Возможности лепки в развитии мелкой моторики
учебно-методический материал
развитие мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_lepki_v_razvitii_melkoy_motoriki.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности лепки в развитии мелкой моторики
Мелкая моторика - это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи, памяти, внимания.
О необходимости развивать мелкую моторику маленького человечка сказано и написано немало. Пожалуй, любая мама знает, что слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
Лепка это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий!
Лепка самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (лепка), то выделяют методы:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
- информативно – рецептивный;
- репродуктивны
- исследовательский;
- эвристический;
- метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
- рассматривание;
- наблюдение;
- экскурсия;
- образец воспитателя;
- показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
- беседу;
- рассказ, искусствоведческий рассказ;
- использование образцов педагога;
- художественное слово
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
- прием повтора;
- работа на черновиках;
- выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы, как в лепке, так и в других видах изобразительной деятельности.
Занимаясь лепкой дети знакомятся с материалами (глина, пластилин, солёное тесто, воск, песок и т.д.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.
Пластилин - замечательный материал для лепки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие лепкой из пластилина способствует развитию мелкой моторики рук.
Как материал для лепки, пластилин известен очень давно, пользовались им для выполнения работ еще в средние века. Состав пластилина бывает самым разнообразным, но почти всегда в него входит натуральный или минеральный (озокерит) воск. Пластилин был разработан в 1897 году английским преподавателем школы искусств Вильямом Харбутом. Патент был получен в 1899 году, а в 1900 на заводе Bathampton началось его промышленное производство. Первоначальной пластилин был серого цвета, но позже продукт стали производить в четырех цветах. Каковы основные преимущества пластилина?
- В отличие от глины и воска, пластилин остается мягким, практически не твердеет и не сохнет.
- В отличие от керамики, пластилин имеет широкий спектр цветов, не прилипает к рукам.
- Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет продолжать с ним работу через любой промежуток времени.
Пластилин яркий, мягкий, незасыхающий и очень доступный материал для лепки! Часами дети с увлечением лепят птичек, зверюшек, человечков, машинки - словом, все, что их окружает. Это занятие прекрасно развивает творческие способности ребенка, тренирует его пальчики, что в дальнейшем поможет ему в школе. Кроме того, из пластилина малыш своими руками может сделать подарок любимой бабушке.
Тестопластика - одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах древних римлян. В Китае с XVII века делали марионеток из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Самый безопасный и экологически чистый материал для занятия лепкой с детьми - соленое тесто. Тесто приятно на ощупь, нежное, тёплое, безвредное с точки зрения аллергенов. Главное правильно вымесить тесто и тогда возможности его становятся практически неограниченными! Разновидностей рецептов приготовления солёного теста - много. Соленое тесто - самый удобный и экономичный способ попробовать свои силы в творчестве.
Во многих религиях, в иудаизме, христианстве, исламе, говорится о том, что человек был создан из глины.
Глина - природный материал, который применяется не только для лепки, но и для лечения. С давних времен люди знали, что глина убивает токсины, запахи и болезнетворные бактерии.
Лепка из глины особенно полезна для детей, потому что внимание ребенка не отвлекается на разные цвета, и он сосредоточивается именно на пространственных особенностях работы. Кроме того, глина имеет характерную и очень разнообразную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувствительность к материалу.
Лепка из глины и гипса не менее интересна детям, чем лепка из пластилина потому, что вылепленные изделия можно раскрашивать. Уже в 3-4 года, когда ребенок перестает все пробовать на вкус, можно попробовать лепить и из них. Однако не стоит оставлять ребенка наедине с глиной и особенно с гипсом! В этом случае творчество должно быть только совместным. Лепка из глины и гипса потребует от взрослых хотя бы небольшое знание технологии лепки и техники безопасности (например, при разведении гипса ребенку обязательно нужно надеть защитные очки).
Воск очень приятен на ощупь и запах, но минус его в том, что он очень быстро остывает и твердеет. Воск разрезают на кубики, погружают в горячую воду, и лепят, пока он еще теплый. Воск остается мягким 3-4 минуты, а затем застывает.
Особо одаренные дети умудряются лепить даже из парафина, которым бывают покрыты головки сыра. Можно лепить из парафина, когда тает свечка - это занятие увлекает не только детей, но и взрослых.
Летом можно лепить из мокрого песка, зимой - из снега, в любое время года - из папье-маше (это специальная масса для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера), пластики, обычного теста для кондитерских изделий и даже из репейника! Конечно, занимаясь с ребёнком лепкой, не надо забывать о том, что для него это игра. Поэтому ни в коей мере не следует ограничивать детскую свободу и раскованность. Занятия лепкой не должны превращаться в нудное изучение и обучение художественным приемам и технике лепки.
Лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение, в общем, действует весьма положительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение лепки в развитии мелкой моторики пальцев рук.
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества....
Лепка- средство развития мелкой моторики пальцев рук
статья "Лепка- средство развития мелкой моторики пальцев рук...
Возможности ниткографии для развития мелкой моторики у дошкольников
Как ниткография развивает мелкую моторику рук у детей...
Роль нетрадиционной техники лепки в развитии мелкой моторики и воображения дошкольника
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…Чем больше уверенности в движениях детской руки,чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда,тем ярче творчес...
Роль нетрадиционной техники лепки в развитии мелкой моторики и воображения дошкольника.
Благодаря занятиям лепкой у ребенка развиваются творческое мышление, память, мелкая моторика рук, аккуратность и усидчивость....
Лепка - средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Консультация для радителей. Описание, почему так важно развивать мелкую моторику детям, к каким нарушением ведет неразветая мелкая моторика. Что такое тестопластика и как при помощи игр с тестом разви...
Консультация «Лепка для развитие мелкой моторики рук у детей»
Польза пластелина, для развития мелкой моторики, заключается в самой лепке, ее процессе , а не в достижении результата...