Как наладить конструктивный диалог
консультация

Самойло Лилия Николаевна

Практические советы и рекомендации родителям и педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка

(И.В. Дубровина, А.Д. Воронова)

1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.

3. Снизьте контроль. Контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.

4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно, как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.

5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки – и ребенка, и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Рефлексивное слушание

(Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ Сфера, 1997)

Очень часто взрослые, общаясь с детьми, стремятся соперничать с ними. Взрослый может думать: «Для меня важно настоять на своем». Подобную философию было бы полезно заменить пониманием того, что «настоящий победитель тот, кто умеет обращаться с другими людьми». Барьеры между взрослым и ребенком рухнут, возрастет ощущение собственной полезности, нужности, отношения в семье, в школе заметно улучшатся.

Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка основан на взаимном уважении. Взаимное уважение подразумевает, что оба– и ребенок, и взрослый – позволят друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятым и отвергнутым.

Эффективное общение – это

  • принятие того, что сообщает партнер;
  • принятие его чувств;
  • отказ от осуждения партнера.

Другими словами, мы должны показать собеседнику, что понимаем его мысли и чувства. Помните, что вы можете и не согласиться с ребенком, но вы в силах принять его чувства. Принятие можно продемонстрировать тоном и соответствующими словами. Формирование этого стиля общения требует терпения и практики. Сюда относится также и овладение таким навыком общения, как «рефлексивное слушание и сообщение».

Как избежать ненужных конфликтов?

  •  не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
  • прежде чем сказать о неприятном, создайте доброжелательную атмосферу доверия;
  • попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
  • заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
  • умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
  • признавайте достоинства окружающих во весь глосс, и врагов станет меньше;
  • если чувствуете что не правы, признайте это;
  •  помните: «Победителя в конфликте нет!»

Пути разрешения конфликта

  • прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить;
  •  убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен;
  • в конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека;
  •  соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты;
  •  будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте;
  • заставьте себя слышать доводы своего оппонента;
  • не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием;
  • будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя;
  • умейте вовремя останавливаться;
  • дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

        

Кодекс поведения в конфликте

- Настройся на позитивное отношение к оппоненту, создавай базу для доверия. Рациональнее даже в конфликте, увидеть в оппоненте друга и лучшую часть его личности.

- Дайте оппоненту «выпустить пар», говори, когда он остыл. Не спеши реагировать, держи паузу; посмотри на себя со стороны; найди, на чем отвлечься; искренне пожалей про себя оппонента; сознательно распредели свое сознание на другие объекты.

- Потребуйте от оппонента спокойно обосновать претензии. Но скажите, что будете учитывать факты и объективные доказательства, а не эмоции

- Сбивайте возможную агрессию неожиданными приемами.

- Предложи оппоненту высказать свои варианты решения проблемы

- Давай оценку только действиям и поступкам оппонента, а не личности, не перескакивай с проблемы на личность

- Отражай как эхо при помощи вопросов смысл его высказываний и претензий. «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать?».

- Не бойся извиниться, если чувствуешь, что виноват, но сделай это быстро, решительно и не в конце разговора.

- Оформи приятную договоренность и оговори взаимоотношения на будущее.

- Если конфликт переходит в скандал, то замолчи первым.

- Всячески избегай характеристик эмоционального состояния оппонента. «И чего ты кипятишься?», «Ну вот, полез в бутылку!».

Способы разрешения конфликтов

1. Юмор.

2. «Психологическое поглаживание».

3. Компромисс.

4. Анализ ситуации.

5. Приглашение к сотрудничеству.

6. Ультиматум.

7. Подавление партнера.

8. Разрыв связи.

9. С помощью медиатора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

21 способ избежать конфликта и наладить отношения с ребенком

Игнорируйте неправильное поведениеВозраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12УходитеВозраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12 Используйте отвлекающий маневрВозраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до...

Конструктивный диалог «Радость общения с ребенком» (Работа с педагогами)

Овладение навыками общения с ребенком; развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств общения с ребенком....

Конструктивный диалог с родителями о развитии детского словотворчества.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Процесс творчества у ребенка сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос ...

Семинар для педагогов ДОУ "Конфликты. Правила конструктивного диалога"

Данный семинар проводился с целью сформировать у педагогов представления о причинах конфликтов, их классификациях, путях и способах их разрешения, а также с целью развития способности находить пути ур...

Тренинг для родителей "Основы конструктивного диалога"

В настоящий момент общепринятым является признание значимости того вклада, который вносит семья в формирование эмоционально - личностной сферы ребёнка, а через это – и в общий ход разв...

Технология «Развивающий диалог» Протокол развивающего диалога

Способствовать развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления....