Семинарское занятие для педагогов ДОУ. Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Флегонтова С.Ф. Октябрь 2018 г.
консультация

Флегонтова Светлана Флегонтова

Презентация "Семейные ценности и традиции в воспитании детей"  (Проблемы современной семьи; родительская любовь, как основа родительства)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_flegontovoy_s.f.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Семейные ценности и традиции в воспитании детей» (проблемы современной семьи; родительская любовь, как основа родительства) Семинарское занятие Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Флегонтова С.Ф. Октябрь 2018 г. МБДОУ «Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»

Слайд 2

Семья в современном обществе рассматривается как первая социальная общность, в которой закладываются основы личностных качеств ребенка. Особенности семьи как воспитательного фактора раскрыты в работах Т.А. Марковой, О.Л. Зверевой, Г.Н. Ганичевой, Л.В. Загик, Т.А. Куликовой и других. По их мнению, семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания. Семья — это школа, где человек учится, как жить в обществе. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, осваивает первые социальные роли, нормы и ценности. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания ребенка, его проводником в мире ценностей .

Слайд 3

Содержание понятия «ценность » ученые (Л.М. Архангельский, С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.И. Сагатовский, В.П. Тугаринов, В.Т. Харчева, З.Н. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др.) характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных, так или иначе, всем формам общественного сознания - значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность и т.д. Ценности выступают как сила, определяющая особенности сознания, мировоззрения и поведения любого субъекта – будь то отдельный человек, нация, этнос, государство. На основе ценностей, которые они принимают или исповедуют, люди строят свои отношения, определяют цели своей деятельности, занимают определенные социальные позиции.

Слайд 4

В современных научных исследованиях ценности классифицируются по разным основаниям. Так, определены различные виды ценностей: экономические, психологические, нравственные, эстетические, познавательные, социальные. По содержанию ученые выделяют: ценности науки (истина, знание, закон), ценности морали (добро, благо, любовь, счастье, долг, совесть), эстетические ценности (красота, гармония, возвышенное и пр.), ценности религиозные (бог, вера, воскресение, воздаяние, покаяние и др.). По степени распространенности существуют массовые, элитарные, субкультурные ценности. По характеру носителей выделяют индивидуальные, групповые, семейные, сословные, классовые, национальные, общечеловеческие ценности.

Слайд 5

В.Т. Фоменко и Т.И. Кульпина, исследуя систему ценностей современного школьника, выстраивают определенную иерархию ценностей: общечеловеческие ценности (планета Земля, ее уникальность, цивилизация прошлого и т.д.); отечественные ценности (русский народ, его язык, любовь к Отечеству, культура и т.д.); ценности малой родины (детский сад, школа, окружающий социум, природа, родной город, край, традиции, искусство и т.д.); сугубо личностные, ценности родного очага (родители, братья, сестры, отношения в семье и т.д.).

Слайд 6

Данная классификация интересна тем, что ценности семьи в ней, во-первых, отнесены к сугубо личностным ценностям, что подчеркивает значимость этих ценностей для конкретного человека. Во-вторых, иерархия ценностей показывает, что ценности семьи складываются под влиянием общечеловеческих, отечественных и иных ценностей и аккумулируют их в себе. На самом деле, семья представляет собой разновозрастную социокультурную группу, поэтому не только в разных семьях существуют разные ценности и идеалы, но и в одной семье они могут быть различными. Однако в хорошей счастливой семье ценности гармонизируются на основе создания семейных традиций (быта семьи, уклада жизни, взаимоотношений взрослых).

Слайд 7

Для большинства семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь , родительство, верность, доверие, связь с предками, дом. Главной нравственной ценностью семьи являются дети , и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. Несмотря на то, что каждой культуре свойственна своя шкала ценностей, названные ценности семьи характерны практически для любой культуры. Вместе с тем, этнографы подчеркивают, что каждое национальное сообщество или этнос имеет свои традиции, которые складывались веками и закреплялись, в том числе, и в семейных ценностях.

Слайд 8

К типично русским относятся такие традиции как: – крепкая семья, построенная на взаимопомощи, сопереживании, уважении к родителям, старшим членам семьи (культ бабушек, дедушек, культ братьев); – ценностное отношение к матери и материнству как одной из главных святынь; – ценностное отношение к отцу, закрепленное в традициях православной педагогики (В.О. Ключевский); – ценностное отношение и беспредельная любовь к детям. Дети воспринимались как основное богатство семьи, как дарование, Божья милость. Любовь и ласка – основа взаимоотношений детей и родителей; – ценностное отношения к труду в семье как основе жизненного благополучия; – ценностное отношение к здоровому образу жизни, одухотворенной красоте человека, к таким нравственным чертам как честь, мужество, достоинство, добродетели (доброта, милосердие, сострадание, справедливость, нестяжательство и трудолюбие); – ценностное отношение к семейному благополучию, счастью, поддержанию родственных связей, гостеприимству, застольям, праздникам (религиозным и народным).

Слайд 9

Таким образом, традиции семьи представляют богатейшую возможность для формирования у детей системы ценностей. Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных ценностей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на обеспечение единства подходов в решении задач воспитания у ребенка привязанности к родному дому, семье, сопричастности ребенка с родственниками, осознания правил, регулирующих взаимоотношения в семье, семейных традиций и обычаев.

Слайд 10

Чтобы выявить наличие у родителей представлений о семейных ценностях, уровень сформированности представлений о семье как ценности, выяснить, какие существуют традиции в семьях, можно предложить родителям анкету: «Семейные традиции и ценности», которая состоит из следующих вопросов: 1.Что вы понимаете под семейными ценностями? 2 Важны ли для вас семейные ценности? 3. Есть ли у Вас семейные реликвии? (если да, назовите их). 4. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Рассматриваете ли вы давние фотографии вместе со своими детьми? 5. Есть ли семейные привычки (собираться вместе всей семьей, совместные обеды, ужины). 6. Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии? 7. Знаете ли Вы своих предков (бабушек, дедушек, других родственников)? Рассказываете ли вы своим детям об их предках? 8. Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого? Знают ли дети об этом? 9. Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые? 10. Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

Слайд 11

Результаты анкетирования позволяют сделать ряд выводов: – семья в жизни каждого человека играет роль носителя и проводника ценностей; – современные молодые семьи не всегда осознают значимость семейных традиций в укреплении семьи, необходимость приобщения ребенка к традициям с раннего детства. В то время как именно дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования у ребенка образа семьи. Семейные традиции укрепляют в детях чувство целостности семьи, ощущении неповторимости собственного дома и уверенность в будущем; – проблема приобщения дошкольников к семейным ценностям может быть решена только в тесном содружестве детского сада и семьи при квалифицированной поддержке и сопровождении родителей в данном вопросе со стороны детского сада; – условиями успешного взаимодействия ДОО и семьи по приобщению дошкольников к семейным ценностям выступают: установление партнерских отношений педагогов и родителей, просвещение родителей по вопросам приобщения дошкольников к семейным ценностям, разработка совместных проектов детского сада и семьи, направленных на формирование у старших дошкольников ценностей семьи.

Слайд 12

В нашей группе осуществлялся проект « Идем дорогами добра » в сотворчестве с детьми, родителями и педагогами. Результатом проекта стало открытое мероприятие с детьми старшей группы, к которому мы готовились вместе с родителями. Семьи собирали материал о стране, Югре, Излучинске, районе. о своих семьях; создавали презентации. В начале НОД я показала глобус, дети рассматривая его и беседуя, выяснили, что Земля наш общий дом, что ее надо беречь. При этом усваивая общечеловеческие ценности (планета Земля, ее уникальность, цивилизация прошлого и т.д.);

Слайд 13

Семья Марины подготовила презентацию о России. Здесь воспитанники узнавали отечественные ценности (русский народ, его язык , любовь к Отечеству, культура и т.д.); Семья Марьяны подготовила презентацию о Югре. Здесь дети познавали ценности малой родины (окружающий социум, природа, родной город, край, традиции, искусство и т.д.);

Слайд 14

Аня Ч. рассказала в презентации о своей семье, здесь дети познавали сугубо личностные, ценности родного очага (родители, братья, сестры, отношения в семье и т.д.). Дети подготовили для родителей добрые пожелания, которые приклеили на цветок, а цветок приклеили на дерево и назвали его деревом Доброты. Ребенок не может придумать доброе пожелание родителю, если не чувствует родительскую любовь. Родительская любовь: — это источник и гарантия эмоционального благополучия, поддержки телесного и душевного здоровья ребёнка. Это способность чувствовать всем сердцем тончайшие духовные потребности своего чада и поступать таким образом, чтобы действия родителя были на пользу ребёнку.

Слайд 15

Благодарю за внимание! Юревич С.Н., Москвитина Е.П. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. Милюкова Елена Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ». Овчарова Р.В. Психология родительства .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Преемственность ДОУ и школы в рамках психологического подхода и ФГОС. Педагог-психолог первой квалификационной категории Миникаева Наталья Анатольевна

Наиболее общее понимание преемственности трактуется, как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных этапов опыта в последующем. От накопленного ...

Портфолио аттестации педагога на первую квалификационную категорию

Здесь помещены материалы портфолио аттестации на первую квалификационную категорию....

Портфолио аттестации педагога на первую квалификационную категорию

Здесь помещены материалы портфолио на первую квалификационную категорию...

Применение социоигровой технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста ДОУ. Семинарское занятие для педагогов ДОУ

Опыт работы, который педагог - психолог может использовать в работе с педагогами ДОУ знакомству и  формированию у них профессиональных навыков использования социоигровой технологии в работе с дет...

Ораторское мастерство и искусство речи. Семинарское занятие для педагогов ДОУ

Семинарское занятие расскрывает  понятие "ораторское искусство" и определяет его место в профессиональной компетенции педагога; демонстрирует возможности риторики для повышения педагоги...

Образовательная деятельность в детском саду . Конспект музыкального занятия . Составитель - музыкальный руководитель первой квалификационной категории Куликова Л.В.

Продолжать формировать основы музыкальной культуры дошкольников.  Развитие эмоционально-эстетического восприятия воспитанников через интеграцию различных видов искусств создание условий для актив...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...