Особенности речевого развития детей подготовительной к школе группе
занимательные факты (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_kravchenko.docx | 51.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности речевого развития детей подготовительной к школе группе
Кравченко Н.В.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №186»
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в России, в дошкольном возрасте.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Речевое развитие (развитие речи; ознакомление с художественной литературой), согласно ФГОС ДО, включает владение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим); обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы); развитие связной, грамматически правильной диагностической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей - диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения); развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия); развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове) ; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (проблемой является то, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей); формирование звуковой аналитической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения).
Особенности речевого развития подготовительной к школе группе.
- Грамотная речь педагога;
- методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
- методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
- организация деятельности в «Уголке удивительных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);
- создание индивидуального речевого пространства для каждого ребёнка.
При таких особенностях речевого развития в подготовительной к школе группе:
- Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей;
- Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая среда, созданная в подготовительной к школе группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы.
Развивающая речевая среда (подготовительная к школе группа). Основные задачи:
- Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.
- Опираясь на опыт детей и, учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
- Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
- Помогать осваивать формы речевого этикета.
- Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
- Приучать детей к самостоятельности суждений
Формирование словаря (подготовительная к школе группа).
Основные задачи:
- Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
- Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
- Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и целью высказывания.
- Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи.
Основные задачи:
- Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
- Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
- Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи (подготовительная к школе группа).
Основные задачи:
- Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
- Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).
Связная речь (подготовительная к школе группа).
Основные задачи:
- Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
- Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
- Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
- Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
- Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
- Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте (подготовительная к школе группа).
Основные задачи:
- Дать представления о предложении (без грамматического определения).
- Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
- Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
- Учить составлять слова из слогов (устно).
- Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Ознакомление с художественной литературой (подготовительная к школе группа)
Основные задачи:
- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
- Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
- Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворении, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимимкой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
- Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
- Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
Методы развития речи (подготовительная к школе группа).
Классификация методов развития речи по используемым средствам | Классификация методов развития речи в зависимости от характера речевой деятельности |
Наглядные:
| Репродуктивные – основы на воспроизведения речевого материала, готовых образцов:
|
Словесные:
| Продуктивные – основы на построение собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения:
|
Практические:
|
Средства развития речи
- Общение взрослых и детей.
- Культурная языковая среда.
- Обучение родной речи в организованной деятельности.
- Художественная литература.
- Изобразительное искусство, музыка, театр.
- Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.
ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по речевому развитию детей подготовительной к школе группы | |||
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непрерывная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ | |||
индивидуальные подгрупповые групповые | индивидуальные подгрупповые Групповые | индивидуальные подгрупповые | индивидуальные подгрупповые |
Игры с предметами и сюжетными игрушками Игровая ситуация Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) Дидактические игры Настольно-печатные игры Чтение, слушание, рассматривание иллюстраций Беседа после чтения Разучивание стихотворений Коммуникативные тренинги Речевые задания и упражнение Сценарии активизирующего обучения Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций Театрализованная игра, игра- драматизация, показ настольного театра, работа с фланелеграфом Режиссерская игра Имитативные упражнения, пластические этюды Совместная продуктивная деятельность Проектная деятельность Экскурсии Работа по формированию умений составлять описательный рассказ об игрушке (предмете) с опорой на речевые схемы (модели); пересказывать:
произведение (коллективное рассказывание); | Ситуация общения в процессе режимных моментов Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него Пример использования образцов коммуникативных кодов взрослого, тренинги (действия по речевому образцу взрослого) Освоение формул речевого этикета Игры со словесным сопровождением (хороводные игры, пальчиковые игры) Игры- драматизации Беседа, в том силе эвристическая Ситуативный разговор Мимические, логоритмические, артикуляционные гимнастики Наблюдения за объектами живой природы, предметным миром Чтение, слушание, воспроизведение, имитирование Разучивание стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок Сочинение загадок Выставка в книжном уголке Тематические досуги, праздники и развлечения Литературные праздники Викторины, КВН Экскурсия Презентация результатов проектной деятельности Разновозрастное общение | Сюжетно-ролевая игра Театрализованная игра Игра-драматизация с использованием разных видов театров (настольный, театр теней, театр на банках, на ложках и т.п.) Игра- импровизация по мотивам сказок Игровое общение, игры в парах и совместные игры Самостоятельная художественно- речевая деятельность Словотворчество Совместная продуктивная и игровая деятельность детей Подвижнай игра с речевым сопровождением или пением (хороводные и др.) Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка | Речевые игры Игры- Драматизации Беседы, рассказы Разучивание стихотворений, загадок, скороговорок, чистоговорок Пример использования образцов коммуникативных кодов взрослого Чтение, слушание, рассматривание иллюстраций Совместные семейные проекты Посещение театров, музеев, выставок Прослушивание аудиозаписей |
Показатели речевого развития для детей от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)
- Посредством речи проявляет инициативу в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей, поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.).
- Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
- Пересказывает и разыгрывает с помощью драматизации небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия.
- Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
- Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
- Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
- Узнает произведения, называет 2-3 авторов, называет любимые книги, излагает их содержание, в том числе произведения большого объема (в беседе с воспитателем, или с опорой на книгу).
- Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с предпочтением, участвует в обсуждениях, высказывает свою точку зрения.
- С интересом рассматривает иллюстрированные издания, называет 2-3 художников-иллюстраторов.
- Выразительно читает стихи, пересказывает отрывки из произведений.
- Различает жанр произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы
Сообщение из опыта работы воспитателя по развитию речи у детей старших возрастных групп....
Возрастные особенности психического развития детей (подготовительной к школе группе 6 – 7 лет)
Учитывать возрастные особенности детей необходимо для получения максимального эффекта в воспитательной деятельности. От этого зависит, насколько ребенок будет себя чувствовать комфортно в своем развит...
Проект «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙПодготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)»
проект для работы с родителями, Ознакомление родителей с возрастными особенностями психофизического развития детей в подготовительной к школе группе. Возраст от 6 до 7 лет....
Консультация "Возрастные особенности психического развития детей (подготовительной к школе группе 6 – 7 лет)"
Учитывать возрастные особенности детей необходимо для получения максимального эффекта в воспитательной деятельности. От этого зависит, насколько ребенок будет себя чувствовать комфортно в своем развит...
Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС
Предлагаю диагностику речевого развития детей подготовительной группы. Работая по речевому направлению, я заметила, что у детей улучшается связная речь, дети становятся более эмоциональными и общитель...
Статья "Особенности речевого развития детей подготовительной к школе группе".
Статья об особенностях речевого развития детей подготовительной к школе группе....
Особенности речевого развития детей подготовительной к школе группе.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в России, в дошкольном возрасте.Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми ...