Консультация "Взаимодействие семьи и ДОУ"
консультация (старшая группа)

О разнообразии форм взаимодействия семьи воспитанника и дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_semi_i_dou_.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы  взаимодействия с семьями воспитанников

в условиях реализации ФГОС ДО

Воспитатель МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п.Шумячи Филиппова О.И.

План

  1. Актуальность темы
  2. Положения ФГОС ДО
  3. Направления работы дошкольного учреждения по проблеме взаимодействия с семьей в условиях реализации ФГОС.
  4. Основные понятия
  5. Задачи взаимодействия  семьи и ДОУ
  6. Принципы взаимодействия  семьи и  ДОУ
  7. Основные направления  и формы сотрудничества  с семьей
  8. Раздел «Взаимодействие с семьей» в основных проектах программ . Программы «Миры детства»-новый подход к созданию единого образовательного пространства

1. Актуальность

Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна даже самая лучшая программа  не сможет дать  полноценного  результата, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольное учреждение не создано единое сообщество «семья – дети – педагог», для которого характерны взаимопомощь, содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Только понимание педагогами и родителями своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, а партнера, а практические действия в этом направлении могут дать положительный результат.

Проблема построения продуктивных взаимоотношений ДОО с семьей во многом связана и сохранением позиции педагогических коллективов и отдельных педагогов, суть которой выражает устаревшая формулировка «работа с семьей». Часто под новыми заголовками в документации воспитателей и руководителей, близкими к формулировке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - «взаимодействие с семьями воспитанников по реализации... программы дошкольного образования» - обнаруживается все та же практика так называемого педагогического просвещения родителей, домашних заданий и формальных собраний.

Предметом регулирования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Родители (законные представители) - непосредственные участники образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Поэтому сегодня важен новый взгляд на взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, которое должно строиться исходя из социально-культурных  особенностей  современной жизни и на основе новых положений законодательства в образовании.

2.Требования ФГОС ДО к содержанию и организационным аспектам взаимодействия с семьей  (тематические извлечения)

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 W 1155 (далее - Стандарт), представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Положения Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования (п. 1.1).

  1. Стандарт закрепляет принцип личностно  развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей (п. 1.2).

  1. Одним из основных принципов дошкольного образования, закрепленных в Стандарте, является сотрудничество Организации с семьей (п. 1.4).

  1. Стандарт направлен на решение ряда задач, среди которых обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6).

  1. Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям)  в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений их развития(п. 1.7)

  1. В содержательном разделе Программы, кроме прочего, должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (п. 2.11.2). 

  1. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей.... и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность (п. 2.11.2).

  1. Стандарт предусматривает дополнительный раздел Программы - ее краткую презентацию, которая должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления (п. 2.13.2). В ней должны быть указаны:

- возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в т. ч. категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

 - используемые Примерные программы;

  -характеристика взаимодействия педагогического коллектива    с  семьями детей.

  1. Стандарт определяет требования к условиям реализации Программы, которые включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая должна создавать….

 условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (п. 3.1).

  1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены психолого педагогические условия, в т. ч.:

-поддержка родителей (законных представителей): в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

         -вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (п. 3.2.1).

11. При реализации Программы педагогическим работником в рамках педагогической диагностики может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.  При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) (п, 3.2.3).

12.В соответствии со Стандартом условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают, кроме прочего, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам:

 - образования ребенка;

   - непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п. 3.2.5).

13.Организация должна создавать возможности:

для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы (п. 3.2.8).

14.Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования являются, кроме прочего, ориентирами:

          для взаимодействия с семьями;

           информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации (п. 4.4)

В «Профессиональном Стандарте (вступают в силу с 1 января 2015 года) определены необходимые умения:

Выстраивать  партнерское взаимодействие  с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

4. Основные  понятия

Признание приоритета семейного воспитания потребует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнерство»

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие предполагает взаимное воздействие, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых обеспечивается смена позиций и ролей участников общего процесса.

 «Социальное партнерство» -  дословный перевод понятия «партнерство» - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов - определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОО и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка.

