Дидактическое пособие "Эмоции и чувства"
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Свежинцева Ирина Александровна

Пособие "Эмоции и чувства" предназначено для развития эмоциональной сферы детей, развития внимания, памяти, речи, расширения словарного запаса, формирования умения понимать эмоции по ситуации, показывать и подбирать выражения лица. Материал: деревянные «колобки», гуашь, лак.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пособие "Эмоции и чувства"825.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46 «Вишенка»

Дидактическое пособие

"Эмоции и чувства"

F:\выставка 2018\604lrwGkwmY.jpg

Педагог-психолог

Свежинцева И.А.

Пособие "Эмоции и чувства" предназначено для развития эмоциональной сферы детей, развития внимания, памяти, речи, расширения словарного запаса, формирования умения понимать эмоции по ситуации, показывать и подбирать выражения лица.

Знакомство с эмоциональными состояниями в дошкольном возрасте лучше происходит, если присутствует наглядность. Данный принцип имеет большое значение в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление детей носит наглядно-образный характер. Используемые в занятиях пиктограммы, карточки и иллюстрации обеспечивают восприятие материала. Что касается деревянных колобков, то здесь наглядность сопряжена с тактильным ощущением. Ребёнок не только видит изображение, но и может его подержать, ощупать, поиграть с ним. Тактильные ощущения для ребенка очень важны. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности.

F:\выставка 2018\-zPMNAHrabM.jpg F:\выставка 2018\V7VdDfR8z-Y.jpg

Дерево не выделяет такого «букета» токсичных газов, как пластик или ДСП.

Дерево близко человеческой природе. Но не столько потому, что его предком была некая «обезьяна, которая слезла с дерева», а потому, что дерево в течение всей истории человеческого рода помогало и спасало. Люди спасались на ветвях от хищников, делали из него жилища, инструменты, оружие, получали топливо для костра. Так дерево вплелось в генетическую память, и человеку нравится форма его кроны, шелест листьев, фактура и запах древесины.

Чуткие люди ощущают, что деревянные вещи содержат глубину и энергетику, недоступную пластику, потому что в них вложена сила рук и доброта сердца.

Обработанное дерево – красивый, приятный на ощупь, теплый материал. А стильная деревянная игрушка – славная вещица, которая нравится детям.

Колобки могут выступать в роли предмета, активно влияющего на развитие эмоциональной сферы дошкольника, если нарисовать на них лица, передающие различные эмоциональные состояния человека: радость, удивление, печаль, неудовлетворенность, злость, обиду, страх и др.


✔Примеры игр с эмоциями:


Игра «Изучаем эмоции»
Цель: формирование умения называть и показывать эмоции, развитие мимических мышц
Задание: назвать и показать эмоцию.

F:\выставка 2018\20180514_105759.jpg

  • Игра «Угадай эмоцию»
    Цель: обучение показу различных эмоций и умению их определять.
    Задание: перевернуть кружки с эмоциями, игроки по очереди берут и показывают остальным выражением лица ту, эмоцию, которая выпала им. Тот кто отгадал, забирает эмоцию себе. 


✔Упражнение «Нарисуй эмоцию»
Цель: формирование умения понимать ситуацию и подбирать соответствующую персонажу эмоцию, развитие речи.

F:\выставка 2018\20180514_105638.jpg

✔Игра «Колобок»
Цель: формирование умения замечать и называть эмоцию, расширение эмоционального словаря.
Материал: сказка про колобка и изображения колобка с разными эмоциями.
Задание: придумать рассказ-объяснение эмоций колобка.

  • Стишки и загадки «Эмоции».
    В процессе игр, в перерывах между играми можно читать стишки про эмоции и загадывать загадки. Это позволит провести время еще более интересней и полезней.

 Дидактические свойства колобков проявляются также при формировании нравственных понятий. Дошкольник визуально дифференцирует положительные и отрицательные эмоции, производит вербальную оценку эмоциональных проявлений, может перенести увиденное в контекст реальных жизненных поведенческих ситуаций и поступков. (Можно попросить ребенка найти сначала все недовольные выражения лица, затем все веселые). А то, что ребенок оценивает эмоциональные проявления, свидетельствует о развитии у него самостоятельности суждений и мыслительной инициативы.

