План работы по самообразованию в старшей разновозрастной группе 2020-2021 гг..
проект (старшая группа)
Цель: Развитие умственных способностей детей через занимательные математические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_androsova.docx | 37.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МКДОУ
«Преображенский детский сад»
________________ И.Ю. Муравская
__________________________ 2020 г.
План работы по самообразованию
в старшей разновозрастной группе " Веселая математика" 2020-2021 гг.
Воспитатель: Андросова И.И.
с.Преображенка
Тема: «Веселая математика».
Цель: Развитие умственных способностей детей через занимательные математические игры.
Задачи:
- Создать условия для самостоятельной, активной, целенаправленной деятельности для развития логического мышления.
- Развивать математические знания, умения, и представления через дидактические игры и познавательно – исследовательскую деятельность.
- Активизировать работу с родителями по изучению и закреплению знаний по занимательным математическим играм с помощью разнообразных методов и приемов.
Участники:
Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель, физинструктор.
Пояснительная записка.
Проект «Веселая математика» разработан на основе программы
математического развития дошкольников "Школа 2000...", учебно-методического пособия
"Раз-ступенька, два - ступенька..." авторов Петерсон Л. Г. и Холиной Н. П.
Математика является универсальным и мощным методом познания. Одно из самых точных высказываний, определяя место в системе наук, принадлежит физику Н. Бору:
«Математика – это больше чем наука, это язык». В математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли выражения: порядок, точность, ясность, сжатость; требует воображения и интуиции. Важность математики признают все, но обучить малыша счету и простейшим математическим знаниям порой непросто.
Актуальность.
В наше время для обучения дошкольников математике отводится особое внимание. Необходимо научить логическому мышлению, развивать зрительную память, внимание, умение решать нестандартные задания, самостоятельно и в коллективе. Любой познавательный материал дети очень легко воспринимают через игру. В игровой форме можно научить считать, узнавать цифры, правильно называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве. Много познавательных сайтов для детей и родителей, которые помогут усвоить ЭМП. В ходе решения логических задач, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывая их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства. Большое внимание в проекте уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.
Материалы, необходимые для осуществления:
- Рабочие тетради: «Игралочка», «Раз – ступенька, два – ступенька»
- Пальчиковые, подвижные игры.
- Разные виды театра.
- Художественная литература.
- Плакаты по занимательной математике.
- Дидактические игры:
- игры с цифрами и числами
- игры путешествие во времени
- игры на ориентировку в пространстве
- игры с геометрическими фигурами
- игры на логическое мышление
Мониторинг достижений планируемых результатов детьми проводится в начале и конце учебного года.
Ожидаемый результат
Создана предметно – развивающая среда.
К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;
- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;
- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.
Знать:
- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- состав чисел первого десятка;
- знаки >, <, = для записи сравнения;
- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;
- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.
Уметь:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- находить части целого и целое по известным частям;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе.
Формы работы:
- Продуктивная деятельность
- Целевые прогулки
- Тематические беседы
- Игры
- Чтение художественной литературы
- Заучивание стихотворений
- Загадывание детям загадок о геометрических фигурах, цифрах, о сказочных героях, придумывание загадок
- Просмотр мультфильмов
- Анкетирование родителей
- Интегрированные занятия
- Речевые ситуации
Этапы:
Подготовительный этап:
- Подготовка наглядного и дидактического материала (Иллюстрации, картинки…)
- Приобретение рабочих тетрадей ««Игралочка», «Раз – ступенька, два – ступенька»
- Подбор художественной литературы для чтения, заучивание наизусть небылиц. Сказки: «Три поросенка», «Три медведя», «Теремок», «Репка», «Гуси - лебеди», «Красная шапочка» Ш. Перро, «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкин.
- «Крылатый, мохнатый, масленый» И. Карнауховой
- «Цветик - семицветик» В. Катаев
- «Сказка про трех пиратов» А. Митяев
- «Старик - годовик» В. Даль и др.
- Сказки о числах, цифрах и геометрических фигурах
- Изготовление и использование дидактических игр: «Что общего и чем отличаются», «Подбери по форме», «Числа соседи», «Учусь считать», «Какой домик лишний и почему?», «Соедини точки по образцу».
- Подвижные игры: «Кто быстрее до волшебного дерева» (геометрические фигуры), «Пройди по лабиринту» и др.
