Конспект родительского собрания "Воспитание любви к природе"
материал

Федоренкова Ирина Васильевна

Конспект родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_sobraniya_ekologiya.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в старшей группе

«Воспитание любви к природе»

Собрание составила:

Воспитатель Фдоренкова И.В.

Нижневартовск 2018 г.

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.

Задачи:

  1. Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.
  2. Познакомить родителей с играми экологического содержания, проводимыми с детьми в течение года.
  3.  Вызвать интерес родителей к данной теме.
  1. Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.

Предварительная работа:

Информация – папка передвижка «Играем дома». Презентация. Музыкальное сопровождение.

Повестка:

1. Организационный момент: встреча, регистрация, рассаживание.

2. Вступительное слово

3. Погружение в тему

4. Практическая часть. Экологические игры.

5. Заключительная часть. Рефлексия.

6 Обсуждение. Принятие решений.

Ход собрания

Вступительное слово:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня! Для начала, предлагаю немного поиграть.

Игра «Солнечные лучики»

Цель: установить между родителями контакт, сформировать у них положительный настрой.

Родители становятся в круг, протягивают правую руку вперёд, к центру, соединяя её с руками других участников.

Левую руку протяните к солнышку, возьмите у него часть тепла и положите в своё сердечко. Пусть это тепло согревает вас и всех, кто рядом с вами

Игра « Знакомство»

Для того, что бы нам лучше узнать друг друга, давайте познакомимся. Каждый из нас сейчас назовет свое имя и придумает прилагательное, на первую букву своего имени, которое его характеризует. (Например: Ирина – инициативная и т.д.)….. Приятно было со всеми Вами познакомиться.

Погружение в тему

Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Мы, педагоги, призываем Вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.

"Семья-это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро", - говорил В. А. Сухомлинский.

Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

В научной литературе существует много определений к слову «экология». Самое распространённое: экология - наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Детство самый благоприятный период развития всех качеств ребенка и Вы родители должны определить для себя цели воспитания, каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка.

Недаром пословица гласит: "Умел дитя родить, умей и научить".

Сегодня от нас с Вами зависит дальнейшее существование жизни на земле. Современные наболевшие проблемы взаимоотношении человека с окружающей средой, возможно, решить только при условии сформированности экологического мировоззрения всех людей.

Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.

Предлагаю Вам ответить на ряд вопросов, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми. Интервьюирование родителей.

(Звучит спокойная музыка.)

Вопрос: Экологическое воспитание что это? (Ответы родителей).

 По-гречески «экос» - «дом», «логос» - «наука». Экология — это наука о доме, о месте жительства животных и растений.

Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы, угрожающие здоровью и жизни людей.

Вопрос: Как Вы думаете, почему это произошло, в чём причины? (Ответы родителей).

-Загрязнение окружающей среды.

-Сокращение площади лесов.

-Опустынивание почвы, её загрязнение.

-Изменение климата

-Озоновые дыры.

Вопрос: Какой же вывод из сложившейся ситуации, что надо делать? (Ответы родителей).

  • Беречь природу.
  • Не раскидывать мусор, а утилизировать его.
  • Воспитывать с раннего возраста детей любить природу.
  • Показывать личным примером, как относиться к природе.

Вопрос: Что, прежде всего нам поможет развивать познавательный интерес к природе? (Ответы родителей).

-Совместные прогулки.

-Обращать внимание на красоту родного края.

-Экскурсии в парк.

Вопрос: А какое отношение к природе мы можем воспитывать в детях? (Ответы родителей).

-Бережное отношение-это эмоционально-положительное отношение к природным объектам, умение бережно обращаться с ними.

-Заботливое отношение- готовность оказать действенную помощь объектам природы, защитить их от неправильных действий сверстников.

-Умение сохранять или создавать необходимые для нормальной жизни и развития живых существ условия.

 Я согласна с Вами, но при этом надо воспитывать отрицательное отношение к негативным поступкам в природе и соблюдать правила поведения в природе.

Вопрос: Какие правила поведения в природе необходимо воспитывать? (Ответы родителей).

