Дидактическое пособие "Эмоции и чувства"
учебно-методическое пособие (средняя группа)
Пособие "Эмоции и чувства" предназначено для развития эмоциональной сферы детей, развития внимания, памяти, речи, расширения словарного запаса, формирования умения понимать эмоции по ситуации, показывать и подбирать выражения лица. Материал: деревянные «колобки», гуашь, лак.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пособие "Эмоции и чувства" | 825.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46 «Вишенка»
Дидактическое пособие
"Эмоции и чувства"
Педагог-психолог
Свежинцева И.А.
Пособие "Эмоции и чувства" предназначено для развития эмоциональной сферы детей, развития внимания, памяти, речи, расширения словарного запаса, формирования умения понимать эмоции по ситуации, показывать и подбирать выражения лица.
Знакомство с эмоциональными состояниями в дошкольном возрасте лучше происходит, если присутствует наглядность. Данный принцип имеет большое значение в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление детей носит наглядно-образный характер. Используемые в занятиях пиктограммы, карточки и иллюстрации обеспечивают восприятие материала. Что касается деревянных колобков, то здесь наглядность сопряжена с тактильным ощущением. Ребёнок не только видит изображение, но и может его подержать, ощупать, поиграть с ним. Тактильные ощущения для ребенка очень важны. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности.
Дерево не выделяет такого «букета» токсичных газов, как пластик или ДСП.
Дерево близко человеческой природе. Но не столько потому, что его предком была некая «обезьяна, которая слезла с дерева», а потому, что дерево в течение всей истории человеческого рода помогало и спасало. Люди спасались на ветвях от хищников, делали из него жилища, инструменты, оружие, получали топливо для костра. Так дерево вплелось в генетическую память, и человеку нравится форма его кроны, шелест листьев, фактура и запах древесины.
Чуткие люди ощущают, что деревянные вещи содержат глубину и энергетику, недоступную пластику, потому что в них вложена сила рук и доброта сердца.
Обработанное дерево – красивый, приятный на ощупь, теплый материал. А стильная деревянная игрушка – славная вещица, которая нравится детям.
Колобки могут выступать в роли предмета, активно влияющего на развитие эмоциональной сферы дошкольника, если нарисовать на них лица, передающие различные эмоциональные состояния человека: радость, удивление, печаль, неудовлетворенность, злость, обиду, страх и др.
Примеры игр с эмоциями:
Игра «Изучаем эмоции»
Цель: формирование умения называть и показывать эмоции, развитие мимических мышц
Задание: назвать и показать эмоцию.
- Игра «Угадай эмоцию»
Цель: обучение показу различных эмоций и умению их определять.
Задание: перевернуть кружки с эмоциями, игроки по очереди берут и показывают остальным выражением лица ту, эмоцию, которая выпала им. Тот кто отгадал, забирает эмоцию себе.
Упражнение «Нарисуй эмоцию»
Цель: формирование умения понимать ситуацию и подбирать соответствующую персонажу эмоцию, развитие речи.
Игра «Колобок»
Цель: формирование умения замечать и называть эмоцию, расширение эмоционального словаря.
Материал: сказка про колобка и изображения колобка с разными эмоциями.
Задание: придумать рассказ-объяснение эмоций колобка.
- Стишки и загадки «Эмоции».
В процессе игр, в перерывах между играми можно читать стишки про эмоции и загадывать загадки. Это позволит провести время еще более интересней и полезней.
Дидактические свойства колобков проявляются также при формировании нравственных понятий. Дошкольник визуально дифференцирует положительные и отрицательные эмоции, производит вербальную оценку эмоциональных проявлений, может перенести увиденное в контекст реальных жизненных поведенческих ситуаций и поступков. (Можно попросить ребенка найти сначала все недовольные выражения лица, затем все веселые). А то, что ребенок оценивает эмоциональные проявления, свидетельствует о развитии у него самостоятельности суждений и мыслительной инициативы.
- Во время прихода в детский сад утром ребенку можно предложить выбрать колобка - эмоциональное состояние, которое наиболее подходит к его настроению. Это станет экспресс-тестом для определения индивидуального подхода к ребенку, выяснения причин, особенно в случае негативных эмоций, и принятия решений, как строить взаимодействие с ребенком.
Упражнение: Закончи предложение
Психолог: внимательно рассмотри лица. У них у всех разное настроение. Давай придумаем почему.
Ребенку предлагается продолжить предложение (Человек грустный, потому что у него… Человек веселый, так как у него…) (Я был радостным, так как у меня… Мне было страшно, потому что…) (Оля обиделась, потому что… Аня удивилась из-за того, что…).
Ребенок в соответствии с образом эмоционального состояния продолжает предложение, тем самым развивая восприятие и вербальный анализ. Ребенок распознает мимическое отражение эмоций, сопоставляет его со своим опытом и внутренними переживаниями. Когда же он сопоставляет и делает анализ эмоционального состояния другого человека (сверстника), то у него формируется эмпатия, сопереживание. Понимание собственных эмоций происходит также через познание эмоций других людей.
Игра «Найди всех веселых»
Психолог: Найди все недовольные выражения лица. Молодец, а теперь найди все веселые.
Дидактические свойства «колобков» проявляются также при формировании нравственных понятий. Дошкольник визуально дифференцирует положительные и отрицательные эмоции, производит вербальную оценку эмоциональных проявлений, может перенести увиденное в контекст реальных жизненных поведенческих ситуаций и поступков. А то, что ребенок оценивает эмоциональные проявления, свидетельствует о развитии у него самостоятельности суждений и мыслительной инициативы.
Игра «Азбука настроения»
Детям, сидящим за столом, раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием и по одному колобку с эмоцией.
Психолог: Внимательно рассмотрите свои карточки. А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой настроение вашего персонажа похоже на то, что и у колобка.
Игра «Угадай эмоцию и попробуй ее изобразить»
Психолог: Попробуйте отгадать о каком настроении сейчас пойдет речь. Для этого послушайте отрывок из стихотворения К.Чуковского «Краденное солнце».
И встал Медведь,
Зарычал Медведь,
И к Большой Реке
Побежал Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит -
Солнце красное,
Солнце краденое.
Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
Говорю тебе, злодей, Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
- Пополам переломаю,
- Будешь ты, невежа, знать,
Наше солнце воровать!
Пропадает целый свет,
А тебе и горя нет!
Дети: О злости, гневе.
Психолог: Правильно. Посмотрите на колобка, расскажите, глядя на него, какое выражение лица должно быть у человека, когда у него злое настроение, когда он сердится? Брови нахмуренны, рот открыт, растянут в стороны, видны два ряда сжатых зубов. Покажите это настроение.
Вместо деревянных кружков могут применяться карточки с изображениями эмоциональных состояний человека. Но кружки удобнее держать в руке, и тактильный контакт с натуральным материалом способствует дополнительному сенсорному воздействию на ребенка. К тому же само нестандартное применение «колобков» в качестве дидактического средства больше запомнится детям, чем использование картонных карточек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное дидактическое пособие для старших дошкольников "Мир эмоций".
Педагогом представлено дидактическое пособие по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников....
Электронное дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы дошкольников «Калейдоскоп эмоций»
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников....
Электронное дидактическое пособие «Калейдоскоп эмоций»
Задачи:• продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике;• развивать ум...
Дидактическое пособие для детей раннего возраста Тема: «ЭМОЦИИ»
Формирование у детей младшего дошкольного возраста ( 2-3года) элементарных представлений об эмоциональных состояниях взрослых, детей....
Дидактическое пособие «Плащ эмоций»
Дидактическое пособие «Плащ эмоций» будет полезно для детей дошкольного возраста и педагогам. Пособие многофункциональное. Занятия с таким дидактическим пособием способствует ди...
Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)
Дидактическое пособие рекомендовано музыкальным руководителям...
Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)
Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...