Роль музыкально-дидактических игр в жизни ребенка- дошкольника.
статья (младшая, средняя группа)

В статье описана роль музыкально-дидактических игр в развитии детей младшего и среднего возраста. Также представлен практический материал для работы с детьми-дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muz-did_igr_v_zhizni_rebenka_doshkolnika.docx22.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкально – дидактических игр в жизни ребенка - дошкольника.

Что дети любят делать больше всего? Конечно, играть. «Игра развивает индивидуальность. Играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи. Поэтому игра - могущественное орудие для укрепления способности мыслить и для развития сознания»
Э. Жак-Далькроз
Играя, ребёнок закрепляет жизненные впечатления, уточняет и расширяет знания об окружающем, делает первые шаги в самостоятельной деятельности.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека
внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний.

Цель музыкального воспитания в детском саду – развитие музыкальной культуры ребенка, освоение им ценностей музыкального искусства и формирование на их основе музыкальных способностей и нравственно – эстетических качеств личности.

Сложность и своеобразие музыки, особенность ее восприятия требуют
привлечения наглядных средств. К ним относятся музыкально –
дидактические пособия и игры.

Музыкально - дидактические игры для детей

                              младшего и среднего дошкольного возраста.
Актуальность их применения, заключается в системном музыкально-
сенсорном развитии и воспитании дошкольников с учетом возраста и
последовательности приобщения детей к целостному и
дифференцированному восприятию музыки.
Привлекательность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. У ребят возникает интерес к музыке.
Музыкальные задания, выполняемые с помощью пособий, значительно активизируют умственную деятельность детей, развивают их самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть два начала – учебное  познавательное  и игровое  занимательное.

Музыкально-дидактические игры воздействуют на ребёнка комплексно,
вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем
самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Цель: развитие музыкальных способностей, углубление представлений детей о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

- учить детей ориентироваться в игровой ситуации;

- развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке,

эмоциональную отзывчивость и творческую активность;

- совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство

ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;

- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное

отношение друг к другу.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающих задач,

- содержания,

- правил,

- игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

При проведении данных игр необходим наглядный вспомогательный
музыкальный материал, который позволит в простой доступной игровой
форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о
выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, передаваемое ею.

На мой взгляд, музыкально-дидактические игры должны быть просты и
доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только
приобретают специальные музыкальные знания и способности. У них
формируются необходимые черты личности – чувство товарищества,
ответственности, способствуют формированию у детей психологических
качеств: внимание, память, сообразительность, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания, обогащению словарного запаса.

Полезные советы к применению предложенных

музыкально – дидактических игр.

  1. ИГРА «КАК ХОДЯТ ЗВЕРИ»

Перед началом игры можно спросить ребенка:

Мама: «Смотри, какие у меня широкие шаги, а у тебя нет. А почему?»  

(длинные ноги – короткие ноги).

Мама: «А давай поиграем! (идут широкими шагами, прямо гигантскими) «Длинные ноги шли по дороге Топ – Топ- Топ!»

(идут быстро маленькими шажками, притопывая) «Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ!»

Мама: «А сейчас давай посмотрим мультфильм и походим как зверята, хочешь?»

Включаем видео игры, слушаем и ходим как

МИШКА – руки в стороны, согнуты в локтях, ладони вверх, пальцы растопырены; ноги на ширине плеч, идем переваливаясь с ноги на ногу на внешней стороне стопы.

ЗАЙКА – показываем «ушки» поочередно руками у головы, пальцы не растопырены; прыгаем одновременно на двух ногах.

Ежик – идем маленькими шажками, легко притопывая; пальцы рук сплетены, шевелим ими, показывая «иголочки».

Жук – тут можно поползать на четвереньках и пожужжать.

Лошадки – цокаем языком, как лошадки. Руки на поясе, спина ровная, взгляд прямо, ходим высоко поднимая ноги к груди.

После нескольких повторений игры, дети запомнят слова и пускай подпевают!

  1. ИГРА «ТЕРЕМОК»

Перед игрой нужно вспомнить сказку, какие герои там были. Предложить ребенку посмотреть мультфильм и, послушав музыку, подумать, какой герой сказки мог бы под нее танцевать. Видео можно останавливать, чтобы дать ребенку подумать. Впоследствии можно придумывать все новые и новые движения и танцы для жителей теремка.

Мышка – бегает маленькими шажками, легко, неслышно и попискивает «пи, пи, пи».

Лягушка – прыгает вприсядку и квакает.

Петушок – стоит на месте, руки в стороны и немного назад (крылышки), покачивается вправо и влево и поет:

«Петушок, петушок, золотой гребешок.

Масляна бородушка, шелкова головушка.

Что ты рано встаешь
Деткам спать не даешь?»

Заяц – под музыку можно руки поднять к груди, кисти опущены – «лапки», а ноги поочередно ставить на пятку.

Волк-  идем большими шагами, руки вперед с растопыренными пальцами. Оглядываемся из стороны в сторону.

Лиса- руками плавные движения, ходим, виляем «хвостиком».

Медведь - руки в стороны, согнуты в локтях, ладони вверх, пальцы растопырены; ноги на ширине плеч, идем переваливаясь с ноги на ногу на внешней стороне стопы.

Обсуждаем характер музыки, связываем с образом и характером героя. Например, мышка маленькая, бегает легко, быстро и музыка такая же и т.д.

  1. ИГРА «КОЛОБОК»

Колобок катится по дорожке – можно бежать на месте. Движения для зверей можно брать такие же как из предыдущих игр и пускай ребенок сам посочиняет, пофантазирует про движения того или иного героя, сам показывает и рассказывает сказку.

  1. Игра «Мама и малыш».

В этой игре слушаем песенку и поем по очереди с ребенком.

  1. ИГРА «КТО МЕНЯ РАЗБУДИЛ»

Игра- загадка. При первом просмотре дети называют, кто поет, при последующих изображают голосом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль музыкально-дидактических игр в воспитании музыкальной культуры современных дошкольников"

Важное значение игрового обучения;музыкальные способности в классификации Б. Теплова и Н. Ветлугиной;характеристика музыкальных способностей;структура музыкально-дидактической игры;классификации музык...

Консультация для родителей "Роль музыкально - дидактических игр в жизни детей дошкольного возраста."

Доклад раскрывает важность музыкально- дидактичеких игр в жизни ребенка дошкольного возраста, из виды и формы....

Роль музыкально - дидактической игры в жизни дошкольника

Консультация "Роль музыкально - дидактической игры в жизни дошкольника" будет полезна как родителям, так и педагогам дошкольного образования....

Выступление на РМО на тему"Роль музыкально-дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников» 28.01.2021

Выступление на РМО на тему"Роль музыкально-дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников» 28.01.2021...

Консультация для родителей «Роль музыкально-дидактических игр в жизни ребенка»

   Одним из важнейших средств развития самостоятельной   музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной...

Статья. «Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей дошкольников»

Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувс...