Презентация "Психология ребенка раннего возраста"
презентация к уроку (младшая группа)
По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будующее психическое развитие.Ранее детство (от 1года до 3лет) - это время установления базовых отношений ребенка с миром.Поэтому как зарубежные так и отечественные психологи и педагоги:Л.С.Выгодский, Д.Б.Эльконин, Э.Г.Эриксон, Ж.Пиаже и другте, отмечали этот возрасткак определяющий в развитии ребенка.
Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно представить следующим образом:Ребенок - Предмет - Взрослый.Таким образом, складывающаяся социальная ситуация -это ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого.
Раннее детство - -возраст социализации, т.е. приобщения детей к нормам и ценностям общества.Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие люди.Однако для прсвоения ребенком этих норм требуются соответствующие указания, разъяснения и образцы поведения взрослых. Наиболее эффективные методы социализации детей раннего возраста заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских отношений.
Стремление к самостоятельности - это ведущая тенденция в развитии ребенка второго третьего года жизни.
Ранний возраст - это начальный этап формирования личности. У ребенка появляется эмоциональное отношение к себе: осознание не только своего "Я", но того, что "Я хороший", "Я очень хороший". Возникновение сознания"Я", "Я хороший", "Я сам" приводит к распаду прежней социальной ситуации, которая проявляется в кризисе 3-х лет.
Ребенок, переживший кризис 3-х лет, получает опыт оценок себя со стороны взрослых, совместной деятельности с ними, а также удовлетворение своего "Я", что дает позитивное начало для становления положительных качеств личности на последующих этапах развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_psihologiya_rebenka_rannego_vozrasta_2.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ Изменение социальной ситуации развития ребенка проявляется в том, что ребенок становится самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Главная особенность социальной ситуации состоит в том, что ребенок входит в предметный мир – «мир постоянных вещей», осваивая функции предметов, их названия, значения и смысл. Новое отношение ребенка к миру предметов заключается в том, что они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления (В.С. Мухина, 1985). Ребенок открывает для себя, что он является источником разнообразных желаний, действий и своей воли. Он начинает демонстрировать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и другими детьми. Ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых; учится выражать чувство привязанности и симпатии, а также чувство неудовольствия.
Постепенно развивается мотивация достижения, ребенок стремится к овладению физическими действиями, готов демонстрировать свои успехи и ожидает признания окружающих. Раннее детство – возраст социализации, т. е приобщение детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталоном поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие его люди. Наиболее эффективные методы социализации заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установления с малышом теплых, дружеских взаимоотношений. Внутренняя позиция ребенка основывается на понимании и того, что с требованиями, которые предъявляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться. Ребенок начинает постепенно осознавать и учитывать тот факт, что от характера отношений с близкими окружающими людьми зависят его успехи и неудачи.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ПРЕДМЕТНАЯ Действуя с предметом, ребенок усваивает функцию предмета, закрепленную за ним в культуре. Предметные действия – общепринятые способы употребления предметов – осваиваются детьми через посредство взрослого человека, с его помощью и под его руководством. В совместной деятельности взрослые организовывают действия ребенка по образцу, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом осуществления функции поощрения и контроля за ходом осуществления и формирования этих действий. Связь действия с предметом проходит три фазы развития: Ребенок выполняет с предметом все известные ему действия; Употребляет предмет только по назначению; Производит различные действия, при твердом усвоении основной функции предмета. В ходе развития предметных действий наблюдаются два типа переноса. В одних случаях имеет место перенос действия с предметом, усвоенного в одних условиях, в другие условия. В других случаях осуществляется тоже действие, но уже с предметом-заместителем. Таким образом появляются зачатки игровой ситуации. Внутри предметной деятельности зарождаются такие новые виды, как игра, и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ : Центральным новообразованием этого возраста являются овладение прямохождением , речью и предметной деятельностью. Прямохождение Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность. Благодаря ходьбе происходит интенсивное развитие координации движений, чувства расстояния и пространственного расположения.
Ребенок испытывает удовольствие от самого процесса хождения. Постоянные добровольные упражнения в ходьбе доставляют ребенку радость от чувства овладения телом. Это чувство придает уверенность, что положительно влияет на его самочувствие. Постепенно достигается автоматизм передвижения, и оно перестает представлять для ребенка самостоятельный интерес. На первых порах овладения ходьбой является для ребенка особой задачей, связанной с сильными переживаниями и периодом интенсивного формирования образа тела. Овладение телом и способность передвижения человеческим способом позволяет ребенку более свободно и самостоятельно общаться с внешним миром. Расширяется круг объектов его внимания, ребенок получает возможность действовать с самыми разнообразными предметами, с которыми прежде родители ему не предлагали. Увеличивая самостоятельность ребенка, ходьба открывает новые возможности для ознакомления с окружающим миром.