Вовлеченность  родителей в образовательный процесс (Коломийченко)

Перед педагогическим коллективом ДОУ должна быть поставлена цель:

сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

3. Направления работы дошкольного учреждения по проблеме взаимодействия с семьей в условиях реализации ФГОС

Реализация ФГОС ДО, направленная на повышение качества дошкольного образования, находится в прямой зависимости:

  •  от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО,
  • информирования родителей (законных представителей) по основным положениям и особенностям введения и реализации ФГОС ДО.
  • от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации ФГОС ДО, взаимодействия семьи и образовательной организации в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Подготовка педагогических кадров включает :

- знакомство с нормативной-правовой базой (изучение документов, выдержек из документов, определяющих особенности взаимоотношений ДОУ и семьи, документов о правах ребенка. )

- Повышение педагогической компетентности воспитателей по вопросам общения с  семьей  через различные формы методической работы

Информирование родителей (законных представителей) по основным положениям и особенностям введения и реализации ФГОС ДО.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) имеют преимущественное право перед другими лицами на обучение и воспитание детей, на защиту их прав и законных интересов, а также право на знакомство с:

 уставом, лицензией, образовательной программой и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности,

используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями,

информацией обо всех видах планируемых обследований ребенка (психологических, психолого-педагогических), имеют право принимать решение относительно участия ребенка в таких обследованиях,

результатами проведенных обследований ребенка.

Формы работы по информированию родителей о введении и реализации ФГОС ДО:

Буклеты, фильмы, сообщения в СМИ, конкурсы и творческие отчеты детей, публичные доклады, информационная страница на сайте, презентации, стенды, плакаты, родительские собрания, консультации и др.

(примерные темы и формы работы предложены в методических рекомендациях по информированию родителей (законных представителей) по вопросу введения ФГОС ДО)

5. Задачи взаимодействия семьи  и ДОУ.

Задачи взаимодействия образовательной организации с родителями (законными представителями) детей:

1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

2. Объединение усилий семьи и образовательной организации для развития и воспитания детей.

3. Создание атмосферы взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов образовательной организации, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей).

5. Формирование уверенности родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

6. Принципы взаимодействия с семьями воспитанников (по программе «Мир открытий»)

1. Принцип психологической комфортности

2. Принцип деятельности

3. Принцип целостности

4. Принцип минимакса

.

5. Принцип вариативности

6. Принцип непрерывности

7. Принцип творчества

7. Основные направления и формы  взаимодействия образовательной организации с родителями (законными представителями) детей

 (при раскрытии форм работы – привести примеры из своего детского сада)

1 направление: Изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний; об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

  • Анкетирование
  • Интервьюирование
  • Беседы
  • Круглый стол «Зачем  учиться быть родителем»
  • Социологические вопросы
  • Наблюдения
  • «Почтовый ящик»
  • журнал «У меня есть вопрос»,

Формирование актива группы

  1. направление: Психолого-педагогическое и правовое  просвещение родителей (законных представителей )

Информационные: устные журналы; рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого-  педагогическая пропаганда и др.

Организационные: родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.).

Просветительские  родительские гостиные;  Школа для родителей; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др..

Помимо традиционных способов, для современных родителей могут быть актуальны такие дистанционные способы получения информации, как ознакомление с Интернет-сайтом детского сада (со специальной рубрикой, посвященной родительскому образованию); участие в информационных вебинарах, on-line консультациях; получение электронной рассылки с подборкой полезных сайтов, литературы, фильмов о воспитании детей и др. При этом следует учитывать, что любое дистанционное общение является лишь дополнением к полноценному общению.

3 направление : Управление образовательной организацией, образовательным процессом в работе советов различного уровня (управляющий, попечительский; родительский комитет, клубы, объединения); проектировании основной образовательной программы образовательной организации; материально-техническом обеспечении образовательного процесса.

4 направление  Организация совместной деятельности детей и взрослых

Организационно-деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско- родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и

педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду; участие в качестве модераторов и участников родительских форумов на Интернет-сайте ДОО; помощь в подготовке электронной рассылки с советами для родителей или фотоотчётом о прошедшем мероприятии;

участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной

среды и др.).

 Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей,

Днях здоровья, Благотворительных марафонах и др.)

Программа «Миры детства» - новый подход к созданию единого образовательного пространства

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в семье Программа  «Миры детства» предлагает использовать материалы «Детского календаря».

Отметим среди их  отличительных особенностей следующие:

– материал позволяет реализовать все основные культурные практики, такие как сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно- исследовательская деятельность и чтение художественной литературы;

–дидактический материал, предназначенный для семьи, непосредственно связан с образовательной деятельностью в детском саду, вплетен в общий образовательный контекст.

– использование материала не требует от родителей привлечения дополнительных материалов извне.

