Игровые технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
статья
Аннотация: в статье представлены особенности игровой деятельности дошкольников с ОВЗ, имеющими интеллектуальную недостаточность, формирования предпосылок игровой деятельности и целенаправленное обучение игре детей данной категории.
Ключевые слова: игровая деятельность, особенности игры у дошкольников с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._igrovye_tehnologii_v_obuchenii_detey_s_intellektualnoy_nedostatochnostyu.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
Аннотация: в статье представлены особенности игровой деятельности дошкольников с ОВЗ, имеющими интеллектуальную недостаточность, формирования предпосылок игровой деятельности и целенаправленное обучение игре детей данной категории.
Ключевые слова: игровая деятельность, особенности игры у дошкольников с нарушением интеллекта.
В настоящее время наблюдается тенденция изменения контингента детей в ДОУ, имеющих группы компенсирующей направленности: если раньше наполняемость групп состояла в основном из детей с легкой интеллектуальной недостаточностью, то на данный момент отмечается преобладание детей с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности, часто осложненной другими дефектами. На данный момент основной формой педагогического воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются игровые технологии, в которых ведущая роль принадлежит взрослому.
Согласно положению Льва Семеновича Выготского, об общности закономерностей нормального и аномального развития ребенка, для дошкольника с интеллектуальной недостаточностью игра должна стать ведущим видом деятельности для обеспечения «зоны ближайшего развития» и воздействия на развитие всех психических процессов. Недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, средствами коммуникации, эмоциональным и ситуативным общением со взрослым являются причинами замедленного темпа формирования игры у дошкольников с умеренной интеллектуальной недостаточностью. Часто на имеющийся органический дефект наслаивается обеднённый и порой искажённый образ окружающего мира, вследствие депривации в младенчестве. Поэтому одной из приоритетных коррекционно-воспитательных задач обучения и воспитания детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью становится формирование предпосылок игровой деятельности и целенаправленное обучение игре.
Игровая деятельность дошкольников с умеренной интеллектуальной недостаточностью характеризуется рядом особенностей:
- интерес к игрушкам либо слабо выражен, либо отсутствует, а часто дети проявляют интерес только к знакомым игрушкам, новые игрушки вызывают страх;
- характерны неспецифические манипуляции с игрушками. Неадекватные действия с игрушками могут наблюдаться до конца дошкольного возраста;
- игрового сюжета не возникает, возможна цепочка предметно игровых действий из 2-3 операций;
- предметы заместители не используются, для игры необходимы только конкретные предметы.
Особенно примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и иные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам – животным умственно отсталый дошкольник, также не вызывает заинтересованного эмоционального отношения. Очень часто среди умственно отсталых дошкольников встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку, что называется «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто неумением действовать с игрушками, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением.
В процессе игры дети данной категории действуют с игрушками, не сопровождая свои манипуляции речью, лишь изредка издают отдельные эмоциональные возгласы, не произнося слова, обозначающие названия игрушек и действий с ними.
Процесс обучения игре дошкольников с умеренной интеллектуальной недостаточностью построен на основе комплексного подхода и включает следующие компоненты:
-организация предметно игровой среды;
-обогащение жизненного опыта;
-обучающие игры;
- общение взрослого с детьми в процессе игры.
Основной задачей на первом этапе обучения игре, является формирование эмоционально - положительного отношения к педагогу и желание сотрудничать с ним («Кто у нас хороший?», «Ладушки» хороводные игры, игры с мячом «Кати мяч»).
Не менее важны игры, направленные на привлечение внимания к игрушкам (использование звучащих игрушек, которые привлекают ребенка звуком, игра «Ку-Ку», «Найди игрушку»).
Далее необходимо использовать ознакомительные игры, которые по мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, представляют собой предметно-игровую деятельность. Содержание этих игр составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность направлена на выявление особенностей предмета- игрушки. Детей учат сосредотачивать внимание на одной игрушке, рассматривая ее, беря в руки, перекладывая из одной руки в другую, поворачивать игрушку, сжимать, прижимать, потряхивать, класть на место.
