ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛАХ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ.
консультация (младшая группа)
: в статье рассматривается актуальность формирования полоролевых качеств мужественности и женственности у детей дошкольного возраста. Особенности формирования полоролевых предпочтений.
Ключевые слова: представления, женственность, мужественность, формирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_levchenko_n.s.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛАХ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ.
Аннотация: в статье рассматривается актуальность формирования полоролевых качеств мужественности и женственности у детей дошкольного возраста. Особенности формирования полоролевых предпочтений.
Ключевые слова: представления, женственность, мужественность, формирование.
Воспитание искренних, товарищеских, взаимно доброжелательных отношений между людьми различного пола надо начинать с раннего детства. В основе этих отношений должно лежать уважение к человеку, личности. Только тот, кто глубоко уважает других, может быть хорошим семьянином.
В содержание нравственной подготовки подрастающего поколения к семейной жизни А. С. Макаренко включал воспитание нового отношения к женщине – уважение женского достоинства, внимательность и тактичность в личных взаимоотношениях, заботу и чуткость к женщине в связи с тем, что она выполняет функции, связанные с рождением и воспитанием детей.
Особая забота и уважение должны проявляться к женщине-матери. Это исходный момент для развития у будущего мужчины уважения и любви к женщине.
В детском саду надо воспитывать мальчиков в духе мужских добродетелей. С ними необходимо говорить об ответственности перед Родиной и семьей, о мужестве и бесстрашии, об упорстве в достижении жизненной цели. Но все это равным образом относится и к представительницам другого пола.
А вот о рыцарстве в современном понимании этого слова, физической и моральной стойкости, о том, что именно мужчина призван защищать слабого и быть способным в определенных ситуациях взвалить на свои плечи груз, как физический, так и нравственный (принятие решения в трудные периоды жизни и др., – об этом с мальчиком надо говорить часто и убедительно. Он должен постепенно понять, что настоящему мужчине свойственны благородство, твердый характер, стабильность, определенная сдержанность в проявлении эмоций, словах и действиях, логичность, объективность, сила и доброта. Закладывать у мальчика основы мужественности должны главным образом отцы и деды, а не мамы и бабушки.
К сожалению, многие папы передоверяют женщинам воспитание своих сыновей! В результате в характере мальчика часто недостает истинно мужского: его излишне оберегают, контролируют, порой запрещают бегать, разрешают дружить главным образом с девочками («мальчики дерутся!»). В подобной ситуации у мальчика нет возможности самоутвердиться как мужчине.
Уроки жизни необходимы и девочкам – будущим хранительницам семейного очага. Мы имеем в виду привитие им трудолюбия, воспитание способности к любви, сопереживанию, чуткости.
К сожалению, воспитание девочек не всегда ориентировано на развитие в них исконно женских качеств. Напротив, ее учат лихо ездить на велосипеде, а затем и на мотоцикле, боксу, дзюдо. При таком воспитании, когда женственность не культивируется, девушка не способна воспринимать и оценивать истинную мужественность, она перенимает псевдомужские «ценности»: грубость, привычку к курению, пристрастие к алкоголю, легкомысленное отношение к интимной жизни.
Для формирования представлений о мужественности и женственности мною широко используются устное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок, произведений на основе былин дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С. Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» и другие.
С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежная королева», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок — воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви.
Во время этических бесед, уточняются представления о мужественности и женственности. Беседы проводятся с мальчиками и девочками отдельно в форме «секретных совещаний», «разговора по душам», так и со всеми детьми вместе, например, о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств для того или иного ремесла.
Для реализации представлений о полоролевом поведении также организовываю различные виды деятельности. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например, при необходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место девочке, пропустить её вперёд. Девочкам следует играть в ателье, сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами.
Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок, дифференцирую для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают.
Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского и женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны воздействия взрослого на эмоциональную сферу ребенка, одобрение и положительная оценка его социально ценного полоролевого поведения. Ребенок испытает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком или орденом «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За благородный поступок».
Значительное место в половом воспитании принадлежит различным видам игр, среди них игры-драматизации, строительно-конструктивные. По инициативе детей и с помощью педагога развертываются сюжетно-ролевые игры героической тематики. Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи: «Семья в турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости», «Родился малыш». Это чрезвычайно важно для создания в дальнейшем по-настоящему дружной семьи.
В воспитании черт женственности и мужественности огромную роль играет личный пример родителей. С 5 лет мальчик осознанно и эмоционально следует за отцом, девочка – за матерью. Поэтому роль отца в семье, его престиж, авторитет не должны подрываться другими взрослыми. Если жена унижает мужа при сыне, а теща – зятя при внуке, они тем самым унижают мужское начало в их собственном сыне и внуке. То же относится и к матери.
Мужественность должен воспитывать в мальчике отец. Велика и роль матери. Она должна определить сына в спортивную секцию, руководитель которой истинно мужествен. Учите сына самостоятельно принимать решения, воспитывайте в нем чувство ответственности, долга, уважения к девочке, девушке, женщине, способность сдерживать желания, быть великодушным. И больше самостоятельности с раннего детства!
Воспитывать девочку нужно нежной, умеющей сопереживать, терпеливой, трудолюбивой. Ее необходимо с первых лет готовить к роли матери и жены, учить уважать мальчиков, мужчин. Это важно, ведь неуважение к мужчине, как и завышенные требования к нему, нередко оборачиваются неудовлетворенностью в браке и в результате одиночеством женщины. К 5 – 6 годам девочка должна уже уметь следить за своей внешностью (прической, одеждой, обувью, иметь зачатки хорошего вкуса, изящно ходить, уметь вести себя за столом. Обязательно учите ее навыкам домоводства, умению готовить, шить, стирать и т. д.
Вот почему так важно направлять мальчика и девочку разными дорогами воспитания, имея в виду выполнение мужской и женской роли, формирование соответствующего полового самосознания.
Список использованных источников:
1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира: Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. СПб., 2001.
2. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. – Мн., 2010. – 928 с.
3. Суслова, Э.К. Половое воспитание детей дошкольного возраста / Э.К. Суслова // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 146 – 158
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений об идеалах мужественности и женственности у детей 5-7 лет
Консультация для родителей и воспитателей направлена на формирование представлений у противоположного пола начал мужественности и женственности....
Формирование у старших дошкольников представления об опасных ситуациях и способах поведения в них
В связи c ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности....
«Формирование представлений об идеалах мужественности и женственности детей 5-7 лет»
Консультация для воспитателей и родителей...
«Формирование представлений об идеалах мужественности и женственности детей 5-6 лет»
консультация для воспитателей и родителей...
Конспект НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений
Ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности....
Формирование у старших дошкольников представлений о значении питания для здоровья посредством реализации программы «Будь здоров, как Максим Орлов»
Формирование основ культуры питания представляется возможным посредством реализации программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (автор программы Ю.В. Аристова, филолог, писатель), направленной на разви...