Семинар - практикум для воспитателей "Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности "Создаю. Творю. Радуюсь"
методическая разработка
Система работы по развитию творческих способностей дошкольников
Работа с детьми: Непосредственно образовательная деятельность. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Самостоятельная детская деятельность
Повышение компетентности педагогов: консультации; мастер – класс; семинар - практикум; круглый стол и т.п.
Взаимодействие с родителями: родительские собрания; анкетирование родителей; консультации; наглядная информация; открытые занятия для родителей; практикумы для родителей; привлечение родителей к изготовлению игр и пособий; библиотека для родителей; совместные походы в культурные учреждения города (музеи, выставочные залы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_vospimtateley_-_sozdayu_tvoryu_raduyus.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
Развитие индивидуальных способностей детей
в процессе продуктивной деятельности "Создаю. Творю. Радуюсь"
Воспитатель высшей квалификационной категории
Шаповалова Алла Петровна
МБДОУ детский сад №34 «Рябинка»
г.Усть-Илимск
«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению»
Поэтому развитие творческих способностей дошколят является важнейшей задачей современного детского сада. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития дошкольников посредством:
- использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;
- взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;
- взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.
Задачи:
- Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов;
- Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда;
- Развивать художественное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение и художественный вкус;
- Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.
Методологическая основа
- теоретические подходы А.А. Бодалева, В. Ясвина, С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева о роли творческой личности взрослого и развивающей образовательной среды как факторах, обеспечивающих свободное и активное саморазвитие и реализацию творческого потенциала дошкольников;
- современные технологии Г.С. Альтшуллера, Ю. В. Рузановой А.А. Мелик- Пашаева, Е.Л. Яковлевой, Ю.Н. Кулюткина, А.И. Савенкова о развитии творческого потенциала и креативности дошкольников при создании своего личностного значимого творческого «продукта»;
- методические рекомендации Е.В.Полозовой, Л.В.Томашевской, Е.Ю.Герц И. А. Лыковой по использованию нетрадиционных методов и приёмов художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками.
Система работы по развитию творческих способностей дошкольников
Работа с детьми: Непосредственно образовательная деятельность. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Самостоятельная детская деятельность
Повышение компетентности педагогов: консультации; мастер – класс; семинар - практикум; круглый стол и т.п.
Взаимодействие с родителями: родительские собрания; анкетирование родителей; консультации; наглядная информация; открытые занятия для родителей; практикумы для родителей; привлечение родителей к изготовлению игр и пособий; библиотека для родителей; совместные походы в культурные учреждения города (музеи, выставочные залы)
Оснащение центра изобразительной деятельности
- Толстые восковые и акварельные мелки или карандаши; цветной мел;
- Пластилин, цветное тесто (памятка «Цветное тесто своими руками»)
- наборы красок, фломастеров, карандашей;
- Наборы с трафаретами для аппликации и рисования;
- Цветная и белая бумага, фольга, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры;
- Наклейки;
- Ткани;
- Самоклеющаяся плёнка; Клейстер, клеевой карандаш;
- Доска, мольберт, магнитная доска, фланелеграф или коврограф;
- Нестандартное оборудование (венчики из ниток, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др. нестандартное оборудование для изодеятельности);
- Развивающие игры;
- Альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства;
- Книжки-раскраски;
- Иллюстративный материал;
- Схемы, алгоритм выполнения работы;
- Игры и упражнения, используемые для развития творческих способностей дошкольников
- Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов;
- Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки», «Ёжики»);
Практическая работа с педагогам часть I:
1. Игра «Моталочка (наматываем ленточку на палочку)
2. Рисуночная игра «Коврик для мышонка» (украсим налепом «коврик» разноцветные шарики или помпоны, мятая бумага и т.д.
- Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки) с предметами окружения
Практическая работа с педагогами часть II:
Воспитатели младших и средних групп рисуют «Овощи в корзине» (линии, штрихи)
Воспитатели старшей группы создают картину «Рыжий кот» (мазок простой, двойной мазок – набираем на кисть две краски) + нитки, фантики и т.д.
Подготовительная группа «Ёжик по лесу идёт…» (линии) + бумага.
- Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций
Применение нетрадиционных техник и материалов с детьми :
- рисование ладошками, пальцами, штампами,
- аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка,
- наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы,
- лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами, природным материалом с последующим раскрашиванием;
Вручить педагогам памятки «Цветное тесто своими руками».
- Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек;
- Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта; Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам.
Перспективный план работы с родителями^
- Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей в ДОУ и в семье»
- Стендовая информация «Что такое творческие способности и как их развивать?»
- Совместная выставка «Здравствуй, Осень золотая!», «Вместе с мамой, вместе с папой» и др.
- Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей»
- Конкурс «Игрушка на ёлочку», «Забавный снеговик», «»
- Мастер-класс «Рисуем пальчиками, кулачками, ладошками» и т.д.
- Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников»
- Создание творческих детско-родительских проектов по теме …
Достижения детей
Эмоционально откликаются на выразительные образы, радуются красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видят эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета; могут высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета.
Могут создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм.
Освоили некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно требованиям программы), способы создания изображения, передают сходство с реальными предметами, обогащают образ выразительными деталями.
Проявляют некоторую самостоятельность в выборе изобразительных средств и материалов;
Проявляют интерес к творческому экспериментированию;
Совершенствовалась ручная умелость, мелкая моторика;
Повысился уровень развития художественно – творческих способностей.
Раздать воспитателям «рекомендации для развития творческих способностей дошкольников»
Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно-творческая деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.
Роль воспитателя:
Сформировать способность Смотреть и Видеть, Чувствовать-Познавать -Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования);
Вовлечь родителей в активную совместную деятельность.
Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развития способностей и творческого потенциала детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности
Доклад из опыта работы с детьми раннего возраста....
Презентация опыта "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности"
«Раскрыть ребенка, как цветок, развить способности, талант, умения. И сохранить при этом все свое терпение. Для творчества открыть ему пути, и с ним по жизни радостно идти».Современному ребёнку за пор...
Выступление на семинаре - практикуме тема: Развитие творческих способностей детей с разными образовательными потребностями. Творческий проект " Творим вместе"
Сегодня я хотела бы представить Вам один из проектов, реализуемых в нашем Территориальном отделении, который называется «Творим вместе»...
Современные подходы к развитию художественно-творческих способностей в процессе продуктивной деятельности
В настоящее время в современном обществе возросла потребность в людях, проявляющих инициативу, способных нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого ...
Перспективное планирование в подготовительной группе на тему: «Развитие художественно-творческих способностей в процессе продуктивной деятельности».
Перспективное планирование в подготовительной группе. ДатаТемаЦельМатериалыиюнь-сентябрьСбор природного и бросового материалаДля дальнейшей работы. октябрь1."Путешествие в с...
Семинар Тема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»
Семинар Тема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»...
Семинар-практикум «Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности»
Семинар-практикум для педагогов «Развитие индивидуальных способностей детей процессе продуктивной деятельности»...