Уголок природы как средство развития самостоятельности у дошкольников
консультация
Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_prirody.docx | 144.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитываются познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве. В процессе наблюдений за обитателями уголка природы у детей формируются представления о растениях как живых существах, их потребностях, о росте и развитии, изменении жизни в зависимости от сезона. Дети знакомятся со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. Важен эстетический вид уголка природы.
Уголок природы также является одним из элементов экологической развивающей среды детского сада, выполняет важную функциональную роль: формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически деятельного отношения к миру природы. Научно-познавательная функция уголка природы направлена на формирование у детей системы знаний, представлений о многообразии мира комнатных растений, о специфических морфофункциональных особенностях растений различных климатических зон и географических областей. А также на развитие у детей мыслительных процессов и операций, таких как: анализ, сравнение, обобщение, а также таких психических процессов и качеств, как внимание, память, воображение, наблюдательность. Эмоционально-нравственная функция позволяет созданию у детей положительных эмоций, способствует воспитанию бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Деятельно-практическая функция направлена на формирование у дошкольников умений и навыков по уходу за растениями. Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи воспитания и образования. Например, весной можно наблюдать за ветками тополя, посаженными в банку с водой, а затем рисовать их с натуры. По мере набухания почек, а затем появления первых листочков замечаем изменения и отображаем их в рисунках. Также, периодически в уголке природы находятся временные объекты – лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Детям очень нравится наблюдать за «огородом» на окне. Кроме наблюдательности, у них формируется чувство ответственности за начатое дело. В среднем дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и наша задача – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характер дошкольников в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, надо создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества. Для этого можно составить план работы в уголке живой природы на сезон. Дети, наблюдают, выполняют поручения по уходу за растениями, следят за календарем природы и погоды. Во время ежедневных наблюдений ребята замечают и рассказывают, что изменилось (например, появились новые листья, бутоны, цветы). Ежедневно дети смогут отмечать состояние природы, выставлять соответствующую картинку в календаре. Поощрять детей, отмечать наиболее наблюдательных, старательных и активных – для детей это будет стимул к саморазвитию. Кроме названных объектов, в уголке природы могут находиться: альбомы, книги, энциклопедии, дидактические игры содержащие материал природоведческого характера; различные природные материалы и поделки из них, сделанные совместно с родителями. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Материалы и оборудование для трудовой деятельности (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т.д.) и опытнической деятельности хранятся в закрытой полке и свободном доступе для детей.
При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать:
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но, не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно- образовательной работы.
Требования при организации в ДОУ уголков природы
• уголок природы должен быть ярким и красочным;
• стеллажи, полки обязательно закреплены;
• календарь природы в каждой возрастной группе;
• недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
• цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
• оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
• природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
• оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
В процессе воспитания у детей любви к природе важно включать различные тематические праздники и развлечения, в ходе которых ребята учатся быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде. Это такие праздники как: «В гостях у Осени», «Здравствуй лето», «День Земли» и другие. Проведение таких праздников способствует формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому на планете, воспитывает бережное отношение к природе. Во время таких мероприятий обычно проводятся соревнования, игры, конкурсы, устраиваются выставки детских рисунков, фотоматериалов, что также способствует эмоционально-положительному отношению детей к природному окружению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уголок науки – как средство развития элементарной опытнической и исследовательской деятельности дошкольников
Презентация "Уголок науки –как средство развития элементарной опытнической и исследовательской деятельности дошкольников"...
Уголок природы как средство экологического воспитания дошкольников
Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией...
Уголок природы как средство укрепления духовного здоровья дошкольников.
Воспитание любви к природе с помощью уголка природы в дестком саду...
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: Уголок природы, как средство повышения речевой активности. Посев семян травы для кошек.
Материал может быть полезен воспитателям детских садов....
Ручной труд как средство развития самостоятельности дошкольников
Занятие ручным трудом является одной из форм детской активности, весьма увлекающей всех дошкольников. И именно в таком специфически детском виде деятельности формируются такие качества личности, как с...
Методическая разработка Ознакомление с природой, как средство развития внимания дошкольников
Учитывая многосторонние интересы детей к природе, воспитатель направляет их. С этой целью используется наблюдение за природными явлениями. Этот общедоступный метод является ...
Трудовая деятельность как средство развития самостоятельности дошкольников.
Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современной системы образования. Жизнь во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от человека ч...