Речь Развитие речи идет по двум направлениям: Совершенствуется понимание речи взрослых; Формируется собственная активная речь. Причем сначала понимание речи ситуативное, а через конкретную ситуацию устанавливается связь с определенным предметом или действием. На первом этапе раннего детства ребенок оперирует так называемой «автономной» речью, малопонятной для окружающих. Развитие речи до полутора лет происходит медленно. В этот период ребенок осваивает от 30 до 100 слов и употребляет их редко. После полутора лет ребенок начинает проявлять инициативу в разговорах. Темп развития речи возрастает. К концу второго года ребенок употребляет около трехсот слов, а к концу третьего года – от пятисот до полутора тысяч слов. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения происходит усвоение грамматического строя речи, разнообразных грамматических форм. Слово приобретает стимулирующее значение раньше, чем тормозящее: ребенку значительно легче начать какое-либо действие по словесному указанию, чем прекратить его.
Речевые указания взрослых начинают регулировать поведение ребенка на третьем году жизни. Понимание речи взрослых в этот период меняется качественно – ребенок становится способным выполнять предметные действия по ИНСТРУКЦИИ ВЗРОСЛОГО. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять и принять в них участие. Сензитивный период для развития речи – с 1 года 6 месяцев до 3 лет.
Овладение предметной деятельностью На первых этапах овладения предметной деятельностью действие и предмет тесно связаны: ребенок может выполнять действие только с тем предметом, который предназначен для данной деятельности. В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер поведения ребенка в новых для него ситуациях. Если в младенчестве, получив незнакомый предмет, действует с ним всегда известными способами, то в последующий период его активность направлена на выяснение того, для чего этот предмет служит, как можно его употребить. Ориентировка типа «Что такое?» сменяется на «что с этим можно делать?»
Ребенок начинает соотносить предметы между собой и использовать один предмет как средство воздействия на другие. Осваивая соотносящие и орудийные действия, ребенок усваивает общий способ употребления орудий. Соотносящие и орудийные действия имеют наибольшее значение для развития психики ребенка. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов в определенные пространственные взаимоотношения. Например, собирать пирамидку из колец, вставлять фигуры определенной формы в соответствующие углубления, использование сборно-разборной конструкции.
Способы выполнения соотносящих действий, которые формируются у ребенка, во многом зависят от особенностей обучения. Если взрослые дают только образец действия, например, многократно разбирая и складывая пирамидку на глазах ребенка, он, скорее всего, запомнит место, на которое попадает каждое кольцо. Если взрослые фиксируют внимание ребенка на ошибках и их исправлении, он начнет действовать путем проб. Наиболее продуктивный способ обучения состоит в том, чтобы предварительно научить ребенка сравнивать кольца, выбирая самое большое кольцо.
Таким способом вырабатывается умение подбирать их на глаз. Дети обученные первыми двумя способами, затрудняются собрать пирамидку, если вместо привычных пяти колец получат большее количество. Орудийные действия – действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другие. Овладение орудийными действиями требует полной перестройки движений руки ребенка, их подчинения устройству орудия: копать песок совочком или есть кашу ложкой совсем не то, что рукой. Орудийные действия ребенка раннего детства несовершенны, они продолжают отрабатываться на протяжении следующего возрастного этапа. Усвоение принципа употребления орудий в раннем детстве позволяет переходить к самостоятельному употреблению предметов в качестве простейших орудий. Например, использование палки для доставания далеко лежащего предмета.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Восприятие Важнейшим новообразованием данного возраста является восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение (Л.С. Выготский). Ребенок раннего возраста может уже подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом; придать взаимное положение в пространстве (матрешки, пирамидки, коробки с вырезами определенной формы). Развивается зрительное и слуховое восприятие, дифференциация отдельных звуков речи, и к концу второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка. Все высшие психические функции этого возраста развиваются на основе восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. Мышление Основная форма мышления ребенка вплоть до 3-летнего возраста – наглядно-действенное, когда используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются связи между свойствами предметов в практических действиях с ними. Однако уже в период раннего детства, начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления, т. е такой формы мышления, когда решение задач происходит путем оперирования образами предметов. Так, познакомившись с употреблением палки для доставания отдельного предмета, ребенок догадывается применить ее и для того, чтобы вытащить мячик, закатившийся под диван.
Формируется обобщения – мысленное объединение предметов или действий, обладающих общими признаками. Начинает формироваться знаковая функция сознания, т. е. усвоение того, что один предмет, можно использовать в качестве заместителя другого. Воображение Начав устанавливать связь между предметом – заменителем и обозначаемым предметом, ребенок впервые приобретает возможность представлять себе то, о чем ему рассказывает взрослый, или что изображено на рисунке. К конку раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы, истории. Память Память в раннем детстве развивается чрезвычайно интенсивно, особенно двигательная и эмоциональная. Память принимает участие в развитии всех видов познавательной деятельности. Доминирует непроизвольная память – дети до трех лет в основном запоминают то, что запомнилось само повторяющиеся, яркие, необычные впечатления, ритмичные речевые сочетания.
