Статья "Использование фольклора в физическом воспитании младшего дошкольного возраста"
статья (младшая, средняя группа)

Варжина Надежда Васильевна

Использование фольклора в физическом воспитании благотворно сказывается на двигательной активности младшего дошкольного возраста, благоприятен для закаливания организма, овладения элементарных жизненно необходимых двигательных умений и навыков, также оказывает положительное влияние и на общее и на речевое развитие детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование фольклора в двигательной активности

детей младшего дошкольного возраста в

Ельниковском детском саду №1

         На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,  поставлена перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

     С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Поэтому на современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. Но чтобы дети могли  развиваться, мы с вами в первую очередь должны сохранять и укреплять их здоровье.

     Для детей двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От активного движения во многом зависят: развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение учебного материала, наконец, настроение и долголетие человека. Под ее влиянием у

дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной

систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные

возможности организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка».

     Для того чтобы вызвать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, наряду с поиском современных моделей воспитания,  в своей работе мы стали возрождать лучшие образцы народной педагогики - фольклор.

Мы творчески используем фольклор как эмоционально – образное средство влияния на детей, поддерживаем интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций, все это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

C:\Users\1\Desktop\фотографии\матрёшка\image-2020-06-07 22_01_43.jpg C:\Users\1\Desktop\фотографии\хоз Арина\20200122_101149.jpg

   Фольклор - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных

эмоций, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста,

вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора

детей, помогает понять красоту звучащей речи. Он как сокровищница

русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с

дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, а также

помогает разнообразить процесс физического воспитания детей.

   Для решения поставленных задач был разработан план работы с детьми на год. С воспитателем средней группы Надеждой Викторовной Бушукиной,  мы работаем в тесном контакте,  разработали долгосрочный проект, с применением фольклора в двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. Разработали комплексные, сюжетно-игровые занятия по этой тематике, где раз в месяц мы проводим совместные занятия.

В своей работе с младшими дошкольниками, мы  используем различные типы фольклорных физкультурных занятий, но для младшего дошкольного возраста более понятны и доступны двигательно-творческие занятия.

Эти занятия основаны на одном из видов устного творчества – потешках, сказках, загадках. Например, при выполнении общеразвивающего упражнения «Совушка - сова» (и. п. – основная стойка – руки на поясе: поворот головы влево, вправо) используется потешка:

«Совушка – сова,

Большая голова,

На суку сидит

Во все стороны глядит».

20200210_101437 iWUG3205T

При выполнении упражнений дети проговаривают слова знакомых потешек. Поэтому подбираем несложные, ритмичные потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение.

При проведении основных движений используем небольшие отрывки из сказок. Например, из русской сказки «Колобок». «Колобок покатился по тропинке» - катание мячей двумя руками. «Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь» - ползание на четвереньках.

     На таких занятиях используем 5-7 потешек или загадок «двигательного характера». Так же  задействуем сюжет одной народной сказки. В основном, это сказки о животных. Например, «Теремок», «Колобок».

Физическое воспитание для детей младшего дошкольного  возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, так как все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарных жизненно необходимых двигательных умений и навыков.                                          

     Ведь все в жизни взрослого человека начинается с детства. Пусть же это начало будет здоровым, ярким, радостным!

     Под воздействием фольклорных физкультурных занятий, и других форм работы с детьми с включением фольклора, происходят существенные изменения в физическом развитии детей. Двигательная деятельность приобретает осознанный мотивированный целенаправленный характер. В известной степени у детей развиваются самостоятельность, настойчивость, двигательные умения и навыки. Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на двигательной активности, на формирование эмоционально-волевой сферы. Можно также отметить, что использование фольклора в развитии двигательной активности, оказало положительное влияние на общее и речевое развитие детей, которое способствует развитию личности ребенка, его интеллекта.

C:\Users\1\Desktop\теремок\20201009_102700.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование средств фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста

в статье описывается использование средств фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста...

Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Использование отдельных элементов акробатики в физическом воспитании детей дошкольного возраста".

Развитие компетентности инструкторов по физической культуре в области знаний отдельных элементов акробатики....

"Фольклор в физическом воспитании младшего дошкольного возраста"

Фольклор для маленьких дошкольников, это источник радостных эмоций, он выразителен и доступен детям дошкольного  возраста. Фольклор вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься киз...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...

Место фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Место фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста...

Консультация по физическому воспитанию дошкольников: «Роль воспитателя по физическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Содержание: Введение. 21.   Роль воспитателя по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. 42.Общая характеристика средств физического воспитания дошкольников. 63.Цели и задачи ...