Занятие
материал (подготовительная группа)

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_detskiy_sad_kombinirovannogo_vida.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

«Проектно – исследовательская деятельность как метод ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Курнаева А.С.

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…

        Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

   Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учѐтом современных образовательных технологий.

1.    Технология проектной деятельности.

2.    Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).

3.     Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью еѐ изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

4.     Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

        Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

        Важными критериями успешной социализации подрастающего ребенка являются знания о трудовой деятельности людей и общественной значимости их труда, сформированность положительного отношения к труду, умение практически выполнять доступные трудовые процессы, заинтересованность в выборе будущей профессии. Родители и педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде и профессиях взрослых.

          С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители, выпускники детского сада, социальные партнеры) в моей группе был разработан и реализован профориентационный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». Проект долгосрочный, практико-ориентированный, в проекте участвовали дети среднего  дошкольного возраста, их родители, воспитатели, сотрудники ДОУ.

Цель проекта – формирование устойчивых представлений у всех участников образовательного процесса о ценности труда и профессиональной деятельности человека.

В нашей группе была  проведена диагностика для выявления уровня знаний о профессиях у детей, а так же уровня оказанного внимания теме в образовательном процессе родителями группы.

      На первом этапе реализации проекта нами были определены цели и задачи проекта, начат сбор материала по ознакомлению детей с профессиями, необходимого для реализации цели проекта, приступили к изготовлению дидактических игр и пособий.

На практике в детском саду и дома в ходе реализации основной части проекта взрослые использовали разнообразные формы и методы работы с детьми по профориентации: экскурсии-наблюдения, рассказы взрослых, непосредственно образовательная деятельность, праздники и развлечения, самостоятельная художественно – творческая деятельность, чтение художественной литературы, дидактических и сюжетно-ролевых игр в тематических уголках, подбор песен о разных профессиях, «Встреча с интересным человеком» по образовательной программе ДОУ. Особое внимание в ходе реализации проекта уделялось игре как основному виду деятельности дошкольников, созданию атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр. В ходе проекта мы посетили близлежащую парикмахерскую «Красотка», где дети конкретно познакомились с трудом парикмахера, орудиями труда, попробовали себя в роли парикмахера. Также дети познакомились с профессией повара на нашей кухне, где ребята принимали активное участие в изготовлении молочного коктейля. Еще дети познакомились с профессией прачки, медицинской сестры, пчеловода, и  т.д. Изучив профессию фермера, сделали в группе макет фермерского хозяйства. Для наиболее лучшего знакомства с профессией строителя мы приглашали папу нашего воспитанника, который все подробно и в доступной форме рассказал детям о своей профессии. Результатами проекта ДОУ стали: анализ и обобщение результатов работы творческой группой ДОУ; презентация проекта родителям ДОУ; оформление выставки рисунков «Профессии детского сада»; конкурс презентаций «Лучшая профессия»; оформление «Книги профессий».  У детей наблюдается интерес к трудовой деятельности взрослых, они осознанно высказываются, дают оценку профессиям и трудовым обязанностям родителей и знакомых людей. Отображают знания в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) и в сюжетно-ролевых играх.

        При планировании и организации педагогического процесса я учитываю, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому, считаю обновление предметно-развивающей среды  в группе одной из главных задач. В  моей  группе созданы развивающие центры активности, направленные на поддержку инициативы дошкольников, свободному выбору детьми материалов, проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.  Поиск инновационных подходов к моделированию предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия. Дальнейшее преобразование  предметно – пространственной среды мы видим в  реализации  информационно – образовательного проекта «Город мастеров» – первичной профориентации дошкольников, цель которого, разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию функциональных модулей по видам детской деятельности для организации пространства дополнительных помещений учреждения: (Модуль  журналистики), Автошкола, Студия дизайна, модуль науки и экспериментирования, модуль архитектуры и строительства, мини библиотека,  модуль кулинарии. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...