-Не разорять гнёзда.

-Не рвать охапками цветы.

-Не разорять муравейники.

-Не разжигать в лесу костёр.

-Убирать мусор за собой после пикника.

Правильно. Вот всему этому мы должны научить наших детей. Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать её и стремиться в меру своих возможностей к её защите, помогая ей, например: зимой - подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев, весной - развешивать скворечники.

Вопрос: Каким образом можно помочь детям? (Ответы родителей).

Это можно решить с помощью таких игровых приемов, как загадывание загадок и отгадывание по описанию. Сочинять свои загадки, песенки, стихи. Подбирая сравнения и эпитеты к природным явлениям. Читать дополнительно познавательную литературу и используя поэтическое слово. Вместе смотреть телепередачи о природе. Играя дома в настольные игры природоведческого содержания, предоставляя возможность ребенку рисовать и лепить, выполнять аппликацию, мастерить вместе с ним поделки из природного материала.

А сейчас я хотела бы узнать, на сколько, вы сами можете грамотно вести себя по отношению к природе. Я хочу выявить уровень вашей экологической культуры используя проблемно- ситуационный метод.

1 ситуация

Ваша семья пришла в лес.

- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, — предложил папа. Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, — возразил ваш ребёнок. Как поступите Вы? (Ответы родителей)

(Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара).

2 ситуация

Дети предложили вырыть под кустом яму и сложить в нее весь мусор, который остался после отдыха семьи? (Ответы родителей)

(Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи.

3 ситуация

Кто - то из детей заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо музыку включить погромче!» (Ответы родителей)

(В лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать его обитателей).

4 ситуация

Дети пошли в лес и нарвали земляники с ветками и грибы с корнем вырвали. (Ответы родителей).

(Нельзя рвать ягоды с ветками, потому что мы уменьшаем кол-во ягод, природа страдает)

5 ситуация

Вы с ребенком пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок. - Дайте мне баночку, я наловлю рыбок — попросил ваш ребёнок? (Ответы родителей).

(Маленькие рыбки - это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. Если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы)

Наш итог

Земля - наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Вот за вас и ваших детей я спокойна.

Просмотр презентации «Наша планета в опасности»

Предлагаю вам провести упражнение, которое называется «Продолжите высказывание» (о бережной отношении к природе).

«Мой ребенок будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я... »)

Практическая часть. Экологические игры.

Игра «Чудесный мешочек»

Родители вытаскивают загадку и отгадывают ее.

1. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы)

2. О каком дереве говорится: « Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос? (береза)

3. Кто кукует у кукушки? (самец)

4. Непоседа птица эта - одного с березой цвета. (сорока)

5. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)

6. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)

7. Какая птица охотится на лету? (ласточка)

8. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь, и еще восемь глаз (паук)

9. Лекарственное растение. В народе его называли «порезник, чирьева трава (подорожник)

10. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, на траве будет роса (туман)

11. Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой? (снежинки)

12. Какое дерево называют символом России? (береза)

13. Где находится ухо у кузнечика? (на ноге)

14. Какие птицы прилетают первыми в среднюю полосу? (грач)

15. Как называется наука о животных? (зоология)

16. Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы? (заяц)

17. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

18. Какая птица самая большая в мире? (страус)

 Уважаемые наши родители давайте с вами разомнёмся.

Игра «Вопрос – ответ»

Цель:Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Вопросы:

1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет)

2. От чего кошка бегает? (не умеет летать)

3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным)

4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак)

5. От чего гусь плавает? (от берега)

6. Чем до неба докинешь? (взглядом)

7. По чему собака бегает? (по земле)

8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки)

10. Зачем во рту язык? (за зубами)

11.У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба)

Игра « Аптека айболита»

Воспитатель:

Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке - и микстура, и таблетки.

Нужно только не лениться, нужно только научиться.

Находить в лесу растения, что пригодны для лечения!

Отгадайте, найдите их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

- Ты растение не тронь - жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь)

- Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях)

- Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

- Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет... (Медуница)

- Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет)

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква - при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка - при заболевании горла; морошка - средство от кашля).