- Игры с правилами: «Шашки», «Шахматы», пазлы, головоломки.
- Развивающие игры: «Путешествие в мир линий», «Танграм», «Колумбово яйцо», цветные счетные палочки Кюизенера, «Найди доллар», «Найди евро», макет банка.
- Экономические игры: «Мы играем в магазин», «Играем в профессию», магазин кондитерских изделий «Лакомка»: весы, касса, счеты, витрина, прилавок.
- Подбор материала для развития пространственной ориентировки (схемы, план, маршрут… )
- Изготовление вместе с детьми геометрических бус, цифр
- Рассматривание плакатов «Математика и логика для дошкольников»
- Родительское собрание «Развитие логического мышления у дошкольников»
- Выпуск буклета для родителей «Развитие логического мышления у детей 5 – 6 лет»
- Анкетирование родителей
Основной этап работы
- Проведение НОД по тетрадям «Считалочка», «Раз – ступенька, два – ступенька»
- Проведение развлечений «Путешествие в страну математики», «Теремок», «По следам колобка», КВН – «Мы играем, мы считаем».
- Обыгрывание дидактических и подвижных игр по Математике (сказки о геометрических фигурах, сказки о цифрах и числах).
- Викторины на логическое мышление
- Тематический коллапс «Превращение фигур в предметы»
- Семейный конкурс рисунков «Приключение Красной шапочки» (лабиринты)
Заключительный этап
- «Приключения клоуна Клепы в волшебную страну Математики» (развлечение)
- Презентация проекта
- Проведение детской – родительской гостиной «Числовой фриз» (коллаж, сказки….)
Результаты:
- Благодаря проекту была создана активизирующая предметно – развивающая среда в группе
- Результаты диагностики следующие…
- Работа, проведенная с детьми по занимательной математике, получила высокую оценку у родителей. Активно участвовали в мероприятиях совместно со своими детьми (сказки о геометрических фигурах, сказки о числах и цифрах).
Результат (практический выход).
- Проведение праздника «Торопись, да не ошибись»
- «Путешествие в страну Математики» (развлечение)
- Оформление папки - передвижки «Времена года» (дни недели, части суток)
- Подумайте вместе (логические задачи)
- Волшебные цифры (превращения)
- Консультация «Математика – это легко»
- Живые геометрические фигуры
- Проведение родительского собрания «Развитие логического мышления у дошкольников»
- Консультация «Игры для развития логического мышления в д/саду и дома»
- Памятка для родителей «Развитие логического мышления у детей 5 – 6 лет»
Работа с родителями
Сентябрь: Родительское собрание «Развитие логического мышления у дошкольников».
Папка – передвижка «Времена года» (в течение года).
Октябрь: Проведение детской – родительской гостиной «Числовой фриз» (сказки, коллаж…).
Ноябрь: Развлечение «Путешествие в страну Математики». Нарисуй сказку с использованием геометрических фигур.
Декабрь: Папка – передвижка «Подумайте вместе» (логические задачи).
Январь: Викторина на логическое мышление. Папка – передвижка «Математика – это легко»
Февраль: Родительское собрание «Развитие логического мышления у дошкольников». Папка – передвижка «Волшебные цифры».
Март: Консультация «Игры для развития логического мышления в д/саду и дома».
Апрель: Папка – передвижка «Живые геометрические фигуры». Развлечение «По следам колобка» (подготовка к развлечению).
Май: Семейный конкурс рисунков. «Приключение Красной Шапочки» (лабиринты).
