НОД музыкальное занятие "Быт и традиции казачества"
методическая разработка (средняя группа)

Попова Лариса Сергеевна

НОД музыкальное занятие  "Быт и традиции казачества"

Поля мои, сады мои зеленые,

Мой тихий Дон, озера как моря.

Моя Донщина, солнцем прокаленная,

Ты- сердце, ты - кровинушка моя.

Цели: Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков.

Задачи:

Образовательные:

- приобщать детей к культуре и быту казачества;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях.
Воспитатель: Здорово ночевали, казаки и казачки!

Дети: Слава Богу!

Воспитатель: Я - казачка Катерина! Приглашаю вас к себе в дом. А как назывался дом казаков?

Дети: Курень.

Воспитатель: А чем закрывались окна куреня?

Дети: Они закрывались ставнями, деревянными дверцам.

Дидактическая игра «Построй курень» (разрезная картинка, на которой изображен курень).

Воспитатель: Давайте вместе с вами построим курень!

Дети: Построим. (Слаживают картинку куреня из разрезанных частей.)

Воспитатель: Хотите, посмотреть как я живу?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Проходите в курень.

Воспитатель: Посмотрите как в горнице моей светло и уютно. Мы казачки любим порядок. На печи стоят предметы, мои помощники в готовке. Вы знаете, как называются эти предметы? (Воспитатель показывает предметы по очереди.)

Дети: Да, это чугунок, сковорода.

Д/игра «Забытые слова».

Воспитатель: Хотите, сыграем в интересную игру "Забытые слова"?

Дети: Сыграем.

Воспитатель: Я буду называть казачье слово, а вы- что оно обозначает.

Воспитатель: Атаман.

Ребёнок: Командир.

(При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»)

Воспитатель: Дюже.

Дети: Очень.

Воспитатель: Рушник.

Дети: полотенце.

Воспитатель: Курень.

Дети: дом.

Воспитатель: гутарят.

Дети: говорят.

Воспитатель: батя.

Дети: папа.

Воспитатель: узвар.

Дети: компот.

Воспитатель: баз.

Дети: хозяйственный двор.

Воспитатель: Замечательно, дети, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи? В казачьей семье всегда почитают старших. И мы бережно храним фотографии наших предков. Вот они вывешены на самом видном месте. Здесь наши деды в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни. А вы знаете пословицы о казачьей службе?

Дети:

Казак голодует, а конь сыт.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Конь казаку неизменный друг.

Казаку конь себя дороже.

Сыпь коню овёс мешком, не пойдёшь пешком.

Без коня казак круглая сирота.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Воспитатель: Много вы знаете пословиц, молодцы. Вот и муж мой тоже большую часть времени проводит в походах да казачьих сходках, поэтому ведение домашнего хозяйства целиком лежит на мне.

Воспитатель: У нас не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Мы живем по старой заповеди казаков «Будь трудолюбив, не бездействуй». Мы казачки любим рукодельничать. Посмотрите, какие скатерти и салфетки я вышила. А покрывало на кровати вязаное. Как раз украшаю одеяло к празднику. Я его сшила из различных кусочков материала- лоскутков, поэтому оно называется - лоскутное. Как называется такое одеяло?

Дети: лоскутное одеяло.

Воспитатель: А почему его так называют?

Дети: Потому что его шьют из различных лоскутков.

Воспитатель: Давайте вместе украсим лоскутное одеяло?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат лоскутки, с одной стороны белые, с другой яркие, цветные. Нужно выложить узор на одеяле по намеченному контуру. Какой узор мы выложили?

Дети: Солнышко

Воспитатель: Чтобы солнышко не распалось, что необходимо сделать?

Дети: Приклеить его.

Воспитатель: Наносите клей на белую сторону лоскутка и кладите на свое место. Теперь наше солнышко крепко будет на одеяле держаться.

(Дети самостоятельно выполняют работу.) Воспитатель во время деятельности детей хвалит детей пословицами о труде:

Поспешишь- людей насмешишь.

Умелые руки не знают скуки.

Каков мастер, такова и работа.

Казак в беде не плачет.

Казак за казака горой стоит.

(Во время работы воспитатель помогает детям в выполнении аппликации.)

Воспитатель: Какое красивое лоскутное одеяло у нас получилось! Когда одеяло высохнет, я обязательно застелю его на кровать! Пущай все гости любуются, какие у меня помощники!

Воспитатель: Как же называется наше одеяло?

Дети: Лоскутное одеяло.

А пока лоскутное одеяло сохнет давайте поиграем в старинную казачью игру "Колокольчик".

Игра «Колокольчик»

Воспитатель: Встанем все в круг и крепко возьмемся за руки. В круг заходят 2 детей. У одного в руках веревочка, у другого колокольчик. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и накинуть на него веревочку. Круг не позволяет играющим расходиться далеко.

Воспитатель: Ой, молодцы! Какие вы ловкие! Я рада, что в Константиновске живут трудолюбивые, отзывчивые казачата.

Воспитатель: А что для казака было всегда самым главным?

Дети: Дом, семья, Родина.

Воспитатель: В гостях хорошо, а дома лучше. Вот и нам пора возвращаться домой.

Напутствие.

И хорошо, чтоб в наши дни

Традиции с тобой мы берегли,

В чудном крае, где живем мы у Дон- реки,

Где жили здесь когда- то наши предки казаки!

Воспитатель: Доброго пути, вам детишки. Ангела - хранителя вам в дорогу!

(Дети проходят в ворота времени, воспитатель вместе с ними - последний. Воспитатель одевает на себя верхнюю одежду. Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Фухх! Наконец то я вас нашла! Давайте присядем на стульчики и отдохнем. Дети, а где же вы были?

Дети: В прошлом.

Воспитатель: У кого вы побывали в гостях?

Дети: У тетушки Катерины.

(Ответы детей.)

Воспитатель: А что вы там делали?

(Ответы детей.)

Дети: Помогали украшать одеяло тетушке Катерине.

Воспитатель: А из чего сделано одеяло?

Дети: Одеяло сделано из лоскутков.

Воспитатель: А как называется одеяло, сделанное из лоскутков?

Дети: Лоскутное одеяло.

Дети: Мы украшали лоскутное одеяло.

Воспитатель: Ребята, а я на самом деле знаю, где вы были! Моя бабушка Катерина передала вам через ворота времени настоящий казачий круглик!

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны

Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани...

Проект "Культура, быт и традиции казачества"

Цель  проекта состоит в приобщении детей к культуре, традициям и быту Кубани. Именно такой представляется  стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине....

Воспитание уважительного отношения к старшим.Традиции казачества.

По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям и прародителям. Они были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу....

Традиции казачества

проект по развитию у детей патриотического воспитания, развитие регионального компонента...

Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...

Конспект бинарного занятия по проекту «Оренбургское казачество» на тему «Традиции казаков» в старшей группе №2

Развитие представлений о социокультурных ценностях русского народаПознакомить детей с историческим прошлым своего народа, с лучшими традициями в воспитании уважения и любви к предкам и родному краю....

Использование культурно - исторических традиций казачества в развитии творческих способностей, средствами танцевального искусства. "Танцевальная культура казачества"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15г. Красноармейск Саратовская область»Танцевальная культура казачестваМузыкальный руководительI квалификационно...