"Юные эколята"
методическая разработка
Изучение в доступной форме дополнительного материала по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательное развитие | 48.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность:
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками в различных режимных моментах, в том числе и при работе на метеоплощадке.
Проблема:
В рамках календарно-тематического планирования знакомству с явлениями природы, их подробному изучению, экспериментальной деятельности в природе практически не уделяется время. Воспитанники узнают о явлениях природы – дожде, грозе, снегопаде, листопаде и многих других – преимущественно из наблюдений через окно группы или из рассказов воспитателя, чтения литературных художественных произведений и стихотворений.
Для экспериментов, наблюдений и творчества необходимо отдельно отведенное время в режимных моментах. Начинать свои наблюдения дети могут на метеоплощадке - за облаками, изменениями температуры воды и воздуха, ветром, его силой и направлением, а также производить многие другие манипуляции, вести дневники наблюдений, учиться регистрировать изменения и строить прогнозы, а завершать свои наблюдения – экспериментами с песком, воздухом, водой и многое другое – в центрах экспериментирования, на участках для прогулок.
В рамках календарно-тематического планирования знакомству с явлениями природы, их подробному изучению, экспериментальной деятельности в природе практически не уделяется время. Воспитанники узнают о явлениях природы – дожде, грозе, снегопаде, листопаде и многих других – преимущественно из наблюдений через окно группы или из рассказов воспитателя, чтения литературных художественных произведений и стихотворений.
Для экспериментов, наблюдений и творчества необходимо отдельно отведенное время в режимных моментах. Начинать свои наблюдения дети могут на метеоплощадке - за облаками, изменениями температуры воды и воздуха, ветром, его силой и направлением, а также производить многие другие манипуляции, вести дневники наблюдений, учиться регистрировать изменения и строить прогнозы, а завершать свои наблюдения – экспериментами с песком, воздухом, водой и многое другое – в центрах экспериментирования, на участках для прогулок.
Цель данной план - программы:
- осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире через экспериментирование и исследовательскую деятельность.
Задачи:
План-программа предусматривает решение следующих задач:
- Создать условия для подготовки дошкольников к восприятию основ экологии в динамичном изменении по временам года.
- Формировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую, коммуникативную, игровую.
- Приобретение детьми личного опыта по осознанию ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире через экспериментирование и исследовательскую деятельность.
- Приоритетное направление в работе - прививать навыки бережного (неразрушающего) обращения с предметами и явлениями, в том числе изготовленными своими руками.
- Создать условия для наиболее полного раскрытия возрастных способностей и возможностей каждого ребенка через организацию работы по экспериментированию.
План-программа построена на следующих принципах:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой, на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип активного обучения:
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Участники план – программы:
- воспитанники всех возрастных групп МБДОУ «Д/с № 47», воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.
Привлеченные участники план - программы:
- МБУК «Ачинская городская детская библиотека».
Ожидаемые результаты:
- Будут созданы условия для подготовки дошкольников к восприятию основ экологии в динамичном изменении по временам года.
- У детей будут сформированы представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую, коммуникативную, игровую.
- Дети приобретут личный опыт по осознанию неразрывного единства мира природы и человека, научатся разбираться в причинно-следственных связях окружающего мира через экспериментирование и исследовательскую деятельность.
- Будут созданы условия для наиболее полного раскрытия возрастных способностей и возможностей каждого ребенка через организацию работы по экспериментированию, пополнены центры экспериментирования в возрастных группах.
При активном участие детей и взрослых в реализации план-программы предполагается, что у каждого ребенка возникает чувство сопричастности большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, поможет детям в формировании коммуникативных умений.
На территории детского сада продолжит развиваться метеоплощадка, экологические уголки в группах пополнятся - календарями погоды из цветов-синоптиков, приборами для измерения температуры воды, почвы, воздуха; будут разработаны материалы и картотеки с приметами, явлениями, которые можно будет использовать на непосредственно организованной деятельности в течение учебного года и др.
Вид план - программы: долгосрочный, творческо-познавательный.
Ресурсы обеспечения план - программы:
- Кадровые: воспитатели.
- Информационные: методические разработки, научная и художественная литература по теме план - программы, ресурс интернета.
- Материально-технические: наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, плакаты, фотоаппарат, ноутбук, проектор, музыкальный центр/ колонка, телевизор.
Формы и методы работы:
- работа с разными источниками информации;
- непосредственно организованная деятельность;
- игровая деятельность;
- опыты, эксперименты с различными объектами природы (песок, вода, снег, лед, глина, камни и др.);
- организация исследовательской деятельности, её регистрация в журналах наблюдений;
- выставки наработанных материалов по итогам реализации план-программы;
- подготовка и проведение различных творческих дел, экспериментов с учетом индивидуальных особенностей детей;
- участие детей в работе творческих мастерских;
- ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству территории и здания детского сада;
- интеллектуальные, спортивные игры;
- пополнение методическими материалами;
- целевые экскурсии;
- тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
- чтение художественной литературы;
- конкурсы и викторины;
- сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.
Дальнейшее развитие план – программы:
Данную план-программу можно использовать в учебное время, в период летнего оздоровительного отдыха воспитанников, включив в план воспитательной работы для экологического образования дошкольников, дополняя знания детей в соответствии с уровнем развития.
Сроки реализации план – программы:
Реализация данной план - программы рассчитана на 12 календарных месяцев (1 год).
План-программа ориентирована на развивающее обучение и направлена на развитие личности ребенка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (2 – 4 лет)
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста:
- Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.
- Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
- Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
- Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.
Месяц | Тема, задачи | Деятельность | |||
сентябрь | «Песочная страна» - продолжать знакомить детей с предметами неживой природы; - дать представление о том, что песок – это множество песчинок. | Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?» Строительство песочного замка. Рисуем на песке. «Цветной песок» | |||
октябрь | «Воздух» -продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; -обратить внимание на движение воздуха. | Наблюдения за вращением вертушки, за движением флажка. Определяем направление ветра. «Воздух работает» (парусные суда, воздушные шары и т.д.) Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Чья лодка быстрее?» | |||
ноябрь | «Свойства материалов (дерево)» - познакомить детей с изделиями из дерева; - изучить некоторые свойства дерева. | Беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.) «Переплывём реку» Д/и «Найди предмет из дерева». Д/и «Хорошо-плохо». Игра на деревянных ложках. | |||
Пополнение материалами: картотека игр с песком, воздухом, дидактические игры на определение свойств материалов. | |||||
декабрь | «Вода» - дать детям представление о плавучести предметов; - дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. | Совместное экспериментирование «Плавает-тонет» «Меняет форму» «Водяная мельница» «Я – фокусник» (салфетка в стакане сухая) | |||
январь | «Может ли вода быть твёрдой?» - выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды; - определить, что лед тает от тепла; - принимает форму емкости, в которой находится. | Наблюдение «Замерзшая вода» Совместный эксперимент «Тающий лед» «Греет ли одеяло?» | |||
февраль | «Фокусы с магнитом» - познакомить детей с магнитом; - выяснить, какие предметы притягиваются магнитом.
| Беседа «Волшебный предмет» Эксперимент «Почему скрепка движется?» «Полезные» магниты Игра «Чей улов больше?» | |||
Пополнение материалами: картотека игр с водой в различных её состояниях; картотека экспериментов и опытов с магнитами с учетом возрастных особенностей воспитанников. | |||||
март | «Камни» -изучаем свойства камней; - называем форму камней | Совместное экспериментирование «Лёгкий - тяжёлый» «Гладкий - шершавый» Рассматривание энциклопедии камней. | |||
апрель | «Волшебное стекло» - познакомить детей с понятием «отражение» - познакомить со свойствами зеркала. «Свет – тень» -познакомить с источниками света - природными и искусственными. -познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева); -установить сходство тени и предмета; -познакомить с тенью в разное время суток. | Рассматривание отражений в зеркале. «Поймай солнечного зайчика» «Свет повсюду» Наблюдение «Когда появляется тень?» Игра «Поймай свою тень» П/игра «День - ночь» | |||
май | «Приборы - помощники» - познакомить детей с увеличительными стёклами. «Большие насекомые» - показать различных насекомых, учить их сравнивать по определенным признакам. | Проблемная ситуация «Как увидеть муравья?» | |||
Пополнение материалами: картотека игр с камнями; картотека опытов и экспериментов с увеличительными стеклами, тенью, светом. | |||||
июнь | «Приметы урожая» - познакомить детей с тем, как в старые времена люди на Руси умели предугадать сроки посева пшеницы, овса, ржи, овощных культур и т.д. «Метеобюро» - познакомить детей с профессией гидрометеоролога, помочь детям понять её значение; продолжать расширять и пополнять словарный запас новыми словами: барометр, анемометр, психрометр, компас, термометр. | Рассматривание различных календарей. Просмотр отрывков из фильмов и видеопрезентаций. Создание календаря примет. Беседа в групповой комнате. Экскурсия на участок – экологическую лабораторию, рассматривание приборов (барометр, анемометр, психрометр, компас, термометр). Ознакомление с формами заполнения календарей наблюдений. | |||
июль | Библиотечка «Растения и животные в народных приметах» - пробуждать детей к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость от участия в коллективном деле. «Знакомые незнакомцы» - заинтересовать детей информацией о растениях-барометрах, произрастающих на территории детского сада. | Экологическая лаборатория. Презентация детьми собственных книжек малышек. Экскурсия по участку детского сада. Выполнение детьми зарисовок растений барометров. Создание справочника «Растения барометры». | |||
август | «Что делать с перцем?» - поддержать желание детей вырастить хороший урожай перца, создавая для его роста оптимальные условия. «Мы – юные гидрометеорологи» - предложить детям организовать работу на метеоплощадке, побуждать детей к систематическим наблюдениям. | Уголок природы. Огород на подоконнике. Беседа с рассматриванием выращенного перца. Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Фиксирование результатов наблюдений. Итоговая беседа о названиях и назначении приборов на метеоплощадке. | |||
Пополнение материалами: изготовление книги о растениях-барометрах; подбор примет, связанных с растениями и животными; создание словаря – справочника гидрометеорологических терминов. |
Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности
с детьми младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет) и старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет) и старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет):
- Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
- Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
- Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.
- Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
- Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.
Месяц | Тема, задачи | Деятельность | ||||
сентябрь | «Приключения песчинки» -продолжать знакомить детей со свойствами песка; -развивать познавательный интерес. «Удивительная глина» -познакомить детей со свойствами глины; -сравнить свойства песка и глины. | «Приключение песчинки и сахара» Исследовательский проект «Из чего мы сделаны?» (посуда) Презентация «Путешествие к карьеру» «Строим прочный дом» Лепка «Поможем Федоре» | ||||
октябрь | «Удивительные звуки» -формировать представления о характеристиках звука; -учить сравнивать звуки.
«Воздух - невидимка» -дать представления об источниках загрязнения воздуха; -формировать желание заботиться о чистоте воздуха. | «Что звучит?» «Звучание стакана с водой» Слушаем звуки природы. Музыкальные инструменты. Игровая ситуация «Кто там?» Беседа: «Невидимка воздух». Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха». Прогулка «Почему дует ветер?» Беседа: «Чистый воздух». Д/игра: «Свойства воздуха». | ||||
ноябрь | «Вода-волшебница» -формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; -продолжать знакомство со свойствами воды | Беседа: «Волшебница вода» Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды» «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Измеряем дождь». Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка». | ||||
Пополнение материалами: картотека игр с песком, глиной, воздухом, дидактические игры на определение звуков природы в окружающей среде; картотека опытов и экспериментов со звуками. | ||||||
декабрь | «Превращения воды» - дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар). «Посмотри, какой большой» - познакомить детей с измерительными приборами; - учить самостоятельно, выбирать мерку. | Совместное экспериментирование «Что за облако такое?» «Освобождение из ледяного плена» «Почему снег греет» Рассмотреть снежинку в лупу. Просмотр презентации «Три состояния воды». Чтение сказки Г.Остера «38 попугаев» «Измеряем длину ковра» «Чья дорожка длиннее» | ||||
январь | «В гостях у Гвоздика и Карандаша» - познакомить детей с понятием магнит; - сформировать представление о свойствах магнита; - активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. | Беседа: «Волшебные» свойства магнита. Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы». | ||||
февраль | «Чудеса растений» -дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему; -помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. | Эксперименты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух». «Уход за растениями». «Огород на окне». «Как Чиполлино подружился с водой» Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»). | ||||
Пополнение материалами: картотека игр с водой; картотека опытов и экспериментов с увеличительными стеклами, тенью, светом; планирование огорода на подоконнике, оформление документации. | ||||||
март | «Земля наш общий дом» -формировать представления о планете Земля;
«Почва» -обогатить знания детей о свойствах почвы. -установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. | Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?». Беседа «Что такое глобус» Рисование «Портрет Земли». Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве». Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»). | ||||
апрель | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» - учить наблюдать за погодой, солнцем; вести записи в дневнике наблюдений; - знакомиться с народными приметами; - учиться строить прогнозы. | Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?». Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем. | ||||
май | «Приборы - помощники» - актуализировать знания детей об увеличительных стёклах; - закреплять навыки использования увеличительных стекол в наблюдении за природой. | Проблемная ситуация «Сколько насекомых живет в траве?» | ||||
Пополнение материалами: создание картотеки потешек и народных примет, игр с почвой; оформить правила работы с увеличительными стеклами, опыты и эксперименты. | ||||||
июнь | «Знатоки народных примет» - развивать речь детей, коммуникативные качества, вызвать желание поделиться информацией, доставить детям эмоциональное удовольствие; нацелить детей на создание книжек-малышек на тему: «Растения в народных приметах». «Мы – юные гидрометеорологи» - предложить детям организовать работу на метеоплощадке, побуждать детей к систематическим наблюдениям. | Непосредственно организованная деятельность в групповой комнате. Конкурс «Кто больше знает примет о предсказаниях погодных явлений»; конкурс знаний народного календаря. Взаимодействие с родителями: заинтересовать оформлением книжек-малышек совместно со своими детьми. Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Фиксирование результатов наблюдений. Беседа о названиях и назначении приборов на метеоплощадке. | ||||
июль | «Загадки планеты Земля» - дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от солнца; вызвать интерес и познавательную активность у детей. «Что такое компас и для чего он нужен?» - формировать представление о четырех частях света; познакомить с компасом. | Занятия в экологической лаборатории. Беседа-путешествие по глобусу. Занятия в экологической лаборатории. Беседы. Экспериментально-исследовательская деятельность – ориентировка по компасу на территории детского сада. | ||||
август | «Откуда дует ветер?» - обучать детей работе с компасом. «Чем измерить скорость ветра?» - познакомить детей с прибором для определения скорости ветра – анемометром; - помочь усвоить алгоритм снятия показателей; - побуждать детей высказывать свои предложения о погоде на сегодня. | Дидактические игры «Найди по заданному направлению», «Скажи откуда…». Ориентация с компасом на местности. Определение частей света относительно детского сада. Занятия в экологической лаборатории. Измерение скорости ветра на метеоплощадке. Ведение журналов регистрации показателей приборов. | ||||
Пополнение материалами: подбор примет, связанных с растениями и животными; пополнение словаря – справочника гидрометеорологических терминов; оформление опытов и экспериментов с ветром; составление книги – «Загадки о явлениях природы». |
Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет):
- Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
- Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
- Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
- Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Месяц | Тема, задачи | Деятельность | ||||
сентябрь | «Солнце - звезда» -углубить представление о солнце, его параметрах.
«Почва – живое, неживое» -сформировать представления о почве, ее строении, значении | Познавательная беседа: «День - ночь»; Эксперимент «Далеко - близко»; «Чем ближе, тем быстрее»; Д/игра «День - ночь». Беседа «Что такое почва?» Чтение: «Сказки о волшебной кладовой»; Эксперимент «Такая разная земля»; «Земля после дождя» | ||||
октябрь | «Воздух – необходимое условие для жизни на земле» -сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы. -его значение для живых организмов. -развивать умение определять наличие воздуха на практике. «Полезные ископаемые» -формировать представления о некоторых полезных ископаемых (уголь, ракушечник). | Опыт «Как увидеть воздух?»; Опыт «Как услышать воздух?»; Эксперимент «Движение воздуха». «Почему мы дышим»
«Рассматривание материала с помощью лупы»; Получение сведений о полезных ископаемых из энциклопедии. | ||||
ноябрь | «Мир ткани» -познакомить с различными видами тканей; -помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | Беседа: «Одежда для куклы» Дидактическая игра «Мы - модельеры» Сюрпризный момент «Необычное письмо» «Как поднять единицу? | ||||
Пополнение материалами: пополнение картотеки игр о явлениях природы, космических объектах, почве, воздухе, полезных ископаемых; создание коллекции тканей. | ||||||
декабрь | «Вода в жизни человека» -воспитывать бережное отношение к окружающему миру
«Мир пластмасс» -закрепить представления у детей о видах и свойствах пластмасс. | Беседа «Для чего нужна вода» «Напоим Иванушку чистой водой» «Как убрать воду со стола» Рассматривание иллюстраций очистных сооружений Поисковый метод определения свойств и качества пластмасса. | ||||
январь | «Земля-магнит» - познакомить с действием магнитных сил Земли; -развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений; -учить соблюдать меры безопасности. | Эксперимент «как увидеть притяжение» Игры с магнитами: «Выбери скрепки из крупы» «Рыбалка» | ||||
февраль | «Электричество» -дать детям представление об электричестве, -закрепить понятия о неживой природе; -опытническим путем помочь детям понять интересное явление – гром и молния; -учить строить гипотезы, делать выводы. «Камни» -развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый); -дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. | Опыт «Ожившие волосы» Беседа: «Электроприборы» Игровая ситуация «Покупаем бытовой прибор» «Камень, рожденный деревом. Каменный уголь и мел» «История электрической лампочки» Беседа: «Кладовая Земли» «Почему разрушаются горы?» Опыт «Вулкан» | ||||
Пополнение материалами: пополнение картотеки игр с учетом возрастных особенностей детей о камнях, воде, пластмассе, электричестве; создание коллекции камней. | ||||||
март | «Мир металлов» -познакомить со свойствами металлов; использование металлов.
«Увидеть мир через увеличительное стекло» -продолжать знакомить детей с увеличительными стёклами. | Рассматривание металлических предметов, выявление их свойств. Дидактическая игра «Из чего сделано?» «Необычное письмо» Игровая ситуация «Найди предмет» | ||||
апрель | «Растительность – значение в жизни людей и животных» -сформировать представления о растительности, о ее пользе; -познакомить со значением растений для человека. | Эксперимент «Чем дышит растение?» Беседа: «Лес-защитник» Проращивание семян гороха, фасоли и злаковых культур; Рассматривание листьев (виды жилкования: пальчатое, параллельное) «Такое нужное слово - кислород» | ||||
май | Мониторинг | Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования | ||||
Пополнение материалами: пополнение картотеки игр с учетом возрастных особенностей детей о свойствах предметов; создание огорода на подоконнике; выращивание рассады для огорода на улице. | ||||||
июнь | «Знатоки народных примет» - развивать речь детей, коммуникативные качества, вызвать желание поделиться информацией, доставить детям эмоциональное удовольствие; - нацелить детей на создание книжек-малышек на тему: «Растения в народных приметах». | Непосредственно организованная деятельность в групповой комнате. Конкурс «Кто больше знает примет о предсказаниях погодных явлений»; конкурс знаний народного календаря. Взаимодействие с родителями: заинтересовать оформлением книжек-малышек совместно со своими детьми. | ||||
июль | «Какие бывают термометры?» - уточнить представления детей о термометрах; - познакомить с водным и напочвенными термометрами; - упражнять в измерении температуры воды, воздуха, почвы. «Для чего нужен барометр?» - Вызвать интерес к ознакомлению с прибором для измерения атмосферного давления – барометром, обучать работе с прибором. | Занятия в экологической лаборатории. Измерение температуры воды, воздуха, почвы. Занятие на метеоплощадке. Работа с приборами, фиксирование результатов в «Журнале – дневнике погоды» и отражение в календаре-стенде. | ||||
Пополнение материалами: подбор примет, связанных с растениями и животными; пополнение словаря – справочника гидрометеорологических терминов. |
Продукт план-программы:
Ребята много узнают о растениях-синоптиках, приметах, явлениях, и создадут свои собственные справочники. Благодаря им, можно будет узнать, какие растения и как предсказывают погоду, как наблюдать за изменениями в окружающем мире при помощи примет. В совместную продуктивную деятельность будут вовлечены и родители воспитанников. Вместе с детьми они сочинят сказки, смастерят книги для экологической библиотеки, соберут коллекцию народных примет, то есть внесут свой вклад в организацию развивающей экологической среды группы и детского сада в целом.
Воспитанники старших групп освоят правила работы со сложными приборами, и обучат этому детей из младших групп, своих родителей, а также всех желающих.