Для этого создаются игры-ситуации: "Дай мне игрушку", "Достань игрушку", "Найди игрушку". Игрушка находится в недоступном для ребенка месте. Педагог привлекает внимание ребенка к игрушке, берет ее в руки, дает ребенку потрогать, вместе с ним ее рассматривает, сопровождая весь процесс ласковой, спокойной речью. Когда ребенок начнет сам замечать игрушки, взрослый создает ситуацию, в которой ребенок вынужден обратиться за помощью к педагогу с просьбой ее достать. Для этого вида игр могут подойти звучащие игрушки.
На занятиях педагог формирует продолжительность манипулятивных действий и способствует их переходу в предметно-игровые действия.
У детей формируют предметно-игровые действия с сюжетными игрушками, назначение которых фиксировано: машина и различного рода движущиеся предметы (коляска, каталка и др.); посуда, игрушечная мебель и др. Кроме обучения предметно-игровым действиям с сюжетными игрушками детей учат адекватному использованию игрушек, значение которых не имеет подобной фиксированности. Это - юла, строительный материал и др.
Особое внимание уделяется формированию предметно-игровых действий, направленных к кукле. С этой целью разыгрываются игры-ситуации: «Пожалеем куклу» (гладим, приговаривая «ой-ой»), «Покачаем куклу» (поем колыбельную «баю, а-а-а»), «Кукла хочет есть» (даем пить из чашки, кормим ложкой из тарелки, вытираем рот салфеткой), «Оденем куклу на прогулку» (последовательно одеваем предметы одежды), «Купаем куклу» и.т.п.
На втором этапе ставятся следующие задачи
- продолжать формировать интерес и привлекать внимание к совместной деятельности детей и взрослых, обучать использованию игрушек, согласно их функциональному назначению;
- формировать отдельные игровые отобразительные действия по подражанию;
- формировать умение выполнять последовательную цепочку предметно-игровых действий совместно с педагогом и по подражанию.
Особое место на этом этапе занимают отобразительные игры, в которых отдельные предметно - специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности. Для таких игр используются куклы, игрушки – животные, машинки, и т.д.
Обучение игре проходит поэтапно, длительно, при побуждении и создании мотивации со стороны педагога. Дети с умеренной интеллектуальной недостаточностью самостоятельно не могут научиться переносу усвоенных предметно игровых действий на новые игрушки, кроме того дети быстро утрачивают навык, если он не закрепляется многократно.
Список литературы
- Баряева Л.Б., Зарин А.П., Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.:Издательство «СОЮЗ», 2003. – 320 с.
- Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» – М.: Просвещение 2003г.
- Волина В.В. Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно -методические материалы под редакцией И.М. Бгажноковой М: Владос. 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых технологий в обучении детей на музыкальных занятиях.
Настоящий материал является описанием игровой технологии, способов ее применения в работе с дошкольниками на музыкальных занятиях.Описываются преимущества данной технологии в привлечении внимания восп...
Использование игровых технологий в обучении детей 6-7 лет грамоте в условиях детского дома.
Воспитываемые в детских домах дети с речевыми нарушениями и разным уровнем умственного развития (с нормальным интеллектом, ЗПР, олигофренией) нуждаются в коррекционном обучении, способном подготови...
Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Мастер – класс для родителей по теме:«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»...
Сценарий мероприятия с родителями, педагогами - Игровой тренинг "Эффективные игровые технологии по обучению детей безопасному поведению на дорогах"
Игровой тренинг для взрослых , участники знакомятся с эффективными играми - викторинами, тренингами, дидактическими играми по обучению детей ПДД. При этом сами играющие соревнуются, проявляя смекалку,...
Игровые технологии в обучении детей, имеющих интеллектуальную недостаточность умеренной степени.
Аннотация: В статье представлены особенности игровой деятельности дошкольников с ОВЗ, имеющими интеллектуальную недостаточность, формирование предпосылок игровой деятельности и целенаправленное ...
Наглядные методы в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смыслов, человеческих отношений, осознания себя в системе пред...
План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: " Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку".
План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: "Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку"....