Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)

Методическая разработка " Нравственно - патриотическое воспитание детей через ознакомление с русской народной культурой."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка719.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-мансийский автономный округ—Югра

город Нижневартовск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «МЕДВЕЖОНОК»

 

Методическая разработка

Возраст: 5-6 лет

C:\Users\о87\Desktop\нравственный подвиг учителя\фото для Альб. РАф\фото для Альбины  Р\Изба\IMG_2901.JPG

                                                               Дирлам Наталья Викторовна, заведующий

Жданова Альбина Рафаиловна, заместитель заведующего по ВМР

Боровских Наталия Борисовна, воспитатель

Нижневартовск - 2018 год

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал русской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

   С 01.09.2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании  Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Целью образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» основной образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, что является основой патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогу необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать дошкольников на основе  национальных традиций.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Они повышают детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы поискового характера, индивидуальные задания. Необходимо учить детей самостоятельно анализировать увиденное, сравнивать, делать обобщения и выводы.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого использования игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Каждый предмет в свой город» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохломская, дымковская, гжельская). Большой интерес вызывают у детей игры - путешествия в прошлое русского народа.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.  Поэтому  необходимо  использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутки и прибаутки, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого в дошкольном учреждении создан музей «Русская изба».  Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта русского народа.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. Исходя из вышеизложенного, нами были выбраны следующие приоритеты:

  • Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям ощущать себя частью великого народа.  Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка, развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного;
  •  Широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) - богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей;
  • Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными признаками, особенностями времён года, погодными изменениями;
  • Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью, способной  увлечь ребят национальным изобразительным искусством.  

Чтобы донести до понимания детей традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры и праздников, было решено с помощью родителей и педагогов данной группы собрать предметы русского быта и воссоздать интерьер русской избы. Определили место, постелили домотканые коврики, смастерили русскую печь   с имитацией тлеющих дров.  В печь поставили чугунки, приобрели ухват.  

Из русских  деревень  нам привезли  керосиновую лампу, самовар, веретено,  лапти, деревянные ложки, посуду хохломских мастеров, расшитые полотенца, русские костюмы, коромысло, прялку, которой уже более 100 лет.

Всё это вызвало большой  интерес детей к истории русского быта. Каждому хотелось  покачать в зыбке куклу, попользоваться ухватом, смотать  пряжу в клубочек.  

Занятие на тему: «Посиделки в избе»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре и быте русского народа.

Задачи:  Формировать образную речь: употреблять в разговорной речи пословицы и поговорки; развивать  интерес к русским традициям и промыслам; закреплять знания о художественных росписях; активизировать мыслительную деятельность через разгадывание загадок; воспитывать уважительное отношение к национальным и культурным традициям русского народа.

Предварительная работа:

  1.  Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, альбома «Изделия русских мастеров».
  2. Чтение русских народных сказок: «Гуси – лебеди», «Родные вещи».
  3. Беседы: «Как жили в деревне», «Из истории русской одежды», «Народные приметы», «Что такое сказка»?
  4. Заучивание пословиц, поговорок, частушек.
  5. Декоративное рисование

● элементы узора на полоске

● роспись тарелки

6. дидактические игры: Как жили наши предки»

7. подвижные игры: «Гуси - лебеди», «Ручеек», «На золотом крыльце сидели».

8. Экскурсия в музей русского народного быта.

Материал:

Предметы быта: печь, горшки, ухват, прялка, веник, лапти, плетёные корзины, самовар, вязаные дорожки, детская люлька, вышитые полотенца, картинки с загадками, музыкальные инструменты, предметы декоративно – прикладного творчества.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия, дети входят в комнату. Воспитатель в сарафане приветствует детей (гостей).

- Здравствуйте, гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад.

Дети отвечают на приветствие известными им пословицами:

- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

- Много гостей, много и новостей.

- Что есть в печи, на стол мечи.

- Встречай не с лестью, а с честью.

S6303969.JPG

Воспитатель: В старину тёмными зимними вечерами, собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины.

Такие вечера назывались посиделками.

- Я вам предлагаю осмотреть избу и найти предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках. (Дети указывают на полотенце и отвечают, что оно вышитое, лапти, корзина  плетеные, коврик вязаный.)

S6303971.JPG   

    S6303961.JPG

- Я вас приглашаю на посиделки. Присаживайтесь, гости дорогие, посидим рядком, да поговорим ладком.

S6303975.JPG     S6303974.JPG

- Ребята, комнату в избе называли – горница. Постарайтесь запомнить это слово. Давайте повторим все вместе – горница. В горнице встречали гостей, гостю – почетное место и лучшее угощение.

- А самое главное в избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Давайте подумаем, почему печь в избе главная? Где пищу готовить? Конечно в печи. Чем избу обогреть?

S6303959.JPG

- У нас в детском саду тепло. Что нас греет? (Батарея). А в старину батарей не было, что тогда грело? (Печь).

- А случалось и так: дети на улице на горке катаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замершие. Где сушить одежду и валенки? (ответы детей).

- Оказывается,  печь сушит и не только одежду. Что можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы). Не зря в старину говорили: «Печь нам – мать родная».

- Как вы, ребята, понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

- А что еще мы видим в горнице? Какая мебель стоит? (Стол, люлька, лавки, сундук, прялка).

S6303956.JPG

S6303957.JPG         

- Так повелось на Руси, что не одно орудие труда, не было столь необычным по форме как прялка. Прялка была в каждой избе. Отец заказывал своей дочери ко дню свадьбы подарок – прялку у лучшего деревенского мастера.

- На прялке пряли пряжу. Сматывали пряжу в клубочки и вязали одежду.

S6303983.JPG

- Посмотрите на клубочек! Какой он? (Дети трогают руками: мягкий, теплый, пушистый, легкий). Кому он в руки попадет, тот становиться добрым. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Комплименты». Дети передают  клубочек соседу и говорят  комплимент.  Например: ты – красивая, ты – ласковая, ты – приветливый.

- Молодцы, ребята, вы говорили друг другу комплименты, и мы продолжаем свои посиделки.

- Ой, я слышу, кто-то плачет.  (Запись – плач ребёнка) Слышите, ребята, в люльке малыш капризничает, наверное, спать захотел. Чтобы ребенок заснул, что нужно сделать? (спеть колыбельную). Выходит ребёнок и поёт колыбельную песенку.

Баю – баюшки  баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И потащит во лесок.

К нам волчок не ходи,

Нашу Машу не буди.

C:\Users\о87\Desktop\нравственный подвиг учителя\фото для Альб. РАф\фото для Альбины  Р\20180125_161559.jpg     C:\Users\о87\Desktop\нравственный подвиг учителя\фото для Альб. РАф\фото для Альбины  Р\20180125_163032.jpg

Воспитатель: Ну вот и заснула наша Машенька.

Слышится  шуршание. (Воспитатель обращает на это внимание).

- Ребята, посмотрите, нам, видно, кто-то  шкатулку подбросил.

- Ничего не пойму, ну, загадка какая - то. Да это и есть загадки. (Из шкатулки педагог достает карточки с загадками и загадывает детям).

S6303988.JPG

1. Толстая Федора наедается не скоро,

   Но зато, когда сыта, от Федоры теплота. (Печка)

2. Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)

3. Стоит толстячок, блестит бочок,

    Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

4. Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник).

- А теперь ребята, покажите, как пользоваться этими предметами, проговаривая действия полным предложением. (Дети показывают и проговаривают: я растапливаю печь дровами, горшки с печи вынимали ухватом, веником мести надо к выходу, я наливаю чай из самовара.)

C:\Users\о87\Desktop\нравственный подвиг учителя\фото для Альб. РАф\фото для Альбины  Р\20180123_160648.jpg         C:\Users\о87\Desktop\нравственный подвиг учителя\фото для Альб. РАф\фото для Альбины  Р\20180123_160623.jpgC:\Users\о87\Desktop\нравственный подвиг учителя\фото для Альб. РАф\фото для Альбины  Р\20180125_162042.jpg

Воспитатель: Какие вы умелые да трудолюбивые. А ведь издавна русский народ славится своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы.

- А вы знаете пословицы о труде? (Ответы детей)

- А я знаю такие:

● Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

● Скучен день до вечера, коли делать нечего.

● Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

● Сделал дело, гуляй смело. (Дети хором проговаривают)

Воспитатель: Красны  девицы да добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь. (Дети берут музыкальные инструменты, девочки надевают платки)

Ребенок 1.  Эх, возьму я в руки балалайку

Да потешу я свою хозяйку!

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем.

(Дети исполняют частушки)

Ребенок 2.   А я в тереме живу

 К себе в избу приглашу

 Я иду, иду, иду,

 Самовар в руках несу.

Ребенок 3.    Мы веселые ребята

                      Мы нигде не пропадем,

                      Если надо - мы станцуем.

                      Если надо мы споем

Ребенок 4.    Веселись, наш детский сад,

                      Веселее нет ребят!

                      Мы с улыбкой на лице

                      Вам споем о Городце.

Ребенок 5.    Кисти, краски запакую,

                      В Городец уеду

                      Всё, что надо нарисую

                      И вернусь к обеду.

(Дети играют на музыкальных инструментах, поют и пляшут)

 S6304002.JPG C:\Users\о87\Desktop\нравственный подвиг учителя\фото для Альб. РАф\фото для Альбины  Р\20180125_162456.jpg S6303999.JPG

Воспитатель: Делу время, потехе час.

- А теперь усаживайтесь по удобней и слушайте сказку.

S6304010.JPG

«Жила – была в одной деревушке девочка по имени Марья. За что не возьмется, все в руках ее ладилось да спорилось. И прозвали ее за это Марья Искусница. Прознал  про это Кощей бессмертный, налетел, схватил Марьюшку  и понес ее в свое кощеево царство. А Марья превратилась в красивого лебедя и стала ронять свои перышки, как память о себе.  Одно перышко упало в деревню Хохлома. И появились в той деревне мастера.

- Чем же, ребята, прославились хохломские мастера? (Ответы детей).

- Покажите  хохломскую роспись. (Дети показывают).

S6304007.JPG

Другое перышко упало в город Городец. И появились там городецкие мастера.

- Что украшали городецкие мастера? (Ответы детей с показом Городецкой росписи).

Третье перышко упало в город Гжель. И там появились умелые, веселые и красивые мастера.

- Каким же мастерством радуют нас гжельцы? (Ответы детей).

Полюбилась людям красивая посуда, и стали ее называть нежно «голубое чудо». А четвертое перышко упало в село Дымково. Появились там дымковские мастера.

- Чем они прославили свой любимый край? (Ответы).

Но вот беда: налетел ураган страшной силы и все перепутал.

- Давайте, ребята, отправим каждый предмет в свой город.

Игра: «Каждый предмет в свой город».

На магнитной ленте вывешиваются картинки – символы  народных промыслов. На подносе расставлены игрушки с различными росписями. Ребёнок выбирает игрушку, называет  город или село, где она была изготовлена, ставит игрушку в соответствующее место. Когда все игрушки расставлены, дети определяют (проверяют), все ли правильно выполнили задание.

     S6304013.JPG      S6303955.JPG

Вот и сказке конец, а кто слушал -  молодец. Надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.  Да пока вы сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали. Ну и пусть зайцы скушали, а печь нам за это время  пирожков напекла. Понюхайте,  какие они румяные и душистые. (Ах, как пахнут)

S6304017.JPG

Воспитатель угощает детей ароматным чаем с душистыми пирогами.

Итог занятия: Где мы с вами сегодня побывали? Что нового вы узнали? Какое задание было самым интересным? (Ответы детей).

C:\Users\о87\Desktop\нравственный подвиг учителя\фото для Альб. РАф\фото для Альбины  Р\20180125_162924.jpg

Список литературы

1. Альбьева Е.А. – Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками. – М. 2004.

2. Барутчева Е. Хочешь? пойдём с тобой в музей. Ж. // Дошкольное воспитание №5, 2006.

3. Батурина. Г.И.. Кузина Г.Ф – Народная педагогика в воспитании дошкольников. М. – 1995.

4. Дорожин Ю.– Как жили наши предки. М. 2004.

5. Ковалёва Г.А. – воспитывая маленького гражданина. М – 2005.

6. Кондрыкинская Л.А. – С чего начинается Родина? М – 2003.

7. Князева. О.Л. Махаева М.Д. – Приобщение детей к истокам русской народной культуре. Санкт – Петербург 2003.

8. Князева. О.Л. Махаева М.Д.– знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт – Петербург 2003.

9. Махаева М.Д – Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М – 2004.

10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М – 1988.

11. Соловьева Е.В. Данилина Т.А. – Знакомим дошкольников с конвенцией о правах ребёнка. М – 2005.

12. Шорыгина Т.А. – Нравственно – патриотическое воспитание «Родные сказки» М – 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...