Как настоящие ученые научатся вести «Журналы – дневники наблюдений», словари-справочники. А также научатся безошибочно ориентироваться на местности по компасу.
Оценка результатов план – программы:
Педагогическую диагностику необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям:
формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Критерии сформированности экологических знаний:
*знания о растительном мире (изменение цветов с учетом погодных явлений, лекарственные растения);
*знания о неживой природе;
*знания о различных термометрах, барометрах и т.д.;
*знания о временах года, народных приметах в разное время года.
Методы диагностики:
*дидактические и интеллектуальные игры;
*викторины, досуги и развлечения;
*самостоятельное планирование и проведение экспериментов;
*индивидуальные беседы.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Система диагностики позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.
Диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач:
1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.
2. Выявить готовность педагогов ДОО к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.
3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОО.
4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.
Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.
Показатели уровня овладения детьми
экспериментальной деятельностью в группах
младшего дошкольного возраста (2 – 4 лет)
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при помощи педагога. | Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. | Хорошо понимает простейшие одночленные, причинно -следственные связи . |
Средний | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Низкий | Желание что – то сделать выражают словами. | Произносят фразу: «Я хочу сделать что – то» | Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами. | Выполняют простейшие поручения взрослых. Работают с помощью воспитателя. | Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий. |
Показатели уровня овладения детьми
экспериментальной деятельностью в группах
младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет) и старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно. | Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога. | Принимает активное участие в проведении опыта, прогнозирует результат. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы. | Выполняет опыт под контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам. Использует несколько графических способов фиксации опытов. | При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей |
Средний | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. | Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. | Хорошо понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. |
Низкий | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простешие одочленне цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого. |
Показатели уровня овладения детьми
экспериментальной деятельностью в группах
старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование
| Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для эксперимента, исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей. | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует. |
Работа с родителями
Родители (законные представители) принимают активное участие в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы, присутствуют на занятиях/мероприятиях с элементами экспериментирования, посещают собрания, вовлекаются в выполнение творческих заданий.
Задачи | Мероприятия |
1.Ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности. 2.Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование». 3.Популяризация исследовательской активности ребенка - дошкольника 4.Организация сотрудничества с родителями: | Родительские собрания: «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Значение детского экспериментирования в развитии ребенка», «Проведение экспериментов летом», «Растим любознательных детей». Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно-экспериментальной активности детей» Консультации для родителей: 1. «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»; 2. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; 3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»; 4.«Игра или экспериментирование»; 5.«Значение опытно –экспериментальной деятельности для психического развития ребенка». Оформление информационного стенда: «Экспериментальная деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» Открытые занятия/ мероприятия: «Невидимка-воздух» «Необыкновенный мир магнитов» «Какими бывают камни?» и т.д. Фотовыставка «Мы экспериментируем» Создание мини-лаборатории. 1. «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей. 2. Создание семейного журнала «Экспериментируем дома» 3. Привлечение родителей к пополнению коллекции: «Разные ткани», «Бумажная страна», «Разные камни». |
Методическое обеспечение план-программы:
Методические пособия:
1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.
2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48
4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно – экспериментальная деятельность»
5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
9. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80
10. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
11. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду».
12. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. - с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002
13. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". - М - 2011. - С.224
14. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. - 159 с.
15. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий видеоролика "Юные эколята в гостях у юнната"
Сценарий видеорполика "Юные эколята вгостях у юнната"...
Рабочая программа экологического кружка «Юные эколята».
Цель программы – формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.Зада...
Сценарий видеоролика "Юные эколята в гостях у юнната"
Китовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение СЦЕНАРИЙ ВИДЕОРОЛИКА«ЮНЫЕ ЭКОЛЯТА В ГОСТЯХ У ЮННАТА» Подготовили и провели:...
Выступление на РМО "Развитие академической одарённости в кружке "Юные эколята"
В связи с объединением МДОУ был утвержден новый устав, одним из приоритетных направлений являлось экологическое образование детей, с этой целью была организована работа по дополнительному ...
Экологическая викторина в подготовительной группе «Юные эколята»
Предложенная экологическая викторина будет полезна для воспитателей подготовительных групп....
Юные эколята.
Формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе....
Юные эколята
Обучаемся подвижным играм с речевым сопровождением...