Уголок природы как средство развития самостоятельности у дошкольников
консультация
Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_prirody.docx | 144.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитываются познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве. В процессе наблюдений за обитателями уголка природы у детей формируются представления о растениях как живых существах, их потребностях, о росте и развитии, изменении жизни в зависимости от сезона. Дети знакомятся со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. Важен эстетический вид уголка природы.
Уголок природы также является одним из элементов экологической развивающей среды детского сада, выполняет важную функциональную роль: формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически деятельного отношения к миру природы. Научно-познавательная функция уголка природы направлена на формирование у детей системы знаний, представлений о многообразии мира комнатных растений, о специфических морфофункциональных особенностях растений различных климатических зон и географических областей. А также на развитие у детей мыслительных процессов и операций, таких как: анализ, сравнение, обобщение, а также таких психических процессов и качеств, как внимание, память, воображение, наблюдательность. Эмоционально-нравственная функция позволяет созданию у детей положительных эмоций, способствует воспитанию бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Деятельно-практическая функция направлена на формирование у дошкольников умений и навыков по уходу за растениями. Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи воспитания и образования. Например, весной можно наблюдать за ветками тополя, посаженными в банку с водой, а затем рисовать их с натуры. По мере набухания почек, а затем появления первых листочков замечаем изменения и отображаем их в рисунках. Также, периодически в уголке природы находятся временные объекты – лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Детям очень нравится наблюдать за «огородом» на окне. Кроме наблюдательности, у них формируется чувство ответственности за начатое дело. В среднем дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и наша задача – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характер дошкольников в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, надо создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества. Для этого можно составить план работы в уголке живой природы на сезон. Дети, наблюдают, выполняют поручения по уходу за растениями, следят за календарем природы и погоды. Во время ежедневных наблюдений ребята замечают и рассказывают, что изменилось (например, появились новые листья, бутоны, цветы). Ежедневно дети смогут отмечать состояние природы, выставлять соответствующую картинку в календаре. Поощрять детей, отмечать наиболее наблюдательных, старательных и активных – для детей это будет стимул к саморазвитию. Кроме названных объектов, в уголке природы могут находиться: альбомы, книги, энциклопедии, дидактические игры содержащие материал природоведческого характера; различные природные материалы и поделки из них, сделанные совместно с родителями. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Материалы и оборудование для трудовой деятельности (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т.д.) и опытнической деятельности хранятся в закрытой полке и свободном доступе для детей.
При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать:
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но, не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно- образовательной работы.
Требования при организации в ДОУ уголков природы
• уголок природы должен быть ярким и красочным;
• стеллажи, полки обязательно закреплены;
• календарь природы в каждой возрастной группе;
• недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
• цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
• оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
• природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
• оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
В процессе воспитания у детей любви к природе важно включать различные тематические праздники и развлечения, в ходе которых ребята учатся быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде. Это такие праздники как: «В гостях у Осени», «Здравствуй лето», «День Земли» и другие. Проведение таких праздников способствует формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому на планете, воспитывает бережное отношение к природе. Во время таких мероприятий обычно проводятся соревнования, игры, конкурсы, устраиваются выставки детских рисунков, фотоматериалов, что также способствует эмоционально-положительному отношению детей к природному окружению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уголок науки – как средство развития элементарной опытнической и исследовательской деятельности дошкольников
Презентация "Уголок науки –как средство развития элементарной опытнической и исследовательской деятельности дошкольников"...
Уголок природы как средство экологического воспитания дошкольников
Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией...
Уголок природы как средство укрепления духовного здоровья дошкольников.
Воспитание любви к природе с помощью уголка природы в дестком саду...
Ручной труд как средство развития самостоятельности дошкольников
Занятие ручным трудом является одной из форм детской активности, весьма увлекающей всех дошкольников. И именно в таком специфически детском виде деятельности формируются такие качества личности, как с...
Методическая разработка Ознакомление с природой, как средство развития внимания дошкольников
Учитывая многосторонние интересы детей к природе, воспитатель направляет их. С этой целью используется наблюдение за природными явлениями. Этот общедоступный метод является ...
Трудовая деятельность как средство развития самостоятельности дошкольников.
Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современной системы образования. Жизнь во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от человека ч...
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...