Каждое занятие оставляет свой «предметный след», итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, игровой макет.

Значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в детском саду. Ребенок, не выполнивший их в домашних условиях, испытывает затруднения на занятиях в группе. Родители, осознав это, будут стараться обеспечить непрерывность образовательной деятельности. Кроме того, выполняя с ребенком совместную работу дома, родители могут оценить образовательную деятельность, осуществляемую в ДОУ.

Задания, размещенные в «ДК», просты, нетрудоемки. Они являются

обязательными для выполнения. Организованные по ним занятия обеспечивают интенсивное освоение новых знаний, умений и навыков. Наблюдаемый эффект побуждает родителей продолжать занятия в домашних условиях.

Подчеркнем, что основную роль в организации образовательного процесса

играет педагог конкретной группы. Его ценностное отношение к образовательному потенциалу семьи, его личный контакт с родителями воспитанников многое  определяют во взаимодействии семьи и детского сада.

Сегодня и сейчас:

  • За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители; все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их деятельность.
  • Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и  образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». 
  • Инициатором  изменения социальных контактов с семьей является образовательное учреждение, которое гарантирует профессиональный уровень, разъяснения и поддержку.
  • Главное  в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

                                                                                                          А.Д. Майер, Л.Л. Тимофеева

Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон (в данном случае семьи и ДОО) одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов. Очевидно, что участники образовательного процесса далеко не всегда обладают необходимыми качествами - стремлением, готовностью и способностью к продуктивному взаимодействию, активностью, субъектностью. В этой связи построение партнерских отношений между основными агентами воспитания детей (социум, семья и образовательные организации) - длительный и сложный процесс, связанный с прохождением обязательных этапов, на которых происходит изменение установок у родителей и педагогов.

Стратегия и тактика построения партнерских отношений между ДОО и семьей может быть представлена последовательными шагами от «формулирования миссии» до поиска средств реализации поставленных задач.

Шаг первый -формулирование миссии, или декларация цели

Выработка общих целевых основ, единой картины будущего как фундамента сотрудничества. Именно цель как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива- является системообразующим фактором при построении любой системы. Формулирование цели, ее понимание и принятие всеми участниками служит базисом продуктивных отношений.

Принято считать, что перед ДОО и семьей стоят общие задачи. На самом деле, высказываются самые разные мнения по вопросу о сущности, цели и задачах обучения, воспитания и развития детей. Даже на житейском уровне очевидны различия в приоритетах семьи и ДОО: педагог во главу угла ставит освоение всеми детьми образовательной программы дошкольного образования, тогда как для родителей наиболее важными могут быть задачи сохранения здоровья ребенка, доверительных взаимоотношений с ним, удовлетворение собственных амбиций и т. д.

Формулирование целей - важный этап построения партнерских взаимоотношений, половина успеха в решении существующих проблем. При этом нужно учитывать, что цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Целеполагание надо рассматривать как непрерывный динамичный процесс, в котором анализируются сложившиеся ситуации, тенденции и при необходимости корректируются цели.

Определение конкретной цели - крайне сложная задача. Выделив проблему - то, что является неудовлетворительным в существующей практике взаимодействия семьи и ДОО, - необходимо определить, а по сути, придумать, как ее решить. При этом может возникнуть множество идей, из которых нужно выбрать одну, наиболее рациональную.

Пример поиска общей цели на основе методики «Саммит позитивных перемен» представлен в приложении 1.

Шаг второй -разрушение стереотипов

Непродуктивное, а порой и неконструктивное, взаимодействие субъектов воспитания ребенка в рамках традиционных моделей работы ДОО с семьей приводит к тому, что родители накапливают достаточно серьезный объем невысказанных опасений по отношению к воспитателям и детскому саду в целом. При этом педагоги нередко занимают настороженно-оборонительную позицию.

Очевидно, что партнерские отношения не могут строиться в атмосфере взаимного недоверия. В связи с этим необходим этап переосмысления сложившихся мнений, стереотипов поведения и установок в общении. Важно избавиться от «ярлыков», создать позитивный имидж ДОО и педагогического коллектива. Примеры различных форм работы в данном направлении представлены в приложении 2 в формате организационно-деятельной игры «Повышение толерантности во взаимоотношениях педагогов и родителей» (суть данной формы работы состоит в том, что участники игры моделируют ранее неизвестное содержание деятельности по определенному направлению.)

