Эстетическое воспитание детей в детском саду
статья

Липовская Кристина Дмитриевна

Процесс, результатом которого становится развитие у воспитанников способностей замечать,оценивать красоту всего окружающего мира 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie_detey_v_detskom_sadu_2020.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание детей в детском саду

 

                                                                                                  Липовская К.Д воспитатель

ГБДОУ № 14 Кировского района  

Г. Санкт-Петербург

Одна из важнейших задач в области образования – эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание многогранно, оно затрагивает художественное творчество, эстетику быта, поведение, труд и отношения. Разнообразная творческая непосредственно образовательная деятельность детей способствует развитию у дошкольников мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Часть эстетического воспитания – художественное – это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у ребёнка формируются художественные чувства и вкус. Он сам старается творить, а также начинает разбираться в искусстве, любить его и понимать.

Мы выделили несколько особенностей эстетического воспитания:

• рассказывая о прекрасном, воспитатель должен акцентировать внимание на чувствах, а не на содержании;

• эстетическое чувство необходимо связать с сенсорным развитием, так как красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков;

• ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания.

На основе базовой программы воспитания и обучения детей в детском саду были выделены задачи:

• воспитывать художественный вкус;

• эстетику поведения;

• развивать творческие способности;

• научить познавать окружающий мир поисково-исследовательским методом.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны, зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребёнка. Мы применяем три основные группы методов – наглядные, словесные и практические, используем их комбинированно, в определенном сочетании.

Что же определяет выбор метода? Это, естественно, источник знаний, вид деятельности и поставленные конкретные учебные задачи, учёт возрастных особенностей детей, уровня подготовки, мастерства и способностей воспитателя.

Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, чтобы овладеть навыками и умениями применять их, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

Знания о различных видах искусства детям прививают уже с раннего возраста. Декоративные игрушки, картинки, музыка, книги входят в жизнь ребёнка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о видах, но и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. В разделе «Изобразительное искусство» мы рассказываем о книжной иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно – прикладном, народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете т. д. У детей формируются представления о различных выразительных средствах (в скульптуре, например, это поза, жест, движения т. п.).

Детям необходимо видеть результат своего труда, признание, поэтому ежеквартально проводим тематические и творческие выставки художественно – эстетической направленности. Например, тематические посвящены временам года, народно – прикладному искусству, празднованию каких – либо дат. К подготовке данных выставок привлекаются педагоги и родители.

С приходом ребёнка в детский сад мы начинаем формировать также знания о музыке: вокальной и инструментальной, разнообразии тематики и жанров, структуре отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных музыкальных инструментов. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки.

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые связаны с формированием эстетических эмоций, чувств, отношений. В области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания музыки, а также несложными исполнительскими навыками: певческими, музыкально – двигательными, игры на музыкальных инструментах.

Большое значение мы придаем и формированию у детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной, рассказах, сказках, фольклоре, поговорках, загадках, выразительных средствах литературных произведений (лирических, героических, юмористических т д.). Учитывая всё многообразие и богатство литературы, мы стараемся привить любовь с помощью постановки кукольных спектаклей. Детям предлагается свободный выбор выражения своих способностей с помощью чтения стихов. Родители ответственно разучивают различного рода произведения, сами участвуют в конкурсе, читая с ребёнком произведения по ролям.

В каждой группе выпускается журнал для детей и родителей, в содержание которого входят материал по знакомству родителей жизнедеятельности группы, рекомендуемые произведения для чтения детям, описание игр, рекомендации психолога и педагогические рекомендации для родителей. Печатаются и детские работы: рисунки, стихи, рассказы. Данный журнал пользуется большой популярностью у родителей. Книжки – малышки после выставок дети старшего возраста дарят детям младших групп. Все это организуется в виде досуга.

Нельзя забывать, что эстетическое воспитание содержит в себе и раздел о природе. Образ природы присутствует повсюду: в литературных произведениях, музыке, изобразительной деятельности, в окружающем мире. Мы стараемся привлечь ребёнка к наблюдательности, учим его отмечать красоту природы в разное время года, видеть характерные сезонные изменения, преображения в результате труда человека (посадка цветов, деревьев и пр.). Ребёнок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувствам людей.

Таким образом, правильно организованная система работы по эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса – позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей детей и, как результат – духовно богатую, всесторонне развитую личность.

 

Основные средства эстетического воспитания в детском саду

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Стены родного дома, вещи, окружающие ребенка с первых лет жизни, обладают большой силой воздействия. Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения — все это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойной, светлых тонов.

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:

1. Целесообразность, практическая оправданность обстановки.

2. Чистота, простота, красота.

3. Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета. Например, бледно-желтые нарциссы рядом с синей водой аквариума усиливают красочность окружающего.

4. Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правила поведения для воспитанных детей в детском саду" (Презентация)

Правила поведения для воспитанных детей. В детском саду.   Как с ребятами дружить, Как без грусти день прожить, Как вести себя в саду, Чтоб со всеми быть в ладу. Соблюдайте тишину, Я расск...

Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду

С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...

Самообразование на тему: "Патриотическое воспитание детей в детском саду"

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенно...

Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Создание условий для художественно эстетического развития детей в детском саду»

Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей....

Средства эстетического воспитания в условиях детского сада

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительн...

Консультация для родителей «Художественно - эстетическое воспитание детей в детском саду».

laquo;Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувства прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному тв...