ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СКАЗКОТЕРАПИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
статья

В статье описывается один из самых древних методов воспитания - сказкотерапия, которая оказывает значительное позитивное влияние на развитие психических процессов, стимулирует творчество детей, развивает познавательно - речевые способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Е. В. Кутовая 

                      МБДОУ ДС  №66  "Журавушка", Россия, г. Старый Оскол

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СКАЗКОТЕРАПИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Одной из самых "детских", а так же самой древней технологией образования в педагогике является сказкотерапия, поскольку  еще наши далекие предки,  воспитывая  детей, не спешили наказывать ребенка, который провинился,  а рассказывали ему сказку, разъясняющую смысл поступка.

Из-за социально зависимого положения у детей часто бывают различного рода огорчения, терпят крах их намерения, устремления, поступки. Это, как правило, компенсируется ребенком в  воображении, мечтах, а  сказка создает замечательную основу для такой компенсационной потребности, приводя все к обязательному счастливому завершению. Сказки наполнены ситуациями и героями, которые способны стать толчком процессам отождествления и  идентификации, косвенным путем помогая ребенку  осуществить свои мечты, компенсировать свои подлинные или мнимые недостатки.

 Доказано, что образ мышления детей, детское видение мира и психологическая специфика сказок характеризуются очень тесным родством в своем стремлении к крайностям, противоположностям. Сказочные образы не амбивалентны, что  свойственно человеческим характерам в реальной действительности. Там один брат умен, другой глуп, одна сестра ленива, а другая трудолюбива и прилежна. В сказках противоборствуют только очень сильные и  слабые, невероятно храбрые и трусливые герои, карлики и великаны, а  ведь только «белые» и «черные» тона преобладают в восприятии и оценках литературных произведений детьми.

Трудно переоценить важность чтения воспитателем  сказок или других литературных произведений, подходящих для детей данного возраста. Когда ребенок  слушает художественный текст, то незаметно становится соучастником волшебного  действия, радуется и страдает вместе с героем,  стремится достичь поставленной цели, что активизирует детское воображение и улучшает словарный запас ребенка.

Знакомство ребенка со сказкой начинается с ее выразительного чтения взрослым, содержание и характер последующей работы диктуются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития.

Педагоги отмечают, что схема построения непосредственно организованной образовательной деятельности при использовании технологии сказкотерапии отличается  от общепринятой следующими моментами: в организационный момент включаются психофизические и релаксационные упражнения, психогимнастика; в процесс образовательной деятельности включаются голосовые, дыхательные, мимические и физические упражнения; обязательно ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи; используются  динамические паузы  и физкультминутки, что несет дополнительную речевую нагрузку, определяемую темой, даются задания по  словотворчеству; включаются задания на коррекцию психофизических функций.

Сказка и ее преломление в детской деятельности – разыгрывание, пересказ – оказывают значительное позитивное влияние на развитие психических процессов, стимулирует творчество детей, развивает познавательно - речевые способности.

Список литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997.- 305 с.
  2. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под редакцией Поддъякова Н.Н., Михайленко Н.Я. – М.: Педагогика, 1998. - 265с.
  3. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: Новая школа, 2004.- 145 с.

 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: //www.2mm.ru; http://otherreferats.allbest.ru; http://www.skazkoterra.ru;

  http://afanasova.nm.ru/bibl-ka/syed.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема : «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе.

       «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе » "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасн...

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, переработки, хранения и извлечения информации. Память является важнейшим процессом, позволяющим человеку с...

"Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми ОНР"

МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций и конечно развитие речи....

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ.

В данном сообщении рассказывается о технилогии мнемотехника. Раскрывается ее актуальность и значение использования в работе с детьми. Заостряется внимание  на многофункциональности мнемотехники (...

Методическая разработка "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ".

Методическая разработка "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ" содержит теоретический материал по развитию речи у детей с ОВЗ и рекомендуется педагогам Д...

«Развитие профессиональных компетенций педагога посредством использования технологии «Сказкотерапия» в образовательном процессе»

Профессиональная компетентность педагога обуславливается свойствами его личности, а ключевыми ее компонентами выступают обучение и субъективный опыт. Педагог дошкольного образования должен обладать оп...