  • Во время прихода в детский сад утром ребенку можно предложить выбрать колобка - эмоциональное состояние, которое наиболее подходит к его настроению. Это станет экспресс-тестом для определения индивидуального подхода к ребенку, выяснения причин, особенно в случае негативных эмоций, и принятия решений, как строить взаимодействие с ребенком.

F:\выставка 2018\5DaEM4r9eVc.jpg

Упражнение: Закончи предложение

Психолог: внимательно рассмотри лица. У них у всех разное настроение. Давай придумаем почему.

Ребенку предлагается продолжить предложение (Человек грустный, потому что у него… Человек веселый, так как у него…) (Я был радостным, так как у меня… Мне было страшно, потому что…) (Оля обиделась, потому что… Аня удивилась из-за того, что…).

Ребенок в соответствии с образом эмоционального состояния продолжает предложение, тем самым развивая восприятие и вербальный анализ. Ребенок распознает мимическое отражение эмоций, сопоставляет его со своим опытом и внутренними переживаниями. Когда же он сопоставляет и делает анализ эмоционального состояния другого человека (сверстника), то у него формируется эмпатия, сопереживание. Понимание собственных эмоций происходит также через познание эмоций других людей.

Игра «Найди всех веселых»

Психолог: Найди все недовольные выражения лица. Молодец, а теперь найди все веселые.

Дидактические свойства «колобков» проявляются также при формировании нравственных понятий. Дошкольник визуально дифференцирует положительные и отрицательные эмоции, производит вербальную оценку эмоциональных проявлений, может перенести увиденное в контекст реальных жизненных поведенческих ситуаций и поступков. А то, что ребенок оценивает эмоциональные проявления, свидетельствует о развитии у него самостоятельности суждений и мыслительной инициативы.

Игра «Азбука настроения»

Детям, сидящим за столом, раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием и по одному колобку с эмоцией.

Психолог: Внимательно рассмотрите свои карточки. А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой настроение вашего персонажа похоже на то, что и у колобка.

Игра «Угадай эмоцию и попробуй ее изобразить»

Психолог: Попробуйте отгадать о каком настроении сейчас пойдет речь. Для этого послушайте отрывок из стихотворения К.Чуковского «Краденное солнце».

И встал Медведь,

Зарычал Медведь,

И к Большой Реке

Побежал Медведь.

А в Большой Реке

Крокодил лежит,

И в зубах его

Не огонь горит -

Солнце красное,

Солнце краденое.

Подошел Медведь тихонько,

Толканул его легонько:

Говорю тебе, злодей, Выплюнь солнышко скорей!

А не то, гляди, поймаю,

- Пополам переломаю,

- Будешь ты, невежа, знать,

Наше солнце воровать!

Пропадает целый свет,

А тебе и горя нет!

Дети: О злости, гневе.

Психолог: Правильно. Посмотрите на колобка, расскажите, глядя на него, какое выражение лица должно быть у человека, когда у него злое настроение, когда он сердится? Брови нахмуренны, рот открыт, растянут в стороны, видны два ряда сжатых зубов. Покажите это настроение.

Вместо деревянных кружков могут применяться карточки с изображениями эмоциональных состояний человека. Но кружки удобнее держать в руке, и тактильный контакт с натуральным материалом способствует дополнительному сенсорному воздействию на ребенка. К тому же само нестандартное применение «колобков» в качестве дидактического средства больше запомнится детям, чем использование картонных карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное дидактическое пособие для старших дошкольников "Мир эмоций".

Педагогом представлено дидактическое пособие по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников....

Электронное дидактическое пособие «Калейдоскоп эмоций»

Задачи:•      продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике;•       развивать ум...

Дидактическое пособие для детей раннего возраста Тема: «ЭМОЦИИ»

Формирование у детей младшего дошкольного возраста ( 2-3года) элементарных представлений об эмоциональных   состояниях взрослых, детей....

Дидактическое пособие «Плащ эмоций»

Дидактическое пособие «Плащ эмоций» будет полезно для детей дошкольного возраста и педагогам.  Пособие многофункциональное. Занятия с таким дидактическим пособием способствует ди...

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)

Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...