Лепка- средство развития мелкой моторики пальцев рук
статья по аппликации, лепке (младшая группа) по теме
статья "Лепка- средство развития мелкой моторики пальцев рук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Лепка - средство развития мелкой моторики пальцев рук
1. Лепка - это создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов - пластилина, теста, глины, снега и других.
Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт - чувство пластики, формы, веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.
Однако в работе с маленькими детьми можно использовать все разнообразие пластичных материалов не сразу. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Другие материалы можно начинать использовать, когда дети подрастут.
Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития ручной моторики маленьких детей делает затруднительной работу с большими кусками теста или пластилина, а также не позволяет изготавливать и прикреплять мелкие детали. К тому же у малышей может возникнуть соблазн попробовать пластилин на вкус, раскидать тесто по полу или размазать материалы по столу. Но, несмотря на это не следует отказываться от работы с пластичными материалами.
Если детям предлагать простые поделки, вполне доступные их пониманию и не требующие много времени для выполнения, лепка может стать одним из любимых занятий для малышей. Работать
сосредоточенно, не уставая, ребенок второго года жизни может 7- 10 минут, а третьего года жизни - 10-15 минут.
2. Помимо обучения основным навыком работы с пластилином и формирования интереса и положительного отношения к лепке, занятия несут в себе много возможностей обучения и развития детей.
Развитие речи.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. Ведь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем.
Ознакомление с окружающим миром.
Занятия лепкой позволяют уточнять уже усвоенные детьми знания, расширять их, применять первые варианты обобщения. Закреплять знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
Когда у детей уже сформированы основные навыки лепки, появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало личности. Очень важно чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Не нужно забывать о том, что детям этого возраста необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Внимание со стороны взрослых является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению
результата, поэтому хвалите малыше, не бойтесь их перехвалить! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.
3. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Развитию мелкой моторики способствуют занятия с такими развивающими игрушками, как рамки и вкладыши Монтессори, пирамидки, мозаики, конструкторы серии Лего, различные шнуровки. Очень хорошо развивают мелкую моторику и занятия с пластилином.
Лепка способствует развитию мелкой моторики пальцев, любознательности, интереса самостоятельной деятельности, трудолюбия, создания своими руками различных предметов позволяет ребенку познавать мир, развивает фантазию и воображение. Овладев элементарными приемами лепки, ребенок сможет изображать знакомые предметы. Вылепленные из пластилина шарики в одном случае могут быть горошками, в другом - яблочками на дереве, в третьем - украсят крылья бабочки. Все это способствует развитию художественно-образного мышления.
После работы с пластилином желательно обсудить с ребенком то, что он делал сегодня и похвалить созданное им «произведение искусства»; отметить использованные им в работе линии, пятна, мазки, форму, цвета. Такие беседы способствуют не только развитию речи, но и эмоционально сближают взрослого и ребенка.
Игры с тестом
Предлагаем в качестве материала для творчества использовать соленое тесто - ему легко придать любую форму. Именно это свойство откроет для себя ребенок, взяв в руки неизвестный материал и испытав новые ощущения.
Рецепт теста для лепки: 1 способ: один стакан мелкой соли, один стакан воды, 0,5 пакета пищевого красителя (он продается в наборах для окрашивания), две столовые ложки растительного масла. Тесто должно быть гладким, приятным на ощупь, послушным. Хранить его лучше в полиэтиленовом пакете в холодильнике. Так оно сохранит свои свойства довольно долго - больше месяца. С помощью пищевых красителей можно получить тесто розового, желтого, синего цвета. Можно на глазах соединить розовое и желтое тесто - получится оранжевое. Малыш будет удивлен. Смешивая желтое и синее тесто, можно получить зеленое, смешивая розовое и синее - фиолетовое. Интенсивность цвета можно менять, добавляя вместо пищевого красителя немного гуаши.
2 способ: 300 гр. муки, 1 стол, ложка растительного масла, 200 гр. воды. Постепенно добавляя и масло, и муку, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить. Получается мягкое тесто.
Игры с тестом особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способны нормализации тонуса и активизации мелкой моторики.
Игры с тестом:
- Обогащают опыт ощущений и восприятий ребенка;
- Подготавливают руки к работе с более тугими материалами (пластилином и глиной), активизирует мелкую моторику рук;
- Активизирует речь;
- Приучают ребенка к аккуратной работе за столом.
С детьми можете лепить разнообразные предметы, делать картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.
Опыт работы по художественному творчеству....
Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...
Научная статья по логопедии "Средства развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением речи."
Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОНР....
Значение лепки в развитии мелкой моторики пальцев рук.
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества....
«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»
Пальчиковые игры...
«Нетрадиционная техника лепки как эффективное средство развития мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
laquo;Творчество не приходит по какому-то наитию… Творчеству надо учить»В.А. Сухомлинский...
«Нетрадиционная техника лепки как эффективное средство развития мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей у детей»
Лепка относится к такой образовательной области, как художественно-эстетическое развитие. Лепка уникальна тем, что помимо воздействия на речь ребенка она развивает творческие способности,...