Шаг третий -  осознание неразделимости институтов воспитания

Построение партнерских отношений невозможно без осознания администрацией ДОО, педагогами и родителями взаимозависимости семьи и дошкольной образовательной организации. Поэтому следующим шагом должна стать совместная работа по определению места, роли и возможностей каждого института в достижении поставленной цели, в решении общих задач воспитания, развития и обучения детей.

Необходимо определить зоны ответственности каждого из институтов с учетом возможностей и специфики семейного воспитания. Принципиальное отличие воспитания в семье состоит в том, что фундаментом родительского влияния выступает, прежде всего, безусловная родительская любовь к ребенку, забота о нем как о самоценной личности, принятие его таким, какой он есть. Основой общественного формирования личности является система социальных требований к ребенку.

Работа по выявлению и согласованию позиций родителей и педагогов по вопросам определения зон ответственности каждой из сторон взаимодействия за тот или иной аспект воспитания может проводиться с использованием опросов и анкетирования. В качестве примера в приложении 3 представлена анкета для родителей «Кто должен формировать культуру безопасности у детей?».

Интересная форма работы - написание родителями (педагогами) мини-сочинений. Данные эссе становятся объектом обсуждения и анализа в педагогическом и родительском сообществах, основой построения дальнейшей совместной работы двух институтов социализации ребенка.

На основе полученной информации командой специалистов ДОО может быть разработан сценарий мероприятия для педагогов и родителей. Например, в ходе разыгрывания ролей в ситуации деловой игры «Родители обязаны, педагоги должны», представленной в приложении 4, можно сделать очередной шаг к разграничению полномочий и объединению усилий педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка.

Шаг четвертый - поиск ресурсов для решения  поставленных задач

Удивительно, но в век свободного доступа к информации, средствам коммуникации люди становятся все менее коммуникабельными. Опыт проведения разных по форме и содержанию мероприятий с педагогами и родителями воспитанников ДОО показывает, что организаторы и участники легко могут найти в различных источниках опыт решения определенных проблем и задач. При этом значительные трудности возникают в ходе обсуждения и анализа информации педагогами и родителями, в процессе принятия общих решений.

Неслучайно сегодня востребованы не столько новые идеи построения взаимодействия семьи и ДОО, сколько умения, позволяющие педагогу эффективно организовать обсуждение идей и обеспечить выбор наиболее приемлемых для всех. Также необходимы навыки построения взаимодействия, облегчающие нахождение точек соприкосновения и взаимопонимания между партнерами.

Как отмечалось выше, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основная роль родителей заключается в реализации преимущественного права на воспитание ребенка, в то время как педагог обязан оказывать посильную консультативную помощь. Подобная законодательная тенденция может осложнить и без того непростое взаимодействие институтов социализации дошкольников в ситуации, когда попытки решения воспитательных проблем предпринимаются на фоне рассуждений о том, «кто кому должен» и «кто виноват».

Предстоит обеспечить изменение, обновление позиций субъектов на основе понимания того, что заложником несложившихся, разрушенных, осложненных отношений между родителями и педагогами был и остается ребенок. Для решения этой задачи необходимо придерживаться принципов эффективного взаимодействия:

■        принцип первый (хорошо известный педагогам и плохо осознаваемый родителями): родители являются первыми и главными воспитателями ребенка;

■        принцип второй (мало осознаваемый педагогами и неизвестный родителям): детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей;

■        принцип третий (смутно осознаваемый и родителями, и педагогами): какие педагоги - такие и родители и, наоборот, какие родители - такие и педагоги;

■ принцип четвертый (вызывающий наибольшее количество разногласий между педагогами и родителями): педагоги воздействуют на семью через ребенка и для ребенка; семья, в свою очередь, воздействует на педагогов через ребенка и для ребенка.

Данные принципы построения взаимодействия субъектов воспитания могут быть реализованы при помощи идеологии и технологий фасилитации. Для того чтобы добиться активности педагогов и родителей (а значит, активности и свободы ребенка), сторонам следует научиться взаимодействовать по-новому.

Пример совместного поиска решений важной проблемы современности, построенного на основе технологий фасилитации, представлен в приложении 5. Использование подобных технологий при подготовке неформальных мероприятий, проводимых с участием педагогов и родителей, позволяет выявить и расширить возможности институтов социализации ребенка, конкретизировать созданную модель взаимодействия семьи и ДОО.

Таким образом, в непростых для всех участников образовательных отношений условиях насущной необходимостью становится желание и умение педагогов и родителей делать шаги навстречу друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....