САМОСОЗНАНИЕ К концу раннего детства происходит зарождение самосознания. Ребенок начинает узнавать себя на фотографии, в зеркале, пользуется своим именем в общении. Начинает осознавать себя как самостоятельную личность со своими собственными желаниями, а также свои возросшие возможности (например, по самообслуживанию). Сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем. В результате меняется отношение ребенка ко взрослому, что выражается прежде всего в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям и требованиям взрослых. Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, полностью удовлетворить его стремление к самостоятельности. Возникает кризис трех лет.
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ Новообразованиями кризиса трех лет являются перестройка позиции ребенка по отношению к взрослому; стремление к самостоятельности; притязания на признание со стороны взрослого. Суть кризиса трех лет заключается в попытке психологической эмансипации «Я» ребенка от окружающих его взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – негативной симптоматикой кризиса и комплексом положительных перемен. Первый комплекс симптомов кризиса, или апогей кризиса 3 лет, характеризуется появлением негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, протеста-бунта (ребенок находится в состоянии войны с окружающими, конфликтует), обесценивания (ребенок начинает ругаться), деспотизма – ревности (в семье с несколькими детьми – ревность). (Л.С. Выготский).
УПРЯМСТВО Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем. Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.
СТРОПТИВОСТЬ Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает). СВОЕВОЛИЕ Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.). СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.
ДЕСПОТИЗМ Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться. НЕГАТИВИЗМ Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает. Второй комплекс симптомов, т.е. последствия основных симптомов, делится на две группы. 1) Симптомы, которые вытекают из установки ребенка на самостоятельность. Из-за потребности изменения социальных отношений, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Реакции на эти конфликты могут иметь крайние проявления: ночные страхи, неспокойный сон, энурез; резкие затруднения речи, заикание; гипобулические припадки (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками и ногами). 2) Осложнениями кризиса трех лет могут стать невротические и психопатические симптомы.
Главная особенность кризиса – перестройка социальных отношений. Мотив негативного поступка заложен не в содержании самой деятельности, к которой вы его приглашаете, а в отношении к вам. Негативная реакция проявляется не в том, что ребенок отказывается от поступка, а в том, чтобы сделать «наоборот», т. е проявить акт независимого поведения по отношению к тому, о чем его просят. Таким образом, ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношением к другим людям. Впрочем, некоторые дети практически не обнаруживают негативных проявлений кризиса или быстро их преодолевают. Позитивная сторона кризиса трех лет состоит в появлении положительного качественного новообразования личности ребенка, называемого «гордостью за достижения» (М. И. Лисина). Комплекс положительных преобразований разворачивается в трех направлениях: К предметному миру; К другим людям; К себе.
Проявляется потребность «гордости за достижения» следующим образом: Во-первых, появляется стремление к достижению результата своей деятельности – дети долго и настойчиво манипулируют предметом, перебирают варианты действия с ним, отыскивают нужный, практически не отвлекаясь. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного: дети обращаются за помощью к взрослому, ищут другие решения пути к конечной цели. Во-вторых. Достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к результату их деятельности вызывает у детей аффективные переживания, побуждающие с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки
В-третьих, у детей появляется обостренное чувство собственного достоинства, что выражается в обидчивости и повышенной чувствительности к признанию достижений, эмоциональных вспышек по пустякам, бахвальстве, преувеличениях. Взрослый представляет как знаток и ценитель детских достижений. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать оценки, искать и требовать похвалы и тем самым утверждать себя. Одобрение и признание со стороны взрослого рождают у малыша чувство гордости за свои достижения. Признание окружающих преобразуют его чувства, испытываемые раньше при достижении результата: из радости и огорчения эти чувства превращаются в переживания успеха – неуспеха. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия, миром познания, но и сферой самореализации. (М.Г. Елагина, Т.В. Гуськова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Игра в жизни ребенка раннего возраста"
Презентация для родителей, какие игрушки рекомендуется покупать детям раннего возраста. Критерии выбора игрушек....
Презентация "Ребенок раннего возраста"
В презентации раскрыты три основных преобретения ребенка раннего возраста. Значение восприятия и мышления. Сенсорное развитие.Игрушки для детей раннего возраста....
РАБОТА С СЕМЬЕЙ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИАДЕ РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА-ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ В РАМКАХ ПОДХОДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Эссе для фестиваля о работе в ЦИПРе (нане ГКП "Вместе с мамой") как возможность укрепления взаимоотношений ребенка в семье, как одной из важнеший задач этой формы групп кратковременного пребывания....
«Роль игры в эмоциональном развитии и социализации личности ребенка раннего возраста». ( с слайдовой презентацией)
Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах людях....
Презентация участника Всероссийского конкурса "ДЕТСКИЕ САДЫ - ДЕТЯМ" "Система сопровождения развития ребенка раннего возраста"
Опыт работы с детьми раннего возраста...
Перспективный план сопровождения педагога-психолога ребенка раннего дошкольного возраста на 2019-2020 учебный год
Адаптация – это процесс, результаты которого могут быть как позитивными, так и негативными.Психологи и педагоги установили, что для успешной адаптации необходимы: внутренний комфорт (эмоциональн...
план индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком раннего возраста
план индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком раннего возраста...