Перспективное планирование в средней группе
Месяц | Темы интегрированной, непосредственной образовательной деятельности | Тема совместной деятельности | Ответственные |
сентябрь | ФЭМП «Цвет», «Оттенки цветов» Восприятие художественной литературы Сказка «Три медведя» (низкий, высокий, больше, меньше, распредели героев по росту…) | Речевая ситуация о сказках, в которых есть цифры («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»…). Д/игра: «Назови соседей» (части суток) Сюжетно – ролевая игра: Магазин кондитерских изделий «Лакомка». | Воспитатели |
октябрь | ФЭМП «Большой и маленький», «Цвет и размер» Социально – коммуникативное «Ребенок и окружающий мир» «Времена года» | Речевая ситуация о временах года, с рассматриванием иллюстраций. Какое время года нравится и почему? Игровая ситуация «Собираем урожай овощей». | Воспитатели |
Ноябрь | ФЭМП «Знакомство с понятием «один – много»» Физическое развитие «Волшебное дерево» (геометрические фигуры) | Эстафета: «Кто быстрее» Д/игра: «Роботы» (геометрические фигуры) Д/игра: «Обведи дорожки» Д/игра: «Что сначала, что потом» | Воспитатели Физинструктор |
декабрь | Художественно – эстетическое развитие Конструирование из бумаги. «Составь узор» (геометрические фигуры) ФЭМП «Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Сохранение количества» | Д/игра: «Соберем игрушки для куклы» Игровое упражнение: «Не ошибись», «Назови лишний предмет». Раскрашивание, вырезывание цифр, геометрических фигур. | Воспитатели |
Январь | Познавательное развитие. Развитие математических представлений. «Внимательный художник» ФЭМП «Представления о числе 1. Образование числа 2. Знакомство с цифрами 1 и 2», «Пространственные отношения: длиннее – короче» | Д/игры: «Расколдуй изображение», «На что похоже?» (предметы….) Игры с правилами (шашки, головоломки, пазлы…) | Воспитатели |
февраль | ФЭМП «Представления о круге и шаре, их распознавание», КВН: «Мы играем, мы считаем». | Д/игры: «Живая неделька», «Вчера, сегодня, завтра», «Поможем зайчишке найти свою маму» (план, схема, лабиринт). Загадки о днях недели. | Воспитатели |
Март | Познавательное развитие. Развитие математических представлений. «Образование числа 3. Счет до трех. Знакомство с цифрой 3. Представления о треугольниках, их распознавание» | Игровые упражнения: «Маршрут кораблей», «Строим лодочки», «Водяной шутник» (обследование предметов на ощупь…. ). Восприятие художественной литературы. | Воспитатели |
Апрель | Познавательное развитие. Развитие математических представлений Игровая ситуация: «Полет в космос» ФЭМП «Пространственные отношения: на – над – под, выше – ниже» | Д/игры: «Считай дальше», «Соберем ракету», «Найди свой космодром». | Воспитатели |
Май | ФЭМП: «Пространственные отношения: слева – справа – посередине» Развлечение: «Приключение клоуна Клёпы в волшебную страну математики» | Выставка рисунков совместно с родителями «Приключение Красной Шапочки» (лабиринты). | Воспитатели Родители |
Литература.
- Авторская программа Л. Г. Петерсон «Раз ступенька, два ступенька»
- Помораева И.А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА _ СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
- Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. – М., 2006
- Л. В. Манкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
- В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика - Синтез» 2008 г.
- Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников/Анник Габийе. – М.: Эксмо, 2016. – 499 с.
- Ершов, Ю.Л. Математическая логика/ Ю.Л. Ершов, Е. А. Палютин. – М.: (не указано), 2011 – 894 с.
- Колесникова, Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников./Е.В. Колесника. – М.: Сфера 2015 – 112 с.
- Маврина, Л Математические игры для дошкольников/Л. Маврина. – М.: Стрекоза, 2012 – 665 с.
- Михайлова, З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/З.А. Михайлова. – М.: Детство – Пресс, 2015. – 574 с.
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 104 с.: илл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями в старшей разновозрастной группе
Перспективный план работы с родителями в старшей разновозрастной группе...
План работы с родителями в старшей разновозрастной группе на 2019-2020 учебный год.
План работы с родителями поможет педагогам распределить работу в течение года....
Перспективный план работы по ПДД в старшей - подготовительной группе 2020-2021 учебный год
Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении.Расширить представления об улицах города (на улице есть тротуар, по которому ходят пешеходы, и проезжая часть, по которой движутся машины...
Перспективный план работы с родителями детей старшей разновозрастной группы на 2020-2021 учебный год
Перспективный план работы с родителями детей старшей разновозрастной группы на 2020-2021 учебный год...
Перспективный план работы с Родителями по ПДД (младшая группа) 2020-2021 учебный год
Привлечение внимания родителей и повышение их ответственности за формирование у детей навыков безопасного поведения на улице и проезжей части и знаний ПДД....
План работы с родителями в старшей разновозрастной группе при реализации дистанционной работы
Перспективный план работы с родителями в старшей разновозрастной группе при реализации дистанционной работы....
Перспективный план работы опытно-экспериментальной деятельности старшей разновозрастной группы на 2022-2023г.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность до...