет сроком на один год....

Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски» для детей от 3 до 4 лет 1 год обучения

Способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения по средствам нетрадиционного  рисования у младшего дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски»

Программа дополнительного образования детейпо нетрадиционному рисованию« Волшебные краски»...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Юный художник"

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование при...

Образовательная программа дополнительного образования детей по нетрадиционной технике рисования «Юный художник»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, по...

Программа дополнительного образования дошкольников по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников «Праздники добра» (для детей 5-7 лет)

laquo; …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ кружок НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Пояснительная запискаОбразовательная программа «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность.Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятел...