Использование мультфильмов в социализации детей дошкольного возраста
методическая разработка
Как использовать мультфильмы в ежедневном педагогическом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multfilmy.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование воспитательного потенциала мультфильмов в социализации детей дошкольного возраста
Основными задачами ФГОС являются: формирование общей культуры личности детей (в том числе развитие их социальных, нравственных качеств); объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания и ответственности.
Встает вопрос о том, какие наиболее эффективные средства использовать для решения этих задач, которые будут увлекательны и доступны для современного ребёнка, чтобы обучение стало для него без принуждения?
Учитывая то, что современный ребенок, живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиа-среде, представленной телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляет к этому интерес, мы определили решать данные задачи средствами медиа-среды.
Ведь сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие медиа-среды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Мультфильм как один из факторов медиа-среды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.
Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Таким образом, мультфильм как произведение искусства за счёт своей метафоричности и схватывания целостного образа углубляет возможности и расширяет границы используемых педагогом методов и приёмов. Его яркость, масштабность, содержательность позволяют выйти за рамки реального, существующего, осязаемого.
Я считаю, что мультфильм — наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
Педагогическое сопровождение контакта ребёнка с мультфильмом
необходимо строить посредством создания следующих ситуаций:
1. Ситуация сознательного восприятия мультфильма. Цель: преобразование воспринимаемой ребёнком аудиовизуальной информации в вербальную. В основе ситуации – просмотр мультфильма с последующим его обсуждением, позволяющим дополнить, обогатить и обобщить полученную ребёнком информацию.
2. Ситуация выделения нравственного содержания мультфильма или отдельных его эпизодов направлена на расширение и углубление нравственных представлений, оценок, привычек ребёнка через его обращение к нравственному контексту мультфильма. Педагог привлекает внимание дошкольников к разбору и анализу фрагментов, несущих в себе нравственный смысл, с помощью обсуждения, метода инсценировки, интерактивных приёмов оценивания ребёнком эпизода, героя, поступка
(оправдать, объяснить, найти причину, осудить и т.д.).
3. Ситуация проявления нравственных чувств. Цель: наполнение детского опыта эмоционально окрашенными впечатлениями, переживаниями нравственного характера. Для реализации поставленной цели используется обращение к личным ощущениям и чувствам ребёнка: «Представь, что ты оказался обиженным…», а также обсуждение эмоционального отношения ребёнка к увиденному: «Что ты почувствовал, когда … ?» (приводится эпизод из мультфильма), «Какие чувства вызывает у тебя то, что сделал … ?» (называется герой и его поступок).
4. Ситуация акцентирования внимания ребёнка на нравственных конфликтах героев мультфильма, которые аналогичны событиям из его собственного опыта. Цель: актуализировать процесс самопознания, побуждения ребёнка к рефлексии и самооценке собственного поведения. В процессе создания ситуации проводится беседа, в которой ребёнку предлагаются для размышления вопросы, не ведёт ли себя так же кто-то из его знакомых, товарищей; встречал ли он таких людей в жизни, в сказках; смог бы он сам поступить подобным образом. Сопоставление реальных событий с содержанием фильма подводит ребёнка к размышлению и рефлексии своих действий, помогает ему утвердиться или усомниться в правильности своей позиции.
5. Ситуация переноса моральных установок фильма на собственное поведение. Цель: способствовать переносу ребёнком опыта «проживания» сюжетной линии мультфильма в практику взаимодействия с окружающим миром. Для этого предлагаются игровые ситуации морально этической направленности с опорой на сюжет мультфильма, а также сравнение поступков персонажей с собственным поведением. На примере мультипликационного фильма ребёнок получает представления о преимуществах выполнения нравственных и социальных норм, акцентирует своё внимание на последствиях жадности, зависти, недружелюбности, равнодушия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Методический сборник "Социализация детей дошкольного возраста в совместной организованной деятельности с использование информационно-коммуникативных технологий"
В сборнике представлены конспекты ОД, разработки интерактивных игр для области "Социально-коммуникативное развитие"....
Использование современной технологии «Социальная акция» как эффективный метод социализации детей дошкольного возраста
Презентация воспитателя МБДОУ БГО Детского сада №12 общеразвивающего вида Журавлёвой Евгении Евгеньевны из опыта работы по теме: «Использование современной технологии «Социальн...
Консультация " Использование сказотерапии в социализации детей дошкольного возраста"
Сказотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, но и побуждать их к речевому контакту....
Практикум для воспитателей: Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста
Практикум для воспитателей:Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Цель: сформировать у педагогов предс...
Роль мультфильмов в социализации детей дошкольного возраста.
консультация для родителей "Роль мультфильмов в социализации детей дошкольного возраста."...
Использование лэпбука в социализации детей дошкольного возраста
Статья для выступления на педагогическом совете по теме "Использование лэпбука в социализации детейдошкольного возраста"...