Семинар - практикум для воспитателей "Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности "Создаю. Творю. Радуюсь"
методическая разработка

Шаповалова Алла Петровна

Система работы по развитию творческих способностей дошкольников

Работа с детьми: Непосредственно образовательная деятельность. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Самостоятельная детская деятельность 

Повышение компетентности педагогов: консультации; мастер – класс; семинар - практикум; круглый стол и т.п. 

Взаимодействие с родителями: родительские собрания; анкетирование родителей; консультации; наглядная информация; открытые занятия для родителей; практикумы для родителей; привлечение родителей к изготовлению игр и пособий; библиотека для родителей; совместные походы в культурные учреждения города (музеи, выставочные залы)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

Развитие индивидуальных способностей детей

в процессе продуктивной деятельности  "Создаю. Творю. Радуюсь"

Воспитатель высшей  квалификационной категории

Шаповалова Алла Петровна

МБДОУ детский сад №34 «Рябинка»

г.Усть-Илимск

      «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению»

     Поэтому развитие творческих способностей дошколят  является важнейшей задачей современного детского сада. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

    Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития дошкольников посредством:

- использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;

- взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;

- взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.

     Задачи:

- Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов;

- Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда;

- Развивать художественное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение и художественный вкус;

- Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.

     Методологическая основа

- теоретические подходы А.А. Бодалева, В. Ясвина, С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева о роли творческой личности взрослого и развивающей образовательной среды как факторах, обеспечивающих свободное и активное саморазвитие и реализацию творческого потенциала дошкольников; 

- современные технологии Г.С. Альтшуллера, Ю. В. Рузановой А.А. Мелик- Пашаева, Е.Л. Яковлевой, Ю.Н. Кулюткина, А.И. Савенкова о развитии творческого потенциала и креативности дошкольников при создании своего личностного значимого творческого «продукта»; 

- методические рекомендации Е.В.Полозовой, Л.В.Томашевской, Е.Ю.Герц И. А. Лыковой по использованию нетрадиционных методов и приёмов художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками.

         

Система работы по развитию творческих способностей дошкольников

Работа с детьми: Непосредственно образовательная деятельность. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Самостоятельная детская деятельность 

Повышение компетентности педагогов: консультации; мастер – класс; семинар - практикум; круглый стол и т.п. 

Взаимодействие с родителями: родительские собрания; анкетирование родителей; консультации; наглядная информация; открытые занятия для родителей; практикумы для родителей; привлечение родителей к изготовлению игр и пособий; библиотека для родителей; совместные походы в культурные учреждения города (музеи, выставочные залы)

Оснащение центра  изобразительной деятельности

  • Толстые восковые и акварельные мелки или карандаши; цветной мел;
  • Пластилин, цветное тесто  (памятка «Цветное тесто своими руками»)
  • наборы красок, фломастеров, карандашей;
  • Наборы с трафаретами для аппликации и рисования;
  • Цветная и белая бумага, фольга, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры;
  • Наклейки;
  • Ткани;
  • Самоклеющаяся плёнка; Клейстер, клеевой карандаш;
  • Доска, мольберт, магнитная доска, фланелеграф или коврограф;
  • Нестандартное оборудование (венчики из ниток, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др. нестандартное оборудование для изодеятельности);
  • Развивающие игры;
  • Альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства;
  • Книжки-раскраски;
  • Иллюстративный материал;
  • Схемы, алгоритм выполнения работы;
  • Игры и упражнения, используемые для развития творческих способностей дошкольников
  • Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов;
  • Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки», «Ёжики»);

Практическая работа с педагогам часть I:  

1. Игра «Моталочка  (наматываем ленточку на палочку)

2. Рисуночная игра «Коврик для мышонка» (украсим налепом «коврик» разноцветные шарики  или помпоны, мятая бумага и т.д.

- Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки) с предметами окружения

Практическая работа с педагогами часть II:  

Воспитатели  младших и средних групп рисуют  «Овощи в корзине»  (линии, штрихи)

Воспитатели  старшей  группы создают картину   «Рыжий кот» (мазок простой,  двойной мазок – набираем на кисть две краски) + нитки, фантики  и т.д.

Подготовительная  группа «Ёжик по лесу идёт…»    (линии) + бумага.          

-  Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций

Применение нетрадиционных техник и материалов с детьми :

  • рисование ладошками, пальцами, штампами,
  • аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка,
  • наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы,
  • лепка из разноцветного теста  с нанесением рисунка штампами, природным материалом с последующим раскрашиванием;

Вручить педагогам  памятки «Цветное тесто  своими руками».

- Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек;

- Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта; Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам.

Перспективный план работы с родителями^

  • Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей в ДОУ и в семье»
  • Стендовая информация «Что такое творческие способности и как их развивать?»
  • Совместная выставка «Здравствуй, Осень золотая!», «Вместе с мамой, вместе с папой»  и др.
  • Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей»
  • Конкурс «Игрушка на ёлочку», «Забавный снеговик», «»
  • Мастер-класс «Рисуем пальчиками, кулачками, ладошками» и т.д.
  • Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников»
  • Создание творческих детско-родительских проектов по теме …

Достижения детей

     Эмоционально откликаются на выразительные образы, радуются красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видят эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета; могут высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета.

     Могут создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм.

     Освоили некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно требованиям программы), способы создания изображения, передают сходство с реальными предметами, обогащают образ выразительными деталями.

     Проявляют некоторую самостоятельность в выборе изобразительных средств и материалов;

     Проявляют интерес к творческому экспериментированию;

    Совершенствовалась ручная умелость, мелкая моторика;

    Повысился уровень развития художественно – творческих способностей.

Раздать воспитателям  «рекомендации для развития творческих способностей дошкольников»

Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно-творческая деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.

Роль воспитателя:

Сформировать способность  Смотреть и Видеть, Чувствовать-Познавать -Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования);

Вовлечь родителей в активную совместную деятельность.

Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности"

«Раскрыть ребенка, как цветок, развить способности, талант, умения. И сохранить при этом все свое терпение. Для творчества открыть ему пути, и с ним по жизни радостно идти».Современному ребёнку за пор...

Выступление на семинаре - практикуме тема: Развитие творческих способностей детей с разными образовательными потребностями. Творческий проект " Творим вместе"

Сегодня я хотела бы представить Вам один из проектов, реализуемых в нашем Территориальном отделении, который называется «Творим  вместе»...

Современные подходы к развитию художественно-творческих способностей в процессе продуктивной деятельности

В  настоящее время в  современном обществе возросла потребность в людях, проявляющих инициативу, способных  нестандартно мыслить, быть готовыми к  активности творческого ...

Перспективное планирование в подготовительной группе на тему: «Развитие художественно-творческих способностей в процессе продуктивной деятельности».

Перспективное планирование  в подготовительной  группе. ДатаТемаЦельМатериалыиюнь-сентябрьСбор природного и бросового материалаДля дальнейшей работы. октябрь1."Путешествие в с...

Семинар Тема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

Семинар Тема:  «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»...

Семинар-практикум «Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности»

Семинар-практикум  для педагогов «Развитие индивидуальных способностей детей  процессе продуктивной деятельности»...