Воспитатель:

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

А теперь дорогие родители мы предлагаем вам травяной чай. (угадай на вкус) SOS новости: 

Животное с самым большим мозгом по отношению к телу — муравей. Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка - не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сотен лет. Осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. В солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар. Кострище не зарастает 5-7 лет, ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год. Одна береза, поврежденная топором - это 20 литров сока. Чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков.

Игра «Узнай по объявлению»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

 внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3. Помогу всем, у кого сломался будильник?

4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

5. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

6. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

7. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

8. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

9. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

10. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

Игра «Ромашка»

Предложить родителям собрать пословицу о природе» из 2х частей

В осеннее ненастье - семь погод на дворе.

Где снег - там след.

Без воды - земля пустырь.

В зимний холод-всякий молод.

Февраль богат снегом - апрель водою.

Солнце встанет - так утро настанет.

Без корня - и полынь не растёт.

Зимой снег глубокий - летом хлеб высокий.

Педагогические ситуации

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»

«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»

«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал»

«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный, надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя»

Заключительная часть. Рефлексия

Творчество родителей. По традиции родительское собрание мы завершаем интересной рефлексией. В этот раз мы предлагаем каждому нарисовать мини плакат «Береги свою планету»

Обсуждение. Принятие решений.

Решение родительского собрания:

1. Прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

2. Учить заботливому, бережному отношению ко всему окружающему.

3. В процессе наблюдении развивать и обогащать речь, внимание, память, что послужит основным показателем психологической готовности ребенка к школе. Совместная семейная деятельность сближает родителей и детей, способствует установлению тесных контактов между ними.

«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте». Сухомлинский.

Родителям предлагается – анкетирование. (Приложение 1)

Список использованной литературы

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Москва: «Вако», 2007

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Котко Н.О. Учительский журнал онлайн «Психологические игры с родителями» 2015

5. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004

6. Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В. «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду» Москва: Скрипторий 2003

7. Чиркова С.В. «Родительское собрание в детском саду» средняя, старшая, подготовительная группа Москва: «Вако» 2008

Приложение 1

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»

Цель проведения данного анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в нашем детском саду и его осуществления в семье.

Ф.И.О. ____________________________________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?______

2. Интересует ли Вас лично данная проблема?___________________________

3. Что Вы знаете о влиянии окружающей среды на здоровье человека?

Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей?_____________________________________

4. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому образованию дошкольников?  Как? ____________________________________

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?_________

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?_____________________________

7. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?        _____________________

8. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?__________________________________________________        

9.Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?_________________________________________________________

10. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?____________________________________________________________ 

11. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?___________________________________________________________

12. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?__________________

13. Посадили ли Вы дерево?__________________________________________

14. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?__________________

15. Что Вы можете сделать для сохранения природы? ____________________

16.В каких мероприятиях, касающиеся сохранения природного мира Вы посещали, участвовали?______________________________________________

17. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?________________________________________________

18. Необходимо ли на данном этапе развитии человечества охранять растительный и животный мир?_______________________________________

19. Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?_________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Воспитание у детей любви к природе»

Родительское собрание на тему «Воспитание у детей любви к природе» Цель: Побудить родителей к целенаправленному воспитанию у своих детей любви к природе, заботливого отношения к ней. Развивать творчес...

Конспект родительского собрания на тему "Природа и дети"

Цель родительского собрания:Осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания;Повышать авторитет педагога в глазах родителей;Реализовывать единый подход к воспитанию и обучению ...

Родительское собрание «Воспитание любви к природе»

обсуждение с родителями проблемы формирования экологической культуры детей....

Родительское собрание. Тема: "Воспитание любви к природе"

Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым....

Родительское собрание "Воспитание любви к природе"

Родительское собрание о том, как можно в детском саду и в семье воспитать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем....

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему : " Воспитание любви к природе в семье и в детском саду"

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: " Воспитание любви к природе в семье и в детском саду"...